Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования. Ефимов, Иван Викторович бесплатно
1:57 AM
Скачать Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования. Ефимов, Иван Викторович бесплатно

Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования

Диссертация

Автор: Ефимов, Иван Викторович

Название: Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования

Справка: Ефимов, Иван Викторович. Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Ефимов Иван Викторович; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т] - Москва, 2010 - Количество страниц: 188 с. ил. Москва, 2010 188 c. :

Объем: 188 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания гуманности у глухих старшеклассников
11 Понятийный аппарат исследования
12 Воспитание гуманности в истории образования и в современной практике
13 Воспитательный потенциал исторического образования
14 История и современное состояние воспитания гуманности у глухих старшеклассников (в России)
141 История воспитания гуманности у глухих старшеклассников
142 Современное состояние воспитания гуманности у глухих старшеклассников (в России)
143 Факторы, способствующие воспитанию гуманности у старшеклассников с нарушениями слуха
Глава 2 Изучение сформированное™ гуманных взглядов, убеждений, исторических знаний, способных содействовать формированию гуманности у глухих старшеклассников
21 Обоснование констатирующего эксперимента
22 Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента
23 Изучение и анализ специальной литературы (методических пособий и учебников по истории), используемых в работе с глухими старшеклассниками
24 Изучение сформированное™ гуманности и сформированности исторических знаний, способных содействовать формированию гуманности у глухих старшеклассников
25 Методика проведения констатирующего исследования
26 Обработка и анализ результатов исследования
Глава 3 Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования в специально организованных педагогических условиях
31 Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
32 Цель, задачи, содержание, организация и методика проведения формирующего эксперимента
33 Цель и задачи, содержание, организация и методика проведения контрольного эксперимента
34 Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования
35 Выводы и методические рекомендации

Введение:

Актуальность исследования. Гуманность является одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Современное общество остро нуждается в воспитании гуманности, в гуманизации образования и гуманизации общественной жизни (О.С. Газман, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Я.С. Турбовской, М.И. Фишер и др.). В Законе РФ "Об образовании" (1996), зафиксировано, что процесс образования в нашем государстве носит гуманистический характер, с приоритетом общечеловеческих ценностей1.
Гуманность как нравственное качество — это сложное интегративное психическое образование, включающее понимание и осознание норм морали, наличие нравственного поведения и гуманных чувств. Воспитание гуманности как интегративного качества личности происходит в структуре различных социальных институтов: семья, система образования, церковь и др. В целенаправленном воспитании гуманности значительная роль принадлежит школьным предметам гуманитарного цикла - истории, обществознанию, литературе, мировой художественной культуре, религиоведению и др.
Выдающиеся отечественные историки XIX в. (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М.Соловьёв, И.И.Беллярминов, Я.Г. Гуревич, Д.И. Иловайский, Н.И. Кареев, И.П. Шульгин и др.) уделяли внимание нравственному воспитанию, и, в его рамках, воспитанию гуманности у старшеклассников средствами исторического образования.
Известные учёные, педагоги XX-XXI вв., авторы учебных пособий по истории и обществознанию для общеобразовательной школы также затрагивают эту проблему (JI.H. Боголюбов, О.В. Волобуев, Т.С. Голубева, JI.C. Геллерштейн, А.А. Данилов, Г.М. Донской, Е.Н. Захарова, Л.Г.Косулина).
1 Закон РФ "Об образовании". Статья 2, пункт 1.
Ряд исследователей (И.В. Бабурова, JI.H. Боголюбов, Я.Г. Гуревич, Г.М. Донской) указывают на то, что изучение истории в школе содействует уяснению общечеловеческих норм и принципов, имеющих важное значение в современном обществе; формированию умения оперировать понятиями и терминами, относящимися к характеристике нравственных качеств личности. Учебный предмет «История» повышает уровень интереса учащихся к обсуждению нравственных проблем.
В отечественной сурдопедагогике на протяжении двух столетий (XIX-XX вв.) проблеме исторического образования детей с нарушениями слуха уделялось значительное внимание (В.И. Флери, Г.А. Гурцов, В.Д. Сиповский, А.Ф.Остроградский, Н.М. Лаговский, С.Н. Дзюбинский, Я.А. Новиков, З.Н. Донец, Г.Н.Коберник, И.Л.Соловьёва, А.В. Шумский, Т.А. Мамонтова, В.А. Паленный). Однако воспитание гуманности у старшеклассников с нарушениями слуха средствами исторического образования остаётся практически не исследованным до настоящего времени. Не определены и не исследованы педагогические условия, детерминирующие формирование гуманности у глухих старшеклассников в процессе изучения ими истории.
Таким образом, существует противоречие между социальным заказом современного общества в воспитании гуманности у старшеклассников с нарушенным слухом и отсутствием методических подходов к решению этой задачи. Воспитательный потенциал школьного исторического образования не используется в полной мере в деле формирования гуманности у глухих старшеклассников. Указанное противоречие определяет проблему воспитания гуманности у глухих старшеклассников в процессе исторического образования. В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: «Воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования».
Цель исследования - воспитание гуманности у глухих старшеклассников при использовании средств исторического образования.
Объект исследования — процесс формирования гуманности у глухих старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования.
Гипотеза исследования — воспитание гуманности у глухих старшеклассников средствами исторического образования будет более эффективным, если учитывается и последовательно реализуется система трёх основных иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий:
1) общие условия эффективного целостного коррекционно-образовательного процесса, влияющие на результативность воспитания гуманности у глухих старшеклассников;
2) частные условия, воздействующие на плодотворность воспитания гуманности средствами исторического образования у глухих старшеклассников;
3) специфические условия воспитания гуманности средствами исторического образования, предопределяемые характерными особенностями глухих старшеклассников.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить генезис и современное состояние проблемы воспитания гуманности у неслышащих старшеклассников, уделив особое внимание использованию в этом процессе средств исторического образования;
2) определить и научно обосновать педагогические условия эффективного воспитания гуманного отношения к людям средствами исторического образования у глухих старшеклассников;
3) провести изучение и целенаправленный отбор учебного исторического материала для организации экспериментального процесса воспитания гуманности у глухих старшеклассников;
4) экспериментально проверить эффективность формирования гуманности у глухих старшеклассников в специально организованных дидактических условиях (на примере изучения темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»2).
Методологической основой исследования являются этика как наука о морали (Платон, Сократ, Аристотель, А. Маслоу, А. Швейцер), современные психологические и педагогические теории и концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Александрова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, М.И. Шилова), история сурдопедагогики как область, в которой был накоплен определённый опыт нравственного воспитания старшеклассников с нарушениями слуха средствами исторического образования (В.И. Флери, Г.А. Гурцов, В.Д. Сиповский, И.А.Бурменский, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, С.Н. Дзюбинский, Я.А.Новиков, З.Н. Донец, Г.Н. Коберник, И.Л. Соловьёва, А.В. Шумский, Т.А.Мамонтова).
Этапы исследования.
На первом этапе (2005-2007 гг.) осуществлено теоретическое изучение проблемы, анализ педагогической, философской, психологической, исторической, литературы; проанализировано состояние изучения предмета «история» в обычной, специальной и интегрированной школе, где обучаются старшеклассники с нарушениями слуха.
На втором этапе (2007-2008 гг.) были разработаны специальные анкеты для выявления сформированносги гуманности до и после проведения эксперимента; был сделан констатирующий срез; сформировано содержание заданий с особым воспитательным акцентом к теме «ВОВ (1941-1945)», проведён формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2008-2010 гг.) подведены итоги опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы результаты исследования, сделаны выводы, уточнено содержание заданий с особым воспитательным акцентом к теме «ВОВ (1941-1945)», разработаны и внедрены
2 Далее - «ВОВ 1941-1945 гг.». методические рекомендации для школ, где обучаются старшеклассники с нарушениями слуха.
Экспериментальную базу исследования составили: Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1321 «Ковчег» (г. Москва), ГОУ Центр образования №1406 (г. Москва), ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101 для детей с нарушением слуха (I, II вида) имени С.Я. Кривовяза (г. Москва), ГОУ школа-интернат №37 для детей с нарушением слуха (I вида) (г. Москва), ГОУ санаторная школа-интернат №65 для детей с нарушением слуха (I вида) (г. Москва).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• представлена научная картина развития идей и практики воспитания гуманности у детей с нарушениями слуха средствами исторического образования в российской сурдопедагогике;
• подвергнута комплексному теоретико-экспериментальному изучению проблема воспитания гуманности у глухих старшеклассников в контексте преподавания учебного предмета «история»;
• выявлен и экспериментально подтверждён комплекс педагогических условий, повышающих эффективность воспитания гуманного отношения к людям у старшеклассников с нарушениями слуха в процессе изучения учебного предмета «история»;
• предложены научно обоснованные методические рекомендации по организации и содержанию воспитания гуманного отношения к людям у глухих старшеклассников средствами исторического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• расширены существующие в сурдопедагогике представления о состоянии нравственной воспитанности и сформированности представлений о гуманности у глухих старшеклассников;
3 Далее ГОУ.
• конкретизированы данные истории сурдопедагогики о развитии педагогических идей и концепций нравственного воспитания (и, в его рамках, воспитания гуманности) учащихся с нарушенным слухом, в том числе и средствами исторического образования в период XIX-XX вв.;
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования гуманного отношения к людям у глухих старшеклассников средствами исторического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• предложены формы организации работы с глухими старшеклассниками по формированию у них гуманного отношения к людям; предложены апробированные методические рекомендации, направленные на совершенствование педагогической деятельности учителя истории в нравственном воспитании детей с нарушениями слуха средствами исторического образования;
• предложен алгоритм подбора текстового материала для проведения занятий с целью формирования гуманности у глухих учащихся;
• разработаны учебные тексты с историческим содержанием для работы по формированию представлений о гуманности у глухих старшеклассников;
• педагогические условия формирования гуманного отношения к людям у глухих старшеклассников, выделенные в исследовании, могут быть использованы не только в процессе преподавания истории, но и других учебных предметов (обществознание, мировая художественная культура, литература и др.);
• результаты исследования дополняют содержание профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов и могут использоваться в системе повышения квалификации и переподготовки учителей-сурдопедагогов, а также учителей, преподающих историю в образовательных учреждениях с интегрированной формой обучения старшеклассников с нарушениями слуха.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитание гуманности у неслышащих старшеклассников средствами содержания учебных предметов (в том числе исторического образования) является актуальной и самостоятельной проблемой сурдопедагогики, требующей глубокого и многоаспектного изучения.
2. Учебный предмет «История» обладает значительным воспитательным потенциалом, целенаправленное использование которого возможно и необходимо в обучении глухих школьников.
3. Доказанная в истории сурдопедагогики значимость нравственного воспитания глухих детей средствами исторического образования и других учебных предметов, является важной предпосылкой развития педагогических технологий нравственного воспитания в соответствии с потребностями современного общества.
4. Воспитание гуманных чувств, представлений, поступков у старшеклассников с нарушениями слуха будет более эффективным, если учитывается и последовательно реализуется система общих, частных и специфических педагогических условий, которая включает в себя:
• обеспечение гуманных взаимоотношений взрослых и детей в учебно-воспитательном процессе;
• единство обучения истории и нравственного воспитания;
• систематическую работу по формированию у неслышащих учащихся представлений и понятий о гуманности и включение их в активный словарь детей;
• введение учебного исторического материала в индивидуально-личностный контекст бытия учеников в целях его актуализации и создания ситуаций сопричастности учащихся к обсуждаемым на уроках истории темам.
5. Для успешного воспитания гуманного отношения к людям средствами исторического образования у глухих старшеклассников необходимо использовать:
• метод «близких» и «далёких» примеров;
• подготовку учащимися письменной и визуальной информации об участии их родственников, знакомых в исторических событиях, о которых идёт речь на уроке истории;
• ознакомление с биографиями таких людей - участников исторических событий, физический (нарушение слуха) и социальный статус которых близок или аналогичен имеющемуся у глухих учащихся;
• примеры из собственной биографии педагога, воспитателя. Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, педагогической, исторической литературы, экспериментальной проверкой положений данного исследования, личным педагогическим опытом исследователя, верификацией результатов исследования в образовательной практике специальных (коррекционных) школ I вида и в школах, в которых в условиях интеграции осуществляется обучение детей с нарушенным слухом, динамическим изучением достаточного количества испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования с использованием методов статистической обработки данных (ф-критерий Фишера).
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати, чтения лекций по исследуемой проблеме студентам очных отделений на кафедре специальной педагогики Московского городского педагогического университета (2008-2009 гг.), проведения семинарских и практических занятий, выступлений на научно-практических конференциях: «Новые научно-методические подходы к преподаванию конфликта в истории» (Москва, Российский университет дружбы народов, апрель 2006 г.), «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды» (Москва, Московский городской педагогический университет, декабрь 2008 г.), «Социальная политика: современность и будущее» (Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, январь 2009 г.). Материалы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры специальной педагогики Московского городского педагогического университета. Методические рекомендации используются учителями истории, работающими с глухими старшеклассниками в образовательных учреждениях г. Москвы: ГОУ Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1321 «Ковчег» (г. Москва), ГОУ Центр образования №1406 (г. Москва), ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101 для детей с нарушением слуха (I, II вида) имени С .Я. Кривовяза (г. Москва).
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 5 научных публикациях (2,4 п.л.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 171 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30