4. Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они подразделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.5. В групповых моделях понятия организованы в виде множества «групп» информации, содержащих категории и атрибуты. 6. Модель сравнительных семантических признаков также предполагает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на определяющие, или существенные, и характерные, или описательные признаки. Оценка понятий предположительно основана больше на определяющих признаках. 7. Сетевые модели исходят из того, что понятия хранятся в памяти в виде независимых единиц, объединенных конкретными и значимыми связями (например, «Малиновка есть птица»). Предполагается, что воспроизведение из памяти осуществляется путем оценки достоверности целевых и связанных с ними понятий и что перемещение по структуре в процессе извлечения информации требует времени. 8. В моделях пропозициональных сетей память организована в виде сложной ассоциативной сети пропозициональных конструкций, являющихся наименьшими значимыми единицами информации (например, «Медведь (есть) большой»). 2. Теории памятиПроблема памяти была предметом изучения ученых, принадлежавших к разным психологическим школам и направлениям, которые открыли многие законы и феномены памяти, дав им свою интерпретацию. Морфологические основания памяти достаточно хорошо изучены - это формирование связей между различными нейронами коры и структура ДНК. Любая новая информация, проходя через кору больших полушарий, связывает отдельные нейроны, образуя все новые их соединения. Чем более интенсивен поток информации и чем чаще она приводится, тем крепче эта связь. Поэтому повторение информации и помогает ее сохранению. Первые экспериментальные исследования памяти были предприняты в ассоциативной психологии в конце XIХ века. В основу понимания памяти было положено понятие об ассоциациях, которые связывают между собой разные впечатления