Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза. Кулешов, Валерий бесплатно
5:20 AM
Скачать Унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза. Кулешов, Валерий бесплатно

Унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза

Диссертация

Автор: Кулешов, Валерий Валерьевич

Название: Унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза

Справка: Кулешов, Валерий Валерьевич. Унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2002 185 c. : 61 02-12/888-9

Объем: 185 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение Стр 4-
Глава I Основы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза Ь, История возникновения и развития института несостоятельности (банкротства) Стр 15
П Понятие несостоятельности Стр 21-30 Ш Принципы правового регулирования несостоятельности (банкротства) Стр 31
1 Предварительные замечания Стр 31
2 Принципы процедуры несостоятельности a) Принцип коллективности Стр 34b) Принцип равенства кредиторов Стр 38c) Принцип контроля за ходом процедуры Стр 43-45 (1) Принцип единства процедуры Стр 46
3 Принципы производства по делу о трансграничной несостоятельности a) Единство против множественности Стр 48b) Универсальность против территориальности Стр 52-55 Выводы Стр
Глава II: Универсализация правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Европейском Союзе 1 Специфика правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Европейском Союзе Стр 57-79 П Унификация законодательства
Стр 10Sо несостоятельности (банкротстве) в странах Европейского Союза
1 Конвенция Европейского Сообщества о производстве по делам о несостоятельности 1995 года
2 Регламент Совета ЕС о производстве по делам о несостоятельности
HL Гармонизация законодательства о несостоятельности (банкротстве) в странах Европейского Союза IV Практика суда ЕС по вопросам несостоятельности Выводы
Глава 111: Мировой опыт унификации правового регулирования трансграничной несостоятельности (банкротства)
Стр 117
Стр 125-133 Стр 134
Ь Предварительные замечания
П Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства
Стамбульская конвенция) 1990 года
Ш Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности
Выводы
Стр 136
Стр 138
Стр 155-171 Стр 172

Введение:

Несостоятельность - это реалия экономической жизни общества. Независимо от того, какие причины вызвали неплатежеспособность юридического лица или индивидуума, последствия несостоятельности - это общая проблема общества в целом и их кредиторов в частности. Законодательство о несостоятельности нельзя считать панацеей от этой «экономической болезни», но оно призвано создать условия для ее профилактики и механизм справедливого регулирования отношений, неизбежно возникающих в связи с банкротством.
Законодатель в странах Европейского Союза различными способами решает задачу правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, акцентируя внимание на том аспекте общественных отношений, который представляет в каждой конкретной правовой системе наибольшую ценность. Отсюда вытекает разнообразие подходов к правовому регулированию несостоятельности. В результате этого в доктрине выделяют различные модели правового регулирования несостоятельности, в частности, «социально ориентированную модель» и «рыночно-ориентированную модель». В условиях интеграции стран Европейского Союза, в том числе и правовой, отсутствие единого подхода к регулированию общественных отношений, связанных с несостоятельностью, является серьезным препятствием на пути к достижению продекларированных в учредительных договорах Сообщества целей, в частности, на пути к созданию единого экономического и правового пространства.
Не преувеличивая значение законодательства о несостоятельности, можно смело утверждать, что оно во многом определяет состояние национальной экономики государств-членов Европейского Союза, а эффективность правового регулирования трансграничной несостоятельности - состояние экономической системы Сообщества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность диссертационного исследования продиктована возрастанием роли трансграничной несостоятельности в рамках Европейского Союза в ходе дальнейшего углубления процессов интеграции. Негативные последствия существования значительных расхождений в национальных механизмах правового регулирования несостоятельности государств-членов и отсутствие унификации в данной области права становятся очевидны. Основными факторами, обусловливающими актуальность настоящей работы, автор хотел бы назвать следующие:
Во-первых, отсутствие эффективного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза применительно к случаям трансграничной несостоятельности. Причина этого кроется в принципиальном различии национальных моделей правового регулирования несостоятельности (банкротства). Тем более важно проанализировать и понять наиболее оптимальные пути или варианты решения данной правовой проблемы.
Во-вторых, решение проблемы создания унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) с иностранным элементом тесным образом связано с решением проблемы действия национальных коллизионных норм и созданием коллизионного права Сообщества, регулирующего отношения, возникающие в ходе осуществления процедур несостоятельности.
В-третьих, исследование унификационных тенденций правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза позволяет изучить опыт, как положительный, так и отрицательный, решения данной проблемы, который, безусловно, мог бы быть использован на постсоветском пространстве как в рамках Содружества Независимых Государств, так и в рамках создания союзного государства России и Беларуссии. Тесные экономические связи, существующие между независимыми государствами бывшего СССР, а также активная политика современного политического руководства России, направленная на более тесное сотрудничество с братскими народами на перспективу, позволяет сделать вывод о возможном усилении интеграционных процессов в рамках СНГ, что неизбежно повлечет за собой возрастание экономической активности трансграничного характера субъектов частного права государств-участников Содружества. При таких обстоятельствах наличие эффективного унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности в Содружестве Независимых Государств устранило бы возможные опасения участников торгового оборота относительно безопасности своих инвестиций и обеспечило бы предсказуемость действий заинтересованных лиц в кризисной ситуации, что в конечном итоге благоприятно бы отразилось в целом на экономическом сотрудничестве и политическом сближении стран СНГ.
Выше сказанное объясняет необходимость теоретико-компаративистского анализа проблемы создания унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ В ПРАВОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В советской, а в последующем в российской юридической литературе отсутствуют исследования, которые были бы специально нацелены на изучение и анализ унификационных тенденций правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза, поэтому без преувеличения можно сказать, что подобная работа проводится в Российской Федерации впервые. Среди работ специалистов и ученых-правоведов по вопросу правового регулирования несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах, следует отметить труды Васильева Е.А. «Правовое регулирование несостоятельности и банкротств в гражданском и торговом праве капиталистических государств» (МГИМО Москва 1989), «Гражданское и торговое право капиталистических государств», Глава XXII «Несостоятельность» (Москва Международные отношения 1993), Степанова В.В. «Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии.» (Статут Москва 1999) и коллектива сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ «Несостоятельность и банротство. Законодательство зарубежных государств» (Москва 1994 г.). Работы профессора Васильева
Е.А. посвящены исключительно анализу национальных институтов несостоятельности таких государств, как Франция, Англия, США и Германия и не затрагивают проблематику унификации правового регулирования трансграничной несостоятельности в странах Европейского Союза. Более поздняя работа Степанова В.В. содержит в себе элемент анализа основных международно-правовых инструментов правового регулирования несостоятельности (банкротства) таких, как Стамбульская конвенция 1990 года, Европейская конвенция о производстве по делам о несостоятельности 1995 года, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, но не касается анализа унификационных тенденций правового регулирования несостоятельности в Европейском Союзе. Исследование текстов этих правовых актов осуществляется Степановым В.В. на уровне общих подходов к решению проблемы трансграничной несостоятельности, закрепленных в них, без детального их изучения, что объясняется другими целями исследования, изложенными автором во введении к этой работе. Обзорная информация по законодательству о несостоятельности зарубежных стран, подготовленная сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения, касается используемых национальных моделей правового регулирования.
В иностранной литературе тема правового регулирования несостоятельности (банкротства) разработана гораздо лучше, чем в России. Однако, следует учитывать, что большая часть зарубежных исследований проблем правового регулирования несостоятельности затрагивает проблему унификации данного правового института фрагментарно в контексте более глобального изучения вопросов, связанных с несостоятельностью, или применительно к изучению какой-то конкретной национальной модели правового регулирования.
Наибольший интерес представляют работы таких авторов, как Y. Guyon, I. Fletcher, P. Didier, P. Wood, E. Scholmeyer, B. Manfred.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом настоящего исследования являются правовые акты, унифицирующие правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза, различные позиции и точки зрения по проблеме создания унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности, анализ существующих в национальных законодательствах государств-членов Европейского Союза моделей правового регулирования, а также модели, предлагаемые как вариант регулирования общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) субъектов частного права, на уровне права ЕС.
Предметом настоящего диссертационного исследования являются также правовые акты Сообщества, международные конвенции, типовой закон ЮНСИТРАЛ, решения Суда ЕС, затрагивающие вопросы несостоятельности (банкротства). Следует подчеркнуть, что большее внимание в работе уделяется анализу' источников права самого Сообщества, поскольку это позволяет проследить за эволюцией унификационных тенденций правового регулирования несостоятельности (банкторства) в странах ЕС и охарактеризовать в целом их направленность. Взаимопроникновение, преемственность, взаимодополняемость инструментов правового регулирования несостоятельности не позволяет ограничить рамки диссертационного исследования лишь нормативно-правовыми актами, принятыми в рамках Европейского Союза, хотя большая часть работы посвящена анализу именно этих правовых источников. Анализ Стамбульской конвенции и Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности не является основной целью данной работы и служит цели осознания того этапа унификации правового регулирования несостоятельности, который достигнут в Европейском Союзе и в общемировом масштабе.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной задачей диссертационного исследования является изучение и комплексный анализ унификационных тенденций правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза. В качестве частной задачи настоящей работы ее автор преследовал цель формирования и изложения собственного видения решения проблемы создания унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) применительно к интеграционным процессам в СНГ.
Решая вышеуказанные задачи в диссертационном исследовании, автор поставил перед собой определенные цели, о которых сказано ниже.
Во-первых, определить понятие «несостоятельности» и основные принципы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах ЕС.
Во-вторых, определить существо национальных моделей правового регулирования несостоятельности (банкротства) и противоречия, существующие между ними, что обусловливает трудность создания унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности.
В-третьих, проанализировать историю создания, существо и структуру правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с несостоятельностью в Европейском Союзе, выявить причины, тормозящие процесс унификации правового регулирования, проанализировать сильные и слабые стороны различных моделей правового регулирования трансграничной несостоятельности в ЕС.
В-четвертых, выявить и изучить правовые источники, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью, не только в узко региональном плане, то есть в рамках Европейского Союза, но и в мировом масштабе.
В-пятых, способствовать созданию понятийного аппарата и правильному употреблению терминов и понятий применительно к феномену несостоятельности (банкротства) и правовому регулированию общественных отношений, охватываемых им.
В-шестых, изучить накопленный за рубежом опыт выработки и введения в действие механизма правового регулирования несостоятельности в целях его последующего использования применительно к интеграционным процессам в рамках Содружества Независимых Государств.
Учитывая установленные для дисертационного исследования рамки, автор не стремился проанализировать в деталях особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) во всех без исключения странах Европейского Союза. Для иллюстрации принципиальных различий в подходах к решению тех или иных вопросов использовались наиболее изученные и известные как специалистам, так и широкому кругу читателей национальные модели правового регулирования несостоятельности, в частности, таких стран Европейского Союза как Франция, Англия, Германия. В то же время наибольшее внимание автор настоящей работы уделил изучению и анализу источников вторичного права Европейского Сообщества и международно-правовых инструментов правового регулирования несостоятельности (банкротства) как основополагающих элементов унифицированного механизма правового регулирования.
В ходе работы над диссертацией автор опирался на теоретические подходы, изложенные в трудах российских специалистов, & именно: Шершеневича Г.Ф., Васильева Е.А., Степанова В.В., Витрянского В.В., Телюкиной М. В.
Кроме того, автор активно использовал теоретическую базу, связанную с проблематикой диссертации, таких иностранных авторов, как, например, Y. Guyon, I. Fletcher, Р. Didier, P. Wood, M. Jeantin, P. Le Cannu, E. Scholmeyer, P. Omar, D. Cambell, H. Rajak, B. Manfred.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретической основой анализа являются работы как зарубежных, так и российских специалистов в области несостоятельности. Методологической основой диссертационного исследования являются системно-структурный, исторический, логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования.
Учитывая необходимость ретроспективного взгляда на исследуемые унификационные тенденции в странах Сообщества, автор активно использовал в работе исторический метод анализа имевшегося в его распоряжении научного и нормативного материала. Для выяления существа основополагающих принципов исследуемых нормативных и ненормативных актов использовались системно-структурный и формально-юридический методы анализа. При сравнении различных доктринальных мнений и точек зрения, нормативных актов и судебных решений автор использовал логический и сравнительно-правовой методы исследования с целью выявления существенных черт и специфики исследуемых им моделей правового регулирования несостоятельности (банкротства).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВЫВАЕМЫЕ ВЫВОДЫ Настоящее диссертационное исследование является первым в отечественной правовой науке комплексным исследованием унификации правового регулирования несостоятельности в странах Европейского Союза, которое включает в себя выявление наиболее жизнеспособных моделей регулирования. Автором диссертационного исследования принималась во внимание степень готовности стран Европейского Союза к отказу в необходимых пределах от приоритетного действия принципа государственного суверенитета и признанию универсального характера юрисдикции иностранного суда, рассматривающего дело о банкротстве несостоятельного должника. Проведенное автором исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. На современном этапе правовой интеграции в Европейском Союзе унификация правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Сообщества осуществляется посредством плавного перехода от изолированного действия национальных моделей правового регулирования несостоятельности (национальных институтов несостоятельности) к созданию наднационального механизма правового регулирования, выражающего и закрепляющего интересы Сообщества в целом как интересы транснациональные.
2. Наднациональный характер правового регулирования несостоятельности в странах Европейского Союза прослеживается в усиливающейся тенденции использования для этой цели не классических инструментов международного частного права в виде конвенций, соглашений, договоров о правовой помощи, а механизмов и инструментов правовой системы Сообществ, обладающих самостоятельной правосубъектностью по отношению к странам - членам ЕС.
3. В унификации правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза четко прослеживается тенденция к созданию механизма правового регулирования, основанного на принципах единства и универсальности производства по делу о несостоятельности, что возможно при едином понимании феномена несостоятельности и задач его правового регулирования, включении в сферу регулирования всех кредиторов и всего имущественного комплекса должника без изъятий, абсолютном моратории на совершение индивидуальных действий кредиторами в отношении должника
4. Модель основного/вторичного производств по делу о несостоятельности представляет собой промежуточный этап в ходе унификации правового регулирования несостоятельности в странах Европейского Союза, так как она предполагает деление правовой системы Европейского Союза в целях правового регулирования несостоятельности (банкротства), что несовместимо с идеей создания единого внутреннего рынка, закрепленной в учредительном договоре о создании Европейского Союза.
5. На современном этапе в рамках правового регулирования трансграничной несостоятельности в ЕС прослеживается тенденция использования механизма унификации для решения принципиальных вопросов регулирования, как сотрудничество судов и арбитражных управляющих, признание и исполнение иностранных решений, коллизионное регулирование, при сохранении метода гармонизации национальных законодательств стран ЕС по вопросам частного характера.
НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Научная значимость диссертационного исследования обусловливается:
1. Впервые осуществляемой в российском праве попыткой комплексно проанализировать унификационные тенденции правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза.
2. Анализом автором диссертации определения понятия "несостоятельность" с учетом различий, существующих в законодательствах стран Европейского Союза.
3. Выялением основных принципов и некоторых тенденций в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) в странах ЕС.
4. Анализом опыта Европейского Союза в создании унифицированного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Практическая значимость диссертационного исследования обусловливается:
1. Возможностью использования сформулированных в нем тезисов для реформирования действующего российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Возможностью использовать информацию, содержащуюся в диссертации, российскими субъетами права, участвующими в процедурах несостоятельности (банкротства), открытых в странах Европейского Союза.
3. Возможностью использования выводов, изложенных в диссертации, для создания механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) в рамках Содружества Независимых Государств.
4. Возможностью использования диссертации в учебных целях при чтении спецкурсов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Структура диссертации подчинена задаче и целям научного исследования. Диссертация состоит из "Введения", трех глав, разделенных на пункты и подпункты, выводов к главам, "Заключения" и "Библиографии".
Во "Введении" автор диссертационного исследования обосновывает актуальность темы исследования, анализирует степень разработанности данной темы в правовой литературе, определяет предмет, задачи и цели исследования, излагает методологические и теоретические основы исследования, доказывает научную и практическую значимость диссертации, а также ее научную новизну. Кроме того, "Введение" включает в себя тезисы, доказываемые автором и выносимые на защиту.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 157 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031