Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 24 » Скачать Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников. Кураева, бесплатно
1:33 PM
Скачать Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников. Кураева, бесплатно

Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников

Диссертация

Автор: Кураева, Джульета Анатольевна

Название: Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников

Справка: Кураева, Джульета Анатольевна. Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ставрополь, 2006 189 c. : 61 06-13/2657

Объем: 189 стр.

Информация: Ставрополь, 2006


Содержание:

Глава 1 Теория и методика иедагогического соировождеиия детей епроблемами в формировании сущностных характеристик лич-ности
11 Категориальный анализ «отклоняющегося» и «нормативного» поведения вгенезисе педагогической науки
12 Характеристика и классификация форм девиаций в поведении старше-классников
13 Специфика и педагогическая характеристика возрастных особенностей де-виантного поведения
Глава 2 Педагогические условия взаимодействия общеобразовательнойшколы и общественных организаций по предунрежденню от-клонений в новедении учащихся
21 Организационно методические и управленческие аспекты психолого -педагогического сопровождения педагогов и старшеклассников с девиациямив поведении в современной обш,еобразовательной школе
22 Взаимодействие обш;еобразовательной школы с обш;ественными организа-циями по предупреждению девиаций в поведении старшеклассников
23 Педагогические условия по реализации программы сопровождения стар-шеклассников с девиациями в поведении
ГЛАВА 3 Экспериментальная организация комнлексного недагогическо-го сопровождения старшеклассников с девиациями в новедении вусловиях недагогнческой деятельности общеобразовательнойшколы
31 Особенности, специфика и этапы организации педагогического сопровож-дения старшеклассников в условиях взаимодействия обш,еобразовательнойшколы и обш,ественных организаций
32 Экспериментальная нрограмма и модель педагогического сопровождепиястаршеклассников
33 Результаты опытно экспериментальной работы но проблеме исследова-ния и ее анализ

Введение:

Актуальность исследования. Тяжелое экономическое ноложение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутст-вие должных знаний и умений жить и работать в условиях современного госу-дарства привело наше обш,ество к серьезным трудностям и внутренним кон-фликтам. Особенно сложным этот период оказался для подрастаюшего поколе-ния. Резко возрос процент детской безнадзорности, преступности, суицидаль-ных действий. Среди школьников всех ступеней обучения и особенно старше-классников зафиксированы частые случаи унотребления и распространенияпсихотроппых веш,еств, участились воровство, разбой и другие антиправовыепоступки. В старшем школьном возрасте возросли такие проявления как гру-бость, сквернословие, курение, бродяжничество, унилсение других, неподчине-ние и критика взрослых, в связи с чем, снизился процепт успеваемости, возрос-ло количество школьников со слабым физическим и психическим здоровьем.Наблюдается неблагополучная динамика роста носителей «ненормативного» новедения среди учаш;ихся, обучаюш,ихся в обш;еобразовательных шко-лах, что обусловило необходимость более тш,ательного исследования нричин,форм, тинов динамики отклонений в новедении, поиека более эффективных мерсоциального контроля - превентивных, профилактических, коррекциопных,реабилитационных и др. Это стимулировало заметное развитие теории «ненор-мативного» поведения и необходимость знакомства с её основами более широ-кого круга специалистов - педагогов, работников обш,ественных организаций,психологов, социальных работников, юристов, работников культуры, менедже-ров, медиков и др.Различные аспекты рассматриваемой нами нроблемы изучались учеными на протяжении всех этапов развития отечественной педагогической науки.Состояние проблемы «пенормативного» поведения учаш,ихся в науке и практике в разные периоды представлено по-разному. Вопросам формированиянравственно здоровой личности школьников уделяется пристальное вниманиев трудах педагогов прошлого: Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, А.С. Мака-3ренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., и современности: А.А. Ар-ламова, М.И. Буянова, И.М. Гнлевича, А.Д. Гонеева, Е.А. Дегтерёва, Н.И. Ли-финцевой, Э.Г. Малиночки, Ю.Н. Синицына, Т.В. Терёхиной, Н.В. Ялнаевой идр.Интерес учёных и практиков к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Результаты научных исследований (М.А. Галагузова,В.Л. Кащенко, А.Л. Мудрик, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Р.В. Овчарова,И.П. Подласого, М.И. Рожкова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаясяв предшествующие годы тепденция ухудшения «нормативного» поведенияшкольников приняла устойчивый характер в большей степени благодаря тому,что была нрекращена деятельность общественных организаций.Неносредственно проблемам деятельпости школы по профилактике трудповоспитуемости и девиантного поведепия подростков и старших школьниковпосвящены труды таких ученых как Б.П. Буунк, Ю.В. Гербеева, Г.И. Забрянско-го, Н.А. Закатовой, И.Г. Зайнышева, Н.А. Катаевой, Ю.А. Клейберг, Н.Г. Кобец,В.В. Коклюхина, Н.Д. Кузнецовой, Г.П. Медведева, Р. Мертона, И.Б. Михай-ловской, И.А. Невского, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитина, Р.В. Овчаровой,В.Ф. Нирожкова, В.Г. Степанова, В.Д. Шадрикова.С середины 90-х годов XX века появилось множество научных работ,относящихся к организации образовательно-воспитательного процесса вшколах и общественных организациях (М.А. Алемаксин, СВ. Кульневич,Т.Н. Лакоценина, Т.А.Морозова и др.); к психокоррекционной работе сошкольниками, проявляющими девиантные формы поведения (Л.Н. Аниси-мов, О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Л.И. Божович, А.В. Быков, Н.Н. Волоскова,Л.И. Губарева, И.А. Малашихина, И.Н. Нодласый и др.); к устранению фак-торов риска для нравственного здоровья подростков и старших школьниковпри обучении в школе (О.С. Богданов, А.Г. Макеева, Е.М. Мастюкова,А.Г. Москвина, В.П. Сергеева и др.); к психолого-медико-педагогическойслужбе в школе (О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян,Е.М. Мастюкова, М.И. Рожкова, М.М. Семаго и др.).Изучением трудновоспитуемости и условий ее преодоления занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Боженов, А. Беличева, А.С. Белкин, П.П. Блон-ский, Н.Н. Верницкая, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, А.Н. Личко, А.С. Мака-ренко, Л.С. Славина, В.Г. Степанов, В.А. Сухомлинский, Т.А. Шилова и др.Активное внимание пауки к проблеме теории и практики воспитательной работы, а таклсе профилактической деятельпости, направленной на ис-правление и предупреждение девиантных форм поведения школьников вобщеобразовательных учреждениях и общественных организациях, не сни-мает ряда противоречий между:- необходимостью и возможностью решения задач по предупреждепиюдевиантных форм поведения учащихся старшего школьного возраста в усло-виях совместной педагогической деятельности современного общеобразова-тельного учреждения и общественных организаций;- имеющимся потенциалом педагогической работы с учащимися стар-ших классов и недостаточной научно-теоретической и практической разрабо-танностью техпологий, моделей и программ по предупреждению девиаптногоповедепия в деятельности общеобразовательной школы и общественных ор-ганизаций;- традиционными методами и приемами осуществления комнлекса про-филактических мер в образовательно-воспитательпом процессе общеобразо-вательной школы и общественных организаций и необходимостью освоения ивнедрения новых нрограмм педагогического сопровождения старшеклассни-ков, направлеппых на предупреждение девиантных форм поведепия;- необходимостью взаимодействия общеобразовательных школ, общест-венных организаций и методическим обеспечением, а такл^ е педагогическимруководством сопроволодения не только старшеклассников с девиациями вповедении, но и подготовки недагогов школ и общественных организаций кпедагогической деятельности такого рода;- стереотипным отношением социальных институтов к деятельности об-щественных организаций и стратегической необходимостью в разработке ав-5торских программ педагогического сопровождения старшекласспиков с девиа-циями в поведении.В этой связи возникает проблема: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия общеобразовательной школы и общественныхорганизаций? Указанная проблема, а также актуальность и недостаточнаяразработанность обусловили выбор темы настоящего исследования. Реше-ние данной проблемы является целью нашего исследования.Объект исследования: девиантное поведение старшеклассников.Предмет исследоваиия: нроцесс взаимодействия образовательныхшкол и общественных организаций, нанравленный на предупреждение деви-антного поведения старшеклассников.В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследованияонределены следующие задачи:1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния про-блемы нредупреждения девиаций в поведении старшеклассников в контек-сте совместной деятельности общеобразовательных школ и общественныхорганизаций, в парадигме модернизации системы образования, на основеизучения нсихолого-педагогической литературы и обобщения передовогопедагогического опыта.2. Выявить возможности профилактической деятельности общеобразовательной школы и общественных организаций как условия формированиянормативно - правовой культуры личности и культуры здорового образажизни.3. Определить организационно - методические аснекты педагогического сопровождения старшеклассников с девиациями в поведении.4. Разработать и внедрить программу педагогического сопровождениястарших школьников, проявляющих девиантные формы поведения.В основу исследования ноложена гипотеза, согласно которой нроцесспредупреждения девиаций в поведении старших школьников в совместнойдеятельности общеобразовательных школ и общественных организаций бу-дет эффективным, если:- учитываются индивидуально-личностные, нсихологические (поло-возрастпые, этнопсихологические, социально-психологические) особенностиучащихся старшей ступени обучения;- в общеобразовательном учреждении и общественных организацияхбудут созданы оптимальные условия для личностной самоактуализации иэмоционально-волевого проявления сущностных сил старшеклассников;- разработана методическая система и экспериментальная программапо предупрелсдению девиантного поведения старшеклассников, основаннаяна реализации обучающих и воспитательных задач;- создана пололштельная психокомфортная среда в воспитательномпроцессе и взаимодействии педагогов школ, общественных организаций,родителей и учащихся старших классов.Методологическую основу исследования составили системный подход, позволивщий решать исследуемую проблему в условиях целостного пе-дагогического нроцесса; идеи социально-исторической обусловленностинроцессов предупрелодения девиантных форм поведения и формированияличности старшеклассника; личностный подход, утверждающий представ-ление о социальной, деятельностной и творческой сущности человека какличности; деятельностный подход, позволяющий исследовать реальныйпроцесс взаимодействия человека с окружающим миром и обеспечивать ре-шения определенных жизненно важных задач; дифференцированный и ин-дивидуальный подходы.Теоретической основой исследования являются основные положениятеории социально-педагогического взаимодействия субъектов образователь-ного процесса (B.C. Богусловская, В.Г. Бочарова, И.В. Гребенников,В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, И.В. Крупина, Р. Рамзей, Д. Юнссон и др.); фун-даментальные исследования в области воспитания трудных школьников(М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, П.П. Блонский, В.Н. Гуров, А.С. Макаренко,7И.А. Невский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн, СТ. Шацкий и др.);психолого-педагогические аспекты проблем трудновоспитуемости(К.А. Абульханова - Славская, А.И. Асмолов, О.А. Ахвердова, А. Беличе-ва, И.В. Боев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Кащенко, В.А. Крутецкийи др.); фундаментальные исследования проблем профилактики девиаций вобщественных организациях (М.А. Алемаскин, В.К. Андриевский, А. Банду-ра, М. Вебер, Ю.В. Гербеев, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, М.А. Неченюк,Р. Уолтере, М. Шериф и др.); идеи гуманистического, личностно ориентиро-ванного подхода к воспитанию учащихся с девиантными формами поведе-ния (Г.С. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Красавицкий, Л.И. Куликов,В.Н. Никитенко и др.).Для достижения поставленной цели и решения задач использовалсяследующий комплекс методов: теоретические: анализ отечественных и за-рубежных литературных источников и нормативно-правовых актов; сравне-ние и обобщение научно-исследовательских работ по выбранной проблеме;эмпирические: праксиметрический метод, наблюдение, опрос, эксперимент;статистические: количественная и качественная обработка материалов мето-дами математической статистики, мнолсественное сравнение.Опытно-экспериментальной базой исследования явились муршципальные общеобразовательные учреждения: средние общеобразовательные шко-лы №2, Я924 ст. Попутная Отрадненского района Краснодарского края, №1,№16 ст. Отрадная Краснодарского края, а также государственные учрежде-ния социального обслуживания - Отрадненский центр социальной помощисемье и детям «Лазорик» и Отрадненский центр реабилитации для детей иподростков «Берег Надежды». Количество участвующих в эксперимепталь-ной работе составило: 640 старшеклассников, 60 специалистов общеобразо-вательных учрел<дений, 28 специалистов общественных организаций и 140членов семей. Респондентами были старшеклассники, равные в половозра-стном отношении, которые составили две группы: 320 человек - контроль-ная группа; экспериментальная - 320 человек. С представителями других ка-8тегорий испытуемых проводились наблюдения, интервьюирования, кон-сультации, онросы, рекламации социально-устойчивых норм поведения.Исследование проводилось в течение 5 лет и включало три этапа:На первом этапе (2002-2003 гг.) изучалась и анализировалась психо-лого-педагогическая литература по проблеме исследования, накапливалсяэмпирический опыт в области воснитательной деятельности как одного изспособов предупреждения девиантных форм поведения у старшеклассниковносредством организации совместной деятельности обш[еобразовательнойшколы и обш;ественных организаций. Полученный материал позволил опре-делить цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабо-чую гинотезу, теоретически разработать модель и нрограмму ее реализациив предупреждении девиантного поведения старшеклассников в обш,еобразо-вательном учреждении и обш,ественных организациях.На втором этапе (2003-2005 гг.) нроводилась опытноэкспериментальная работа с целью проверки теоретических положений ис-следования: внедрялась система профилактических мер девиантного поведе-ния старшеклассников в деятельности обш,еобразовательной школы, а такжена базе обш;ественных организаций и экснериментальных учреждений, сис-тематизировались полученные данные, анализировались результаты, вслед-ствие чего вносились изменения как в модель - нрограмму, так и в процессее использования. На основе анализа нолученных результатов были разрабо-таны и выявлены особенности, специфика и этапы организации педагогиче-ского сопровождепия старшеклассников в условиях взаимодействия обш,е-образовательной школы и обп];ественных организаций.На третьем этапе (2005-2006 гг.) осупдествлялись завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление и анализ ее результатов и оформле-ние их в виде диссертации.Научпая новизпа исследования состоит в том, что в ходе взаимодействия участников педагогического процесса обп1,еобразовательной школы иобп];ественных организаций разработана модель, программа и система про-9филактических мероприятий девиантного поведения старшеклассников в со-вместной деятельности общеобразовательной школы и общественных орга-низаций, направленная на решение нроблем предупрелсдения нарушений вповедении. Выявлены организационно - методические и управленческие ас-пекты психолого - педагогического сопровождения старшеклассников с де-виациями в поведении для личностной самоактуализации и личностногороста школьников; определены ситуационно-личностные реакции и возрас-тные факторы, способствующие отклонению поведения старших школьни-ков от принятых норм в условиях деятельности общеобразовательной шко-лы и общественных организаций.Теоретическая значимость исследования выражается в том, чтоуточнены понятия «девиантное новедение», «общественная организация»,«личностный подход», «педагогическое сопровождение», «педагогическаяпрофилактика» и др.; определены социально-педагогические условия про-филактики девиантного поведепия старшеклассников; в исследовании опре-делены пути и средства предупреждения отклонений в поведении старшихшкольников.Практическая значимость исследования выражается в разработкепрограммы совместной деятельности общеобразовательной школы и обще-ственных организаций, направленной на нредунреждение девиаций в пове-дении старшеклассников; в выявлении оптимальных условий и особенно-стей реализации комплекса профилактических мероприятий.Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности общеобразовательных учреждений и общественных организацийпо предупрелоденшо девиаптного поведения старшеклассников, нри подго-товке и новыщении квалификации учителей общеобразовательных школ,специалистов, работающих в общественных организациях, социальных не-дагогов, школьных педагогов - психологов, в работе органов управления об-разованием.10Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводовобеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретическихпозиций, применением разнообразных взаимосвязанных и взаимодополняю-щих методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования, репрезента-тивностью выборки исследования.Анробация н внедрение результатов исследовання. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседанияхкафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государ-ственного университета, а также носредством публикаций научных статейна Всероссийской научно - практической конференции «Инновации и тра-диции в воспитании толерантного этнокультурного сознания школьников имолодежи» (Краснодар, 2005), в Международном сборнике научных трудов«Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2005), в журналерекомендованном ВАК - «Педагогика» (Ростов - на - Дону, 2006).Основные ноложення, выносимые на защиту:1. Совместная педагогическая деятельность общеобразовательныхшкол и общественных организаций является специфическим процессомвоздействия на личность в условиях конкретной социальной среды. В дан-ном случае такая деятельность выступает как способ педагогической про-филактики и коррекции девиаций у старшеклассников.2. Педагогическая коррекция девиантных форм поведения у старшеклассников должна включать в себя взаимодействие социально-педагогических, правовых, психологических, психофизиологических и дру-гих факторов в управлении педагогическим процессом.3. Социально-педагогические условия профилактики: наличие системы организационно - методического, учебно-методического, правового,управленческого обеспечения недагогического и воспитательного процес-сов в общеобразовательной щколе и общественных организациях; профес-сиональная компетентность педагогов как школы, так и общественных ор-ганизаций, воспитателей, администраторов, представителей социальных11служб и т.д.; создание развивающей среды; мотивация; дифференцирован-ная занятость старшеклассников во внеучебный период и др.4. Педагогическое руководство по реализации программы и моделисопровождения старшеклассников с девиациями в поведении.Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы.Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на161 странице, содержит 5 таблиц, 15 рисунков. Снисок литературы включает207 источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 166 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30