Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования : На прим. учеб. заведений Чукотки. Бронникова, бесплатно
2:32 AM
Скачать Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования : На прим. учеб. заведений Чукотки. Бронникова, бесплатно

Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования : На прим. учеб. заведений Чукотки

Диссертация

Автор: Бронникова, Ирина Николаевна

Название: Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования : На прим. учеб. заведений Чукотки

Справка: Бронникова, Ирина Николаевна. Возрождение традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования : На прим. учеб. заведений Чукотки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1997 277 c. : 61 97-13/286-9

Объем: 277 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Введение
Глава I Основные особенности традиционной этнической педагогики чукчей и проблемы современного воспитания и образования
§ I Краткая историография традиционных этнических аспектов воспитания детей и подростков
§ 2« Этапность жизненного пути детей и дифференциация способов воспитания
Глава 2 Пути сохранения и развития традиционной культуры этносов Чукотки
§ I Социально-этнические и экономические условия возрождения традиционной культуры этносов Чукотки
§ 2 Поиск новых форы возрождения и развития традиционной культуры этносов Чукотки

Введение:

Задачи всемерного ускорения социально-эконошческого развития страны и коренной перестройки общества, возникшие в ходе нынешнего исторического процесса, настоятельно требуют глубоких радикальных изменений и в области общеобразовательной, профессиональной и высшей школы и вызывают первостепенную необходимость совершенствования всей системы народного образования, повышения ее качественного уровня. Главные усилия здесь, как указывалось в правительственных документах, должны быть направлены прежде всего на развитие интеллекта подрастающего поколения, на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическо -му, так и к умственному труду, к активной деятельности в народном хозяйстве, различных областях общественной и государственной жизни, сфере науки и культуры.
Огромная важность названных требований обусловила, в свою очередь, и острую необходимость всестороннего исследо -вания всех процессов развития нашего современного общества и составляющих его наций, народностей и этнических вдпп, а вместе с этим, естественно, и - насущную потребность более глубокого изучения творческого потенциала оамого человека, совершенствования всех форм его воспитания и образования.
Кроме того, еще ряд лет назад правительство РСФСР пос -тавило перед Сибирскими Отдалениями Академии наук задачи особого государственного значения в исследовании проблем социально-экономического развития народностей Севера в условиях научно-технического прогресса. Конкретное и глубоко обоснованное содержание их вошло, как известно, в долговременную комплексную программу исследований "Народности Севера", в которой намечено со временем охватить - в сферу этносоциоло-гического изучения - все наиболее характерные современные социальные процессы. Эта работа, пройдя уже, к счастью, многие организационные этапы, начала в какой-то мере осуществ -ляться.
Однако эффективность социального прогнозирования подобных исследований будет зависеть по существу не только от социального познания современного развития народов, но и от изучения всей предыдущей их истории и достижений культуры, В этой связи огромное значение приобретают, безусловно, и конкретные исследования по этнической истории и вопросам современного развития народностей Севера. Их особая актуальность диктуется уже тем, что многие стороны истории и этнической культуры этих народностей до сих пор не нашли в науке достаточного освещения. Это в полной мере относится и к проблемам традиционной социализации, или по-иному, этнической педаго -гики. И хотя в последние годы этнография начинает все больше обращать внимание на изучение проблем этнопедагогики народов, этого пока еще далеко недостаточно. К тому же глубокое исследование всего комплекса вопросов традиционного семейного воспитания детей и подростков у народностей Севера и чукчей, в частности, имеет не только чисто познавательное значение. В настоящее время в общественной жизни народностей Севера возник сложный узел различных социальных проблем и серьезных противоречий, которые постепенно назревали на протяжении последних 30-40 лет. Их негативный характер в основном обусловлен тем, что социально-экономическая жизнь коренного пасе -ления наших северных регионов с самого начала социалистического строительства протекала в сильной зависимости от госу -дарственно-политического устройства страны, под сильным давлением внешних условий общественного развития и при недостаточно полном и конкретном учете их национальных и исторических особенностей. Как раз к числу таких, быть может, наибо -лее острых проблем относятся, прежде всего, проблемы, пороа-денные "тепличным" воспитанием детей северян в пришкольных интернатах. Именно поэтому глубокое изучение традиционного семейного воспитания детей, всех особенностей этнической социализации приобретает сейчас огромную актуальность как для региональной школьной практики (использование положительного опыта этнической педагогики), так и для педагогического просвещения родителей, выросших в условиях интерната. Кроме того, важность этих исследований имеет и общечеловеческое значение, ибо культура любого народа, как известно, является частью культуры всего человечества. Несомненно и то, что система традиционного этнического воспитания представляет:? особый интерес для углубленного изучения человека, особенностей его этнопсихологии, мироощущения и мышления.
Научное исследование указанных проблем актуально еще и потому, что народности Севера, стоявшие в пору свершения Октябрьской революции на разных этапах разложения первобытно -общинного строя, фактически пошли непроторенными путями со -циального прогресса, на которых им пришлось испытать множество трудностей, вызванных этим резким историческим скачком и сложностью практики осуществляемых преобразований.
Следующим очень важным фактором также является то, что к настоящему времени еще совершенно не сложилась эффективная система воспитания и образования у народностей Севера, которая могла бы решать возникающие сложные задачи формирования личности необходимого социального качества, К тому же, не всегда в нужной мере осознаются разнообразные и быстро изменявдиеся требования к молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь, и главное, вовремя не формируются условия для реали -зации этих требований. Все это, как правило, замедляет своевременное и активное включение молодежи в необходимую общественно-полезную деятельность, а в ряде случаев у молодого человека уже в начале самостоятельной жизни формируется чувство неудовлетворенности, неуверенности в себе, что снижает его общественную активность.
Констдективный анализ сложившейся на сегодняшний день системы воспитания и образования молодежи народностей Севера и особенно роли национальных школ-интернатов в подготовке молодых людей к трудовой деятельности и к взрослой самостоятельной, в том числе и семейной, жизни предполагает поиски путей для огромного ряда задач социализации и профессионализации молодежи, совершенствования всего процесса воспитания и образования.
Школы-интернаты разъединили детей и родителей. От этого пострадали и те, и другие. Не имея возможности использо -вать на практике педагогические знания и опыт предков, старшее поколение постепенно утрачивало их. Разобщенность детей и родителей отнюдь не способствовала поддержанию и развитию их взаимной любви и привязанности, разрушала веками сложив -шийся механизм наследования культуры. Школы-интернаты снимают с родителей ответственность за воспитание детей и этим акт том лишают их главного духовного стержня жизни".
Широкое и в какой-то мере оправданное для своего времени развитие сети интернатов для детей дошкольного и школьного возраста с полным государственным обеспечением требует Мельников М.Но Васюганье: путь в никуда? - Новосибирск, 1989. С. 86. сейчас нового осмысления. Постоянное пребывание детей в яслях, садах, школах-интернатах даже тогда, когда это не вызывается характером трудового режима роидетелей, не формирует необходимых жизненных навыков. В ряде случаев потребите. -льское отношение к жизни складывается как у родителей, так и у детей, что отражается на стабильности и уровне бытовой культуры самих семей, так как они неизбежно утрачивают свою главную функцию.
Основательной качественной перестройки требует в настоящее время и система подготовки и воспитания подростков в СШУ, где крайне необходимо сейчас расширение специальное -тей, связанных, прежде всего, с трудом в традиционных отраслях (и особенно - специальностей для девушек), а также - и с теми видами труда, которые приходят повсеместно с внедрением новой сельскохозяйственной технологии.
Таким образом, и воспитание, и образование, и профессиональная подготовка детей и подростков народностей Севера имеют в настоящее время такие негативные особенности, кото -, рые существенно усложняют решение задач, поставленных в "Основных положениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Кроме того, в значительной мере затрудняет осуществление их и то обстоятельство, что во всех этих важнейших процессах почти не используется - из-за слабой изученности - очень богатый опыт традиционной этнической педагогики, положительно решавшей в прежние времена многие аналогичные задачи. В связи с этим основным объектом данных исследований будет являться, прежде всего, детство, традиционное этническое воспитание детей и подростков у народностей Севера, главным образом - чукчей, и современная система воспитания и образования, ее наиболее характерные проблемы и недостатки.
Преимущественно через всестороннее изучение традицион -кого семейного воспитания ребенка на всех этапах его разви -тия и подготовки к трудовой жизни в конкретных семьях (на основе рассказов и воспоминаний хорошо знающих особенности местного быта людей, а также - глубокого аналитического изучения разнообразных этнографических источников и непосредственных живых наблюдений во время полевых исследований в оленеводческих стойбищах) будет максимально обобщаться положи -тельный опыт традиционной, ?чукотской этнической педагогики и все ее рациональные формы и методы.
Как известно, для народов, находившихся на ранних сту -пенях развития, основным очагом передачи культурных, общественных традиций, преемственности поколений, воспитания и подготовки к жизни детей была семья. Именно поэтому особое внимание будет уделено воспитательной и социализирующей функции семьи, роли ее членов в воспитании детей, а также -сверстников и окружающих взрослых. Однако для характеристики этноса, всего его облика важное значение имеет не только состояние семьи, "которая не только долго сохраняет специфические этнические черты, но и сама играет важную роль в их воспроизводстве1,а также социальные институты как система родства, общинные организации, отличающиеся консервативностью 2 и сохраняющие этническое своеобразие. Вот почему будет подробно охарактеризована традиционная этническая семья и уде -лено большое внимание воспитательно-социализирующей роли се-мейно-родст венных, семейно-брачных отношений и трудовых,производственных отношений в оленеводческих селах и стойбищах. Брошей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. С. 210. 2 Там же. С. 253.
Особое значение, пак явствует из исторических работ, имело также трудовое и ?*изическое воспитание детей и подростков у оленных чукчей. Поэтому и эти важные стороны традиционной этнической педагогики будут всецело изучены и обобщены.
В современных условиях приобретения северными регионами самостоятельности, когда переосмысливается история, возвра -щается забытое, запрещенное в духовной жизни народа, возрождение, становление и развитие традиционной культуры становится актуальной проблемой современности, одним из компонентов которых является народная педагогика с ее богатейшими прог -рессивныш традициями и опытом воспитания подрастающего по -коления.
Духовные ценности народа, его традиции всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его трудовых и нравственных ячеств. В настоящее время актуальным становится единение традиционной культуры и опыта народной педагогики с ме тодолого-те оре тическищ положениями педагогической науки в решении образовательных и воспитательных задач, поставленных временем.
В этом плане представляется важным сопоставить резуль -та ты влияния социально-этнического развития, педагогических традиций и традиционной культуры коренных народов Чукотки на все аспекты образования и воспитания подрастащего поколения,
В 90-е годы в результате демократизации и гуманизации общественной жизни богатая, самобытная материальная и духовная культура народов Чукотки, уходящая корнями в социо-куль-турное прошлое, получила широкие возможности для своего возрождения и дальнейшего развития.
Если говорить о современной ситуации, то надо иметь в виду и диалектический подход к анализу всех структур общества: во-первых, это раскрытие противоречий (всех типов) в этих структурах, и в такой сложной как национальные и межнациональные отношения; во-вторых, - это период выявления ин -тересов всех социальных общностей и особенно таких, как эт -носы-нации, народности, национальные группы.
Национальный интерес - это слонная гамма экономических, социальных, политических, культурно-языковых, территориаль -но-экологических и иных интересов. Выявить эти интересы, раскрыть национальные идеи, увидеть а услышать национальные чувства, познать старые структуры, традиции, обычаи, раек -рыть национальное самосознание народов и на этой основе выс-троить свободное равноправное развитие этносов-г а а этом: суть методологии решения проблемы возрождения, становления и развития традиционная культуры народов Чукотки, А потому необ -ходимо обратиться к специфическим аспектам развития северных народностей»
Еще в середине 20-х годов народности Севера были выде >• лены в особую группу этносов по ряду признаков:
X. Низкий уровень социально-экономического развития.
2. Их малочисленность.
3. Кочевание в трудных природно-климатических условиях.
4. Занятия традиционными отраслями хозяйства (оленевод-ство, охота, морзверобойный и рыбный промысел, традиционные ремесла).
Общее снижение рождаемости в России, высокая детская смертность, естественная убыль от алкоголизма, ассимилятив -ные процессы (смешанные браки) - это одна проблема. Есть и другие - уменьшение численности коренного населения среди населения округа, увеличение диаспоры, рост городского населения среди северных народностей, урбанизация их жизни; развитке национально-русского двуязычия, сужение социальных функций родных языков. Эти процессы противоречивы и неоднозначны.
Рассматривая проблемы возрождения, становления и развития традиционной культуры северных этносов Чукотки, необхо -дам о: сохранить этническую территорию "зешш предков" как привычную среду обитания северных этносов при обязательном условий сохранения целостности российской цивилизации, которая позволит этносам претендовать на достойное место на ми -ровой арене; жизнь и развитие чукчей, эвенков, эскимосов, юкагиров и чуванцев должна идти на основе функционирования достижений науки и техники, с учетом перспективы роста национального самосознания; формировать морально-этический климат, который крайне необходим для развития товарно-денежных отношений; обеспечить этносам информационную зациту от культуршо-ка (высокой информационной насыщенности); воспитывать и закреплять трудовые навыки для занятия этносом достойного места в мировой цивилизации.
На основе традиционных отраслей хозяйства, наличия национального самосознания и всех вышеперечисленных факторов возможен прогресс народностей, возрождение, становление и развитие традиционной культуры. Все это реально осуществить через установление прочных преемственных связей между мастерами и исполнителями старшего поколения и детьми - носителями культуры будущего, через становление обучения детей коренных народностей исконному искусству и культуре Чукотки на государственную основу (школы, национальные колледжи,ССУЗы,
ВУЗы и т.п.); через расширение сети национальных педагогических кедров для учебных заведений в местах бытования тради -ционной культуры.
Педагогическая наука всегда творчески воспринимала идеи и опыт народного воспитания. Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, К.Д.Ушикский, Л.Н.Толстой, И.Яковлев и другие придавали бо -льшое значение традициям народного воспитания. Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский одним из первых теорети -чески обосновал народное воспитание, оставив блестящий образец практической реализации потенциалов народной педагогика в классическом труде "Мудрость старых чехов", не потерявшем своего значения и до настоящего времени. М.Г.Песталоцци, широко используя в своих трудах народную мудрость, требовал, чтобы на ее идеи опирались в воспитательной работе и педагоги, и родители. К.Д.Ушинский, первый употребивший терглин"народная педагогика", пришел к выводу, что у каждого народа существует "своя национальная система воспитания". Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали такие видные педагоги, как -А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Е.Н.Медынский, Н.А.Константинов и другие.
Прогрессивные педагогические идеи, выработанные веками народом, привлекали внимание ученых-историков, философов и педагогов.
Широкое освещение эта проблема нашла в философской,социологической и художественной литературе. В ее разработэд значительный вклад внесли А.К.Алиев, Ч.Айтматов, М.О.Ауэзов, Л.П.Буева, И.С.Кон, А.М.Магомедоз, И.М.Муминов, Г.Надаимов, В.А.Разумный, Р.Рахманов, М.Б.Садыков, Н.С.Сарсенбаев, Ф.Султанова, Б.А.Солтанбеков, И.В.Сухонов, С.П.Тослов, В.П.Тугаринов, А.Е.Харчев, Ю.Рытхеу, А.Кымытваль и другие,
В них характеризуется диалектический подход к народным традициям, определяются пути укрепления, развития и формы пропаганды прогрессивных обычаев и традиций.
Исследованию религиозного влияния на воспитание подрастающего поколению посвящены работы А.Н.Алексеева, М.С.Дура -нова, Н.Аширова, А.Н.Климовича, Т.Саидбаева, М.Г.Тайчинова, К.Шулембаева, Х.Цавкилова, А.Ахгледова, М.В.Вахабова и других История и практика показывают, что мировые религии вобрали в себя много положительного из культурно-исторического и духовно-нравственного наследия. Общечеловеческие нормы поведения выступают как "отполированное историей зерк&ло" (В.
A.Разумный), поэтому нет необходимости сводить все к проти -вопоставлению теистических тезисов атеистическим. Только состязание мировоззренческих установок различных направлений духовной культуры философии, религии, социологии, организованное вокруг конкретных вопросов человеческого бытия, вок -руг реальных проблем, ?может определить мировоззрение человека, его историю, идеологию.
Из наиболее значительных работ, специально посвященных этнопедагогике, следует назвать труды Г.Н.Волкова, Е.Н.Хан-бикова, М.А.Арипова, А.Ш.Гашшова, А.Ф.Хинтибидзе, Э.Мирту-рсунова, К.Пирлиева и других, в которых освещается и обобщается материал о педагогике разных народов.
Значительный интерес по этой проблеме представляют кандидатские и докторские диссертации й.Арабова, В.Х.Арутюняна,
B.Ф.Афанасьева, М.В.?уртуевой, З.Х.Галеева, А.К.Миноварова, Р.М.Пашаевой, С.Р.Рыгзиновой, хМ.Г.Стельмаховича, Е.Л.Христовой, И.А.Шорова, З.Я.ЯкубоБа и других. Однако названные ав -торы рассматривали народную педагогику с социально-классовых позиций и не учитывали историко-культурного аспекта дедаго -гического наследия разных народов.
Таким образом, проблемы влияния прогрессивных идей и опыта на формирование молодежи, позитивность народных традиций и целенаправленность их использования в учебно-воспита -тельном процессе в настоящее время остаются еще недостаточно исследованными.
В современных условиях развития общества, когда все углубляется социально-культурный кризис, объективизируется существующее противоречие между возросши.! национальным самосознанием и сложившейся практикой безнационального воспитания подрастающего поколения. Этому способствует слабая разрабо -танность возрождения традиционной культуры, забвение насле -дня и опыта народной педагогики. Поиск путей ликвидации данного несоответствия и составляет проблему исследования, разработка которой обеспечит более эффективное воспитательное воздействие на учащихся в работе учителей, родителей и всех окружающих в целостном педагогическом процессе, где зозрож -дение, становление и развитие традиционной культуры происходит через воспитание и обучение детей и молодежи градицион -ным видам искусств, промыслам и ремеслам коренных народов Чукотки.
То есть, появляется необходимость теоретического обос -нования и разработки методик использования традиционных ви -дов искусств, идей, опыта народной педагогики этносов Чукотки для решения данной проблемы через единую систему непрерывного образования в сфере культуры Чукотского автономного округа.
Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность послужили основанием для формулировки темы исследования -возровдение, становление и развитие традиционной культуры ко -реиных народностей Чукотки через систему образования (на щи-мере учебных заведений культуры и искусства).
Объект исследования - традиционная культура народов Чукотки и их роль в воспитании подрастающего поколения.
Предмет исследования - теоретическое и эксперименталь -ное изучение процесса воспитания и офчения детей и молодежи средствами традиционных видов искусств Чукотки и опыта народной педагогики.
Нель исследования - теоретическое обоснование и разра -ботка методических пособий, учебных программ, региональных учебных планов для обучения различным видам искусств и про -мыслам этносов Чукотки через использование традиционной ку -льтуры данного региона, идей и опыта народной педагогики.
Гипотеза научного исследования: процесс возрождения традиционной культуры этносов Чукотки через систему образо -вания будет эффективным, если: традиционная культура этносов региона включена в систему учебно-воспитательного процесса; из духовного наследия культуры коренных народов Чукотки выделен творческий потенциал прогрессивных идей и опыта народной педагогики, при условии его интеграции с современны -ми научными достижениями психологии и педагогики в целостный педагогический процесс; традиционная культура будет пониматься как инструмент, формируадий у подрастающего поколения способность отождествляться с окружающим миром как со своим собственным; традиционная культура формирует самосознание подрастающего поколения; происходит взаимодействие школьного, семейного и общественного воспитания.
Проблема, цель, объект, предает, гипотеза исследования определили следующие исследовательские задачи:
1. Выявление взаимодействия и взаимовлияния социально-этнического развития, бытовой, социокультурной яизни корен -ных народов Чукотки.
2. Анализ влияния народной педагогики и традвдавшйй культуры на обогащение духовного потенциала подрастающего поколения.
3. Определение основных направлений и оптимальных путей внедрения традиционной культуры, прогрессивных традиций на -родной педагогики в целостный педагогический процесс.
4. Теоретическое обоснование педагогической целесообразности и эффективности использования элеиентов традиционной культуры, как составной части этнокультуры и народной педагогики, б учебно-воспитательной работе с учащимися.
5. Определение особенностей воздействия традиционной культуры на формирование и совершенствование процасса воспитания детей и молодежи Чукотского автономного округа.
6. Разработать и предложить к использованию региональ -ные учебные планы и программы по обучению традиционным видам народного творчества, промыслам и ремеслам этносов Чукотки в системе образования.
В методологическую основу исследования положены принцип историзма, позволяющий рассмотреть возрождение традиционной культуры, процессы социализации подрастаадего поколения в динамике, движении и изменении в связи с геополитической и этнокультурной ситуацией страны, данного региона, а также общефилософские идеи о жизнедеятельности народов по созида нию духовной и материальной культуры, об отношения их к наследаю прошлого; об исторических взаимосвязях и взаимодеятель-ности, самобытности культур, о приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в диалектической взаимосвязи с религиозной и народной моралью; о сущности народных традиций и их значении в жизни и развитии общества и индивида.
3 процессе изучения проблемы использовался комплекс методов, выбор которых определялся задачами и этапами проведенного исследования: а) теоретический - изучение и анализ научно-педагогической, социально-исторической, психологической, философской, этнографической, культурологической и методической литературы по изучаемому вопросу; б) социально-педагогический анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий, сбор и обра -ботка материалов, собранных в полевых условиях, наблюдение над традиционным воспитанием и обучением в семье; в) педагогический эксперимент - проведение констатирующего и обучающего экспериментов, описание собственного педагогического опыта.
Источниками исследования проблемы послужили официальные
•ч материалы, учебники и учебные пособия, программы, а также сочинения выдающихся педагогов, общая педагогическая пресса. В качестве первоисточников использовалось богатое устное народное творчество различных народов, в том числе коренных народностей Чукотки (мифы, сказания, легенды, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки). Изучались документы, храня -щиеся в окружном научно-методическом центре народного твор -честза, в окружном научно-методическом кабинете по учебным заведениям культуры и искусства, в окружной библиотеке им. В.Тана-Богараза, в окружном краеведческом музее, в окружном архиве администрации Чукотского автономного округа, материалы археологических, этнографических и фольклорных экспедиций, находящихся в различных музеях и библиотеках страны (гг.Анадыре, Москва, Санкт-Петербург, Магадан, Новосибирск и др.).
Была проанализирована "Антология педагогической мысли народов СССР", в которой систематизировано наследие прогрессивных мыслителей; обобщены памятники национальной педагогической культуры разных пародов.
Развитие яуховной культуры коренных народностей Чукотки изучалось посредством историко-генетического метода. Были изучены труды современных педагогов о значении наследия прошлого в развитии общечеловеческой культуры, исследования психологов, ученых историков, философов, писателей. Органи -зовывались педагогические наблюдения, беседы по использова -нию традиций (в том числе духовных) в воспитательном процессе и опыте применения современных традиций, возникших в различные периоды на Чукотке.
В целях, выяснения уровня знаний о народных традициях, содержания, форм и методов семейного воспитания применялись методы анкетирования учащихся, учителей и родителей. Изучался и обобщался опыт по использованию традиционной культуры, народной педагогики в педагогическом процессе. Проведена опытно-педагогическая работа на национальных отделениях детских школ искусств, детских музыкальных школ Чукотки.
В результате используемый историко-системный анализ обеспечил целостный подход к изучению различных сторон воспитания. Сопоставление ясгорико-педагогических явлений позволило определить закономерности развития духовной и педагогической культуры коренных народов Чукотки на разных этапах исторического развития региона.
Ведущая идея исследования»
Источниками возрождения, становления и развития тради -ционной культуры народов Чукотки, Боепитания духовной бога -той, творческой, свободной личности в целом педагогическом процессе стали культурно-исторические традиции, идеи и опыт народной педагогики, опирающиеся на принцип диалектического единства трех начал: общемирового, межнационального и национального, позволяющего человеку глубоко чувствовать принад -лежность к своему народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые сделана попытка комплексного анализа процессов возрождения традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования. Выли определены условия и методы использования элементов традиционной культуры в учебно-воспитательном процессе. Выявлена согласуемость народного опыта с принципами научной педагогики, учитывающей этнопсихологические, возрастные и индивидуальные особенности всех участников учебно-во-спитательного процесса. Отражена зависимость народного вое -питания от социально-экономических условий, культурно-исто -рической эпохи и от природной среды. Определены тенденции, особенности развития и функционирования исторического наследия этнопедагогики коренных народностей Чукотки на современном этапе в семье, в учебных заведениях различных типов, в обществе. Показано его позитивное влияние на развитие куль -туры, просвещения, на возрождение национальной духовности, традиций самосознания. Выявлено взаимодействие и взаимовлияние родного языка, литературы, искусства, социокультурных традиций средствами и приемами народной педагогики. Опреде -лены оптимальные механизмы внедрения прогрессивных традиций и идей по возрождению традиционной культуры в целостный пе -дагогический процесс.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе впервые изложены изученные и обобщенные средства и методы возрождения традиционной культуры этносов Чукотки через систему образования и представлены как рекомендации в систематизированном виде, во взаимосвязи с научной педагогикой, этнологией, этнопсихологией, этнографией.
Практическая значимость исследования« Были разработаны и практически реализованы содержание и методика выявления и отбора элементов традиционной культуры и искусства, опыта народной педагогики Чукотки, которые могут быть использованы в работе учителей-практиков национальных отделений детских школ искусств, национального колледжа Чукотки.
Выявленные же в ходе исследования критерии отбора тра -даций и их подача по годам обучения в детских школах искусств уже помогают в практике работы преподавателям национальных отделений ЛШ округа, классным руководителям, учителяы-пред-метникам общеобразовательных школ, воспитателям детских уч -реждений.
Сформированные принципы использования прогрессивных идей, традиций и опыта народной педагогики способствуют достижению более эффективных результатов в воспитании учащихся на современном этапе. Предлагаемые методики могут применяться в практической работе семьи, воспитателей дошкольных уч -резденай, в работе общеобразовательной и профессиональной школы.
Разработанные учебные планы, программы, поурочные методические разработки, рекомендации и пособия могут бить ис -пользованы для переподготовки учителей различных учебных заведений, совершенствования подготовки студентов педвузов к специальной и целенаправленной работе по решению проблем воспитания молодого поколения на прогрессивных традициях прошлого, настоящего и идеалах будущего в тесной связи и преемственности идей культурного содружества национального, интернационального обучения, особенно в северных регионах России.
Проведенные исследования и разработанные рекомендации и методические материалы способствуют: постепенному включению системы образования в общенациональный процесс возрождения и развития традиционной культу -ры; снижению стрессового состояния детей, снятию нервозности, установлению спокойной творческой обстановки, где каждый ребенок ощущает себя талантливым, способным преодолеть трудности, связанные с самим процессом обучения.
Методические рекомендации по вопросам внедрения этих материалов диссертации отражены в ряде публикаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследовательской работы обеспечивается согласуемостью методологических, теоретических и методических аспектов исследования, их про -веркой в эксперименте, представляющем всех его участников, а также собственным опытом жизни. Кроме того, диссертационное исследование способствует сохранению и дальнейшему развитию национальной традиционной культуры Коренных народов Чукотки.
Апробация исследования.
Основные положения дассертации и результаты исследования сообщались в форме научных докладов и сообщений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей детских школ искусств и на коллегии управления культуры администрации Чукотского автономного округа, на курсах повышения квалификации в Институте усовершенствования учителей (г.Анадырь, 1990-1992 гг.)» а также во время работы курсов повышения квалификации работников исполнительных органов, на заседании Исполкома народных депутатов Чукотского автономного округа (1991 г.), на региональных научно-практических конференциях северных регионов России (Нарьян-Мар, 1991 г.; Пет -розаводок, 1992 г.; Якутск, 1993 г.; Магадан, 1994 г.), в отделе фольклора Дома народного творчества и культпросветра-боты (г.Анадырь, 1995 г.); на совещании глав администраций районов Чукотского автономного округа (1994 г.); на научно -практической конференции "Дети на Севере: защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды" в Госкомсевере России (Москва, 1996 г.); диссертация обсуждалась на заседании лаборатории этнопедагогики Института национальных проб -лем образования МОиПО РФ.
Полученные выводы исследования применялись при совершенствований программ учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ, детских школ искусств, национального колледжа, нашли свое отражение в учебно-методических пособиях, посвященных проблеме возрождения традиционной культуры этносов Чукотки и народной педагогики.
По материалам диссертации и в ходе исследований опубликовано более 20 работ различного уровня, по которым практи -чески работают все национальные отделения детских школ ис -кусств региона, национальный колледж Чукотки.
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап (1989-1991). Изучение и анализ этносоциальных и этнопедагогических,этнопсихологических и культурологически х научных исследований. Разработка собственного подхода к проблеме возрождения традиционной культуры этносов Чукотки. Изучение и анализ литературных источников по проблеме этно педагогических традиций коренных народов региона. Получен -ный на данном этапе результат позволил сформулировать pat?o -чую гипотезу, наметить программу и методику опытно-экспери -ментальной проверки.
Второй этап (1992-1994). Конкретизация в соответствии с гипотезой педагогических условий, обеспечивающих формирование учебно-воспитательного процесса и знаний у педагогов, учащихся и родителей о традиционной культуре коренных наро -дов Чукотки, о традициях семейного воспитания детей. Основ -ная экспериментальная работа в этом направлении сопровожда -лась уточнением и обогащением гипотезы, проведением контро -льных срезов, их анализом, проведением формирующего эксперимента. Была разработана и проверена методика поэтапного ис -пользования элементов традиционной культуры (искусство," промыслы), прогрессивных идей, традиций и опыта народной педа -гогики в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Третий этаЯ (1995-1996), Анализ результатов экспериментального обучения, уточнение отдельных теоретических положений, подведение итогов и оформление результатов проведенной работы, в том числе составление методических рекомендаций, учебных пособий, поурочных методических разработок для отделений национального ганца, театра, обрядов, национального пения, фольклорного отделения, отделений декоративно-прикла-дного искусства (резьба по кости, гравировка кости, художественная обработка кожи и меха, вышивка бисером и подшейным волосом оленя) национального колледжа.
Различными видами эксперимента были охвачены 652 учащихся в школах и колледже округа. Привлекались к работе роди -тели учащихся и взрослое население (дедушки, бабушки, стар -шие сестры и братья, тети и дяди) в городских и сельских местностях разных районов Чукотки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическое наследие традиционного воспитания этносов Чукотки как аспект воспитания, содержащий в себе уни -кальный учебно-образовательный и воспитательный потенциал, который может успешно реализовать возрождение традиционной культуры этносов региона через систему образования.
2. Понимание традиционной культуры как основы использования опыта воспитательного аспекта в учебно-воспитательном процессе.
3. Характеристика механизма влияния социально-эконош -ческих условий на становление и развитие традиционной куль -туры этносов Чукотки.
4. Определение содержания традиционной культуры и народной педагогики.
5. Обоснование необходимости использования элементов, традиционной культуры, идей и опыта народной педагогики Чу -котки в целях обогащения духовного потенциала учащихся на всех этапах возрастного развития.
6о Локализация учебных программ, прежде всего, в рамках национально-регионального компонента учебного плана, введе -ние этнопедагогического и культурологического материалов в содержание обучения, деятельность по изучению традиционной культуры этносов региона как на теоретических, так и на практических занятиях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, глав, заключения, приложения и списка использованной литературы; перечня созданных в ходе исследовательской работы ме -тодических пособий, рекомендаций, видеофильмов, фонозаписей для национальных отделений ДНИ и ДМШ Чукотки под руководст

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 252 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930