Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму : по материалам Кыргызской Республики. бесплатно
3:51 PM
Скачать Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму : по материалам Кыргызской Республики. бесплатно

Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму : по материалам Кыргызской Республики

Диссертация

Автор: Жээнбеков, Эмил Таштанович

Название: Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму : по материалам Кыргызской Республики

Справка: Жээнбеков, Эмил Таштанович. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму : по материалам Кыргызской Республики : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Москва, 2006 234 c. : 61 07-12/228

Объем: 234 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КЫРГЫЗ
§1 Понятие, признаки, социально-правовые особенности религиозного
§2 Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений, связанных с религиозным экстремизмом (по УК РФ и УК КР)
§3 Криминологическая характеристика религиозного экстремизма
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
§1 Организационно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму
§2 Особенности уголовно-правовых мер воздействия на преступления, связанные с религиозным экстремизмом
§3 Особенности предупредительных мер противодействия религиозному экстремизму
СКОЙ РЕСПУБЛИКЕ экстремизма и формы его проявления

Введение:

Актуальность исследования. За пятнадцать лет независимости Кыргызская Республика доказала свою приверженность демократическим принципам развития. Однако преобразования, происходящие в нашем обществе, осложняются явлениями, которые представляют серьезную опасность для стабильности и безопасности Республики. Прежде всего, это распространение и активизация экстремизма как одной из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил.
Феномен экстремизма привлекает внимание политологов, социологов, психологов, он стал объектом изучения юридических наук, прежде всего криминологии и уголовного права. Поскольку экстремизм все более отчетливо проявляется противоправными деяниями, он представляет особую опасность для личности, ведет к попранию прав и свобод человека, дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость государства.
Анализ правоприменительной практики Кыргызской Республики показывает, что экстремизм проникает в различные сферы жизни кыргызского общества. Весьма активно произрастая на религиозной почве, он приобретает все более широкие масштабы.
Одновременно подчеркиваем, что религиозный экстремизм не может отождествляться с религией вообще. Поэтому предметом познавательного интереса в данном исследовании выступает не собственно религия, а лишь те ее радикальные и превращенные формы, которые ради достижения поставленных их инициаторами целей трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая и насильственные.
Международные религиозно-экстремистские организации, отдельные проповедники проводят активную деятельность среди населения стран Центральной Азии, в частности Кыргызстана. Строгая приверженность к радикальным интерпретациям какой-либо религии, как правило, порождает религиозную нетерпимость к другим вероисповеданиям, что приводит к возбуждению религиозной розни.
Особо выделяются проявления религиозного экстремизма внутри одной конфессии, между различными ее течениями, которые, обвиняя друг друга в неверии, вероотступничестве, пропагандируют исключительность, превосходство одной религиозной группы либо, наоборот, неполноценность другой.
Религиозный экстремизм наносит ущерб суверенитету Республики, ее безопасности и общественному порядку. Более того, экстремисты часто используют религию с намерением дестабилизировать либо свергнуть конституционный строй. Здесь налицо политический характер религиозного экстремизма, который заключается в захвате государственной власти и перестройке всей общественной структуры в соответствии с религиозными канонами. В достижении своих целей приверженцы религиозного экстремизма используют, как правило, все крайние меры, нередко связанные с преступными действиями, в частности с террористическими актами.
Исследование проблем религиозного экстремизма особенно значимо у нас не только в силу существующей ситуации, но еще и потому, что Кыргызская Республика существенно отстает в этой сфере от других стран, где последние годы ведется целенаправленное и разноаспектное изучение данного феномена, разработан ряд теоретических и практических рекомендаций, которые в немалой степени облегчили противодействие религиозному экстремизму в этих государствах.
Несмотря на очевидную опасность религиозного экстремизма, проблема его проникновения на территорию Кыргызской Республики и распространения по ней явно недооценивается. Прослеживается неадекватное реагирование государственных, в частности правоохранительных, органов Кыргызской Республики на экстремистскую деятельность различных религиозных объединений, групп, отдельных деятелей. В свою очередь, неэффективность и безрезуль-тативность предпринимаемых мер противодействия религиозному экстремизму, на наш взгляд, объясняются прежде всего недостаточной изученностью данной проблемы.
Необходимо сформулировать социально-правовую характеристику религиозного экстремизма, определить его содержание и формы проявления, установить значимые признаки его разносторонних связей с преступностью, без познания которых невозможна научно обоснованная организация противодействия этому социально-негативному явлению, представляющему большую общественную опасность. Важно выявить источники религиозно-экстремисткой идеологии, различных форм ее проявления и причины, способствующие ее проникновению и активизации на территории Кыргызской Республики.
Актуальность данного исследования заключается еще и в том, что развитие религиозного экстремизма подчиняется определенным закономерностям, которые требуют специального изучения, привлечения специалистов различных отраслей знания. Следует отметить, что в научной разработке мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма недостаточную активность проявляют криминологи, специалисты уголовного права, тем более, когда религиозный экстремизм имеет криминальное содержание. В российской криминологии интерес к проблеме экстремизма вообще и его разновидностям в частности возник лишь в конце 90-х гг. XX в. А в Кыргызстане соответствующие исследования не осуществлялись и, следовательно, основы криминологии и уголовной политики в противодействии проявлениям экстремизма не разрабатывались.
На нынешнем этапе становления Республики недостаточно разработан правовой, включая уголовно-правовой, инструментарий, необходимый для борьбы с экстремистской деятельностью не только отдельных лиц, но и общественно опасных религиозных объединений. Следовательно, это является одной из причин неблагоприятной ситуации правоприменительной практики Кыргызской Республики в сфере борьбы с религиозным экстремизмом.
Проведение научных изысканий в данном направлении необходимо также для усиления профилактической практики в отношении религиозного экстремизма. Разработка и применение профилактических мер представляются важными именно сейчас, когда некоторые экстремистски настроенные группы еще не реализовали свои радикальные устремления, но в их идеологии уже заложены принципы нетерпимости к представителям других религий, течений, а также содержатся прямые призывы к изменению конституционного строя Кыргызской Республики.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы религиозного экстремизма и недостаточная разработанность мер противодействия ему определили актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые аспекты экстремизма, его разновидности нашли отражение в трудах исследователей различных стран. Однако большинство работ, касающихся рассматриваемой проблемы, было опубликовано в виде журнальных и газетных статей, в которых авторы высказывают свою точку зрения по отдельным вопросам.
Весьма ценными, на наш взгляд, являются работы религиоведов, политологов, правоведов, социологов, философов, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма, включая религиозного. Среди них труды В.Н. Арестова, В.О. Бобровникова, Г. Джемаля, Н.В. Жданова, А.А. Игнатен-ко, А.В. Кудрявцева, А.В. Малашенко, Б.К. Мартыненко, С. Оганесяна, J1.P. Полонской, В. Пономарева, Н.А. Романова, JT.P. Сюкияйнена, М.П. Телякаво-ва, И.Н. Яблокова и других. Работы перечисленных ученых, безусловно, следует использовать при комплексном изучении данного явления, но они не содержат уголовно-правового и криминологического анализа исследуемой категории.
Тем не менее исследованием уголовно-правовых и криминологических вопросов рассматриваемой проблемы, в частности связи экстремизма с преступностью, характеристики преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, изучением личности экстремиста и др., занимались такие ученые, как Ю.И. Авдеев, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, Л.Д. Башкатов, Т.А. Бажан, К.К. Демиров, С.В. Дьяков, Л.Д. Залиханова, М.П. Киреев, Н.В. Кривельская, С.М. Кочои, Е.В. Кунц, В.В. Пилявец, У.Т. Сайгитов, О.В. Старков, Н.В. Степанов, В.Н. Фадеев, М.С. Фокин, С.Н. Фридинский и другие. Изучению уголовно-правовых и криминологических проблем криминального религиозного экстремизма посвящены работы В.А. Бурковской.
В работах вышеперечисленных авторов также были высказаны мнения по совершенствованию мер противодействия экстремистской деятельности, в том числе уголовно-правового и профилактического характера.
Определенный вклад в исследование политических, социальных и религиоведческих проблем религиозного экстремизма, исламского радикализма и фундаментализма на региональном уровне внесли ученые Центральной Азии и в частности Кыргызстана. Среди них можно назвать труды М.С. Ашимбае-ва, Б. Бабаджанова, У. Ботобекова, С. Жусупова, О. Молдалиева, К. Мухабба-това, Н.М. Омарова, А. Князева, Ш. Рискулова1 и других.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, порождающие и способствующие распространению религиозного экстремизма в Кыргызстане.
Предметом исследования является совокупность уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызской Республике и иные средства противодействия правового и профилактического характера.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования за
1 См., например: Ашимбаев М.С. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 213с; Бабаджанов Б. О деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Узбекистане. // Ислам в постсоветском пространстве. - М.: Арт Бизнес-Центр, 2001 С. 158-169; Жусупов С. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. Сб. материалов межд. конф. / Алматы: КИСИ и Фонд им. Фридриха Эберта, 2001. 104с; Молда-лиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? - Бишкек: Издательство Фонд им. Фридриха Эберта, 2004. 200с; Му-хаббатов К.М. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и ее реакционная сущность (по материалам Таджикистана): Дисс. .канд. полит, наук. - Душанбе. 2004. Омаров Н. Международный терроризм, транснациональная организованная преступность - угроза государственной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. - Бишкек: Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2001. 80с; Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии после 11 сентября 2001 года. - Душанбе: Дониш, 2004. 639с. ключается в выявлении сущности, форм проявления, признаков религиозного экстремизма, его особенностей в Кыргызской Республике и разработка эффективных мер противодействия религиозному экстремизму.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
• сформулировать определение религиозного экстремизма, выявить его признаки и формы проявления, а также особенности его проявлений на территории Кыргызстана;
• составить перечень преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, и дать уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступлений по УК КР с часто встречающимися проявлениями религиозного экстремизма;
• провести криминологический анализ современного состояния религиозного экстремизма в Кыргызской Республике;
• показать организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму;
• разработать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства Кыргызской Республики по противодействию преступлениям, связанным с религиозным экстремизмом;
• разработать профилактические меры противодействия религиозному экстремизму.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, основанный на сочетании как общенаучных, так и частно научных методов, используемых в социально-правовых исследованиях, а также на взаимосвязи теории и практики. Кроме того, использовались социологические, правовые и криминологические методы исследования, в частности сбор и анализ уголовной и иной статистики, анкетирования, приемы изучения материалов уголовных дел.
Теоретической основой исследования стали труды видных ученых по уголовному праву и криминологии, уголовной политике: Г.А. Аванесова, А.И.
Алексеева, М.М. Бабаева, Г.Ф. Байрак, СБ. Бородина, Л.Д. Гаухмана, Г.М. Ге-воргяна, А.И. Гурова, А.И. Долговой, С.В. Дьякова, С.М. Иншакова, И.И. Кар-пец, М.П. Киреева, B.C. Комиссарова, А. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, А.А. Магомедова, В.В. Мальцева, Г.М. Миньковского, С.Н. Миронова, А.В. Наумова, П.Г. Пономарева, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, В.Ю. Тихонравова, В.А. Тишкова, В.Е. Эминова, В.Б. Ястребова и др.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о состоянии преступности МВД Кыргызской Республики за 1999-2004 гг., анализ материалов 65 уголовных дел, возбужденных по ст. 297, 299 УК КР, результаты экспертного опроса 82 практических работников правоохранительных органов, 49 сторонников религиозной экстремисткой организации "Хизб ут-Тахрир". Осуществлен контент-анализ периодической печати в Кыргызстане, в которых освещались проблемы религиозного экстремизма и его различные проявления.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования криминологических и уголовно-правовых аспектов противодействия религиозному экстремизму на территории Кыргызской Республики. В исследовании раскрывается содержание религиозного экстремизма и выявлены основные его признаки. Основываясь на результатах анализа различных его проявлений, определены и сформулированы уголовно-правовые и криминологические признаки преступлений, связанных с религиозным экстремизмом. Оценена степень эффективности мер уголовно-правового, предупредительного характера противодействия религиозному экстремизму в условиях Кыргызстана и выработаны предложения по их совершенствованию. А также разработаны предложения правоохранительным органам по оптимизации предупредительных и профилактических мер противодействия.
Кроме того, на основе сравнительного анализа международного права и национального законодательства проведена исследовательская работа по систематизации правовых мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма, рассмотрены практические возможности повышения эффективности их применения.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Авторское определение понятий:
• "религиозный экстремизм" как деятельности религиозных объединений либо иных организаций или отдельных лиц, характеризующейся приверженностью крайним формам толкования вероучений, отрицающие другие нормы и правила, принятые в обществе, включая противоправные, и распространение своих взглядов и влияний радикальными, нередко противоправными методами для реализации поставленных целей.
• "преступления, связанные с религиозным экстремизмом" - виновные, противоправные, общественно опасные деяния, которые посягают на общественные отношения, охраняемые уголовным законом Кыргызской Республики: конституционные права и свободы граждан; свободу совести и вероисповедания граждан; равенство граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности; психическое и физическое здоровье населения; общественную нравственность; общественную безопасность и общественный порядок; конституционный строй Кыргызской Республики; безопасность государства.
2. Основные признаки религиозного экстремизма, в том числе:
• наличие крайностей в религиозных взглядах и действиях его приверженцев; - толкование религиозных источников, поощряющих или оправдывающих радикальные способы, методы, имеющие разрушительный характер, в процессе реализации религиозных и религиозно-экстремистских идей; - отрицание иных религиозных идей или иной системы религиозных взглядов, которые являются идеологическим обоснованием однозначных способов и методов разрешения религиозных отношений; - использование специфического агитационно-пропагандистского воздействия, использующее авторитет религиозных деятелей с целью привлечение более широких масс на свою сторону2.
3. Основные типичные признаки преступности религиозно-экстремистского характера, в частности:
• рост совершения преступлений религиозно-экстремистского характера на территории Кыргызской Республики, прежде всего: возбуждение религиозной вражды (за 1999 - 2004 гг. возрос в 8 раз); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя за три года (2002-2004 гг.) по сравнению с предыдущим периодом (1999-2001 гг.) возрос почти в 2,3 раза;
• причины высокого уровня латентности преступлений, совершаемых религиозными экстремистами, обусловлены: нерегистрированием множества преступных фактов данной категории, необращением граждан в правоохранительные органы, низким уровнем оперативно-розыскной деятельности, неподготовленностью сотрудников правоохранительных органов, сложностью вопросов, связанных с квалификацией действий религиозно-экстремистского характера;
• зависимость масштабов распространенности религиозно-экстремистских взглядов и преступлений религиозно-экстремистской направленности от масштабности (распространенности) организаций, активности их деятельности, количества вовлеченных в эту деятельность лиц.
4. Факторы обуславливающие распространение религиозного экстремизма на территории Кыргызской Республики: - устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сфере; - деформация политических структур; -слабая деятельность традиционных религиозных организаций; - недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов; - бесконтрольная экспансия религиозно-экстремистской идеологии, -несовершенство законодательства Кыргызской Республики.
5. Правовую основу борьбы с религиозным экстремизмом в Кыргызской
2 Данный признак более свойствен деятельности религиозно-экстремистских движений, связанных с исламским фундаментализмом, развивающихся ныне на территории стран Центральной Азии.
Республике составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Кыргызской Республики, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, уголовное законодательство Кыргызской Республики, другие законы, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти.
6. Авторская модель системы уголовно-правового воздействия на преступные проявления религиозного экстремизма включающая3: - предупреждение преступлений религиозно-экстремистского характера; - пресечение преступных проявлений религиозного экстремизма; - реализацию ответственности лиц, совершивших преступления религиозно-экстремистского характера.
7. В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступным проявлениям религиозного экстремизма предлагается внести следующие изменения и дополнения в уголовное законодательство Кыргызской Республики:
• в целях стимулирования деятельного раскаяния отдельных лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 297, 299 УК КР, дополнить названные составы примечанием, предусматривающим основания освобождения от уголовной ответственности лица впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи.
• дополнить ч. 2 ст. 297 и ст. 299 УК КР квалифицирующим признаком - "совершение преступления неоднократно".
• в целях пресечения преступной деятельности сторонников экстремистских организаций на более ранних этапах и предупреждения совершения более тяжких преступлений целесообразно криминализировать деяния, связанные с изготовлением и хранением литературы и других материалов экстреми
За основу была взята система мер, предложенная проф. П.Ф. Гришаниным. См.: Гришанин П.Ф. Система мер уголовно-правового воздействия органов внутренних дел на преступность // Особенности развития уголовной политики в современных условиях. - М.: Академия МВД России, 1996. С. 12-15. стского характера.
8. Комплекс мер по профилактике религиозного экстремизма и преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, в том числе профилактические меры общесоциального характера (устойчивое развитие, формирование и преодоление кризисных явлений экономики, социальной, духовно-нравственной, культурной, воспитательной и других сфер жизни общества и. т. д.);
• специальные меры (предусмотрены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы предупреждения деяний связанных с религиозным экстремизмом, организационных основ правоохранительной деятельности, функции правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозно-экстремистской направленности).
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблемы религиозного экстремизма, разработки уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызстане, для внесения коррективов в действующее законодательство Республики.
Приведенная в диссертации информация представляет интерес для заинтересованных организаций, специалистов, исследователей и работников правоохранительных органов в качестве реальных представлений о религиозном экстремизме в современных условиях. Она может способствовать выявлению направлений и тактических приемов в борьбе с экстремизмом на религиозной основе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, многообразием использованных методик, а также системным подходом и репрезентативностью эмпирического материала. При проведении исследования автор использовал личный опыт работы в оперативных и следственных подразделениях МВД КР.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, получили апробацию в
6 публикациях автора общим объемом 2,3 п. л. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность УВД г. Ош, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, а также в учебный процесс и научно-преподавательскую работу Академии МВД Кыргызской Республики, Ошского государственного Университета при преподавании курсов: "Уголовное право", "Уголовный процесс" и "Криминология".
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 197 наименований, и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 201 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30