Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 24 » Скачать Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе. Бахтина, Татьяна Анатольевна бесплатно
1:46 PM
Скачать Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе. Бахтина, Татьяна Анатольевна бесплатно

Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе

Диссертация

Автор: Бахтина, Татьяна Анатольевна

Название: Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе

Справка: Бахтина, Татьяна Анатольевна. Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Улан-Удэ, 2005 175 c. : 61 05-9/504

Объем: 175 стр.

Информация: Улан-Удэ, 2005


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-методологические аспекты утопического дискурса
11 Концептуальные основы утопического дискурса
12 Идеал и его метаморфозы в утопическом дискурсе
13 Утопизм как превращенная форма утопии
Глава II Утопический дискурс и современность
21 Трансформация общества модерна и кризис классической утопии
22 Альтернативные пути развития современного общества
23 История и судьба России в мозаике социально-утопических идей Ж
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Sine irae et studio без гнева и пристрастия С легкой руки авторов произведений художественной литературы XX век стали называть веком реализовавшихся утопий. Теме утопии посвящен широкий круг работ, где описаны ее структурно-функциональные особенности, социальноаксиологические доминанты. Критика утопии, разносторонняя и системная, позволила говорить о кризисе утопии как жанра и утопического мышления в целом. Исторические формы утопии, ее соотношение с идеологией, религиозным сознанием, художественными практиками XX века, роль интеллигенции в создании и распространении утопических проектов, утопия и политика, утопия и революция, утопия и социализация, утопия и исследование в области культурной антропологии все становилось предметом пристального внимания и пристрастной критики. Однако при всем многообразии литературы по исследованию утопии нет целостного единого анализа, где категориальный ряд исходил бы из одного стержня. Актуальность исследования. В наступившем веке постановка социальнофилософских проблем, касающихся целей и перспектив развития общества, возможностей и путей достижения гармонии социальных интересов приобретает новые акценты. Если в первой половине XX века проблема идеального социума Щ рассматривалась организации преимущественно то с точки зрения принципов растущей социальной глобальной должна целого, и как таковых, сегодня, в условиях она взаимосвязанности анализироваться гармонизации культурными цивилизационных и с точки зрения процессов интересов неизбежно общечеловеческого взаимоотношений общностями. между различными доктрины национальными начала XX Утопические века, подразумевавшие социальной создание единого мирового ходом порядка истории на как основе единой и модели, преодолеваются неистинные иллюзорные. Образ человечества будущего все в большей степени определяется идеей взаимодополняющего в частности, сосуществования признание и диалога всего культур. Это обусловливает, «законности» многообразия национальных представлений о должном, справедливом порядке, о путях его воплощения, т.е. того круга проблем, который, так или иначе, соотносится с социально-философской категорией утопического. Необходимость осмысления утопии в аспекте идей и тенденций культурного полицентризма составляет первый общечеловеческий аспект актуальности темы исследования. Во-вторых, проблема утопии и утопического сознания актуальна по отношению к современной российской ситуации. Можно выделить несколько аспектов этого положения. Прежде всего, остается неопределенным статус утопии в рамках русской культуры. Другой актуальный аспект проблемы вопрос о месте и функциях утопии в процессе реконструкции российского общества, о креативном потенциале утопии и утопического сознания в современной социокультурной ситуации. В-третьих, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью углубления имеющихся знаний о феноменах утопии и утопического сознания. «Становится все более очевидным, что для решения вытекающих отсюда задач уже недостаточен чисто классификационный подход, основанный на выстраивании ряда утопии и ориентированный на изучение творчества известных канонизированных мыслителей-утопистов. Накопившийся материал требует общефилософского подхода к анализу утопического сознания, постановки вопросов о принципах и методах осмысления новых явлений в утопическом творчестве. Назрела необходимость воспроизвести целостную картину развития утопизма как самостоятельного социокультурного явления, осуществить теоретический синтез всех его проявлений и уровней. При этом важно осмыслить диалектику взаимосвязи утопического сознания с реальным историческим процессом, дать социологический анализ его социальных и идеологических функций» (83, II). Активно вовлекаемые в различные сферы философской рефлексии (социальная философия, философия истории, философия политики, философия культуры), эти понятия остаются во многом неопределенными и истолковываются крайне противоречиво. Более того, некоторые авторы высказывают точку зрения, согласно которой «время социальных утопий уходит в прошлое», а их место «занимают утопии индивидуальные» (251, 24). Степень разработанности проблемы. Утопию осмысливали философы, историки, политологи, социологи и филологи. Ее трактовали как литературный жанр, как реформационные проекты, как социальный идеал, как форму скрытого нигилизма, как средство управления массовым сознанием, как прекрасный проект будущего, достойной реализации, или сладкую несбыточную грезу, мечту, никогда не воплощающуюся в реальности. В европейской традиции следы утопии мы можем проследить с античных времен: отдельные ее элементы проявляются еще в творчестве Гомера, а великий философ Платон создал впечатляющий проект гармоничного общественного устройства. В произведениях классиков этого жанра: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Кабе, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. представлены не просто яркие образцы желаемого устройства общества, но и глубокие мысли о необходимости идеала для его развития, догадки о возможностях, заложенных в этом важном элементе мышления и деятельности. Но теоретическое основание социального утопизма стало возможным со времени разработки в немецкой классической философии проблемы общественного идеала: Кант и Гегель с разных позиций рассматривали его как цель и норму, сделав предметом философской рефлексии. К. Маркс и Ф. Энгельс связали общественный идеал с революционно-преобразующей деятельностью, подчеркивая, что идеал не есть внешняя по отношению к обществу данность, а компонент исторического движения, только в нем и возникающий. Утопическое сознание они оценивали как принципиально ненаучный и недиалектический способ выражения абсолютной истины, которая не зависит от времени, пространства и исторического развития человечества, возникший в условиях недостаточного развития производительных сил, незрелости пролетариата и отсутствия

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 159 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30