Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Топология социальной организации : Онтологический аспект. Касимов, Марат Олегович бесплатно
10:14 PM
Скачать Топология социальной организации : Онтологический аспект. Касимов, Марат Олегович бесплатно
Топология социальной организации : Онтологический аспект

Диссертация

Автор: Касимов, Марат Олегович

Название: Топология социальной организации : Онтологический аспект

Справка: Касимов, Марат Олегович. Топология социальной организации : Онтологический аспект : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Ижевск, 2002 147 c. : 61 03-9/188-5

Объем: 147 стр.

Информация: Ижевск, 2002


Содержание:

ГЛАВА 1 «МЕСТО» КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНОГО» В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ^
§1 САМОПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТОЧКЕ «Иного» :
§2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ В ГРАНИЦАХ ТЕЛЕСНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
ГЛАВА 2 CAMOJKOHCTPynPOBAHHE СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ КАК ЦЕЛОГО В ПОРЯДКАХ СОЦИАЛЬНОСТИ
§1 ТОПОЛОГИЯХАК ПРЕД-СТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛБНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ,
§2 СО-В-МЕСТНОСТЬ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНСТРУКЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ
§3 ПРЕДЕЛЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ И СУБЪЕКТИВАЦИИ В ПРЕД-СТАВЛЕНИИ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Введение:

Актуальность исследования. Необходимость нового философского осмысления сложившихся оснований исследования социальных феноменов обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, - это факторы теоретического плана. Можно констатировать, что ресурсы традиционной концептуализации в отечественной социальной философии приближаются к логическим пределам. Последовательное разворачивание логических оснований существуюших социально-философских подходов показывает, что в них происходит вытеснение «за пределы» теоретических конструкций либо единства поля социального, что превращает социальное пространство во множество сингулярных дискурсивных порядков, либо множественности областей социальной действительности, преврашающее социальное поле в тотальность унифицирующего порядка, предзаданного некой реальностью «более высокого» уровня.Во-вторых, - это факторы самой социальной среды. Демократизация общественной жизни предъявляет любой социальный порядок в изменениях комплекса социальных отношений. Обнаруживается локальность и подвижность социальных дискурсивных практик. Современное общество не возможно описать как единое, однородное и устойчивое «социальное тело», существующее по какому-либо универсальному закону. Единый социальный порядок распадается на множество локальных, не сводимых друг к другу рядов отношений, которые, однако, остаются в едином «месте» социальной реальности.Одной из характеристик современного этапа развития социальных дисциплин становится их конструктивность. Она предполагает актуализацию задач определения области построения социальных теорий и обоснования соответствующей ей топологии.Социальная топология задает способ видения объекта дисциплины, тем самым, она является определяющим фактором при выборе предмета исследования. Для современной социальной философии оказывается актуальной задача установления онтологического статуса социальной топологии. Более того, насущной становится проблема реконструирования оснований социальной теории в рамках топологического способа оперирования ее элементами.Данный подход позволяет пересмотреть специфику социальной структуры, исходя из HOBbfx представлений об онтологическом статусе социальной реальности и, на этом основании, создает возможность для построения общей непротиворечивой теории организации социального пространства. Топологический подход основан на присутствии в единой системе знания множества «точек зрения» на социальное бытие, что позволяет логически непротиворечиво рассматривать различные теоретические конструкции в качестве частных случаев исследовательского дискурса.Степень разработанности проблемы. Изучение социальных структур и когнитивных способностей к социальному конструированию относится, в основном, к области социологии и психологии. Эти феномены являются специфическим объектом анализа социологии знания. Социальная философия, на современном этапе, рассматривается в качестве метатеоретического уровня социального исследования.Теоретическая база социально-философского конструирования теорий социальной структуры объединяет несколько блоков публикаций. Во-первых, это исследования в области теории социальной стратификации, представленные концепциями Э. Дюркгейма [49, 50], М. Мосса [102], Т. Парсонса [108 - 112], П. Сорокина [125], А.И. Донцова [48], А.И. Кравченко [65], В.В. Радаева [116], О.И. Шкаратана [116] и ряда других авторов. В них актуализируется проблема построения целостной социальной теории.Во-вторых, - это исследования в области онтологии мыщления. Онтологические основания мышления являются базовым предметом немецкой классической философии. Идеи Г.В.Ф. Гегеля [32], И. Канта [60] и И.Г. Фихте [133] стали источником теоретических построений современных социальных дисциплин. Основы целостного подхода в построении мыслительных конструкций заложил Ф.В.И. Шеллинг [150 - 154]. Огромную ценность представляют труды А. Бергсона [11], Э. Гуссерля [39, 40], Г. Зиммеля [53, 54]. В них намечаются теоретические посылки концептуального аппарата современной социальной философии, ставятся проблемы построения теории социального порядка. На современном этапе онтологические размышления об истоках и перспективах интеллектуальной деятельности свойотвенны Х.-Г. Гадамеру [30, 31], Ж-Л. Нанси [104, 105], П. Рикеру.[117 - 119], М. Хайдеггеру [145 - 149], А.Л. Доброхотову [47], О.Н. Ставцеву [126] и др.Описание принципов постсовременного мышления произведено в публикациях Р. Барта [5 - 7], Ж. Бодрийяра [13 - 14], П. Бурдье [18 - 20], Ж. Делеза [41 - 45], Ф. Гваттари [41], Ф. Лаку-Лабарта [73]. С позиций целостного подхо• » да анализ постсовременного мышления проводится Ж.-Л. Нанси [104, 105] и П. Рикером [117 - 119]. Следует так же назвать 3. Баумана [8] и Ч. Миллса [101], проблематизировавших принципы традиционного социально-философского мышления. Среди российских авторов отметим Н.Э. Бенуса [9], О.Н. Бушмакину [21 - 23], А.С. Панарина [107], Е.Ж. Петровскую [113, 114], Н.М. Савченкову [121].Теоретические и практические аспекты математической топологии разрабатываются П.С. Александровым [2, 3], В.Г. Болтянским [15, 16], В.А. Ефремовичем [15], Н. Стинродом [127], У. Чинном [127] и др. В зарубежной социальной науке топологический подход развивают П. Бурдье [18 - 20] и К. Левин [74 - 87]. В России он представлен именами А.Т. Бикбова [12], Ю.Л. Качанова [63, 64], И.М. Наливайко [103], А. Филиппова [131], Н.А. Шматко [156, 157].Специфика онтологического смысла человеческой телесности в западной традиции рассматривается Ж. Делезом [41 - 45], М. Мерло-Понти [99, 100] и Ж.-Л. Нанси [104, 105], в отечественной - В. Л. Круткиным [67] и В. По дорогой [115].Социально-конструктивный метод находит применение в исследованиях по математической экономике, проведенных В.-Б. Зангом [52], К. Кернсом [120], Т. Саати [120], П.А. Самуэльсоном [122, 123]. Конструктивный метод в социально-психологических дисциплинах применяется Н. Гудменом [36 - 38], д. Картрайтом [62], К. Левином [74 - 87]. В России данного метода придерживаются К.А. Багриновский [4], Н.В. Гришина [35], Н.Е. Егорова [4, 51], B.C. Иозайтис [58].Анализ проблем объективации в построении социальных конструкций осуществляют О.Н. Бушмакина [21 -23], СВ. Табачникова [129], М. Фуко [138 - 144].Возможности субъективации и углубленный-анализ целостного подхода к построению социальной теории представлены в исследованиях X. Абельса [1], П. Бергера [10], М. Вебера [24, 25], Х.-Г. Гадамера [30, 31], И. Гофмана [34], Ж. Лакана [69 - 72], Т. Лукмана [10], Э. Левинаса [88 - 92], Ж.-Л. Нанси [104, 105], П, Рикера [117-119], Н. Смелзера [124], Ф. де Соссюра [128], П. Фаро [130], М. Хайдеггера [145 - 149], М. Шлика [155], А. Шюца [158, 159], У. Эко [161, 162].Среди российских авторов отмстимТ).Н. Бушмакину [21 - 23], Л.Г. Ионина [59], М. Мамардашвили [94 - 96], Г.П. Щедровицкого [160], Э.Г. Юдина [163].Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются структуры социальной действительности. Предметом философского анализа оказываются онтологические основания построения топологических конструкций социальной реальности.Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в социально-философском анализе онтологических оснований топологических конструкций социальной реальности. В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании разрешаются следующие задачи: установить предельный статус категории «социального бытия» в построении социальной теории; доказать необходимость рассмотрения социального субъекта в качестве «места» формирования структур социальной реальности; обосновать определяющую роль социальной топологии в конструировании целостной социальной реальности; выявить онтологические основания конструктивного способа исследования социальной реальности; . '; определить границы субъективации в конструкциях социальной реальности.Теоретико-методологические основы и источники исследования. Теоретико-методологической основой исследования структур социальной реальности является целостный подход, представленный в данной диссертации методом субъект-объектного тождества. Данный метод реализуется средствами социальной герменевтики. Это позволяет рассматривать социальные явления как топологические конструкции, формируемые конструктивным методом построения теоретических положений. Тем самым, социальная философия полагается в качестве структуры самовосприятия социального бытия и существует в виде социальной метатеории, изучающей интеллектуальные условия и механизмы возникновения социальных конструкций. Будучи социальной метатеорией, социальная философия представляет собой, тем не менее, философскую дисциплину со своим объектом, предметом и методом. Как философская дисциплина социальная философия имеет дело исключительно с так называемыми абстрактными объектами, то есть с продуктами мыслительной деятельности.Основными для целостного подхода являются категории «субъективность» и «объективность», «субстанция», «субъект-объектное тождество» и «продуцирование субъект-объектных областей действительности». Онтологические основания применения указанных категорий разработаны Ф.В.И. Шеллингом. В рамках данного исследования, социальную реальность следует понимать как субстанцию, которая в движении бесконечной субъективности оказывается самопредставленной в состояниях объективности. Точно так же шеллинговская онтологическая «точка Я» рассматривается в качестве «места» саморазличения субстанциональной субъективности, в котором она предстает в виде множества социальных саморефлексирующих субъектов.В современной философии целостный подход был развит в герменевтике М. Хайдеггера, операционализировавщего его так называемым «методом тождества». Метод тождества позволяет рассматривать движение субъективации социальной реальности как двунаправленный процесс инзистентнбй экзистенции, одновременного открытия и занятия социального пространства. Базовыми для хайдеггеровского метода являются категории «экзистенция», «инзистенция», «Dasein» («присутствие»), «время» и «пространство». Категория «экзистенция» применяется для обоснования способности социальной реальности к самораскрытию в движении к своим пределам. Категория «инзистенция» помогает осмыслить онтологические основания построения социальной структуры, ее технический или конструктивный характер. Хайдеггеровское «Dasein» принципиально для понимания субъект-объектного характера социальной реальности как «присутствия». Понимание М. Хайдеггером категорий «пространство» и «время» позволяет применять их в качестве ключевых для разработки топологических конструкций социальной реальности в рамках конструктивного анализа.Не менее важным является и понимание М. Хайдеггером категории «онтология». В традиционном марксистском понимании этим термином обозначаются рассуждения о вещественном, материальном базисе социальных явлений.В рамках предлагаемого исследования следует рассматривать онтологию в качестве метафизики социальных явлений. В этом отношении она определяет восприятие социальных явлений, представляет их как сущее, как социальные факты. В данном случае, онтология является дисциплиной, рассматривающей пределы дискурсивной социальной практики, - то, на основании чего та или иная дискурсивная социальная практика оказывается существующей или несуществующей. Онтология изучает «укорененность» бытия социальной реальности в собственных структурах. Тем самым, она предопределяет рассмотрение социального факта в качестве эффекта или со-бытия самораскрывающего движения социальной реальности, конструкции ее представленности самой себе.Применение метода тождества в социальных исследованиях указывает на необходимость полагания социальной действительности в качестве способа самораскрытия социального бытия через «точку Я» социального субъекта. «Я» субъекта обнаруживает себя в пространстве диалога множества областей социальной действительности. Возможность работы в такой конструкции обеспечивает герменевтика. В современной социальной философии герменевтический метод развивают Х.-Г. Гадамер и П. Рикер. Опираясь на концепцию герменевтического круга Х.-Г. Гадамера, исследование социального в диссертации полагается как бесконечный процесс самопродуцирования социального бытия. Рикеровская концепция конфликта интерпретаций способствует осмыслениюгцелостности множества областей самопредъявленности социальной реальности в «месте» социального субъекта.Очевидно, что герменевтический метод основан на полагании объективной реальности в качестве субъективной действительности целостности актуализующегося бытия. В процессе самопонимания социальная реальность вы•» дается себе как собственная граница или «поверхность». Соответственно оказывается необходимым построение геометрии этой поверхности. Метафора «социального пространства» в герменевтическом подходе оказывается действительным инструментом понимания.Основания применения топологического подхода в социальных дисциплинах разработаны К. Левином. Для предпринятого диссертационного исследования актуальным является его интерпретация социальной топологии в качестве социального поля, предоставляющего место множеству взаимодействующих областей действительности. На современном этапе топологический подход развивается П. Бурдье. Наиболее ценным в его творчестве является понимание социальной структуры в единстве аспектов объективной социальной дифференциации и субъективного видения социальных различий. В России рассматриваемого подхода придерживаются Ю. Качанов, Н. Шматко и В. Бикбов. Для решения целей диссертации привлекается разрабатываемая Ю. Качановым концепция социальной действительности как ансамбля социальных отношений. Из творчества Н. Шматко почерпнуто понимание конструктивности социальной теории. Проект имманентной социологии В. Бикбова помогает в осмыслении укорененности социальной структуры в теле социального бытия, в понимании внутреннего характера любых конструкций социального деления.Топологический подход предполагает развитие строгого теоретического языка построения социальных конструкций. Возможность разработки такого языка основывается на анализе социальных событий через функцию взаимодействия атомарных эффектов социальной действительности. Проверка валидности получаемых конструкций в рамках всего социального поля позволяет п о стулировать их в виде «социальных законов». В философии конструктивный метод построения теорий применялся Б. Спинозсж и Ф.В.И. Шеллингом, рассматривавшим процесс самопродуцирования онтологической субъективности в конструктах мышления. На необходимость применения данного метода в социальных дисциплинах указывал Э. Кассирер. Основы применения конструктивного метода в социальных исследованиях заложил К. Левин. Он же предложил способ определения атомарных социальных конструктов, в зависимости от целей исследования и уровня развития измерительного инструментария научной дисциплины. Из концепции конструктивного метода К. Левина следует почерпнуть понимание категорий «социальный конструкт» и «конструкция».Опираясь на его труды, проверку валидности следует полагать в качестве базового способа операционализации теоретических конструкций в рамках социального исследования.Научная новизна основных результатов исследования. -Установлено, что социальную реальность следует понимать как абсолютный поток субъективности, саморазличенный в «точке Я» и представленный в виде социального субъекта, объективирующегося в структурах социальной реальности. -Определено, что социальная реальность организуется в конструкциях телесности социального субъекта, прочерчивающего своим видением пределы социального бытия в виде социальной структуры. -Установлено, что самоопределяющаяся в «точке» социального субъекта социальная реальность представлена собственной поверхностью, топологией или суммой «мест» самообнаружения социального бытия, структурированной видением познающего субъекта. . '; -Выявлено, что построение социальной теории осуществляется как определение жизненного пространства социального субъекта через выделение минимальных конструктов этого пространства в операциях конструирования социальных феноменов. Формирование теории сопровождается проверкой ее валидности, то есть способносгги к целостному представлению действительности. -Определено, что в рамках топологического подхода и конструктивного метода построения социальной теории любые познавательные процедуры следует рассматривать как организацию социальным субъектом «мест» самопредставленности социального бытия.Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Ведущая тенденция современной социальной философии связана с поиском нового способа представления социальной реальности, позволяющего в едином поле рассуждать о локальных, фрагментарных актуализациях социального порядка.В этой связи принципиальную значимость приобретает философский анализ онтологических оснований социальной теории, специфики существования и правил построения социальных конструкций.Результаты диссертационного исследования могут найти применение в дальнейших теоретических разработках конструкций самопредставленности социального бытия в дискурсивных практиках различного рода. Прикладная значимость работы становится очевидной при решении задач, связанных с разработкой единого языка представления тех или иных социальных процессов, а так же задач, связанных с разработкой процессов организации социального пространства. Безусловно, значимыми результаты исследования оказываются для междисциплинарных исследований, так как предлагаемый способ рассмотрения социальной реальности позволяет воспринимать ее в множественности способов самоактуализации.В области образования результаты исследования применимы для разработки предметно-ориентированных спецкурсов по социальной философии для нефилософских специальностей.Апробация работал.Основные положения диссертации излагались автором в ряде выступлений на конференциях «3-я Российская университетско-академическая научнопрактическая конференция» (Ижевск, 1997), «5-я Российская университетскоакадемическая научно-практическая конференция» (Ижевск, 2001), XXXV Международная научная студенческая конференция «Студент и научнотехнический прогресс» (Новосибирск, 1997), XXXVI Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1998). На основании полученных результатов был сделан доклад удмуртскому республиканскому отделению Российского общества социологов.Некоторые положения диссертационного исследования были опубликованы в ряде статей и тезисов конференций.Основные идеи диссертации нашли применение в разработке спецкурсов по социол'огии для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика» и «Социальная работа».Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации представлен 135 стр. основного текста и 11 стр. библиографического списка, включающего 163 наименования источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 170 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031