Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Травина, Светлана Анатольевна бесплатно
6:24 AM
Скачать Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Травина, Светлана Анатольевна бесплатно

Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников

Диссертация

Автор: Травина, Светлана Анатольевна

Название: Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников

Справка: Травина, Светлана Анатольевна. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2006 212 c. : 61 06-19/240

Объем: 212 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Проблема взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников в работах отечественных и зарубежных психологов
11 Концепции агрессивного поведения человека в зарубежной психологии
I II Отечественные психологи об агрессивном поведении людей
I III Особенности и причины агрессивного поведения младших школьников
IIV Условия эффективности взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов по профилактике агрессивного поведения учащихся
ГЛАВА И Эмпирическое исследование путей оптимизации взаимодействия школьного психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения учащихся начальных классов
II I Процедура и методы исследования
IIII Результаты психологической диагностики особенностей и причин агрессивного поведения младших школьников
II III Взаимодействие школьного психолога и учителей начальных классов в реализации формирующего эксперимента
II IV Результаты исследования и их интерпретация

Введение:

Коренные преобразования в системе социально-политических и экономических отношений, социокультурной и духовной сфер Российского государства и общества, смена в этой связи жизненных ориентаций большей части населения страны неизбежно сопровождают деструктивные процессы и явления: девальвация нравственных ценностей, учащение экологических и техногенных катастрофических ситуаций и террористических актов, дальнейшая алкоголизация, наркотизация и распространение СПИДа. С каждым годом все больше обостряется криминогенная ситуация: невиданными ранее темпами растет преступность, в которую активно вовлекаются молодые люди, подростки и даже дети.
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессивного поведения, вызывают серьезное беспокойство общества. Следует отметить, что деструктивное агрессивное поведение «молодеет» и уже в начальной школе детей с агрессивным поведением с каждым годом становится все больше.
Школьные психологи осуществляют работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения учащихся, однако их возможности систематической работы с каждым ребенком весьма ограничены. Именно поэтому психологу необходимо взаимодействовать с учителями, которые общаются с детьми практически ежедневно. Взаимодействие психолога с учителями начальных классов в этом отношении представляет собой большие возможности, особенно в профилактической работе. Тем более, что предупредить возникновение проблемы легче, чем заниматься ее ликвидацией.
Значительное число научных работ посвящено исследованию различных аспектов данной проблемы: дифференциации понятий «агрессивное поведение», «агрессивное состояние» и «агрессивность» (Змановская Е.В.,
Ениколопов С.Н., Левитов Н.Д., Пономарева Д.И., Реан А.А, Семенюк J1.M. и др.), изучению особенностей и причин агрессивного поведения младших школьников (Паренс Г., Платонова Н.М., Смирнова Т.П. Шляхтина О.И. и др.), направлений деятельности школьного психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников и подростков (Алворд М., Бейкер П., Коваленко И.Л., Рычкова Н.А., Семенюк Л.М., Фурманов И.А. и др.).
Однако до настоящего времени идея целенаправленного взаимодействия школьного психолога и учителя не получила еще должного обоснования ни со стороны теоретиков образования, ни должного признания со стороны субъектов образования. На сегодняшний день не разработана ни теоретическая, ни практическая модели, координирующие действия учителей и школьного психолога в работе по профилактике деструктивного агрессивного поведения учащихся и комплексно решающие данную проблему.
На сегодняшний день не разработана ни теоретическая, ни практическая модели, координирующие действия учителей и школьного психолога в профилактике агрессивного поведения учащихся и комплексно решающие данную проблему.
Выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен высокой практической значимостью и недостаточной теоретической разработанностью проблемы.
Цель исследования - выявить условия и пути оптимизации взаимодействия психолога и учителя в работе по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - взаимодействие субъектов образования (психолога, учителя начальных классов, детей младшего школьного возраста) в профилактике агрессивного поведения учащихся.
Предмет исследования - особенности деятельности и взаимодействия психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования:
Целенаправленность, четкость и систематичность взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов, основанного на взаимопонимании, согласованности их действий и функциональном взаимодополнении усилий, определяют успешность профилактики агрессивного поведения младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой диссертации решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние разработки проблемы взаимодействия психолога с учителями в профилактике агрессивного поведения младших школьников в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить особенности агрессивного поведения младших школьников и факторов ему способствующих.
3. Определить содержание работы школьного психолога и учителей современной школы по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
4. Выявить личностные особенности учителей и психолога, способствующие их эффективному взаимодействию в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
5. Выявить психологические условия эффективного взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения учащихся.
6. Разработать и апробировать программу взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Методологическая основа исследования представлена:
• концепциями отечественной и зарубежной психологии об особенностях и причинах агрессивного поведения человека (М. Алворд, А. Басс, П. Бейкер, Р. Бэрон, JL Берковиц, А. Дарка, К. Лоренц, Н.Д. Левитов,
A.К. Осницкий, Г. Паренс, А.А. Реан, Д.И. Пономарева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов и др.);
• научными представлениями об особенностях психического развития детей в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина,
B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин);
• основными подходами отечественных психологов к проблеме единства деятельности, общения и личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
C.Л. Рубинштейн);
• научными обобщениями психологов по проблемам деятельности, личности, а также взаимодействия психолога и учителя (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, И.Л. Коваленко, Ю.М. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Р.В. Овчарова, A.M. Прихожан, М.А. Степанова и др.);
• принципами системного подхода в психологии к исследованию деятельности и поведения человека (А.Д. Глоточкин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, К.К. Платонов и др.).
Методы исследования:
В целях выявления качественных и количественных характеристик агрессивного поведения младших школьников проводилось наблюдение за учащимися (по протоколу, разработанному диссертантом), беседа с учителями, родителями и детьми. Выявление факторов, которые могут провоцировать агрессивное поведение младших школьников, осуществлялось посредством: Карты наблюдений Д. Стотта (определение уровня враждебного отношения к взрослым, детям и недостатка социальной нормативности); проективной методики «Несуществующее животное» (определение уровня агрессивности); личностного опросника Р. Кеттелла вариант SPQ для младших школьников, адаптированного Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой), анкетирования учителей (анкета «Стиль педагогического общения» разработанной Р.В. Овчаровой, Е.Г. Ковалевой, А.Б. Майским); наблюдения за особенностями общения учителей с учащимися; социометрического метода; опросника АСВ и проективной методики «Кинестетический рисунок семьи» (определение уровня протекции и качества требований к ребенку, психологического климата в семье).
Содержание деятельности и взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов по профилактике агрессивного поведения учащихся исследовалось методом опроса.
Для изучения личностных особенностей психологов и учителей применялись методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей (В.А. Бойко), «Диагностика личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс), «Определение уровня активности в межличностном взаимодействии» (С.М. Максимов, Ю.А. Лобейко). Изучение социально-психологического климата в педагогическом коллективе осуществлялось экспресс-методикой О.С. Михалюка, А.Ю. Шалыто.
В основной части исследования приняли участие 563 человека: 70 студентов заочной формы обучения педагогического факультета ТвГУ, работающие учителями начальных классов г. Твери, Тверской и Московской обл., 320 учащихся и 13 учителей школ №№ 34, 40 г. Твери; 130 родителей учащихся; школьные психологи, завучи по учебной и воспитательной работе школ г. Твери и Тверской области (30 человек).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, использованием системы надежных методов исследования, адекватных его задачам, содержательной интерпретацией и количественной обработкой эмпирических данных, а также успешностью внедрения результатов исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в уточненении понятия «взаимодействие» применительно к исследуемой проблеме, в раскрытии и экспериментальном обосновании этапов конструктивного взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Подтверждено, что взаимодействие субъектов образования является необходимым условием, обеспечивающим эффективность профилактики агрессивного поведения учащихся. Систематизированы психологические условия оптимизации взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Экспериментально доказано, что агрессивное поведение младших школьников обусловлено высоким уровнем агрессивности, слабостью самоконтроля и повышенной импульсивностью на слабые провоцирующие стимулы.
Полученные в исследовании данные в совокупности представляют собой вариант психологически-обоснованной модели взаимодействия субъектов образования, которая может быть использована в решении широкого круга задач современной школы.
Практическая значимость исследования.
Результаты, полученные в диссертационной работе, имеют практическое значение для повышения эффективности процесса координации действий во взаимодействии учителей и школьного психолога в профилактике агрессивного поведения учащихся начальных классов.
Методические разработки, представленные в диссертации могут быть использованы в практике школ для снижения уровня агрессивности и агрессивного поведения детей, а также для оптимизации взаимодействия учителей начальных классов и школьных психологов в психопрофилактике. Полученные в ходе исследования данные использованы в процессе подготовки педагогов и психологов, при консультировании учителей и родителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Зависимость между высоким уровнем агрессивности и агрессивным поведением обусловлена слабостью самоконтроля младших школьников и повышенной импульсивностью на слабые провоцирующие стимулы.
2. В условиях начальной школы успех профилактики поведения учащихся во многом определяется согласованностью и взаимодополняемостью усилий психолога и учителей.
3. Взаимодействие школьного психолога с учителями начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников - это целенаправленная, четко скоординированная, последовательно осуществляемая система действий и операций, направленных на предупреждение такого поведения.
4. Эффективность взаимодействия психолога и учителя начальных классов в профилактике агрессивного поведения учащихся обусловлена: -непрерывностью и систематичностью психопрофилактической деятельности;
•профессиональной заинтересованностью, ответственностью психолога и учителей, их взаимоучетом профессиональных знаний, умений и навыков друг друга в решении проблемы;
•благоприятным психологическим климатом в системе взаимодействия «психолог-ребенок-учитель».
5. Личностными особенностями психологов и учителей, оптимизирующими профилактику агрессивного поведения младших школьников являются: высокий уровень мотивации успеха психопрофилактики, активности в межличностном взаимодействии и эмпатии в общении с коллегами и ребенком.
Этапы диссертационного исследования
Исследование проводилось с октября 2001 г. по октябрь 2004 г.
На первом этапе (2001-2002гг.) разработан и утвержден план диссертационного исследования, обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи и сформулирована гипотеза. Изучалось состояние научной разработанности проблемы взаимодействия психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения младших школьников в отечественной и зарубежной психологии.
На втором этапе (2002 г.) составлен план экспериментального исследования. Разработана программа диагностики, включающая в себя методы и методики адекватные цели и задачам исследования, в которой учтены функции учителя и школьного психолога в процессе взаимодействия.
На третьем этапе (2002-2003 г.) проводилась исходная диагностика по определению особенностей агрессивности детей младшего школьного возраста (2-4 классы). По результатам психодиагностического исследования, опроса школьных психологов, учителей начальных классов, завучей по учебной и воспитательной работе начальной школы, диссертантом была разработана комплексная программа взаимодействия школьного психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
На четвертом этапе (2003-2004 гг.) реализовывалась авторская комплексная программа в экспериментальной группе на базе 2-4 классов средней образовательной школы №40 г. Твери.
На пятом этапе (2004г.) проводилась повторная (итоговая) психодиагностика с помощью того же методического инструментария в экспериментальной и контрольной группах. Проходила обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе экспериментально-практического исследования, на основе чего были сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по оптимизации взаимодействия школьного психолога и учителя начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений и обсуждений проблемы на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Тверского государственного университета, на межвузовских конференциях студентов и преподавателей педагогического факультета ТвГУ по итогам научно-исследовательской работы (1999 - 2005 гг.), на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых, проводившихся на базе факультета психологии Московского государственного университета (20022005 гг.), на второй республиканской научной конференции «Труд учителя. Социальные, медицинские психологические и педагогические аспекты», проводившейся на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина (2004 г.).
Материалы исследования применялись в ходе лекционных и практических занятий по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» и спецкурсу «Психологическая помощь учащимся начальной школы» для студентов очной и заочной форм обучения педагогического факультета ТвГУ (2003-2005 гг.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031