Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности. Росколодько, Наталья Ивановна бесплатно
9:41 PM
Скачать Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности. Росколодько, Наталья Ивановна бесплатно
Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности

Диссертация

Автор: Росколодько, Наталья Ивановна

Название: Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности

Справка: Росколодько, Наталья Ивановна. Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 / Росколодько Наталья Ивановна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова] - Актобе, 2009 - Количество страниц: 247 с. ил. Актобе, 2009 247 c. :

Объем: 247 стр.

Информация: Актобе, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
11 Современное понимание проблем профессионального становления личности
12 Проблема профессионализации личности
13 Организация и специфика учебной деятельности в военном вузе
14 Психологический анализ учебной деятельности в аспекте процесса профессионализации
15 Профессиографическая характеристика военного авиационного инженера
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Организация и методология исследования, объем и ее общая характеристика
22 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
23 Методы математико-статистической обработки данных исследования
Глава 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
31 Динамика изменения уровня успеваемости, удовлетворенности выбором профессии и профессиональной направленности курсантов Военного института Сил воздушной обороны
32 Особенности личностного развития в процессе профессиональной подготовки курсантов ВИСВО
33 Особенности формирования структуры ПВК в профессиональной подготовке курсантов ВИСВО
34 Особенности формирования нервно-психической устойчивости курсантов ВИСВО

Введение:

Актуальность проблемы и темы исследования. Окончание XX и начало XXI вв. связано с кардинальными изменениями в системе международных отношений, в обеспечении безопасности государств, сохранении целостности границ и суверенитета. В странах СНГ обозначились новые ориентиры военной реформы: переход к профессиональной армии; сокращение численности личного состава за счет модернизации боевых средств, создаваемых на базе информационных технологий; использование средств защиты государственных границ нового поколения. Приоритетный вектор реформ - это признание важнейшего значения человеческого фактора, как главного гаранта позитивных перемен в Вооруженных Силах. Реформирование казахстанского общества, фундаментальное обновление законодательства, создание новой экономической формации также потребовали квалифицированного кадрового обеспечения всех составляющих государство структур, силовых ведомств с учетом современных запросов общества.
Вместе с привлечением внимания к реформированию Вооруженных сил Республики Казахстан на основе современной военной доктрины возникает потребность изучения и научного обоснования качественной профессиональной подготовки военных специалистов. Только высокий профессионализм офицерских кадров может решать сложные задачи обеспечения национальной безопасности. Возникает необходимость повышать не только качество военного образования, но стимулировать личностное развитие молодого офицера, что способствует формированию новой компетентной военной элиты. Нужны офицеры с новым самосознанием и мировоззрением, сформированным индивидуальным стилем деятельности и групповой согласованностью, развитыми лидерскими и волевыми качествами, способные быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям современного информационного мира.
Профессионализация представляет собой целостный процесс, одной из стадий которого является освоение профессии военного специалиста, и значительная часть работы по личностному и профессиональному становлению офицеров осуществляется при обучении в военном институте, где происходит превращение личности молодого человека в профессионала военного дела. Анализ проблемы подготовки военных кадров показал, что это сложная, многоаспектная область психологии труда еще недостаточно изучена и требуется научное обоснование новых социально-психологических явлений в сфере профессионального образования. Разработка концепции профессионального становления субъекта военной деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.
В данном диссертационном исследовании закономерности профессионального становления курсантов исследуются в условиях военно-учебной деятельности в Военном институте Сил воздушной обороны Республики Казахстан (ВИСВО). Военная авиационно-инженерная деятельность является одним из наиболее сложных видов трудовой деятельности и характеризуется рядом специфических особенностей: исключительно большая социально-политическая значимость, экстремальный характер условий деятельности, крайняя интенсивность информационных, психоэмоциональных и физических нагрузок, высокий риск и цена ошибочных действий, жесткая регламентация профессиональных обязанностей, тесное взаимодействие и взаимозависимость специалистов различного профессионального профиля при выполнении должностных функций и т.д. Все это в комплексе обусловило специфические требования к индивидуально-психологическим характеристикам будущих офицеров, обучающихся в военном вузе, и требуется теоретическое обоснование и практическое исследование закономерностей профессиогене-за, выявление возможных затруднений, влияющих на качество профессиональной подготовки.
В рамках данной научно-исследовательской работы обеспечивается преемственность психологических исследований в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, МЛ. Басов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), психологии труда, эргономики, инженерной психологии (Л.И. Божович, В.Д. Небылицын, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.). Ведущие ученые отечественной военной психологии А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, Г.Д. Луков, К.К. Платонов, И.В. Сыромятников, Н.Ф. Феденко и др., задающие тон ее развитию, являются представителями советских психологических школ, приверженцами деятельностного подхода. Наиболее значимыми I направлениями развития теории деятельности являются субъектно-деятельностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и другие подходы (Л.И. Анцыферова, А.В. Барабанщиков, В.А. Бодров,
A.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Д.Н. Завалишина, А.В. Карпов,
B.Д. Шадриков и др.). В психологии труда теоретико-методологические основы применения системного подхода разработали В.А. Бодров, В.Ф. Венда, М.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Г.М. Зараковский, Е.А. Климов, Ю.К. Стрелков, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др. Вместе с тем, системный подход на сегодняшний момент находится в процессе своего развития и совершенствования. Концепции, позволяющие преодолеть ограничения традиционного системного подхода предложены: В.А. Барабанщиковым, Ю.Я. Голиковым, А.В. Карповым, А.Н. Костиным и др.
Профессиональное становление, как системное образование, начинает формироваться на ранних стадиях профессионализации и развивается в течение всей сознательной жизни человека, — подчеркивается в ведущих концепциях современных исследователей в психологии труда (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, В.Е. Орел, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.Д. Шадриков и др.). Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма, - обобщает Э.Ф. Зеер. Анализ современных затруднений в повышении качества профессиональной подготовки военных инженеров в Казахстане определил направление и проблему исследования, основанную на следующих противоречиях: необходимость в качественном пополнении личного состава авиационных частей и реально низкими психическими, интеллектуальными и физическими показателями у большей части призывного контингента по отношению к нормам, принятым в военной деятельности; изменение личностно значимых ориентиров и жизненных ценностей современного молодого поколения, выз бирающего военную профессию. Сложность изучения этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых социально-психологических факторов, влияющих на становление личности офицера и определяющих эффективность военной службы.
В данном1 контексте возникает вопрос, каким образом протекает процесс профессионализации будущего офицера, как формируется и развивается личность под влиянием военной профессии. В этой связи актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной проработанностью в психологии труда проблем профессионализации будущих офицеров на стадии обучения в военном вузе. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Ввиду многоплановости темы в работе сосредоточено внимание на исследовании узловых психологических проблем, как наименее изученных в психологии труда, и характеризующих закономерности профессионального становления и развития личности будущего офицера в процессе военно-учебной деятельности.
Цель исследования — изучение закономерностей профессионального становления курсантов на стадии обучения в военном вузе.
Объект исследования — профессиональное становление курсантов в условиях военно-учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимодействие личностных свойств и динамика их изменений в военно-учебной деятельности.
Для достижения цели исследования ставились следующие задачи:
1. Анализ современных научно-теоретических подходов к проблеме профессионального становления личности, степени разработанности психологических проблем военно-учебной деятельности.
2. Реализация комплексной программы психологической диагностики испытуемых на стадии обучения в военном вузе с 1-го по 4-й курс и мониторинг профессионального становления.
3. Эмпирический анализ особенностей и закономерностей формирования системы ПВК курсантов во взаимосвязи с успешностью обучения.
4. Комплексное эмпирическое исследование личностных изменений в процессе военного профессионального обучения.
5. Психологический анализ качественного отличия «лучших» и «худших» курсантов в ситуации профессионального становления в военном вузе.
Основная гипотеза исследования: процесс профессионализации курсанта ВИСВО сопровождается изменениями на всех уровнях психической активности и в итоге формированием личностных профессиональных особенностей. Данная общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
1. Формирование личности в ходе освоения профессии характеризуется специфическими чертами, связанными с особенностями военной профессии и определенной динамикой на континууме «дискретность - структурированность».
2. Между эмоциональной устойчивостью и личностными свойствами существует специфическая взаимосвязь, обусловленная уровнем профессионализации.
3. Формирование системы ПВК курсантов в ходе военно-учебной деятельности характеризуется особенностями в структурной динамике.
4. Формирование профессиональных моделей поведения характеризуется типологией, взаимосвязанной с успешностью учебной деятельности.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась привлечением статистически значимого количества испытуемых, качественным отбором эмпирической выборки, использованием надежных и валидных психодиагностических методов, применением методов статистической обработки результатов и соблюдением всех стандартов психологического исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• Деятельностная теория развития и становления личности Б.Г. Ананьева, JT.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна;
• Системный и субъектно-деятельностный подход к анализу личности
A.В. Карпова, В.Д. Шадрикова;
• Концепция динамической функциональной структуры личности по К.К. Платонову;
• Зарубежные психологические теории развития и самоактуализации личности (Г. Айзенк, А. Бандура, Э. Кречмер, А. Маслоу, Г. Олпорт,
B. Франки, К. Юнг и др.);
• Социально-психологические теории личности, авторские подходы к исследованию деятельности в психологии труда, инженерной психологии, эргономике, разработанные отечественными психологами (К.С. Абуль-ханова-Славская, А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, А.А. Деркач, Д.Н. Завали-шина, Е.А. Климов, И.С. Кон, С.П. Крягжде, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, Н.М. Пейсахов, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, Г.В. Суходольский, С.Н. Чистякова и др.); интегративный подход в психологии (А.В. Карпов, Н.В. Клюева, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, В.В. Новиков, В.Ф. Шевчук); современные теоретические концепции профессионализации личности в психологии труда (С.М. Джакупов, Э.Ф. Зеер,
А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.П. Пова-ренков, В.Е. Орел, А.Р. Фонарев и др.).
Значительное влияние на ход исследования оказали работы ученых, посвященные психолого-педагогическим проблемам высшей школы (И.А. Зимняя, А.А. Реан, А.А. Смирнов, С.Д. Смирнов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); вопросам качества профессионального образования и способам его определения (В.П. Беспалько, З.А. Решетова, П.Е. Щеглов и др.); психолого-педагогическим основам теории образования (А.Г. Асмолов, Н.И. Мешков, P.M. Шамионов, В.А. Якунин и др.); теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально-личностных свойств (JI.H. Собчик); психология отношений (Н.П. Фетискин), положения об адаптационном потенциале (P.M. Грановская, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян); концепция психозащитной деформации личности участников боевых действий (Л.Ю. Субботина). Кроме того, в исследовании учитывались итоги современных диссертационных работ по проблемам профессионального становления в учебной деятельности в вузе, в военной деятельности.
Методы исследования: анализ нормативных документов, учебных ведомостей; тестирование: «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)» в адаптации JI.H. Собчик, «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова, «Прогноз-2» В.А. Баранова, «Профессиональная мотивация в процессе деятельности» Смекала-Кучеры, комплекс тестов исследования когнитивной и эмоционально-волевой сферы, анкеты о мотивах выбора и удовлетворенности военной профессией; методы математико-статистической обработки данных: оценка статистической значимости результатов, коэффициент корреляции r-Пирсона, ?/-Манна-Уитни, /-критерий выброса, а также качественный анализ и содержательная интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.
Исследование и решение поставленных в диссертации задач проводилось с 2001 по 2008 гг. на базе Военного института Сил воздушной обороны
Республики Казахстан. Эмпирическим; исследованием на протяжении 8 лет было охвачено 820 человек. Работа выполнялась в три этапа.
1 этап (2001-2002 гг.) - планирование и организационно-методическое обеспечение психологического исследования (разработка концепции, гипотезы и методического замысла' на основе изучения трудов классиков;психологии, современных исследований в области- психологии труда; а также условий; военно-учебной;, служебно-боевой деятельности, требований к личностным качествам офицеров; определение объема выборки).
2 этап (2002-2006 гг.) - организация и проведение эмпирического исследования; сбор данных и их систематическая обработка,, анализ итогов учебной деятельности, интерпретациями обсуждение результатов; • 3 этап (2006-2008 гг.) - обобщение и синтез, эмпирических данных (формирование статистической последовательности и квалификация по разным основаниям: тенденции; скачки, связь личностных особенностешкурсан-тов, и уровня успеваемости на основе данных: учебных ведомостей; нервно-психической устойчивости, мотивации; представление итогов на конференциях, в научных изданиях).
Научная? новизна исследования состоит, в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении с позиций системного подхода' закономерностей профессионализации военных специалистов: и динамики -личностных измёненйй на стадии обучения в военном вузе, что впервые осуществлено в Казахстане на базе военного института. Впервые выполнена оценка эффективности профессионального становления-курсантов; по критериям- профессиональной продуктивности, идентичности и зрелости на каждом курсе обучения в военном вузе с позиций функционально-динамической парадигмы психологического анализа деятельности. Исследована взаимосвязь нервно-психической устойчивости с успешностью обучения и ее системообразующая роль, в процессе профессионализации курсантов; Анализ профилей личности курсантов по курсам выявил так называемый «эффект увеличения структурированности». По результатам исследования впервые выявлены елеи дующие закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности: общность динамических тенденций развития личности у высокоуспешных и малоуспешных курсантов; принципиально различная динамика.формирования структуры ПВК у представителей крайних групп; эффект середины», который выражается в соотношении показателей структурированности ПВК разных групп курсантов.
Теоретическая значимость исследования^ заключается в углублении научного пониманияшроблемшрофессионализации личности в tусловиях образовательной среды военного1 вуза. Впервые выявлена специфическая, динамика формирования^ структуры профессионально-важных качеств у курсантов f во енного ^учебного - заведения; что вносит вклад в.изучение-профессионализации в условиях- военной- подготовки. Данное исследование расширяет представление об особенностях системогенеза военных профессий*. Дано представление о тематике: дальнейших исследований'в. области профессиог нального становления, профессиональной адаптации военных специалистов.
В9 работе показано качественное различие личностной и когнитивной структур у курсантов^ характеризующихся* различным уровнем успешности деятельности: Изучение закономерностей динамики профессионализации в сфере военной подготовки дополняет и расширяет представление о системно-структурной» организации личности: Впервые установлено, что личность курсанта под влиянием военно-учебной деятельности приобретает специфические черты, связанные с военной профессией: устойчивые стенические свойства проявляются и усиливаются в группе «лучших» ко второму году обучения, а у «худших» в-целом позже на два года.
Практическая значимость диссертационного исследования прослеживается в том,,что учет закономерностей профессионального становления военных курсантов позволит осуществлять учебный процесс на основе индивидуальных особенностей курсантов и их психического состояния, прогнозировать различные пути повышения успеваемости сильных и слабых курсантов, корректировать их мотивационную сферу и совершенствовать различные стороны учебного процесса, особенно в кризисные периоды обучения. Впервые доказано, что максимальное приближение учебной обстановки к реальным войсковым условиям, создает особую социально-психологическую ситуацию развития курсанта, вызывает повышенный уровень эмоциональной напряженности, который, имея устойчивый характер на всем протяжении обучения в военном вузе, оказывает дезадаптивное влияние на личность курсантов, наиболее заметное на 2-м и 3-м курсе обучения, что обеспечивает более широкие возможности управления учебным процессом. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты, сформулированные на их основе выводы и рекомендации могут быть использованы в практике воспитательной работы в военном вузе; для-профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих вf военный институт, а также для кадрового отбора специалистов других силовых структур.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения докладов, сделанных автором на региональных, республиканских и международных конференциях: Межведомственная научно-практическая конференция «Проблемы формирования позитивного имиджа военнослужащих и повышения престижа военно-профессиональной деятельности»: Военный институт Комитета национальной безопасности (КНБ) (Алматы, 2004); Первая научно-практическая межведомственная конференция-семинар «О проблемах профессионально-психологического отбора и расстановки кадров в правоохранительных, специальных и военных органах Республики Казахстан»: Служба охраны Президента (Астана, 2005); Межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы военного образования и науки в XXI веке»: Военный институт КНБ (Алматы, 2005); Региональная научно-практическая конференция «Реализация стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан: проблемы подготовки инженерно-технических кадров»: Актюбинский госуниверситет им. К. Жубанова (Актобе, 2006); Международная научная конференция «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы». Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Чернышевского (Саратов, 2007); Международная научная конференция «Проблемы межрегионального сотрудничества в условиях модернизации экономики стран СНГ: опыт и пути решения». Актюбинский госуниверситет им. К. Жубанова (Актобе, 2007); Республиканская научно-методическая конференция «Совершенствование качества подготовки педагогических кадров на основании эффективного использования инновационной технологии»: Социально-педагогический университет (Шымкент, 2007); Научно-методическая конференция по проблемам повышения эффективности подготовки военных кадров: Военный институт СВО (Актобе, 2007); Международная научно-методическая конференция «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2008), Международный конгресс «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2008).
Основные результаты исследования внедрены в практику учебной и воспитательной работы в Военном институте Сил воздушной обороны. При изучении курсантами «Военной психологии и педагогики», как учебной дисциплины, введена новая тема «Проблемы профессионального становления военных специалистов». Материалы, полученные в ходе диссертационного исследования, включены в рабочие программы дисциплин «Организация и планирование научных исследований в психологии», «Психология труда» в Актюбинском государственном университете им. К. Жубанова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное обучение курсантов в военном вузе представляет управляемый процесс, в рамках которого соотношение внешних и внутренних факторов, при переходе от одного этапа обучения к другому не является случайным и конкретизирует ситуацию профессионального становления. Личность курсантов по мере приобретения опыта становится более структурированной и под влиянием военно-учебной деятельности данной профессиональной группы приобретает специфические черты, связанные с особенностями выбранной военной профессии. Это находит отражение в эффективности обучения. Успешность выполняет роль внешнего системообразующего фактора формирования личности курсанта.
2. Динамика формирования ПВК в ходе военного обучения отражает общую тенденцию увеличения* структурированности и специфику в виде кризисных периодов, связанных с особенностями организации учебного процесса.
3. В качестве одного из доминирующих регулятивных личностных уровней в процессе обучения необходимо рассматривать профессиональную мотивацию. Мотивация курсантов формируется как многомерная по содержанию подсистема личности, единство соподчиненных компонентов. Формирование соответствующей иерархии мотивационных компонентов у курсантов обусловлено не снижением их значимости, а возрастанием ценности и проявлением других мотивационных компонентов, специфичных как для условий обучения в целом, так и для конкретных этапов.
4. Профессиогенез в обучении курсантов ВИСВО характеризуется разными типовыми моделями. Профессиональное становление военного инженера, протекающее в специфических условиях образовательной среды военного вуза, характеризуется качественным отличием «лучших» и «худших» курсантов. Устойчивый рост показателей «лучших» прогнозирует качественность и надежность отсроченной военно-профессиональной деятельности.
Структура диссертации обосновывается логикой психологического исследования, практической целесообразностью обработки материала и включает введение, три главы, заключение, библиографический список литературы включает 247 наименований, из которых 5 — на иностранном языке. Основной текст диссертации изложен на. 247 страницах, работа содержит 7 таблиц, 40 рисунков и 49 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 176 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031