Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и бесплатно
5:30 AM
Скачать Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и бесплатно

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и индивидуальная профилактика налоговых преступлений

Диссертация

Автор: Крупин, Михаил Львович

Название: Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и индивидуальная профилактика налоговых преступлений

Справка: Крупин, Михаил Львович. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и индивидуальная профилактика налоговых преступлений : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Москва, 2006 202 c. : 61 06-12/1325

Объем: 202 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Уголовно-правовая характеристика престунлений в налоговой сфере
§11 Понятие налогового престунления, его объективная и субъективная сторона §
12 Наказание за налоговые преступления и его эффективность
Глава
II Криминологическая характеристика лиц, уклоняющихся от уплаты налогов (сборов) с организаций §
21 Криминологическая характеристика налогового преступника §
22 Личность налогового преступника Криминологический анализ §
23 Личность налогового преступника Эксперимептально-нсихологический анализ §
24 Подходы к целевой профилактике преступлепий в налоговой сфере
Глава
III Криминологический подход к профилактике преступлепий в налоговой сфере §
31 Персопологический подход к профилактике налоговых преступлений §
32 Уголовно-правовой и криминологический аснекты борьбы с преступлениями в сфере налогообложения
Заключение Использоваппая литература
Приложение
1 Многофакторный нормированный личностный опроспик 3-13 14-68 20-61 62-68 69-120 79-87 88-97 98-112 113-120 121-157 122-136 137-157 етр 158-165 166-183 184-201 Приложепие
2 Дизайн исследования

Введение:

в современных условиях развития российской экономики, когда Россия выходит на соответствующий ее экономическому потенциалу уровень международных контактов, занимает свое место в мировой экономике, интегрируясь в международную систему оборота товаров, труда и канитала, внутренние экономические проблемы кажутся на нервый взгляд второстепенными и незначительными. Некоторые исследователи уже привыкли мыслить на трансконтинентальном уровне, забывая, что в основе финансового благополучия государства лежит не столько внешнеэко1юмическая деятельность, сколько внутренняя экономическая стабильность, одним из важнейших факторов которой является налоговая политика государства. В свою очередь, она может быть эффективной лишь в случае иснравного исполнения государством и налогоплательщиками своих взаимиых обязательств. Серьезным препятствием для реализации налоговой политики и экономического роста страны, являются налоговые нреступления. Таковые встречались во все времена и во всех государствах, но только сегодня, при современных масштабах экономической деятельности, налоговая преступность приняла столь широкую распространеньюсть, что стала напрямую угрожать экономике государства в целом. Объем недополученных государством налоговых платежей передко сопоставим с годовым объемом внутренних инвестиций. Поэтому проблема предупреждения налоговых нреступлений не теряет актуальности на нротяжении носледних лет. Традиционно преступления в сфере налогообложения относят к категории экономических нреступлений, обрашая внимание на анализ их экономических предикторов. Часто исследователи обращают внимание на политические, экономические, уголовно-правовые факторы налоговых нравонарушений, не уделяя должного внимания криминологическому анализу лиц, совершающих налоговые преступления, в результате чего эта проблема, в известной степени.обезличивается, не находит своего, главным образом, индивидуально- профилактического решения. В последние годы появились основания полагать, что налоговая преступность обособилась в отдельпую группу, среди преступпиков стала формироваться особая «налоговая» кримипальная снециализация, налоговые преступлепия становятся частью деятельности специально организованных преступных групп. Все это заставляет обратить особое внимание па индивидуальную профилактику налоговых преступлений, одним из важнейших предпосылок ее успеха является кримипологический анализ личности налогового преступпика, познание его нсихотина, составление соответствующего криминологического портрета субъекта налогового преступлепия. Особеп1юсть криминологического нодхода к нреступлениям в налоговой сфере заключается в исследовании целых категорий преступлений, связанных между собой по объекту, субъекту, способу совершепия и т.д. Для полноценного исследования преступлений в сфере палогообложепия пеобходимо исходить из того, что криминологическая характеристика представляет собой типовую информационную модель криминогенных объектов причин и условий совершения отдельных групп, категорий палоговых преступлепий, а также носителей этих причин и условий. Данная характеристика содержит онисание и объяснение значимых для осуществле1П1я предупредительпой деятельности в налоговой сфере проявлений налоговой преступности, тинологических свойств лиц, психологически готовых к совершению налоговых преступлений, либо восприимчивых к такой готовности, механизма нрестунного новедения, обстоятельств, норождающих индивидуальное преступпое поведение в налоговой сфере, способствующих или облегчающих совершение данных преступлений. Таким образом, предметными элементами криминологической характеристики налоговых преступлений должны выступать: индивидуально-психологические особеппости личности налогового преступника, зпачимые для прогнозировапия индивидуального преступпого поведения отдельных лиц или оказапия па них предупредительного воздействия; мехапизм реализации преступпого поведения; обстоятельства объективного и субъективного характера, влияющие на формирование личности налогового преступника; ипдивидуалыю значимые обстоятельства совершения налоговых преступлений; формы проявлепия умысла на совершение налогового преступления; условия, помогающие достижению цели общей и индивидуальной профилактики, предотвращепию и пресечению налоговых преступлепий. Нельзя пе признать, что данные вопросы исследованы в криминологии явно недостаточно. Еще в 60-х годах XIX века один из ведущих французских исследователей уголовно-правовой проблематики М. Патэп в работе «Общая часть уголовного права и уголовное законодательство в сфере бизнеса» (1861 г.) в числе вопросов, нуждающихся в срочном решении, называл необходимость уголовноправовой защиты и ответственности налогоплательщиков, а также грамотное уголовно-правовое регулирование в экономической сфере. Несмотря на столь долгую историю существования налоговой нреступности, в настоящее время нельзя говорить о наличии какого-либо единого подхода по вопросу состава противоправных действий в налоговой сфере, требующих привлечения виновного к уголовной ответственности. Этот вопрос является предметом общественной дискуссии не только в России, но и во многих зарубежных странах. На сентябрьской встрече в 2003 году членов Совета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Люксембург и Швейцария заблокировали все попытки дать определепие понятия «налоговое престунление», которое было бы обязательным для всех стран членов ОЭСР. СегодЕ1я не суп1ествует и единого подхода к определению видовой нринадлежности налоговых преступлений в российском уголовном законодательстве. Этот вонрос требует обсуждения и решения, поскольку является основополагающим и для уголовпоправовой и для кримипологической оцепки противоправного поведения субъектов предпринимательской деятельности в области налогообложепия. На основе такой оценки представляется возможной разработка соответствующей системы профилактических мер в отпошепии налоговой преступпости, однако единые подходы к проблеме до настоящего времени отсутствуют. К сожалению, международные разработки не могут быть заимствованы напрямую ввиду снецифичности российского законодательства, поэтому на современном этапе развития отечественного налогового законодательства как никогда необходима разработка онтимальных подходов к решению поставленной проблемы. Важен указанный аснект и для решения вопросов профилактического характера. Неоднократно высказывалась мысль, что профилактические меры, направленные на нредотвращение первичных преступлений и рецидивов, наиболее действенны, когда реализуются на персональном уровне. Однако реальных шагов для реализации данной стратегии до сих пор не предпринято. По данным различных исследований, обобщенным К. К. Саркисовым (2005), о реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения; очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретепие в больших объемах валютпых ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами; скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность); рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте; обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная онлата); снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста ноступлений налогов в бюджет; увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки; повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение ком Саркисов К. К. Налоговые преступления. Уголовно-правовые и криминологичеекие проблемы. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. 190 е.паний и ценных бумаг за рубежом). Совокупность этих данных позволяет утвериодать, что необходима разработка д и ф ф е р е п ц и р о в а н н о й программы профилактики налоговых преступлений. Изложенное определяет в целом актуальность заявленной к исследованию проблемы и, соответственно, цель и задачи научного поиска, его объект, предмет, используемые методы. Цель исследования состоит в получении нового уголовно-правового и криминологического знания о лицах, уклоняющихся от уплаты палогов (сборов) и разработка па основе такого знания научных и практических рекомендаций, направленных на предупреждение налоговых преступлений с использованием целенаправленных методов индивидуальной профилактики. Достижению цели способствовало решение следующих задач: дать уголовно-правовую и криминологическую характеристику преступлений в налоговой сфере с нозиций современного законодательства; изучить крими1юлогические предпосылки налоговой преступности и выделить из них неносредственно связанные с личностью налогового преступника; исследовать экспериментально-психологическим методом личность налогового преступника, определить ее важнейшие индивидуально- психологические характеристики, определяюшие целенаправленность индивидуальной профилактики; сформулировать основные подходы к индивидуальпой (персонифицированной) профилактике преступлений в налоговой сфере. Объектом диссертационного исследования выступают обществепныс отношения, формируюшие и стимулирующие свойства и качества личности, нредопределяющие ее преступное поведение в сфере налогообложения. Предметом исследования стала структура личности налогового прсступпика, ее криминологические и индивидуально-психологические свойства и качества, влияющие на совершение налоговых преступлений, предупредительная деятелыюсть специальных субъектов профилактики налоговых преступлений.В нредмет исследования также включены нормы Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, онределяющие содержание уголовной ответственности за налоговые нрестунления, а равно за другие преступления, совершаемые в сфере экономики, смежные с налоговыми преступлениями. Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации явились научные методы нознания социальной действительности, отражающие общенаучный диалектический подход к изучению социальных явлений, в том числе такие методы, как логический, сравнительно-правовой, системно-структурный. Использовались статистические, социологические и психологические методы сбора информации. Для изучения личности налогового преступника применялся экспериментально-психологический метод. С его помощью по специально подготовленной методике многофакторного нормированного анализа онрашивались руководители и главные бухгалтеры хозяйственных организаций (200 чел.) и студенты юридических вузов (140 чел.) в качестве контрольной группы. Анализу подвергнуты данные уголовной статистики но исследуемой группе преступлений за последние пять лет. Научная новизна нсследования заключается в том, что впервые в криминологии дана характеристика личности налогового преступника и обоснованы индивидуальные, персопифицированные подходы к профилактике налоговых преступлений с иснользованием криминологического и экснериментальнонсихологического методов, намечены основные этапы межведомственной программы профилактики налоговых преступлений с активизацией мер индивидуальной профилактики. Для этого впервые предложен и апробировап па репрезентативной грунпе лиц с использованием контрольных групп оригинальный многофакторный нормированный личиостпый онроспик, предназначенный для экснресс-типирования личности из группы риска по совершепию налоговых правонарушений. Исходя из этого, предложены новые нути совершенствования законодательной базы и координации совместных действий налоговых и правоохранительных органов, направленные на новышение эффективности индивидуальной нрофилактики налоговых нрестунлений с учетом индивидуальных С О С В и качеств престунников. Новизной отличаются также положения, выВЙТ несенные на защиту. Положения, выносимые на защиту. 1. Исходя из особенностей составов налоговых преступлений, а именно уголовно-правовой оценки окончания таковых с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством, можно констатировать, что общественную онасность налоговых нреступлений определяет именно неуплата налогов, независимо от способа совершепия данного действия (бездействия). Существующая сегодня двойственность толкования некоторых норм может быть устранена посредством внесения в законодательство соответствующих изменений, в частности: а) введения ответственности за уклонение от уплаты палогов с филиалов и представительств организаций (в ст. 199 УК РФ); б) замепой в диспозиции ст. 199 УК РФ понятия «бухгалтерские документы» более емким «налоговая декларация или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным», что будет способствовать реализации единой правопримепительной нрактики; в) уточнением содержания отсылочных норм ссылками на конкретные положения законодательства о палогах и сборах; г) введспием в законодательство санкций, паправленных на комненсацию причиненного преступной деятельностью ущерба; д) введением в законодательство санкций, нанравленных на пресечение преступной деятельности организации в целом, а не только физических лиц, субъектов налоговых преступлепий. 2. Субъективная сторопа палоговых преступлений характеризуется только умышленной формой вины (прямой умысел). Неосторожная форма вины и косвенный умысел при совершении данных деяний исключается. Мотивом налоговых преступлений преимущественно является корысть, предполагающая незаконное извлечение имущественной выгоды. Цель выражается, как правило, в стремлении субъекта уменьшить размер налогов или полностью удержать сокрытые средства в личной собствен1юсти либо обратить, их в собственность К) других лиц. Вследствие этого необходимо изменение сложившейся нравонрименительной практики за счет расщирения нрименения судами штрафных санкций, лишения нрава занимать онределенные должности или заниматься онределенной деятельностью, в совокунности с возложением на организации обязанности возмещать ущерб, нанесенный бюджету. Судам следует более тщательно относиться к квалификации деяний, которые могут относиться к смежным с налоговыми нрестунлениями составам, характеризуясь иными целями, снособами соверщения и мотивами. 3. Основными причинами налоговой нрестунности являются: недостаточная разработанность налогового законодательства, экономическая нестабильность, ведущая к иснользованию государством налогообложения для решения остро стоящих социально-экономических проблем, социальному и нравовому неравенству, вызывающему нротестные реакции со стороны населения, прежде всего наиболее экономически активной его части (предпринимателей), Благонриятными условиями соверщения налоговых преступлений являются: предоставляемые законодательством возможности сокрытия доходов, подлежащего налогообложению имущества; отсутствие заинтересованности широких слоев общества в раскрытии налоговых преступлений; дифференцированный и избирательный нодход контролирующих органов к различным субъектам нредпринимательской деятельности, стимулирующий рост корыстных мотивов, субъективно преподносимых правонарушителями как реализация «желания снраведливости», 4, Существенную, порой, определяющую роль в совершении налоговых нреступлений ифает субъективно-личностный фактор, выражающийся в индивидуальном негативном эмоциональном и рациональном отнощении к унлате налогов, что, в конечном счете, выражается в реализации волевого фактора, направленного на совершение нротивонравных действий (преступный умысел), В формировании умысла на совершение налоговых преступлений ведущую роль играет корыстный мотив. Последний тес1Ю связан с индивидуальными личностными чертами лиц, потенциально содержащих в себе признаки субъектов данных преступлений. В социально-психологическом их портрете домипировали лживость и претепциозпость, что проявлялось в стремлении внешнего проявления успеха, вероятно, онределявшимся социальным окружением (внешние признаки богатства, успеха, почета, славы). Это служило стимулом к обогащению любой ценой и реализации антиобщественных снособов достижения материального благополучия, из которых неуплата налогов являлась для личности наиболее доступным и приемлемым способом. 5. Основой для снижения числа налоговых преступлений и снижения их латентности могут служить: соверщенствование законодательства, повышение заинтересованности налогоплательщиков в его добросовестном исполне1Н1и, повышение заинтересованности населения в целом в собираемости налогов (в частности, в форме открытой бюджетной нолитики государства), улучшение качества работы правоохранительных орга1юв и органов, оеуществляющих налоговый контроль. 6. Профилактика налоговых преступлений должна опираться на объективные и субъективные факторы, учитывать индивидуальные личностные особенности и формы реагирования предприпимателей, входящих в группу противоправного налогового риека. При этом, уголовно-нравовое предупреждепие налоговой преетупности осущеетвляется в процессе: а) проведения обоенованной и целесообразной уголовной политики в области ответственности за налоговые нреступления, которая свидетельствует о тенденции ужесточения ответственности; б) объединения усилий всех правоохранительных органов в борьбе с налоговыми преступлепиями, о чем свидетельствует принятие ряда ведомственных нормативных актов и совместное планирование комплексных мер предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; в) информирования населения об ответственности за налоговые преетупления; г) реализации уголовной ответственности за налоговые преступления. 7. В долгосрочной нерспективе эффективными представляются методы индивидуально-личноетного, персонифицированного (персонологического) подхода к профилактике налоговых нреступлепий. Для их полноценной реализации в структуре ФНС на уровне налоговых ннснекцнй целесообразна работа нсихологов, либо снециалистов, прошедших снециальное профильное обучение. Для осуществления персонифицированной профилактики преступлений в сфере налогообложения, кроме сугубо криминологических показателей, особенно актуалы1ы психологические данные, характеризующие личность налогоплательщиков из группы палогово-противоправного риска. Также для эффективной профилактики необходимо в рамках едипой межведомственной программы обеспечить интенсивное скоординированное взаимодействие налоговых органов, правоохранительных органов, судебной системы, изменить сами подходы к пониманию уголовной ответственности за налоговые нреступления в общественном правосознании. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования доложены на заседании кафедры уголовно-правовых днсцинлин Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской федерации, неоднократно докладывались на научно-практических конференциях, проводимых Академией и другими юридическими вузами Москвы, внедрены в деятельность налоговых органов Москвы и учебный процесс Всероссийской государственной налоговой академии, изложены в 3-х научных публикациях, в том числе, одна статья в журнале, рекомендованном ВАК. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка иснользованной литературы и приложения. Объем работы 202 машинописные страницы. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 7 таблицами. Список использованной литературы включает 194 источника. В ходе изложения материалов исследования мы будем нридсрживаться следующей последовательности: В начале мы дадим уголовно-правовую характеристику преступлепий в налоговой сфере с позиций современного законодательства, рассмотрим содержание нонятия «налогового преступления», охарактеризуем объективные и субъективные признаки, подходы к назначению наказания и его уголовно-правовое значение.Базируяеь на понятии «налогового преетуплепия» мы осущеетвим криминологичеекую характериетику налоговых преетупников, иселедуем их ипдивидуально-личностные показатели, что позволит пам обозпачить основные (базовые) подходы к профилактике преетуплений в налоговой сфере. Используя криминологический подход мы сможем разработать комплексный подход к борьбе с налоговыми преступлепиями, включающий совершенствование законодательства и правонрименительной практики, интеграцию усилий органов, ответственных за предотвращение, выявление и расследование налоговых преступлепий, сформулируем принципы и опищем осповные тактические приемы в реализации персонологичеекого подхода к профилактике налоговых преступлений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 176 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031