Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 12 » Скачать Теория исторического процесса: становление и сущность. Мусаелян, Лева Асканазович бесплатно
4:16 PM
Скачать Теория исторического процесса: становление и сущность. Мусаелян, Лева Асканазович бесплатно

Теория исторического процесса: становление и сущность

Диссертация

Автор: Мусаелян, Лева Асканазович

Название: Теория исторического процесса: становление и сущность

Справка: Мусаелян, Лева Асканазович. Теория исторического процесса: становление и сущность : диссертация доктора философских наук : 09.00.11 Пермь, 2006 458 c. : 71 07-9/17

Объем: 458 стр.

Информация: Пермь, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Генезис конценции исторического ироцесса §
1 Возникновение и становление исторического сознания Античность §2, Средневековые конценции исторического нроцесса
21 Библейская версия истории человечества
22, Концепция исторического процесса Августина Блаженного
Глава
II Историческое сознание эпохи Возрождения и Нового времени §
1 Особенности исторического сознания эпохи Возрождения §
2 Философия истории Ибн Хаддуна §
3 Концепция исторического процесса Нового времени (Дж Вико) §
4 Концепции исторического процесса французских просветителей (Вольтер и Руссо)
Глава
III Философия истории классической немецкой философии §
1 Философия истории и Гердера §
2 Философия истории И Канта §
3 Философско-методологические основания гегелевской концепции исторического процесса §
4 Философия истории Гегеля
Глава
IV Марксистская теория общества и исторического процесса §
1 Марксистская концепция общества: задачи, исходные принципы исследования, основные идеи §
2 Марксистская концепция исторического процесса, (Учение об общественно-экономических формациях) §
3 Исторический процесс как развитие человеческой сущности
§4 Теория исторического процесса К Маркса и концепция постиндустриального общества
Заключение Библиографическнй список

Введение:

Актуальность темы исследовання. Философское осмысление истории было и остается одной из общественно-востребованных и социально-значимых направлений деятельности ученых. Интерес общества к своей истории особенно возрастает в период глубоких цивилизационных кризисов, крупных социально-экономических и политических ломок, сопровождающихся жизненной дезориентацией людей. Подобный кризис поразил наше общество в конце 80-х гг. прошлого века, и до сих пор мы не вышли из этого состояния. В периоды жизненной дезориентации люди пристально вглядываются в свое прошлое, ибо в истории они надеются получить ответы на злободневные вопросы: Откуда мы? Кто мы? Где мы? Куда мы? Получить правильные ответы на эти вопросы возможно, если в обществе существует историческая парадигма, дающая объективную картину прошлого, настоящего и будущего. Прошлое присутствует в настоящем в виде исторической памяти, а будущее в форме социального идеала. Существование в настоящем исторической памяти и социального идеала есть необходимое условие поступательного движения общества. И в этом непреходящее теоретическое и практическое значение философской концепции исторического процесса, включающего в себя оба указанных компонента. Социальный идеал отличается от утопии прежде всего тем, что он может быть осуществлен на практике. Это возможно тогда, когда сам социальный проект является результатом теоретического осмысления сущностных тенденций развития общества, а описываемый им механизм его реализации представляет отражение закономерностей поступательного движения человечества. Разработка социального идеала, способного консолидировать многонациональный, многоконфессиональный народ России, возможно на базе научной теории исторического процесса, обладающей мощным эвристическим потенциалом, позволяющим адекватно воспроизвести противоречивое прошлое, сложное настоящее и на основе познания сущностных тенденций развития человечества прогнозировать будущее. Таким образом, актуальность настоящей работы"обусловлена необходимостью преодоления глубокого духовного, экономического и социально-политического кризиса, поразившего российское общество. По нашему убеждению, из существующих философских парадигм должным эвристическим потенциалом необходимым для решения сложных проблем современности обладает лишь марксистская теория исторического процесса. Она, как подметил Хайдеггер, «превосходит другие исторические теории», поскольку «проникает в сущностное измерение истории». Высокий теоретический уровень этой концепции в значительной степени является заслугой отечественных ученых, приложивших в XX веке немало усилий для ее творческого paзвития В то же время нельзя отрицать тот факт, что в прошлом были допущены известные тенденции догматизации и вульгаризации марксистского учения, что привело к серьезным ошибкам в понимании и трактовке многих положений этой теории. Кроме того, революция, гражданская война, затем военно-политическое противостояние с Западом способствовали смещению акцентов в учении Маркса в сторону абсолютизации значения ее политической и идеологической компоненты. В результате человеческая (сущностная) составляющая научной теории исторического процесса оказалась вне поля внимания не только щирокой общественности, но и значительной части исследователей. Гуманизм, как основополагающий мотив философии Маркса, был оттеснен на задний план учениями о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и т.д., что давало повод оппонентам марксизма обвинять марксизм в антигуманизме. В этой связи актуальность данного исследования определяется необходимостью вернуться к аутентичным идеям Маркса и Энгельса и адекватно выразить сущность их теории исторического процесса. См. об этом: Гобозов И.А. Философия как постижение эпохи Философия и общество. 2003. №3. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. 207. См.: Грэхэм Л. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе. М.,1991.С.415.Человечество вошло в новое тысячелетие в состоянии глубокого кризиса. Кризис современной цивилизации это кризис рыночного, предельно рационализированного, прагматизированного, дегуманизированного общества. Человечество остро нуждается в притягательных, научно обоснованных, гуманистических концепциях социального прогресса. В этом контексте теория исторического процесса Маркса в высшей степени современна. Она содержит в себе не до конца раскрытый мощный эвристический и, особенно, гуманистический потенциал. Исследовать этот потенциал, развернуть и развить его в соответствии с требованиями современной предельно задача, прагматизированной и дегуманизированной эпохи актуальная необходимость решения которой и определила тематику нашей работы. В постсоветскую эпоху значительная часть отечественных обществоведов отвернулась от марксистской теории исторического процесса и стала сторонником цивилизационной концепции. Сегодня трудно найти работу по социальной философии, философии истории или истории, где бы не отстаивалась эта парадигма и не критиковалась формационная теория Маркса. Между тем, феноменологическая по своей сути, опирающаяся на простые принципы исторического антропоморфизма и циклизма, указанная концепция имеет очень ограниченный эвристический потенциал. Она не в состоянии описать ход всемирного исторического процесса и точно так же не может служить философской методологией вывода человечества из глубокого кризиса. И далеко не случайно, что за рубежом эта концепция уже давно вышла из моды. В настоящее время там оказались более востребованными теории, возникшие под влиянием марксизма, что, впрочем, авторы этих концепций и не скрывают. Так, основоположник популярной на Западе теории постиндустриального общества Д. Белл пишет, что подлинный ученыйсоциолог не может быть антимарксистом, поскольку «многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и См.: Юрию Ивановичу Семенову 75 лет (интервью) Философия и общество. 2004. №3. 201. вошло в современные теории». В то время как в России продолжается демонстративное дистанцирование от Маркса, мировая философская, социально-политическая, экономическая мысль уже давно интегрировала марксизм в общий вектор культурно-исторического развития. Чтобы не отстать от западной цивилизации интеллектуально и духовно, необходимо исследовать и творчески развивать одно из важнейших достижений мировой философии, каким является теория исторического процесса Маркса и Энгельса. Многовековой путь развития мировой философии, как подметил Гегель, не случайная последовательность сменяющих друг друга концепций, а единая философия, где различные учения представляют «Последнее по времени философское учение ступени ее развития. есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое и самое конкретное». Теория исторического процесса Маркса и Энгельса не случайный эскиз в мировой философии, а закономерный результат всего предшествующего развития. Одержимое стремлением к лучшей жизни, к свободе, демократии, гуманизму человечество шаг за шагом приближалось к научной теории. История человечества это и история его самопознания, история теоретического постижения своей сущности, познания подлинной роли и предназначения человека в истории. Очевидно, что познание истории теоретического постижения человечеством своей сущности является одним из условий понимания содержания и сущности научной теории исторического процесса, которая является закономерным результатом философской мысли. Степень разработанности темы. Еще в советский период нашей истории вышло немало работ, посвященных проблеме формирования марксистской философии. Однако в них марксистская теория исторического процесса, если и Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. XCI. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. 99. предшествующего развития рассматривается, то чаще всего вне контекста всего предшествующего развития мировой философии. Между тем, концепция Маркса является законной наследницей гениальных идей и глубоких догадок не только классической немецкой философии, но и мыслителей античности, средневековья. теорий Генезис Возрождения, Просвещения. Познание становления современных исторического процесса предполагает изучение их истоков. исторического сознания и исторические концепции мыслителей античности, средневековья. Возрождения, Нового времени, классической немецкой философии исследовались в работах В.Ф. Асмуса, М.А. Барга, Н.А. Бердяева, М. Блока, Б.Э. Быховского, Т.С. Васильевой, В. Виндельбанда, Г.Н. Волкова, В.И. Герье, А.Х. Горфункеля, А.В. Гулыги, Н.И. Кареева, М.А. Кисселя, Р.Дж. Коллингвуда, И.А. Крывелева, Б.Г. Кузнецова, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, К.Н. Любутина, М.Ф. Овсянникова, В.В. Орлова, X. Раппопорта, Б. Рассела, К. Фишера, А.Н. Чанышева и некоторых других ученых. При изучении становления научной теории исторического процесса диссертант опирался не только на труды видных мыслителей различных эпох, но и на исследования перечисленных ученых. Следует, однако, отметить, что в существующей историко-философской и философско-исторической рассматривается литературе эволюция исторического научной сознания безотносительно к формированию философии. Исключением являются разве что работы Т.С. Васильевой и В.В. Орлова. С точки зрения этих авторов развитие философской мысли есть движение человечества к научной философии. Научность понимается как адекватность концепции познаваемой реальности. Условием и фактором, определившим возникновение научной философии, В.В. Орлов считает формирование См.: Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998. 162. См.: Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. Учеб. пособие. Пермь, (1991,1997, 2001); Оп же. История человеческого интеллекта. Ч. 1,2. Пермь, 1998; Он же. История человеческого интеллекта. Ч.З. Современный интеллект. Пермь, 1999; Васильева Т.С, Орлов В.В. Социальная философия. Пермь, (1993, 1999, 2002); Они же. Философия экономики. Пермь, 2005.научного интеллекта. Развитие человеческого интеллекта, по его мнению, есть важнейшая, после труда, сторона развития человеческой сущности, проявляющейся, в том числе, в возрастающей способности человечества к самопознанию своей сущности. Мы

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 418 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30