Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе : теоретический аспект. Миронова, Лидия Корнеевна бесплатно
2:00 AM
Скачать Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе : теоретический аспект. Миронова, Лидия Корнеевна бесплатно

Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе : теоретический аспект

Диссертация

Автор: Миронова, Лидия Корнеевна

Название: Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе : теоретический аспект

Справка: Миронова, Лидия Корнеевна. Управление занятостью молодежи в территориальной экономической системе : теоретический аспект : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Саратов, 2006 185 c. : 61 07-8/20

Объем: 185 стр.

Информация: Саратов, 2006


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические основы уиравления занятостьюмолодежи в территориальной экономической системе
11 Сущность проблемы управления занятостью молодежи в территорпальнойэкономической системе
12 Методологические подходы к исследованию проблемы управлениязанятостью молодежи в территориальной экономической системе
13 Социально-экономические факторы занятости молодежи втерриториальной экономической системе
Глава 2 Основные направления разрешения проблемы унравлениязанятостью молодежи в территориальной экономической системе
21 Формирование механизма управления занятостью молодежив территориальной экономической системе
22 Развитие молодежного предприпимательства как направление решенияпроблемы занятости молодежи в территориальной экономической системе
23Формирование инфраструктуры обеспечения занятости молодежи втерриториальной экономической системе

Введение:

Актуальность темы исследования. Необходимость исследованияуиравления территориальной экономической системой на уровне субъектаРоссийской Федерации оиределяется тем, что нроисходящиетрансформационные нроцессы в экономике России в значительной меребазируются на усилении роли регионов в развитии всего хозяйственногокомнлекса государства. Вместе с тем, развитие любой территориальнойэкономической системы во многом определяется ее человеческим потенциалом,ресурсная значимость которого определяется участием молодого поколения всоциально-экономических процессах.Молодежь, являясь стратегическим ресурсом общества, по-своемувоспринимая и оценивая складывающиеся лсизнепные реалии, стремитсяпринять участие в созидательной деятельности на благо России. И сегодня важноее поддержать, наиболее эффективно включая потенциал молодого поколения вэту деятельность, чтобы доля молодежи среди трудоспособного населениястраны увеличивалась на фоне абсолютного сокращения численности трудовыхресурсов.Однако активность участия молодого поколения россиян в социальноэкономических процессах зависит от решения проблемы его занятости вразличных секторах экономики. Поэтому в настоящее время требуетсяформирование целостной системы управления занятостью молодежи на основекоординации деятельности существующих структур содействия занятости нарегиональном уровне и выработки новых подходов к управлению этой сферой.Необходимость управления занятостью молодежи обусловлена такженаличием проблемы самореализации молодого поколения, которая связана свозможностями получения качественного образования, профессиональногороста и достойного заработка, а ее природа предопределяется разнообразиемэкономических, географических, демографических и воспроизводственныхусловий, складывающихся на конкретной территории. Данная проблемаобостряется в силу отсутствия взаимодействия территориальных экономическихсистем как в плане обмена информацией и опытом по управлению занятостьюмолодежи, так и в плане организации хозяйственного взаимодействияпредпринимательских структур, органов государственного и муниципальногоуправления и других заинтересованных лиц, направленного на повышениезанятости молодого поколения.В сложившихся условиях необходимо координировать и согласовыватьдеятельность институциональных структур, решающих проблему занятостимолодежи, определять их новые функции, устранять возникающиепротиворечия. Все это требует определения роли и места управлениязанятостью молодежи как составляющей части управления территориальнымиэкономическими системами, разработки моделей управления занятостьюмолоделси, создания основы для формирования общегосударственных ирегиональных программ управления занятостью молодого поколения россиян.Степень научной разработанности проблемы.Проведение диссертационного исследования потребовало всестороннегоизучения и анализа научной и специальной литературы по проблемамуправления занятостью.Особую ценность представляют работы, посвященные проблемамзанятости в период формирования рынка труда России в начале прошлого века.К ним следует отнести исследования В. Алымова, Э. Бронштейна, А. Гастева,Д. Григорьева, Б. Гухмана, А.Михайлова, Струмилина, В.Хижнякова,которые были посвящены изучению российского рынка труда и программ,направленных на его регулирование.В трудах российских ученых О.А. Блинова, Л.С. Бляхмана, И.В. Бушмарина, Д.И. Валигурского, Н.И. Гвоздевой, М.В. Грачева, Л.Ф. Гусаровой,Г.В. Заварина, В.Н. Котова, В.Г. Костакова, А. Кузьмина, М.Г. Лапусты, В.Г. Медынского, Е.В. Омельченко, Т.В. Морозовой, В.В. Томилова и другихавторов широко рассматриваются новые понятия и подходы к формированиюрынка труда в России, вопросы рационального размещения трудовых ресурсов,безработицы, регулирования занятости населения, демографические аспектызанятости, молодежные проблемы на рынке труда, вопросы мобильноститрудовых ресурсов в экономике страны и мотивации труда.На различных аспектах темы становления региональных рынков трудасосредоточивались в своих научных изысканиях, такие ученые, как А.Н. Ананьев, Е.Г. Антосенков, Б.Н.Белкин, И.В.Бушмарин, В.И.Верхоаин,А.Г.Гаджиев, А.З.Дадашев, Т.И.Заславская, Е.И.Капустин, В,И.Карпенко,Е.В.Касимовский, В.Г.Костаков, АГ.Костин, А.Э.Котлов, А.Э.Котляр, А.Кузьмин, К.И.Микульский, А.С.Панкратов, Б.В.Рахитский, Е.С.Русанов, И. В.Соболева, М.Я. Сосин, Л.С. Чижова, В. Н. Якимов и другие.Ощутимый вклад в теорию занятости внесли Автономов B.C.,З.В.Бабкина, Б.Д.Бреев, В.С.Буланов, И.Е.Заславский, Е.Д.Катульский,Н.М.Кезеров, Н.М.Колесников, А.Э.Котляр, В.И.Матирко, А.А.Никифорова,В.И.Нлаксин, Э.Р.Саруханов, В.И. Храпыринаи др.Анализу адаптации различных групп населения к конъюнктуре рынкатруда, вопросам механизмов его регулирования применительно к молодел<:ипосвящены труды В.С.Боровина, В.Г.Бочаровой, Т.Б.Журавлевой,В.А.Матусевич, К.Г.Мяло, В.В.Новиковой, Г.Е.Старченко, В.И.Чупровой идругих ученых.Однако, несмотря на проработанность многих вопросов обеспечениязанятости молодежи в теоретическом плане, существует проблема управленияданным процессом, требующая безотлагательных мер по ее решению наразличных уровнях управленческой иерархии. В научных публикациях,посвященных развитию рынка труда и занятости населения, обращает на себявнимание недостаточная проработанность вопросов, посвященныхформированию механизма управления занятостью молодежи какосновополагающей субстанции, регулирующей нормативные, правовые иэкономические вопросы воспроизводства и развития трудового потенциала наконкретной территории. Не систематизированы социально-экономическиефакторы занятости молодежи, научные подходы и принципы формированиясистемы управления занятостью молодежи, не отработан организационныймеханизм управления.Особое значение приобретают вопросы согласования государственной ирегиональной политики в области управления занятостью молодежи, созданиямодели управления занятостью молодежи в территориальной экономическойсистеме. Решение проблем управления занятостью молодежи обусловливаетнеобходимость включения в данный процесс руководства предпринимательскихструктур, конкретных исполнителей, представителей местной и государственнойвласти, системы образования, передовой общественности и семьи.Цель и задачи диссертационного исследования. Цельюдиссертационного исследования является определение роли и места управлениязанятостью молодежи в системе управления субъектом Федерации кактерриториальной экономической системой, разработка моделей управлениязанятостью молодежи, создание основы для формирования территориальныхпрограмм управления занятостью молодого поколения россиян.Реализация поставленной цели обусловила решение следуюш,ихвзаимосвязанных задач:- определение сущности и места управления занятостью молодежи вуправлении территориальной экономической системой;- обоснование необходимости формирования механизма управлениязанятостью молодежи в управлении территориальной экономическойсистемой;- анализ и определение социально-экономических факторов,обеспечивающих повышение уровня занятости молодежи;- обоснование методологических подходов к формированию системыуправления занятостью молодежи;- разработка многоуровневой модели управления занятостью молодежи всистеме управления территориальными экономическими системами,обеспечивающей повышение занятости молодого поколения;- формирование инфраструктуры для повышения эффективностиуправления занятостью молодежи в территориальной экономическойсистеме.Предметом исследования является совокупность экономических,организационных и управленческих отношений, возникаюш;их в нроцессеуправления занятостью молодежи в субъекте Российской Федерации кактерриториальной экономической системе.Объектом исследования выступает организационный механизмуправления субъектом Российской Федерации как территориальнойэкономической системой.Теоретическая и методологическая основа исследования.Всесторонний и последовательный анализ монографических работотечественных и зарубежных авторов, научных статей в периодической печати,материалов диссертационных исследований и научно-практическихконференций, посвященных исследованию проблем занятости молодежи,позволил определить базовые направления исследования и его теоретикометодологическую основу.Для решения поставленных задач в исследовании использовалисьследующие научные методы: системный, комплексный и диалектикологический методы, метод сравнительного анализа и экономикоматематические метод, графический метод, социологические методы, методпрогнозирования.Информационная база исследования. При разработке исследуемойпроблемы источниками информации послужили официальные материалы,онубликованные в периодической печати и статистических сборниках, научныестатьи, материалы научно-практических конференций, информацияофициальных сайтов Интернет, реферативных сборников научных изданий. Вдиссертационном исследовании использованы статистические данныесостояния и развития предпринимательского сектора страны и региона, а такжеданные выборочного обследования но нроблемам занятости молодежи.официальные материалы, законодательные акты, постановления ПравительстваРФ и Саратовской области, материалы Комплексных целевых программ посоциально-экономическому развитию территории.В основу диссертационной работы положены конкретные результаты,полученные автором при исследовании проблемы занятости молодежи вСаратовской области.Научная новизна днссертацнонного исследования заключается в том,что автором осуществлена разработка теоретико-методологических основуправления занятостью молодежи в территориальной экономической системе.Более конкретно результаты исследования, определяющие научную новизнудиссертационной работы, заключаются в следующем:08.00.05 - экономика н унравление народным хозяйством: теорияуиравления экономическими системами.1. Уточнено понятие «управления занятостью молоделси», представляющеесобой совокупность организационных, экономических и управленческихотношений, направленную на достижение экономических интересов субъектови объектов управления, обеспечивающую гарантии занятости, социальноестановление и развитие потенциала молодежи, и реализующуюся в такихимманентных функциях как экономическая, ресурсная, демографическая,социальная, политическая.Данный процесс реализуется через организацию стажировок итрудоустройства молодых граждан на предприятиях, в организациях игосударственных учреждениях на основе системы конкурсного отбора;создание региональных целевых бюджетных фондов в целях квотированиярабочих мест для молодежи; развитие молодежного предпринимательства ипрактики создания молодежных предприятий; совершенствование системыстимулирования работодателей, обеспечивающих занятость вынускниковобразовательных учреждений; проведение превентивной профориентационнойработы с молодежью; формирование и реализацию мероприятий попредупреждению молодежной безработицы; консультационное и экспертноесопровождение молодежных бизнес-проектов; информирование молодыхлюдей через печатные и электронные средства массовой информации, изданиесправочной и информационно-методической литературы о состоянии рынкатруда и мерах поддержки молодежи.2.Доказана объективная необходимость управления занятостью молодежив территориальной экономической системе. Основными аргументамивыступают следующие положения: восприятие в обществе молодого поколениякак интеллектуального, экономического и трудового ресурса саморазвитиятерриториальной экономической системы, что требует управления процессомповышения его качества и воспроизводства; возрастание зависимостипрофессиональной востребованности молодежи от обоснованности выбора имипрофессии при поступлении в профессиональные учебные заведения иконструктивного поведения на рынке труда, что обусловливает необходимостьуправления процессом информирования молодых людей о состоянии рынкатруда; рост профессиональных требований к молодому поколепию,обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, что вызываетнеобходимость управления процессом профессиональной ориентации испециализации выпускников учебных заведений;3. Разработана структура механизма управления занятостью молодежи втерриториальной экономической системе, основными составляющими которогопредставлены: система законодательства на федеральном и региональномуровне, обеспечивающая регулирование рынка труда в вопросах занятостимолодежи; система конкурсного отбора молодых специалистов в целяхорганизации их стажировок и трудоустройства в реальном секторе экономики;целевой бюджетный фонд, обеспечивающий квотирование рабочих мест длямолодежи и стимулирование работодателей, участвующих в решении проблемзанятости молодежи; система поддержки и развития молодежногопредпринимательства, консультационного и экспертного сопровождениямолодежных бизнес-проектов; система проведения профориентационнойработы с молодежью.4.На основе систематизации методологических подходов к управлениюзанятостью молодежи в территориальной экономической системе обоснованоприменение методологии системно-комнлексного нодхода. Данный подходтребует учета в управлении занятостью молодежи совокупности системныхсвойств территориальной экономической системы, что позволяет решатьпроблемы совместимости национальной экономики с экономикой различныхтерриторий. Системно-комплексный подход отражает ряд взаимосвязанныхаспектов управления, в частности таких, как системно-элементный, системноструктурный, системно-функциональный, системно-интегрированный, которыенеобходимо учитывать при управлении занятостью молодежи, а основнаязадача применения методологии состоит в возможности находить наиболеезначимый комплекс взаимосвязанных элементов механизма управлениязанятостью молодежи и задействовать в его развитии потенциал другихподсистем управления территориальными экономическими системами.5.Разработана многоуровневая модель управления занятостью молодежи втерриториальной экономической системе, которая позволяет обеспечитьэффективное взаимодействие структур государственной власти, системыобразования, предпринимательских структур, общественности, семьи иконкретных исполнителей в решении проблемы занятости молодежи.Предложен вариант совершенствования структуры унравления федеральнойгосударственной службой занятости населения на основе введения в ееструктуру отдела специальных программ занятости молодежи и отдела поформированию резерва молодых кадров.08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономикатруда.1.Уточнено понятие «занятости молодежи» как трудовой деятельности,гарантируюш;ей заработную плату и социальную заш;иту молодежи, снижениеуровня безработицы и социального напряжения в обш;естве, повышениеконкурентоспособности молодого ноколения и развитие его потенциала длярынка труда. Доказано, что применительно к молодежи нонятие10«профессионализм» приобретает смысл на определенпом уровне развития этогопотенциала.2. Определено место молодежи в современной структуре занятости, исходяиз общественного разделения труда в аграрном, индустриальном, сервисном иинформационном секторах занятости. Показано, что в индустриальном иинформационном секторах занятость молодежи минимальная по причинеотсутствия у ее представителей требуемых профессиональных знаний. Ваграрном секторе занята незначительная часть, преимущественно, сельскоймолоделси по причине низкого уровня заработной платы. Паибольшая частьмолодого поколения занята в сервисном секторе, где их молодость, сила иэнергия позитивно воспринимаются работодателями.3.Доказано, что соотношение спроса и предложения рабочей силы нарынке труда определяется множеством факторов, оказывающихразнонаправленное влияние на формирование, функционирование и развитиерынка регулирующих количественные и качественные характеристики междуспросом и предложением рабочей силы. Предложена классификация данныхфакторов, основным признаком которой является их деление на экономические,демографические, социальные, технико-технологические, экологические,политические.4. На основе факторного анализа занятости молодежи определено влияниевнешних и внутренних факторов территориальной экономической системы напроизводственно-хозяйственную и иную деятельность молодого поколения.В качестве внешних факторов выделены: политическая и экономическаяситуация, процессы социализации личности, изменения правового поля, новыетехнологии, изменения социальных норм и другие факторы. Внутренниефакторы - семейное положение и материальное состояние семьи,распределение ролей в семье и внутрисемейные отношения, эгоистическиемотивы и традиции, мотивационный профиль трудового поведения и другиефакторы. Факторы занятости молодежи определены как взаимосвязанные ивзаимодополняющие, в отличие от традиционно принятого их разграничения.ипредложенный подход позволяет согласовать три уровня управлениязанятостью молодежи в территориальной экономической системе: уровеньличности и экономики семьи; уровень экономики хозяйствующих субъектов;уровень территориальной экономики (область, регион).Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационноеисследование представляет собой разработку теоретико-методологическихоснов исследования нроблемы управления занятостью молодежи какважнейшего элемента организационного механизма управлениятерриториальной экономической системой.Предложенные в диссертационном исследовании методологическиеподходы и принципы исследования проблемы управления занятостьюмолодежи могут быть применены при разработке документов программногохарактера, определяющих основные направления социально-экономическогоразвития территориальных экономических систем: областей и регионов.Основные положения диссертации вносят вклад в развитие теории ипрактики управления экономическими системами, расширяют перспективыисследования подобных проблем, вносят универсальность в базовыехарактеристики методов исследования.Обоснованные выводы и рекомендации диссертационного исследованиямогут найти применение в практической деятельности руководителейразличного уровня управления территориальными экономическими системами,а также специалистов в области обеспечения и управления занятостьюмолодежи. Теоретические и практические аспекты исследования позволятрасширить возможности изучения проблем управления занятостью молодежи.Апробация и внедрение результатов исследования. Основныеположения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационномисследовании, докладывались на международных, всероссийских имежвузовских научно-практических конференциях.Основные положения диссертационного исследования отражены в 8онубликованных работах автора общим объёмом 7,75 нечатных листа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 172 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30