Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений. Полоухина, Елена Александровна бесплатно
9:38 PM
Скачать Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений. Полоухина, Елена Александровна бесплатно

Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений

Диссертация

Автор: Полоухина, Елена Александровна

Название: Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений

Справка: Полоухина, Елена Александровна. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.04 / Полоухина Елена Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 167 с. ил. Санкт-Петербург, 2009 167 c. :

Объем: 167 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы брачно-семейных отношений в семьях с детьми-инвалидами
11 Семья как фактор развития
12 Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
121 Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида
122 Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
123 Влияние рождения ребенка с отклонениями в развитии на отношения между супругами
13 Формы работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии
Выводы по главе 1
Глава 2 Характеристика материалов и методов исследования
21 Характеристика материала исследования
22 Методы исследования
221 Экспериментально-психологические методы исследования
222 Математико-статистические методы исследования
Глава 3 Результаты исследования
31 Результаты исследования особенностей семейных взаимоотношений в семьях с ребенком-инвалидом
32 Результаты исследования особенностей отношения родителей к ребенку, его заболеванию
33Результаты исследования особенностей супружеских отношений в семьях с детьми-инвалидами
34 Результаты исследования отношения к будущему родителей, воспитывающих детей-инвалидов
35 Сравнительный анализ взаимосвязей различных параметров семейных взаимоотношений

Введение:

Актуальность исследования:
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе (Лидере А.Г, 2004.). И, если у ребенка имеется отклонения в развитии, именно от семьи во многом зависит успешность адаптации и интеграции ребенка в общество (Выготский JI. С., 1983).
В настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических заболеваний и как результат - повышение общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Российское законодательство определяет инвалида как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,. приводящее к ограничению жизнедеятельности.» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В случае детей-инвалидов, основное бремя заботы о ребенке ложится на членов семьи, что существенным образом сказывается на всех сферах их жизнедеятельности, ведет к снижению качества жизни.
Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей.
Анализ отдельных проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т. А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной (1991, 1993); С.Д. Забрамной (1993); А.И. Захарова (2000); В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2005); И.И. Мамайчук, (2001); Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной (2003); Г.А. Мишиной (2001); М.М. Семаго (1996, 1998); А.С. Спиваковской (1986, 1999); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др.
Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности.
Большинство работ сфокусировано на изучении того, как имеющиеся особенности семейных отношений влияют на развитие ребенка с отклонениями в развитии, и, сравнительно немного работ рассматривают обратное влияние: как рождение ребенка с отклонениями в развитии сказывается на семейном функционировании.
Согласно системной семейной теории, члены семьи — элементы одной системы, и если меняется один член, все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь обратно влияя на первого (Бейкер К., Варга А.Я., 2008).
Однако это не всегда учитывается современными исследователями. Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой и т.д. (Lynch R. Т., Morley К. L., 1995). Они уже не равны себе прежним и, исходя из этого нового статуса, относятся к ребенку иначе, чем, если бы он был здоров (Зарецкая Н.Ю., Бурк О.А., 2006).
В повседневной жизни родители детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье больного ребенка (Ткачева В.В., 1998). Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а так же с окружающими.
Социально-психологический портрет таких семей фиксирует явное неблагополучие: от 30% до 60% семей распадаются (Янушанец Н.Ю., 2006; Ермолаева Ю.Н., 2008; Кузнецова О.В., 2008), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально — «ради ребенка» (Безух С.М., Лебедева С.С., 2006).
В тоже время для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье, и отношения между супругами, как определяющими ту атмосферу, в которой растет и развивается ребенок.
Целенаправленного изучения такого рода отношений в семьях, имеющих ребенка-инвалида, до настоящего времени не проводилось. Исследование данной проблемы дает возможность выявить особенности внутрисемейных отношений в семьях, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, изучить то влияние, которое оказывает рождение больного ребенка на динамику супружеских отношений.
Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребенка-инвалида, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации отношений между супругами, и в целом в семье, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной темы исследования.
Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить влияние тяжело больного ребенка ребенка-инвалида) на психологическую обстановку в семье, характер и динамику партнерских отношений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проведение сравнительного анализа семейных отношений в семьях с ребенком-инвалидом и в семьях с ребенком без нарушений в развитии.
2. Выявление особенностей восприятия родителями ребенка, отношений с ним в зависимости от его пола и состояния здоровья.
3. Рассмотрение особенностей супружеских отношений в семьях с детьми-инвалидами по сравнению с отношениями супругов, воспитывающих детей без нарушений в развитии.
4. Изучение особенностей восприятия семейной ситуации родителями, воспитывающими ребенка-инвалида в зависимости от пола.
5. Изучение особенностей брачно-семейных взаимоотношений и характера влияния на них ребенка-инвалида в зависимости от вида нарушения и тяжести состояния ребенка.
Объект исследования: семья, имеющая ребенка-инвалида и семья нормально развивающегося ребенка.
В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании приняли участие 201 человек, из которых 114 человек — основная группа (родители, воспитывающие детей-инвалидов) и 87 человек составили контрольную группу (родители нормально развивающихся детей).
Большая часть основной группы (п=87) представлена родителями детей с детским церебральным параличом. Группа родителей детей с синдромом Дауна (п=27) была необходима для определения влияния характера дизонтогенеза ребенка на брачно-семейные отношения. Возраст детей — 3-15 лет.
Всего в исследовании приняло участие 80 супружеских пар (42 — в основной группе, 38 — в контрольной группе), в остальных случаях это был один из супругов.
Основную часть выборки составляют мужчины и женщины в возрасте 32-37 лет (47,2%), имеющие высшее образование (57,6%) и находящиеся в браке в течение 5-10 лет (47,7%).
Предмет исследования: брачно-семейные отношения в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии и в семьях с условно здоровым ребенком.
Гипотеза исследования
Появление в семье ребенка, страдающего серьезной соматической и/или психической патологией, оказывается мощным стрессом, видоизменяющим взаимоотношения супругов и функционирование семьи в целом, приводит к ухудшению партнерских отношений, искажению представлений о супружеской и семейной жизни, негативно сказывается на психологической обстановке в семье.
Научно-методологическую основу исследования составили системный семейный подход (Боуэн М., Минухин С., Сатир В., Витакер К.), культурно-историческая теория Выготского J1.C., теория отношений Мясищева В.Н., психология аномального развития ребенка (Рубинштейн С.Я., Лебединский В.В., Мастюкова Е.М., Агавелян O.K., Майрамян Р.Ф., Морозова Н.Г., Шипицина И.М.), психология детско-родительских отношений (Варга А.Я., Захаров А.И., Спиваковская А.С., Столин В.В., Шефер Е., Sigel I.E.), концепция супружеской адаптации и дезадаптации (Кришталь В.В., Агарков С.Т.).
Методы и методики исследования. Основными методами исследования были клинико-психологический метод, экспериментально-психологический метод и метод математической обработки данных.
Клинико-психологический метод включал в себя клинико-биографический метод (исследовании истории болезни), психодиагностическую беседу (полуструктурированное интервью с родителями).
Экспериментально-психологический метод представлен методическим комплексом из следующих методик:
• методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В. Е. Кагана и И. П. Журавлевой;
• шкала семейного окружения (ШСО), адаптированная С. Ю.Куприяновым;
• методика «Незаконченные предложения»;
• метод семантического дифференциала Ч. Осгуда;
• авторский опросник, предназначенный для описания основных характеристик выборки.
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались корреляционный, дисперсионный, дискриминантный и регрессионный анализ. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows (версия 13.0).
Организация исследования.
Экспериментальной базой исследования служили детский реабилитационный центр им. Альбрехта, ДПО № 55, ГДОУ комбинированного вида № 4 Кронштадского района, реабилитационные центры для детей Выборгского и Кронштадского районов, общеобразовательная школа № 207 Центрального района города Санкт-Петербурга.
Положения, выносимые на защиту
1. Для семей с ребенком-инвалидом характерно изменение стиля семейного функционирования в сторону большей жесткости и поляризации семейных ролей, усиления ригидности семейных правил и процедур.
2. Характер и тяжесть заболевания ребенка, проблемы связанные с обеспечением его здоровья влияют на восприятие и оценку родителями своих детей.
3. Восприятие ребенка-инвалида, отношения с ним зависят от пола родителя и ребенка, от особенностей его нарушений.
4. Вид детской патологии (например, наличие физических или психических нарушений) оказывает влияние на брачно-семейные отношения.
5. Рождение больного ребенка негативным образом сказывается на отношениях между супругами: для супругов характерна сниженная самооценка и оценка партнера, повышенное напряжение в отношениях.
6. Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей инвалидов, должна осуществляться в рамках комплексного подхода к психореабилитационным мероприятиям, и проводиться в индивидуальном, супружеском и семейном вариантах.
Научная новизна исследования.
В диссертационном исследовании впервые реализованы принципы системного подхода к выявлению особенностей функционирования семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
На модели семей, воспитывающих детей с ДЦП и синдромом Дауна выявлены и проанализированы особенности и закономерности брачно-семейных отношений в семье, имеющей ребенка-инвалида.
Экспериментально доказано, что рождение больного ребенка оказывает существенное влияние на супружеские отношения.
Научно обоснована возможность применения комплекса использованных методик для изучения брачно-семейных отношений в семье, имеющей ребенка-инвалида.
На основании полученных результатов выделены основные направления психокоррекционной работы с семьями детей-инвалидов.
Практическая значимость исследования.
Полученные данные об особенностях взаимоотношений в семьях с детьми-инвалидами могут быть использованы в практике реабилитационных учреждений психологами как для диагностики брачно-семейных отношений, так и для разработки методов оптимизации взаимоотношений в семье.
С учетом полученных данных, разработаны рекомендации по организации комплексного подхода к реабилитационным мероприятиям. При таком подходе работа проводится на нескольких уровнях (медицинском, психологическом, педагогическом, социальном), причем не только с ребенком, но и семьей в целом.
Полученные результаты способствуют расширению знаний о влиянии супружеских отношений на взаимоотношения в семье в целом, что также может быть использовано в практике семейного консультирования.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться при чтении курсов: "Психология семьи", "Психологическая коррекция", "Психология аномального развития".

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031