Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников. Чернер, Софья Львовна бесплатно
9:26 PM
Скачать Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников. Чернер, Софья Львовна бесплатно

Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников

Диссертация

Автор: Чернер, Софья Львовна

Название: Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников

Справка: Чернер, Софья Львовна. Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1998 319 c. : 71 99-13/193-X

Объем: 319 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 Педагогическая наука и практика о социально-экономической подготовке школьников
12 Личностно ориентированный подход в образовании учащихся
13Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников
ГЛАВА 2ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ С0ЦР1АЛЬН0-ЭК0Н0МИЧЕСК0Й ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
21 Модель системы личностно ориентированной социальноэкономической подготовки школьников
22Содержание, формы и методы социально-экономической подготовки ппсольников средствами общеобразовательных дисциплин
23Пути индивидуализации социально-экономической подготовки учащихся
24Формирование и развитие личностно-делового потенциала школьников
ГЛАВА 3 ВЕГУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
31Социально-экономическая подготовка как объект внутришкольного управления
32Комплексное планирование социально-экономической подготовки в школе
33Управление научно-методической деятельностью педколлектива
ГЛАВА 4 ИНТЕГРАЦР1Я ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В НОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ j' 41 Взаимосвязь экономического образования и нравственного 'i воспитания школьников как условие их самореализации в период К| ^ ) перехода к рыночным отношениям _ 42Формирование нравственной устойчивости вьшускников в процессе социально-экономической подготовки
43Динамика перехода вьшускников школы от адаптации к интеграции в новых социально-экономических условиях

Введение:

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Развитие рыночных отношений в экономике, разнообразие форм собственности, обновление всей совокупности средств и методов производства, распределения, обмена и потребления, новая роль личности в современных социально-экономических условиях создали объективные предпосылки для перехода к непрерывной социально-экономической подготовке молодежи.Принципы демократизации и гуманизации, лежащие в основе развития школы, обусловили необходимость личностной ориентации в образовании, в том числе и в экономической подготовке учащихся.Возникает потребность в развитии у молодежи инициативности, самостоятельности, ответственности, предприимчивости, расчетливости, деловитости. Вместе с тем, в ходе социально-экономической подготовки остро встает проблема формирования нравстеенной устойчивости молодежи к негативным влияниям 01фужающей среды.Особая роль в системе социально-экономической подготовки принадлежит общеобразовательной школе. Совокупность общеобразовательных предметов, дисциплин образовательной области «Технология», предметов социально-экономической направленности позволяют удовлетворить развивающиеся потребности личности в экономических знаниях и умениях.Однако при потенциальных возможностях, которые имеет общеобразовательная школа и социальная среда, мы сегодня сталкиваемся с недостаточным уровнем экономического мышления школьников, их умозрительным представлением о реалиях рыночной экономики.1^^ Таким образом, возникло противоречие между запросами личности, общества на современную социально-экономическую подготовку и неразработанностью в теории и практике процесса личностно ориентированного образования (отсутствие модели личностно ориентированной социально-экономической подготовки, неразработанность содержания, технологии, специфики управления и т.п.).Значимость экономического образования как фактора социализации личности подчеркивали выдающиеся педагоги П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С-Т.Шацкий и др.Вопросы экономической подготовки в трудовой деятельности стали активно разрабатываться в нашей стране в начале 60-х годов. В философской литературе В.К.Драчев, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, А.К.Уледов и др. рассматривали вопросы экономического образования в комплексе с другими направлениями образования.Экономисты И.Б.Иткин, И.Я.Клепач, Л.Н.Пономарев, В.Д.Попов, К.А.Улыбин особо выделяют проблемы формирования у молодежи экономического мышления, чувства хозяина.Роль общеобразовательных предметов и всего учебновоспитательного процесса в экономическом образовании и воспитании школьников отражена в работах Ю.К.Васильева, Г.Н.Зверевой, К.Г.Колосовой, Е.Е.Минченкова, Е.П.Петросяна, А.П.Сидельковского, Л.С.Сусской, И.Д.Чернышенко.Содержание, организация и методика экономической подготовки учащихся представлены в работах А.Ф.Аменда, А.Ф.Крючкова, Л.Л.Любимова, И.В. Липсица, Л.П.Куракова, Л.П.Мельниковой, И.Б.Первина, В.К.Розова, Н.П.Рябининой, А.Н.Хроменкова, Б.П.Шемякина, А.Т.Шпака и др.Экономическую подготовку школьников в процессе общественно полезного, производительного труда рассматривали в своих работах З.А.Валиева, М.Н.Ермоленко, Т.Г.Калугина, Р.И.Желбанова, А.Репин, О.Б.Сокольская, В.Г.Соловьев, Л.П.Фридман, Е.Шишов.Экономическому воспитанию в дополнительных структурах образования посвящены работы Н.И.Городецкой, Т.А.Федоткиной; развитию деловых качеств в процессе экономической подготовки исследования И.И.Зарецкой, В.А.Любкиной, Л.М.Фуксона.Определяющее значение для исследования проблемы экономического образования учащихся в процессе трудовой подготовки имели труды П.Р.Атутова, П.Н.Андрианова, Н.И.Бабкина, Я.Батышева, В.А.Полякова, И.А.Сасовой, Н.А.Томина.Проблема личностной ориентации образования была традиционной для отечественной педагогики. Так, В.А.Сухомлинский призывал педагогов «открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань», создать условия для индивидуальнотворческого развития каждой личности, вовлечь в этот процесс самого ребенка. Данная проблема актуализировалась в 90-х годах.Ее решению посвящены работы Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.В.Давыдова, А.Н.Занкова, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.Однако исследований по организации личностно ориентированной социально-экономической подготовки мы не обнаружили.Вместе с тем, современный и прогнозируемый этап развития нашей страны требует именно социально-экономического становления личности. Обобщение материалов, представленных в отечественной и зарубежной литературе, изучение массового, передового и новаторского опыта показывает, что обеспечение экономической грамотности молодежи недостаточно для ее адаптации и интеграции в динамичные условия развития России.Традиционные формы и методы учебной и воспитательной работы в школе не обеспечивают достаточно качественное экономическое образование. Необходима не только прагматическая, но и нравственно-психологическая подготовка школьников к освоению формирующихся рыночных отношений.Это обусловило переход от экономической к социальноэкономической подготовке школьников и определило тему исследования: «Теория и практика личностно ориентированной ф, социально-экономической подготовки школьников».ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность влияния личностно ориентированной социально-экономической подготовки на интеграцию выпускника школы в новые условия жизнедеятельности.ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс социальноэкономической подготовки школьников.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки учащихся.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Личностно ориентированная социально-экономическая подготовка учащихся общеобразовательной школы будет эффективной, если сущность, назначение и функции личностно ориентированной социально-экономической подготовки шокольников будут таковыми: • содержание личностно ориентированной социально-экономической подготовки включает аксиологический, когнитивный, Ф\ деятельностно-творческий и личностный компоненты; • педагогические технологии, при которых социально-экономическая подготовка приобретает для учащихся жизненный смысл, направлены на развитие личности; • организация внутришкольного управления социальноэкономической подготовкой учащихся предусматривает ее личностную ориентацию, педагогическую поддержку в жизненном и профессиональном самоопределении, интеграцию учащихся в новые условия жизнедеятельности; • критериями оценки социально-экономической подготовки школьников служат личностная ориентация, самореализация и интеграция выпускников школы в рыночные отношения.ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1 .Разработать прогностическую модель личностно ориентированной социально-экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ.2. Определить функции социально-экономической подготовки по отношению к личности.3. Определить содержание личностно ориентированной социальноэкономической подготовки учащихся, обеспечивающее развитие экономической культуры и нравственной устойчивости к негативным проявлениям окружающей среды.4. Разработать технологию социально-экономической подготовки, учитывающую аксиологический, когнитивный, деятельностнотворческий компоненты, обеспечивающие реализацию личных потребностей учащихся.5. Разработать систему внутришкольного управления социальноэкономической подготовкой учащихся, способствующую оказанию им педагогической поддержки в саморазвитии, самоопределении и интеграции в новые условия жизнедеятельности.6. Разработать критерии и показатели эффективности личностно ориентированной социально-экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ.МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА Философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности; о диалектическом единстве теории и практики; о принципах системности, детерминизма; современная парадигма личностно ориентированного образования школьников; основные положения экономической психологии, концепции непрерывной социально-экономической подготовки школьников.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: • аналитические (теоретический анализ философской, психологопедагогической и социологической литературы, изучение педагогического опыта); • диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогической и психологической документации); • формирующие (моделирование, эксперимент); • статистические (ананиз и обработка данных эксперимента).В поисковый эксперимент были вовлечены ряд образовательных учреждений гг.Климовска, Ступино Московской области, г.Челябинска, Витебска, экономическая школа и лицей г.Бреста.Исследование проводилось в три этапа на базе средней школы № 26 г.Балашихи Московской области (в настоящее время многопрофильная гимназия): • первый этап (1989-1992 г.) - теоретический анализ и оценка опыта работы по экономической подготовке школьников; формулировка гипотезы исследования, определение исходных концептуальных положений личностно ориентированной социально-экономической подготовки; проведение констатирующего эксперимента; • второй этап (1993-1995Г.) - разработка методики и проведение формирующего эксперимента; • третий этап (1996-1997г.) - обработка экспериментальных данных; Ф внедрение результатов исследования в практику работы школ; оформление результатов исследования.НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Сконструирована прогностическая модель личностно ориентированной социально-экономической подготовки учащихся общеобразовательной школы, основными компонентами которой являются: цель, задачи, специфические функции, обеспечивающие удовлетворение личностных интересов и потребностей; содержание и педагогические условия реализации.2. Определены функции личностно ориентированной социальноэкономической подготовки школьников; образовательная (личностная значимость учения), развивающая (механизм самореализации), коммуникативная (способность к взаимопониманию, общению, сотрудничеству), культурообразующая (сохранение, передача, воспроизводство и развитие экономической культуры), социализации Ф^ (освоение и воспроизводство социального опыта), личностная (удовлетворение потребностей личности, свобода выбора профиля обучения, самостоятельность и личная ответственность за свои действия и т.п.).3.Разработано содержание личностно ориентированной социальноэкономической подготовки школьников, в основу которого положена сбалансированность прагматического и нравственного аспектов.Аксиологический компонент - введение учащихся в мир социальных и экономических ценностей. Когнитивный обеспечение школьника экономическими, правовыми, экологическими знаниями, способствующими успешной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях.Деятельностно-творческий - включение школьников в доступную возрасту поисковую, созидательную и предпринимательскую деятельность с целью развития творческой активности и нравственно-ценного опыта экономического поведения. Личностный компонент - овладение способами саморегуляции потребностей, формирование индивидуального опыта применения экономических знаний и умений, развитие экономически значимых качеств личности.4.Разработана технология личностно ориентированной социально-экономической подготовки, в основу которой положены: дифференциация и индивидуализация процесса обучения; развитие экономического мышления и личностно-делового потенциала; обеспечение деятельностно-творческого характера учения; диагностика ценностных ориентации, нравственно-психологического климата внутриколлективных взаимоотношений с целью адресной поддержки школьников в учебной и коммуникативной деятельности; обеспечение нравственной устойчивости учащихся к влиянию негативных факторов социальной среды.5.Определены особенности внутришкольного управления личностно ориентированной социально-экономической подготовкой: комплексное планирование деятельности всех субъектов социальноэкономической подготовки школьников с учетом приоритетных задач личностно ориентированного процесса; психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогических кадров к реализации задач личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников; включение всех педагогических работников в совместную со школьниками деятельность по развитию поисковой активности, интереса к практической экономической деятельности; взаимодействие с ВУЗами. б.Разработаны критерии и показатели эффективности личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников. Критериями являются: • уровень развития у учащихся потребностей и способностей к самопознанию и саморазвитию личностно-делового потенциала; • удовлетворенность учащихся своим положением во внутриколлективных отношениях, снижение степени тревожности; • активизация семьи в совместной работе с педколлективом по развитию мотивационно-потребностной сферы учащихся; • влияние профильного обучения на жизненное и профессиональное самоопределение, проявляющееся в росте числа выпускников, поступающих в высшие учебные заведения экономического и юридического профиля Показателями эффективности личностно ориентированной социально-экономической подготовки могут служить: • динамика ценностных ориентации старшеклассников в направлении гуманизации и нравственной чистоты; • повышение мотивации учебного труда и, как результат, последовательное повышение качества знаний учащихся; • степень обоснованности выбора сферы профессионального самоопределения; • устойчивость социально-профессиональных интересов и потребностей учащихся; • отзывы выпускников о влиянии школьного обучения на их социально-профессиональное самоопределение; • повышение престижа педагогического труда среди воспитанников: 10 квалифицированньис педагогов гимназии - ее выпускники; 8 выпускников 1997 года стали студентами педагогических ВУЗов.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: в разработке модели системы личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников; дидактических основ непрерывной социально-экономической подготовки учащихся.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ: в определении содержания личностно ориентированной социальноэкономической подготовки школьников в образовательном процессе; в разработке методических рекомендаций по социальноэкономической подготовке учащихся разных возрастных групп; в определении механизма внутришкольного управления личностно ориентированной социально-экономической подготовкой школьников; в разработке условий сбалансированности прагматических и социально-нравственных основ экономической подготовки школьников.НА ЗАЩИТУ ВЬШОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: • функции личностно ориентированной социально-экономической подготовки (образовательная, развивающая, коммуникативная, культурообразующая, социализации, личностная); • компоненты содержания личностно ориентированной социальноэкономической подготовки (аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный); • педагогические условия реализации личностно ориентированной социально экономической подготовки; • особенности внутришкольного управления личностно ориентированной социально-экономической подготовкой.АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на заседании отдела экономической подготовки Института общего среднего образования РАО , заседаниях Ученого Совета ИОСО РАО, на Республиканских и Международных научно-практических конференциях: г.Тула -1991, 1994 гг.; Брест - 1992г.; Челябинск 1990, 1993 гг.; Зелена Гура (Республика Польша) - 1994г.; Канининград - 1995 г.; Витебск - 1997г.; Кемерово -1997г.; Москва 1997г.Разработанные в ходе исследования рекомендации по организации социально-экономической подготовки учащихся, по внутришкольному управлению ее процессом были предложены руководителям школ Брестской, Витебской областей Белоруссии, Московской, Челябинской областей России; используются при проведении курсовой подготовки в РИПКРО и Московском областном педагогическом Университете, на семинарах, проводившихся в муниципальной гимназии г.Балашихи в 1995-1997 годах.Система социально-экономической подготовки школьников внедрена в практику работы муниципальной гимназии г.Балашихи, экономической школы г. Бреста, ряда общеобразовательных школ Московской области, г.Челябинска. и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 159 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031