Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции : На примере обучения специальности бесплатно
3:12 AM
Скачать Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции : На примере обучения специальности бесплатно

Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции : На примере обучения специальности "экологический менеджмент" в неязыковом вузе

Диссертация

Автор: Гутарева, Надежда Юрьевна

Название: Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции : На примере обучения специальности "экологический менеджмент" в неязыковом вузе

Справка: Гутарева, Надежда Юрьевна. Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции : На примере обучения специальности "экологический менеджмент" в неязыковом вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Томск, 2005 177 c. : 61 05-13/2582

Объем: 177 стр.

Информация: Томск, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические основы разработки коммуникативных тестов с целью определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи
11 Ретроспективный анализ тестирования уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи
12 Определение иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения английскому языку
13 Основные характеристики устных коммуникативных тестов для оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции
14 Этапы разработки устных коммуникативных тестов в форме интервью и выбор методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессиональноориентированного обучения английскому языку
Выводы к главе 1
Глава II Методика составления устного коммуникативного теста в форме интервью для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения английскому языку
21 Проектирование коммуникативного теста
22 Разработка тестовых заданий коммуникативного теста
23 Администрирование коммуникативного теста для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции испытуемых
24 Описание процедуры проведения тестирования и анализ полученных результатов
Выводы к главе II

Введение:

В настоящее время важность языковой подготовки выпускников технического вуза уже не вызывает сомнения. Это обусловлено, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, иностранный язык, как учебная дисциплина, выполняет гуманистическую функцию развития креативных и логических качеств личности; во-вторых, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире знание языка на коммуникативно-достаточном уровне позволяет установить деловые контакты между специалистами; и, в-третьих, снятие языковых барьеров расширяет круг возможностей как для трудоустройства, так и для получения образования будущим инженером за рубежом. Проведение радикальных реформ во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в образовательной, ставит отечественную высшую школу перед необходимостью не только существенного обновления содержания обучения иностранным языкам, но и форм контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции ее выпускников.
Вопросы, связанные с проблемой создания методики контроля иноязычной коммуникативной компетенции исследовались в рамках лингводидактического тестирования и представлены в работах ведущих отечественных и зарубежных методистов (JI.B. Банкевича 1965, И.А. Цатуровой 1969, 1970, А.Ю. Горчева 1976, Е.Д. Коноваловой 1983, С.К. Фоломкиной 1986, И.А. Рапопорта 1987, В.А. Коккоты 1989, E.JI. Корчагина 1996, О.Г. Полякова 1996, С.Р. Балуян 1999, Е.Н. Гром 1999, JI.B. Фарисенковой 2001, L.J. Cronbach 1951, J.O. Roach 1971, R. Jones 1979, M. Canale 1980, J.B. Carrol 1980, S. Harold 1983, B. Spolsky 1985, N.A. Berkoff 1985, D. Douglas 1994, L.F. Bachman 1996 и др.). Тем не менее, приходится констатировать, что эта проблема еще не получила своего окончательного решения, так как рассматривалась в основном применительно либо к студентам языковых вузов, либо к выпускникам школ. Вопросы, связанные с определением уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза, не достаточно изучены на сегодняшний день и требуют специального исследования.
Очевиден тот факт, что сформированность иноязычной коммуникативной компетенции стала одним из важных компонентов социальной мобильности, а также критерием образованности выпускника вуза. Диссертация посвящена исследованию одной из актуальных и сложных проблем — тестированию уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции специалистов-нелингвистов на основе устного коммуникативного теста в форме интервью. Выбор темы исследования связан с необходимостью поиска новых форм контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, соответствующих современному этапу развития системы языкового образования в рамках личностно-ориентированного и коммуникативнодеятельностного подходов в методике обучения иностранным языкам.
Так как формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся (овладение языком как средством общения) стало главной целью обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, роль устной речи, как средства коммуникации, непрерывно возрастает [69]. Следовательно, актуальным является не только обучение неподготовленной устной речи, но и разработка методики ее контроля. В связи с этим важно определить достигнутый уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в устной речи, поскольку существует социальный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к полноценному устно-речевому, профессионально-ориентированному иноязычному общению, и, владение языком международного общения необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции был выбран наиболее объективный метод контроля - тестирование на основе устных коммуникативных тестов в форме интервью в качестве итогового вида контроля. Последнее десятилетие характеризуется процессом обновления языкового образования в России и во многих странах мира. В апреле 1997 года Советом Европы был принят документ "Современные языки: изучение, обучение, оценка", и Россия, ставшая членом Совета Европы, присоединяется к установленным этой международной организацией положениям. Сегодня невозможно представить обучение иностранному языку без тестовой формы контроля, в частности: продолжается практика в области эксперимента ЕГЭ, широко применяются различные вступительные тесты, популярны тесты на получение международных сертификатов и т.д. Однако анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточной разработке методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи выпускников неязыкового вуза. Между тем необходимость такой разработки неоднократно отмечалась в методической литературе.
Очевидно, что к настоящему времени в области лингводидактического тестирования иноязычной коммуникативной компетенции сделано уже немало исследований отечественными и зарубежными специалистами, но тем не менее ряд вопросов так и остался открытым. К их числу относятся некоторые проблемы создания устных коммуникативных тестов в форме интервью для измерения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, определения уровней ее развития, объектов тестирования, разработки методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, обеспечения эффективности устных коммуникативных тестов в форме интервью. Данное исследование представляет собой попытку в некоторой степени решить эти проблемы в современной методике преподавания иностранных языков.
Создание устных коммуникативных тестов в форме интервью для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции особенно важно, так как применение зарубежных тестов с целью выявления уровня общего владения языком, является в большинстве случаев необоснованным, в виду того, что они не соответствуют требованиям программы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе. Тестирование уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи органично вписывается в современную систему языкового образования, поскольку соответствует практической цели и содержанию обучения иностранным языкам. Таким образом, в современной образовательной практике выявлены противоречия: 1) между традиционно сложившейся методикой контроля устной речи студентов неязыкового вуза и современными требованиями, предъявляемыми к контролю; 2) между возросшими требованиями к профессионально-ориентированной языковой подготовке специалистов-нелингвистов и отсутствием четких критериев оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи; 3) между практикуемым многоуровневым подходом в обучении иностранным языкам в вузе и недостаточным вниманием к проблеме определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи выпускников технического вуза при осуществлении итогового вида контроля.
Вышеизложенное позволяет сформулировать актуальность исследования, которая определяется следующими факторами:
1) необходимостью разработки и применения эффективных устных коммуникативных тестов в форме интервью для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза;
2) недостаточной реализованностью в методике обучения иностранным языкам в отечественной высшей школе тестовой формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи специалистов-нелингвистов;
3) нерешенностью в научном плане проблемы определения уровней сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи выпускников технического вуза.
Объектом исследования является процесс проектирования, разработки тестовых заданий и администрирования устного коммуникативного теста в форме интервью для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.
Предметом исследования, таким образом, выступает методика разработки, оценивания и применения устных коммуникативных тестов в форме интервью для измерения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов.
Цель исследования состоит в создании эффективной теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза на основе применения устных коммуникативных тестов в форме интервью.
Гипотеза исследования заключается в том, что тестовая форма контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза будет эффективной, если устный коммуникативный тест в форме интервью будет создан в соответствии с современными требованиями лингводидактического тестирования, научно обоснован, пройдет экспертизу и апробацию, где подтвердит действенность разработанной методики контроля.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать динамику развития устного тестирования в историческом ракурсе и выявить специфику устных коммуникативных тестов в форме интервью как средства контроля;
2) определить содержание, структуру иноязычной коммуникативной компетенции выпускника неязыкового вуза, в соответствии с современными требованиями к качеству подготовки специалистов-нелингвистов по иностранному языку в отечественной высшей школе;
3) выявить основные характеристики и этапы разработки устных коммуникативных тестов в форме интервью, выделить объекты тестирования;
4) разработать методику контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза, проанализировать основные отличия письменной и устной форм тестирования;
5) создать количественную и качественную рейтинговые шкапы для оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников неязыкового вуза в устной речи и экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели исследования и решения задач использовались следующие методы:
1) анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы по проблеме устного тестирования уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции;
2) анализ отечественных и зарубежных УМК, рабочей программы по учебной дисциплине "Экологический менеджмент";
3) наблюдение за учебным процессом;
4) анкетирование испытуемых и беседа с ними;
5) тестирование;
6) проведение эксперимента, статистическая обработка и анализ полученных результатов тестирования.
Теоретико-методологическая основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по следующим проблемам: обучение иноязычному общению и контроль устной речи студентов неязыковых вузов (В.А. Коккота, Н.М. Минина, Е.Л. Корчагина, Н.Ю. Шебеко, В.В. Охотникова и др.), структура иноязычной коммуникативной компетенции (П. Леннон, Н. Хомский, А. Дэвис, Д. Хаймз, В. Гумбольдт и др.), содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи (И.Л. Бим, Н.В. Елухина, О.Г. Поляков, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Ф. Бахман, А.С. Пальмер и др.), учет индивидуальных особенностей тестируемых (О.А. Казанский, Р.С. Немов, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, И.С. Юрченко и др.), специфика конструирования тестов (С.В. Клишина, Н.А. Гулюкина, Т.С. Балыхина, B.C. Аванесов, М.Б. Мельникова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в методике обучения иностранным языкам в неязыковом вузе исследована проблема контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции на основе применения устного коммуникативного теста в форме интервью в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; теоретически обоснована методика контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи; выявлены этапы создания и специфика устных коммуникативных тестов в форме интервью; разработаны рейтинговые (аналитическая и целостная) шкалы для оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции; обоснован компонентный состав структуры иноязычной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии и уточнении методики создания, оценивания и применения устных коммуникативных тестов в форме интервью для измерения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников неязыкового вуза, расширении представления об иноязычной коммуникативной компетенции специалиста-нелингвиста, определении объектов тестирования и характеристик устных коммуникативных тестов в форме интервью, систематизации структуры иноязычной коммуникативной компетенции и тестового задания, в логическом обосновании применения устного тестирования.
Практическая значимость исследования заключается в реальной возможности внедрения разработанной методики контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в устной речи выпускников технического вуза. Данная работа также способствует совершенствованию методики создания устных тестов в целом. Теоретические положения могут быть использованы в курсе лекций по методике преподавания иностранных языков в высшей школе. На защиту выносятся следующие положения:
1. В рамках коммуникативного метода и личностно-ориентированного подхода в методике обучения иностранным языкам наиболее адекватным и действенным средством контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов выступает научно обоснованный, соответствующий современным требованиям лингводидактического тестирования, прошедший экспертизу и апробацию устный коммуникативный тест в форме интервью.
2. Методика контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции включает в себя создание, применение и оценивание устных коммуникативных тестов в форме интервью. Процесс создания устного коммуникативного теста в форме интервью состоит из двух этапов (проектирования и разработки тестовых заданий); применение тестов происходит дважды в ходе апробационного и основного тестирований на одном и том же контингенте тестируемых и связано с привлечением технических, человеческих и материальных ресурсов; оценивание осуществляется рейтерами и маркером, на основе рейтинговых шкал.
3. Сочетание целостной и аналитической рейтинговых шкал обеспечивает рациональное оценивание уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции испытуемых, уровни определяются с учетом требований к уровням владения английским языком, принятых Советом Европы.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов определяется теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой в диссертации проблемы, комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, взаимосвязью выдвигаемых в работе положений с реальной практикой профессионально-ориентированной языковой подготовки будущего инженера, тщательностью проведения экспериментальной работы и обработки ее результатов, сочетанием количественного и качественного анализа материала.
Апробация и внедрение результатов. Разработанная в предлагаемом исследовании методика создания, оценивания и применения устных коммуникативных тестов в форме интервью, с целью определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции прошла экспериментальную проверку и внедрена в Томском политехническом университете на итоговых испытаниях выпускников инженерно-экономического факультета по специальности "Экологический менеджмент" в 2003 и 2004 гг. Основные теоретические положения диссертации и результаты экспериментальной проверки докладывались на ежегодных научно-практических российских и международных конференциях: "Философские проблемы воспитания молодежи" (г. Юрга, ноябрь 2002), "Наука и практика: диалоги нового века" (г. Анжеро-Судженск, ноябрь 2003), "Язык в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты" (г. Томск, март 2004), "Коммуникативные аспекты языка и культуры" (г. Томск, май 2004), "Вопросы профессиональноориентированного обучения иностранным языкам" (г. Томск, июнь 2004) в 2001-2004 гг. По теме исследования опубликовано пятнадцать печатных работ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 177 страниц, включая 133 страницы основного текста, 4 схемы, 14 таблиц, 1 рисунок, 2 гистограммы, 305 библиографических источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 276 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30