Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незавершённой модернизации. Корякина, Анжелина Анатольевна бесплатно
9:34 PM
Скачать Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незавершённой модернизации. Корякина, Анжелина Анатольевна бесплатно

Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незавершённой модернизации

Диссертация

Автор: Корякина, Анжелина Анатольевна

Название: Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незавершённой модернизации

Справка: Корякина, Анжелина Анатольевна. Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незавершённой модернизации : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Якутск, 2003 151 c. : 61 04-9/208

Объем: 151 стр.

Информация: Якутск, 2003


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологический анализ культуры традиционного общества в условиях модернизации * 11 Понятие традиции Сущность и содержание
12 К понятию традиционной культуры
13 Культура традиционного общества в условиях незавершённой модернизации
14 Этническая культура модернизирующегося общества
Глава 2 Роль и место массовой культуры в структуре этнической культуры модернизирующегося общества
21 Феномен массы Массовизация
22 Природа и сущность массовой культуры
23 Развитие массовой культуры в России и Республике Саха (Якутия)
24 Воздействие массовой культуры на культуру якутского этноса *

Введение:

Актуальность темы исследования. Начало второго тысячелетия являет собой ключевой, переломный момент в развитии человеческой истории и культуры. Помимо чисто психологического фактора, связанного с наступлением третьего тысячелетия, значимость современной ситуации определяется теми конкретными процессами и тенденциями, которые находят в ней свое эмпирическое выражение. Научно-техническая и информационная революции, глобализация и предельная динамизация мировых процессов - именно это в первую очередь сделало мир иным и определило схему его дальнейшего развития.Глубокие принципиальные изменения произошли практически во всех сферах жизнедеятельности человека, и в связи с этим появились совершенно новые философские проблемы, работа над решением которых заставляет по-иному взглянуть и на проблемы старые, классические, назрела необходимость в выработке такого мировоззрения, которое бы учитывало произошедшие изменения и динамику развития современного мира, но при этом не отторгало бы фундаментальные основы культурного прошлого.Интенсификация мировых процессов еще более остро поставила проблему трансляции традиционной этнической культуры. Сохранение культурного наследия, повышение степени его влияния на формирование культурного фундамента современности - важнейшая проблема современности. Процесс складывания современного, массового общества, процесс модернизации - этот процесс не способствует реальному сохранению традиционного культурного этнического наследия.Проблема его сохранения стала сейчас особенно актуальной, поскольку то влияние массовой культуры на культуру этноса, имеющее место быть сегодня, вполне может стать причиной утраты человечеством этнической культуры.В данной работе мы стремимся активизировать внимание к данной проблеме и подчеркнуть ее исключительную важность и актуальность.Действительно, развитие человеческого общества на настоящем этапе претерпевает затяжной переход от общества традиционного типа к обществу современному. Данный переход (модернизация) характеризуется драматичностью, влечёт за собой изменения личностного и социального порядка. Рушатся традиционные устои, потеря традиций не всегда ведёт к приобретениям инновационного характера. Наступает общий, «глобальный», универсальный порядок, эра «массового общества».В диссертации автор стремился исследовать, в чем заключаются основаi '^ ния и проявления этого кризиса, определить, каким образом его возможно преi одолеть. Все те процессы, которые происходят в современном социокультурном пространстве и которые радикально меняют облик современного мира, облик культуры и человека, требуют тщательного философского анализа с целью выявления сущности современного этапа развития культуры, определения ее дальнейших перспектив. В этом заключается главное основание актуальности данного исследования, в котором автором осуществлена попытка представить свой взгляд на судьбу культуры традиционного общества, этнической культуры, в современном мире, на проблему соотношения в ней традиционного, самобытного начала, и массового, где последнее играет ведущую роль.Степень разработанности темы. Тема данного исследования многоплановая, находится на стыке таких научных дисциплин, как философия, культурология, история, социология, этнография, социальная психология. В отечественной и зарубежной литературе накоплен большой объем информации о массовой культуре как специфическом социальном феномене, об этнической культуре как определенном объекте социально-философского познания, а также огромный, практически необозримый эмпирический материал, гипотезы, более или менее сформулированные концептуальные схемы по различным теоретическим и практическим проблемам культуры в эпоху модернизирующегося общества.Среди этого массива научной литературы немало работ, посвященных общефилософскому, культурологическому, историческому осмыслению общества, культуры, их сущности, функций, этнических особенностей, методов исследования этого феномена, проблемам культурной политики, региональным аспектам управления процессами в духовной сфере, теории и практики сохранения и развития культуры малых этносов и т.п. Они составили теоретическую и методологическую базу диссертации.Основной аспект исследуемой проблемы — массовая культура - впервые * был отмечен в работах западных исследователей.Западная гуманитарная мысль накопила значительное количество источников, в которых они представлены. Можно назвать имена таких крупных мыслителей, как Т. Адорно, Д. Белл, Г. Лебон, Р. Миллс, Д. Рисмэн, Б. Розенберг, Г. Тард, Л. Уайт, О. Хаксли, Д. Хорн, Э. Шилз, У. Эко.В России явление массовой культуры в разное время привлекало внимание писателей, социологов, публицистов, философов. Проблемы зарубежной массовой культуры отражены в работах отечественных ученых Г.К. Ашина, Н.А. Анастасьева, Е.Н. Карцевой, А.В, Кукаркина, Н.П. Корзун, Г.З. Касавиной, В.И. Леонтьевой, А.П, Мидлера, В.В. Молчанова, Е.П. Смольской и др.В 80 - 90-е годы повышается интерес ученых России к вопросам отечественной массовой культуры. Среди них: Б.С. Ерасов, Н.М. Зоркая, Н. Ильина, * Г.С. Кнабе, Е. Лебедев, А.П. Мидлер, В.В. Постников, М.С. Чегодаева, М.И.Ямпольский, А.М.Яковлева и др.Нельзя адекватно раскрыть сущность массовой культуры без обращения к методологическим подходам не только философии, но и смежных наук (социологии, культурологии, психологии и др.). Именно по этой причине, кроме указанных теоретических источников, автор использовал работы В.Л. Глазычева, А.Б. Гофмана, К. Жигульского, Н. Иконниковой, Ф.Ф. Кузнецова, Н.Н. Козловой, А. Карцевой, А.Ю.Мельвиля, К.Э. Разлогова, В.А. Шапинского и др. ' • в диссертации осмысливается также наследие выдающихся русских философов конца XIX - начала XX века, которые имеют непосредственное отношение к предмету изучения: Н. А. Бердяева, Н. Булгакова. Определённым объектом изучения стали и классические труды зарубежных философов и психологов: О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.Следует отметить, что генезис, эволюция, а также основные теории, касающиеся оценки роли массовой культуры в общественной жизни, описаны и исследованы в отечественной литературе достаточно полно и подробно. Однако * определенный пробел содержится в освещении последних западных теорий массовой культуры, а также в изучении истории массовой культуры в России.Одним из основных подходов к исследованию явилась концепция модернизации, отвечающая существу данной работы. По сути всё возрастающее влияние массовой культуры на культуру этноса - это и есть следствие модернизационных процессов в обществе.Проблема традиционных обществ в свете перехода их к обществам современным, проблема модернизации, проблема «массового» давно привлекали внимание философов России и зарубежья, имеется множество работ, в которых эти вопросы подвергаются всестороннему анализу. Среди авторов, внесших заметный вклад в понимание сущности данной проблематики, можно отметить нижеуказанные фамилии (М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, О.Парк, Ф.Теннис, ^ Г.Беккер, М Леви. Т.Парсонс, У.Ростоу, Дж, Грегор, Р.Рэдфилд, Г.Алмонд и другие). В работах исследователей накоплен теоретический опыт анализа перехода от традиционного к индустриальному обществу, выявляются общие закономерности, связанные со спецификой общества и страны, переживающей модернизацию Отечественная наука долгое время видела в концепциях модернизации объект критики и инструмент для изучения развивающихся стран, а само слово "модернизация" по отношению к культурным и социальным процессам, протекающим в нашем обществе, находилось под запретом В настоящее время российские обществоведы ставят перед собой задачу осмысления специфики модернизации в России.В настоящем исследовании также представлены идеи и концепции, рассматривающие этнические аспекты современного культурного процесса, получивщие широкое освещение и в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур и их взаимодействия посвящены работы Э.С. Маркаряна, А.А. Сусоколова, Чистова. В философском и социологическом плане различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Л.М. Дробижевой.Рассматривая основные особенности культуры, диссертант опиралась на логику ее осмысления в отечественной и западной науке, на авторов, в творчестве которых происходило становление культурологии в стране (Л.Н. Гумилев, С.Аверинцев, В.С.Библер, М.М. Бахтин, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, Э.Орлова, М.Вебер, Э.Фромм, З.Фрейд, К.Юнг и др.). В этих трудах разрабатываются основные понятия теории и истории культуры, методы культурологического исследования.Большой вклад в изучение этнокультурной проблематики внесли работы У.А.Винокуровой, И.Е.Спиридоновой, И.И.Подойницыной и др. Неоценимую помощь в написании настоящего исследования оказали работы этнофилософского, этно-культурологического плана А.Г.Новикова, А.С.Саввинова, Б.Н.Попова, В.Д.Михайлова, Н.Н.Кожевникова, В.В.Винокурова, А.П.Оконешниковой, А.И.Гоголева, М.Н.Борисова, А.А.Бурцева и др., где формируются теоретические и методологические основы знания об интегрирующей целостности бытия человека в социально-историческом, этническом и духовном аспекте.Работы всех вышеуказанных авторов предопределили основные направления диссертационного исследования и, в то же время, их анализ позволил обнаружить недостаточную разработанность проблем, ставших предметом (целями и задачами) настоящей работы.Анализ литературы показывает, что, несмотря на широкий и разноплановый охват, вопросы функционирования и развития массовой культуры в контексте этнической культуры модернизирующегося общества еще не ставились и не изучались как целостная и относительно самостоятельная социальнофилософская проблема.Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уровень этих исследований, следует отметить, что большинство из них берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы взаимодействия массовой и этни'*• ческой культур. Это обстоятельство диктует необходимость комплексного философского анализа роли массовой культуры в структуре этнической культуры общества, находящегося в условиях незавершённой модернизации.Объектом исследования является культура этноса модернизирующегося общества Предмет исследования - массовая культура в структуре этнической культуры общества в условиях незавершённой модернизации.Цель диссертационного исследования - выявление влияния массовой культуры на культуру этноса, её места и роли в структуре этнической культуры модернизирующегося общества.Поставленная цель может быть достигнута решением следующих конкретных задач: - раскрыть содержание понятия «традиция», ее сущностные характеристики и признаки - выполнить анализ основных методологических подходов к изучению традиционной культуры - выявить особенности культуры традиционного общества в условиях незавершённой модернизации - установить характер этнической культуры модернизирующегося общества - раскрыть понятие «массы», осветить проблему массовизации - проанализировать сущность массовой культуры, определить ее роль в системе духовного производства - показать развитие и современное состояние российской и якутской массовой культуре - осветить воздействие массовой культуры на культуру якутского этноса.Положения, выносимые на защиту 1. Традиция является необходимым условием функционирования социальных и культурных систем. Множество взглядов на содержание понятия «традиция» в их исторической ретроспективе представляются взаимодополняющими: их сочетание позволяет с большей степенью полноты охарактеризовать сущностные признаки традиции.2. Рамки функционирования традиции не ограничиваются духовной сферой общества, они охватывают социально-политическую, экономическую, бытовую и другие стороны жизнедеятельности, между тем, традиция не существует вне культурообразующего поля этих сторон, следовательно, понятия «традиция» и «традиционная культура» в известной степени близки. Таким образом, традиционная культура адаптирует человека к природной среде и устанавливает развитие человека на основе традиции.3. Достаточно общая и внешне абстрактная типология обществ на современные и традиционные сохраняет свою научную ценность, поскольку в её основе лежат фундаментальные отличия. Дело в том, что традиционность "прорастает" в современность и видоизменяет ее, неизбежно накладывает на нее свой отпечаток. Таким образом, без адекватного анализа традиционного трудно понять общество на современном этапе своего развития, т.е. модернизирующееся общество. Культура традиционного общества меняется соответственно с изменениями традиционного общества, находящегося в условиях модернизации.4.Этническая культура модернизирующегося общества гораздо шире понятия традиционная культура, так как включает в себя также и элементы современной, массовой культуры. В условиях модернизации происходит кризис трансляции традиционной духовной культуры, когда она уходит на периферию современного социокультурного пространства.5. Массы играют значительную, порой определяющую роль в современном культурном процессе. Они выходят на арену в качестве одного из главных действующих лиц, рождая процессы массовизации.6. Массовая культура, будучи катализатором массовизации, обладает рядом специфических характеристик. Она начинает противостоять традиционной культуре, что обусловливается, в первую очередь, характером взаимоотношения современности и традиционности, когда абсолютизация одной (современности, массовости) ведет к отрицанию другой (традиционности).7. В современной России, Якутии происходит процесс отчуждения человека от традиционных форм духовной культуры, основной причиной которого стало резкое изменение условий его существования. Всё это явилось базой для бурного развития массовой культуры.8. Отойдя от традиционного мира природы и культуры, человек как существо этническое оказался ныне в совершенно новой социокультурной обстановке. Процесс отчуждения осуществляется в основном посредством массовой культуры, сосредоточивающих его на современном, сиюминутном содержании жизни.Методология В работе использован комплексный многофакторный подход при рассмотрении механизмов возникновения массовой культуры. Основным методологическим подходом, используемым диссертантом, является социальная диалектика, включающая системный подход к изучению социальной реальности.Диссертант руководствовался также положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, части и целого, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического.Исходя из предмета, объекта, целей и задач исследования, использовались отдельные методы исторического, социологического и культурологического анализа, цивилизационный, историко-логический подходы, традиции философскогуманитарного и культурно-антропологического подхода к человеку, этносу, культуре, концепция модернизации, органически связанная с концепцией устойчивого развития, т.е. гармонического решения проблем социальноэкономического и культурного развития этноса и территории его обитания.Данное исследование осуществлено на основе системы принципов, в числе которых общенаучные принципы историзма, научности, объективности, системности и комплексности- Автор придерживается принципа диалектического единства частного и общего, целостности, противоречивости развития; социальной детерминированности, восхождения об абстрактного к конкретному, рассматривая закономерности, особенности и исторический опыт этнической культуры.Работа опирается на общенаучные принципы познания, диалектический, системный, междисциплинарный, конкретно-исторический подходы. Комплексный характер исследования обусловил использование разнообразных форм анализа исторической, культурологической, философской, искусствоведческой и другой литературы.Методами диссертационного исследования явились культурологический, этнологический, логический, историко-сравнительный методы научного исследования, продуктивность которых апробирована и доказана философскими, историко-культурологическими, социологическими и другими научными построениями.Теоретической основой диссертационного исследования явились достижения современной отечественной и зарубежной научно-теоретической мысли в различных областях знания: философии, культурологии, социологии, этнологии, истории.Источники в источниковедческом плане в диссертационном исследовании использована литература как философского, так и культурологического и исторического характера, что необходимо для раскрытия темы. Список литературы насчитывает более 300 наименований трудов российских и зарубежных исследователей.Основными источниками исследования являются научные труды философов, культурологов, историков, социологов, этнографов, занимающихся соответствующими проблемами культуры, особенно культур малых этносов и их взаимодействия, вопросами национальной и культурной идентификации этносов; научные труды; материалы симпозиумов, конференций, других научных собраний, состоявшихся в последние годы; материалы периодической массовой и специальной печати (журналы "Вопросы философии", "Социологические исследования", "Общественные науки и современность", "Социальнополитические науки", "Жизнь национальностей", "Культурная политика за рубежом").Важными общетеоретическими источниками, на основе которых сформировалась концептуальная модель данного исследования, явились труды перечисленных выше авторов. Научная проблема в том виде, как она сформулирована в диссертации, впервые рассматривается комплексно с учетом методологических подходов не только философии, культурологии, но и смежных наук (истории, этнографии, социологии, психологии и др.).Научная новизна исследования состоит в том, что в социальнофилософском значении поднимается и рассматривается проблема массовой культуры в структуре этнической культуры на фоне модернизации. Определяются место и роль данного явления в духовной, культурной, социальной структуре республики, в её историческом развитии. В частности: - осуществлен анализ научно-теоретических представлений о традиции в истории философской и культурологической мысли - уточнён смысл понятия традиционная культура, означающий адаптацию человека к природной среде и обусловливающий его развития на основе традиций - по-новому переосмыслено понятие культуры традиционного общества на стадии модернизации как многокомпонентного явления, включающего в себя и традиционные, и инновационные элементы выявлено содержание понятия этническая культура, его соотнесённость с понятием культуры традиционного общества как многокомпонентного явления, сочетающего в себе традиционные и массовые компоненты - проанализированы теоретические представления о феномене массы, явлении массовизации в обществе, показано их влияние на его жизнедеятельность - раскрыты природа и сущность массовой культуры, определено её всё более возрастающее место в обществе, в системе духовного производства; - показано развитие массовой культуры в российском и якутском обществах, подвергающимся всё большей глобальной экспансии; - выявлена специфика воздействия массовой культуры на культуру якутского этноса и намечены пути его преодоления.Практическая значимость состоит в том, что выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для изучения многоуровневых процессов в обществе и культуре, материалы и положения работы могут быть использованы для новых научных изысканий, а также в дальнейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий социальной философии, философии культуры и исследовании научно значимых проблем современного социо-культурного процесса.В контексте этой проблемы теоретико-методологические аспекты, разработанные в диссертации, могут быть использованы в качестве теоретической и методологической основы при разработке конкретных методик изучения духовной культуры различных этносов, проживающих на территории Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке культурной региональной программы. Содержащийся в диссертации эмпирический материал, выводы и обобщения могут послужить базой для дальнейших исследований. Теоретические и практические выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе: в преподавании как базовых курсов социальной философии, культурологии, так и в преподавании цикла спецкурсов и курсов по выбору.Практическая значимость исследования очевидна, поскольку на ее основе можно прогнозировать тенденции развития этноса. Результаты исследования могут быть использованы для понимания социально-философских, культурологических процессов модернизации как в Якутии, так и в регионах, населённых этносами, близкими по основным характеристикам к якутам. В исследовании наряду с национально-специфическим (якутским) моментом выявлены общие закономерности протекания социально-философских процессов в обществах традиционного типа. Материалы, выводы исследования могут быть полезны в вопросе преодоления засилья массовых явлений в вышеуказанных обществах.Апробация работы Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры философии Якутского госуниверситета, на региональных, республиканских, международных научно-практических конференциях. Автором опубликовано 8 научных работ по теме исследования.Структура работы Диссертация состоит из введения, 2 глав, 8 параграфов, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 158 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031