Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника. Голубева, Елена бесплатно
1:59 AM
Скачать Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника. Голубева, Елена бесплатно

Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника

Диссертация

Автор: Голубева, Елена Валериевна

Название: Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника

Справка: Голубева, Елена Валериевна. Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Таганрог, 2007 207 c. : 61 07-19/480

Объем: 207 стр.

Информация: Таганрог, 2007


Содержание:

Введение
1 Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника как психологическая проблема
1Л Экономическое воспитание в психологических и педагогических исследованиях
12 Младший школьник как субъект экономического воспитания
13 Формирование базисных элементов экономической культуры личности в младшем школьном возрасте
14 Роль семейного экономического воспитания в развитии мотивационно-ценностной сферы младшего школьника
15 Выводы
2 Эмпирическое изучение влияния экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника
21 Программа исследования
22 Результаты
23 Анализ и интерпретация результатов
24 Выводы

Введение:

Актуальность настоящего исследования определена начавшимися в последней четверти прошлого века процессами перестройки нашего общества, которые открыли перед людьми возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений, но потребовали от граждан России максимального напряжения сил для адаптации к этим возможностям и для более активного освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество стало предъявлять определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры личности уже в детском возрасте, к рассмотрению экономической стороны проблемы социализации не только взрослых, но и детей. В связи с этим возрастает научный интерес к проблеме «экономизации» обучения и воспитания, широко обсуждаемой в психолого-педагогической литературе (О.Г. Грохольская, В.А. Кальней, В.А. Каряев, А.И. Китов, Д.А. Китова, Л.И. Поройко, М.Б. Рамазанов, Т. Соломсторожская и др.). Однако в современной отечественной системе образования только начинается становление традиций обучения экономическим аспектам бытия и теоретическое осмысление приобретаемого в этом становлении опыта, что затрудняет четкое определение целей, задач и содержания такого обучения.
Возрастание ценности материального благополучия и индивидуалистических тенденций в нынешнем обществе ведет к обострению проблемы соотношения «нравственного» и «экономического» в сознании человека. В этом контексте особого внимания требуют дети, так как их система ценностей еще находится в процессе формирования. Это обусловливает актуальность изучения мотивационно-ценностной сферы детей, и особенно младших школьников, поскольку в этом возрасте происходит интенсивное присвоение ценностей общества личностью.
Первым источником таких ценностей, дающим подрастающему человеку знания об окружающем мире, нормах поведения в нем, формирующим систему его ценностей, является семья. Изучению теоретических и практических основ построения и функционирования семьи вообще посвящено большое количество работ отечественных (Ю.Е. Алешиной, А.И. Антонова, Г.В. Бурменской,
A.Я. Варги, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой, И.С. Кона, А.Г. Лидерса, Н.В. Маляровой, М.С. Мацковского, Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Силяевой, А.С. Спи-ваковской, А.И. Тащевой, А.Г. Харчева, Г.Т. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера,
B.В. Юстицкиса и др.) и зарубежных авторов (М. Боуэна, К. Витакера, Д. Винникота, С. Кратохвила, В. Сатир, 3. Фрейда, Э. Фромма, Д. Хейли, Л. Хофмана, Э. Эриксона и др.). На современном этапе исследователями признается, что именно семья является важнейшим фактором формирования личности ребенка, а проблемы семейных отношений, роли родителей в становлении черт личности ребенка, ее ценностных ориентиров приобретают особую значимость и актуальность.
В то же время и сама семья как институт социализации всегда претерпевала и продолжает претерпевать изменения. Нынешние изменения института семьи в нашей стране связаны с возникновением новых социально-экономических отношений в обществе, разрывом в уровне благосостояния между социальными группами населения, возникновением социальной напряженности, утратой современным обществом морального потенциала. Семья реагирует на эти трансформации утратой традиций и преемственности, поиском новых идеалов и ориентиров, более яркими проявлениями семейных кризисов, нарушением стиля взаимодействия между родителями и детьми. В сфере детско-родительских отношений наблюдаются исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми, подмена личностного и познавательного общения его узко прагматическими формами, сведение поощрения и наказания детей к материальному стимулированию. Перечисленные тенденции в современной ситуации развития семьи оказывают огромное влияние на развитие личности подрастающего человека.
На этом социальном фоне проблема личностного развития младшего школьника, ранее достаточно хорошо раскрытая в работах отечественных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.В. Матюхиной, М.С. Неймарк, Т.М. Трапезниковой и др.) и зарубежных авторов (Р. Бернса, Э. Эриксона и др.), требует теоретического переосмысления и новых эмпирических исследований личностного развития детей данной возрастной группы и, в частности, развития их мотивационно-ценностной сферы, которая, по мнению многих авторов, начиная с А.Н. Леонтьева, является ядром развития личности.
Широкие возможности для формирования мотивационно-ценностной сферы ребенка имеет экономическое воспитание в семье. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение особенностей экономического воспитания в современных семьях и его роли в развитии мотивационно-ценностной сферы младших школьников.
Экономическая социализация детей широко изучается западными психологами, начиная с 50-х гг. XX века. Первоначально большинство работ (А. Берти, А. Бомби, В. Барриса, К. Шусслера и др.) было выполнено в рамках стадиальной теории Ж. Пиаже, то есть в них делалась попытка на основе стадий развития интеллекта, выделенных Ж. Пиаже, описать стадии развития, которые проходит ребенок в процессе приобретения экономических знаний. В дальнейших исследованиях западными учеными были проанализированы условия, влияющие на развитие экономического сознания ребенка. Выявление ценностного отношения детей к экономическим явлениям осуществлялось в рамках работ Л. Ферби, М. Сигала, Б. Швальба и др. При интерпретации полученных результатов авторы опирались на теорию морального развития JI. Кольберга.
В отечественной науке проблема экономического воспитания подрастающего поколения затрагивалась в трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др., которые рассматривали вопросы непосредственного участия детей и подростков в производстве материальных благ и их использовании.
В 60-80-е гг. XX века экономическое воспитание рассматривалось в рамках изучения процесса трудовой подготовки школьников А.К. Бешенковым, Л.Ю. Гординым, И.И. Зарецкой и др.
С переходом нашей страны к рыночной экономике проблемы экономического воспитания потребовали осмысления в несколько иной плоскости: с точки зрения возможностей этого аспекта воспитания сформировать такие качества личности у подрастающего человека, которые являются значимыми для современного этапа развития общества. Этому посвящены работы А.Ф. Аменда, О.А. Ворожеевой, А.А. Саламатова, И.А. Сасовой и др. Рассмотрением экономической культуры личности занимаются педагоги и психологи В.Н. Абросимов, К.А. Балашов, Т.В. Боровикова, А.И. Китов, Д.А. Китова, И.Б. Котова, Е.В. Савина, Л.И. Уварова и др. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников изучают Н.Н. Тарарухина, C.JI. Чернер и др. В целом, отечественные исследования проблем экономического воспитания пока немногочисленны и выполнены, в основном, с целью выявления условий формирования экономической культуры школьников в учебном процессе. Однако формирование экономически культурной личности происходит не только (и даже не столько) в учебном процессе, но и в условиях семейного воспитания. Некоторые вопросы экономического воспитания детей в семье изучались в работах Т.В. Боровиковой, Ж.В. Масликовой, И.А. Сасовой и др. Недостаточная научно-теоретическая разработанность этой части проблемы экономического воспитания определяет важность изучения роли семейного экономического воспитания в развитии личности ребенка в целом и ее ядра -мотивационно-ценностной сферы.
Таким образом, проблема исследования заключается в определении значимости семейного экономического воспитания как одного из психолого-педагогических условий развития мотивационно-ценностной сферы младшего школьника и его личности в целом. Решение поставленной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие мотивационно-ценностной сферы младших школьников.
Предмет исследования: влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника.
Гипотезы исследования
1. Семейное экономическое воспитание будет играть существенную роль в формировании мотивационно-ценностной сферы младшего школьника, если:
• психологические новообразования младшего школьника будут обусловливать его сензитивность к формированию базисных элементов экономической культуры личности и определять их специфику в этом возрасте;
• будут учтены особенности семейного экономического воспитания, определяющиеся типом направленности личности родителей и тактикой воспитания ребенка в семье.
2.Семейное экономическое воспитание будет способствовать развитию мотивационно-ценностной сферы ребенка, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия: непротиворечивость направленности личности родителей и использование ими сотрудничающей тактики воспитания.
Задачи исследования
1. Теоретически обосновать влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника.
2. Определить психологические особенности младшего школьного возраста в контексте проблемы формирования базисных элементов экономической культуры личности.
3. Выявить базисные элементы экономической культуры личности в младшем школьном возрасте.
4. Разработать классификацию типов семейного экономического воспитания.
5. Выявить влияние психолого-педагогических условий семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по семейному экономическому воспитанию ребенка.
Методологической основой исследования явились системный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), аксиологический подход (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, З.И. Равкин, Л.П. Разбегаева, Г.И. Чижакова и др.), принцип развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, И.Б. Котова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), принцип социокультурной детерминации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Теоретическую основу исследования составили: отечественные и зарубежные концепции психического развития и развития личности (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.И. Слобод-чиков, Э. Эриксон и др.); принципы анализа детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); теории детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.В. Петровский, В.В. Столин и др.); теории морального развития (Л.И. Божович, Л. Кольберг, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.); теории мотивации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); современные концепции экономического обучения и воспитания, ориентированные на развитие экономической культуры личности (А.Ф. Аменд, А.В. Даринский, А.И. Китов, Д.А. Китова, И.А. Сасова и др.); представления современных исследователей о механизмах взаимосвязи социально-психологических и социально-экономических переменных (А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова, В.А. Хащенко).
Методы исследования
1. Методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы по теме исследования.
2. Методы наблюдения, беседы, анкетирования, опроса, эксперимента, использованные для эмпирического исследования мотивационно-ценностной сферы младших школьников и особенностей семейного экономического воспитания.
3. Методы статистики и новых информационных технологий, использованные для количественного и качественного анализа результатов, а также их содержательной интерпретации.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2007 гг. и включало в себя четыре этапа.
1 этап - 2002 - 2003 гг. - определение целей и задач исследования, выбор предмета и объекта, выдвижение основных гипотез, анализ теоретических подходов к изучаемому предмету. Было проанализировано понимание проблемы экономического воспитания зарубежными и отечественными психологическими школами.
2 этап - 2004 г. - проведение пилотажного исследования, результаты которого позволили сформулировать концепцию диссертационного исследования и определить методическую базу. Также на этом этапе было осуществлено планирование основного эксперимента, подбор методов исследования и выбор конкретного психодиагностического инструментария, определение контингента испытуемых.
3 этап - 2005 - 2006 гг. - проведение экспериментального исследования, обработка и анализ экспериментальных данных, обобщение полученных результатов, их оформление, публикация.
4 этап - 2007 г. - разработка методических рекомендаций по организации экономического воспитания ребенка в семье, связанного с развитием его мотивационно-ценностной сферы.
Экспериментальная база исследования: муниципальные образовательные учреждения - средние общеобразовательные школы №9, №12, №14, №24 г.Таганрога. В исследовании приняли участие 195 детей 8-9 лет и их родители.
Научная новизна исследования заключается: в определении содержания и особенностей формирования базисных элементов экономической культуры личности в младшем школьном возрасте; в выявлении особенностей семейного экономического воспитания детей, определяющихся типом направленности личности родителей и тактикой воспитания ребенка в семье; в разработке классификации типов семейного экономического воспитания с различной выраженностью экономического аспекта; в доказательстве влияния семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника и определении психолого-педагогических условий, способствующих этому развитию: непротиворечивость направленности личности родителей, методическая подготовленность родителей к процессу воспитания, его осознанность и рефлексивность, толерантное отношение к детям и использование родителями сотрудничающей тактики воспитания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: в работе расширено теоретическое представление о мотивационно-ценностной сфере личности в контексте ее развития в целом и мотивационно-ценностных элементов экономической культуры личности младшего школьника, в частности; определение особенностей семейного экономического воспитания через направленность личности родителя и тактику воспитания дает возможность обогатить представления психологов и педагогов о семейном экономическом воспитании в целом; обоснование психологических новообразований младшего школьного возраста как обусловливающих его сензитивность к формированию базисных элементов экономической культуры личности позволяет теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективного развития этих элементов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что научно-теоретические и эмпирические материалы работы могут использоваться в курсах «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Основы возрастно-психологического консультирования», читаемых студентам, обучающимся по специальности «Психология», а также могут быть рекомендованы при постановке учебных курсов по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях. Разработанные психолого-педагогические рекомендации по экономическому воспитанию ребенка в семье могут быть внедрены в практику работы психологов муниципальных образовательных учреждений, использованы при проведении семейного консультирования, составлении программ психологической помощи детям, в работе родительских групп.
Положения, выносимые на защиту
1. Семейное экономическое воспитание играет ведущую роль (по сравнению с учебными организациями, группами сверстников, средствами массовой информации) в формировании иерархии материальных и духовных ценностей мотивационно-ценностной сферы младшего школьника.
2. Психологические новообразования младшего школьника (возрастание устойчивости мотивационной сферы, интенсивное формирование моральных чувств, присвоение ценностей общества личностью, развитие рефлексии, развитие произвольности психических процессов, появление внутреннего плана действий) обусловливают его сензитивность к формированию базисных элементов экономической культуры личности.
3. Формирование базисных элементов экономической культуры в младшем школьном возрасте имеет следующие особенности. Когнитивные элементы характеризуются сформированностью у детей основных экономических понятий, отражающих отдельные аспекты экономических отношений вне общей экономической системы. Поведенческие элементы выражаются в наличии определенного опыта элементарного экономического поведения (распоряжение карманными деньгами, обмен, самостоятельные заработки и др.). Мотивационно-ценностные элементы характеризуются переходом детей этой возрастной группы на уровень «конвенциональной» морали, определяющей критерии оценки значимости для ребенка экономических отношений. Дети этой возрастной группы в большей степени мотивированы социальными нормами, чем стремлением к максимизации собственной выгоды.
5. Семейное экономическое воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы детей младшего школьного возраста. Наблюдается согласованность особенностей мотивационно-ценностной сферы детей с направленностью личности родителей при использовании родителями тактики «Сотрудничество». При воспитании по типу «Гуманистический сотрудничающий» у детей наблюдается преобладание социальных, познавательных мотивов и духовных ценностей. При воспитании по типу «Прагматический - сотрудничающий» мотивационно-ценностная сфера детей характеризуется преобладанием «материальных» мотивов и ценностей. При этом мотивационно-ценностная сфера детей, воспитывающихся как по типу «Гуманистический - сотрудничающий», так и по типу «Прагматический -сотрудничающий» отличается широтой, протяженностью желаний во времени, наличием желаний не только «для себя», но и «для других», что свидетельствует о высоком уровне развития мотивационно-ценностной сферы личности младшего школьника. Мотивационно-ценностная сфера детей, воспитывающихся родителями с противоречивой направленностью личности, также отличается противоречивостью. Диктат, опека, невмешательство препятствуют формированию характеристик мотивационно-ценностной сферы ребенка, соответствующих направленности личности их родителей. Мотивационно-ценностная сфера детей, воспитывающихся по неоптимальным типам экономического воспитания, является дисгармоничной.
6. Психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию мотивационно-ценностной сферы ребенка в процессе семейного экономического воспитания, являются: непротиворечивость направленности личности родителей, методическая подготовленность родителей к процессу воспитания, его осознанность и рефлексивность, толерантное отношение к детям и использование родителями сотрудничающей тактики воспитания.
Апробация работы
Основные результаты работы обсуждались: на Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления» (г. Таганрог, 2002 г.); I Международной научно-практической конференции «Текст в системе высшего профессионального образования» (г. Таганрог, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы прикладной лингвистики» (г. Пенза, 2004 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (г. Кисловодск, 2006 г.); 52-ой научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов ТРТУ (г. Таганрог, 2006 г.); XIII годичных собраниях РАО и XXV психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Ростов н/Д, 2006 г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (г. Казань, 2006).
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 178 наименований, в том числе 10 на иностранном языке. Основное содержание работы изложено на 176 страницах, иллюстрировано 12 таблицами и 7 рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 212 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30