Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем бесплатно
6:44 AM
Скачать Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем бесплатно

Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении

Диссертация

Автор: Степанова, Ольга Геннадьевна

Название: Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении

Справка: Степанова, Ольга Геннадьевна. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Томск, 1997 231 c. : 61 98-13/294-2

Объем: 231 стр.

Информация: Томск, 1997


Содержание:

Глава 1 Теоретические аспекты анализа творческого потенциала личности
§1 Творческий потенциал личности как предмет научного анализа
§2 Тенденции развития творческого потенциала личности студента в негосударственном вузе
§3 Ценностные ориентации творчества студентов
Глава 2 Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении
§1 Теоретическая модель личности студента высшего негосударственного образовательного учреждения
§2 Развитие творческого потенциала личности студентов в негосударственном образовательном учреждении
§3 Функции преподавателя в структуре организационно-педагогических условий развития творческого потенциала личности студента в негосударственном образовательном учреждении

Введение:

Актуальность исследования. Становление в России рыночной экономики, переход от тоталитаризма к демократическому гражданскому обществу вызвали появление многих новых образовательных потребностей, настоятельно требующих своего удовлетворения. Значительные изменения всей образовательной системы страны связаны с усвоением общечеловеческих ценностей, которые представляют большую свободу студентам в выборе своей образовательной траектории, создают новые предпосылки для творческой реализации и самореализации личности. В более широком плане этот процесс может быть представлен как переход к новой социальной парадигме развития личности, в которой она выступает не только и не столько как средство социального прогресса и пассивный придаток производства, а, прежде всего, становится самоцелью общественного развития.В новых социально-экономических и политических условиях весьма остро и во многом по-новому стоит задача формирования и развития творческого потенциала личности в различных образовательных системах.Неспособность государственной системы образования удовлетворить надлежащим образом все многообразие образовательных запросов различных слоев населения нашей страны явилось одной из важных причин появления негосударственного сектора образования. Об интенсивном характере развития негосударственного сектора образования в его сопоставлении с государственным убедительно говорят следующие факты: число негосударственных общеобразовательных школ составляет 0,9% от общей численности школ России (69 тыс.) и возросло за последние три года с 447 до 600, число негосударственных высших учебных заведений превысило 320, то есть к 554 государственным вузам за 1995-1997 годы добавилось 70 негосударственных высших учебных заведений. В нашей стране в з настоящее время отсутствует система непрерывного поддержания и развития креативных способностей личности на всем протяжении жизни. Эта система, на наш взгляд, станет важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем, поэтому уже сейчас представляется чрезвычайно актуальным изучение в современном образовании различных образовательных систем с точки зрения возможностей формирования и развития творческого потенциала студентов и педагогов в конкретных и разноуровневых образовательных учреждениях, включая и негосударственные. Особый интерес в этом плане представляет высшее негосударственное образовательное учреждение. Более того, важнейшим критерием перспективности существования негосударственного сектора в высшем образовании должен считаться показатель более широкой возможности творческой самореализации студента.Степень разработанности проблемы исследования.Изучение творчества и развития творческой личности имеет длительную историю. Как специальная область исследований наука о творчестве начинает формироваться на рубеже XIХ-XX столетий. Отдельные аспекты творчества с самого начала оказались как бы поделенными различными научными дисциплинами, причем их различия усиливались концептуально-методологическими подходами.Для отечественной педагогики творчества характерно исследование учебно-творческих задач, методов проблемного обучения, являющихся средством педагогической организации творческой деятельности. Здесь значительные заслуги принадлежат таким ученым как Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, В.В. Давыдов, И.Г. Калошина, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.М. Махмутов, А.И. Половинкин, И.С. Якиманская.Российскими учеными экспериментально доказана возможность управления развитием творческого мышления, совершенствования стиля умственной творческой деятельности в процессе обучения.Большой вклад в изучение творчества личности внесли Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Г.В. Залевский, В.Г. Леонтьев, O.K. Тихомиров и другие. Тем не менее, личностный аспект изучения творчества представлен гораздо меньшим числом работ и остается как бы в тени научных исследований.Специальные научные исследования посвящены анализу деятельности учителя и вузовского преподавателя. Это работы П.И. Горлова, В.А. Дмитриенко, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В.В. Краевского, В.А. Сластенина. Деятельность учителя как сотворчество исследует Ю.В. Сенько; педагогические условия приобщения учащихся к операциональным сторонам творческой деятельности изучены В.И. Андреевым.Библиография исследований о негосударственном образовании и развитии творческого потенциала личности в его структурах в современной же России крайне ограничена. Исключением в этом плане являются статьи в журналах и тезисы докладов на конференциях А.Г. Асмолова, Л.В. Гостомыслова, Н. Еремина, Н.Н. Лукина, М.П. Пальянова, А.В. Рубцова, Ю.И. Сафонова, В.И. Степанова, В.Д. Шадрикова. Большая часть статей этих авторов посвящена постановке проблемы, обоснованию правомерности существования и описанию "ниши", которую занимает негосударственное образование. Многие вопросы остаются практически не изученными, в частности, особенности учебной мотивации студентов, специфика конкретных форм организации учебного процесса, их влияние на развитие личности студента и т.п.Наличие объективного противоречия между реально сложившейся практикой формирования и развития творческого потенциала личности студента в высшем негосударственном образовательном учреждении и необходимостью соответствующих преобразовании самой психологопедагогической среды, фактическим отсутствием конструктивных педагогических условий ее создания, возрастающая социальная значимость роли творческого потенциала личности в условиях радикальных социальноэкономических изменений в стране, обусловило и выбор темы диссертационного исследования "Теоретические аспекты и организационнопедагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении".Цель диссертационного исследования заключается в разработке концептуальной педагогической модели творческого потенциала личности студента в высшем негосударственном образовательном учреждении и выявления организационно-педагогических условий его развития.Объект исследования: развитие творческого потенциала личности в условиях негосударственного образования в России на материалах Алтайского экономико-юридического института.Предмет исследования: концепция творческого потенциала личности студента в негосударственном секторе образования и организационнопедагогические условия его развития.Гипотеза исследования состоит в том, что для развития творческого потенциала личности студента в высшем негосударственном образовательном учебном заведении необходимо соблюдение следующих педагогических условий: - психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала личности студента; - поддержка и сопровождение его развития в течение всего периода обучения в учебном заведении; б - изменение содержания методов, организационных форм учебного процесса в направлении активизации и развития творческой деятельности.Задачи исследования: 1. Анализ сущности и системно-деятельностной природы творческого потенциала личности, выявление его типологии и структуры на основе имеющихся исследований.2. Осуществление сравнительного анализа ценностных ориентации и мотивов творчества в негосударственных и государственных образовательных учреждениях.3. Разработка организационно-педагогических условий и форм развития творческого потенциала личности студента в высшем негосударственном образовательном учреждения.4. Анализ функций преподавателя в структуре организационнопедагогических условий развития творческого потенциала личности студента в негосударственном образовательном учреждении.5. Опытно-экспериментальная проверка предлагаемых решений.Экспериментальная база исследования - Алтайский экономикоюридический институт, Алтайский государственный технический университет. Исследование отличает индивидуальный опыт работы автора со студентами и преподавателями в качестве проректора и преподавателя Алтайского экономико-юридического института.Методологической основой исследования явились системный и деятельностный подходы, теоретическое учение о деятельностнои сущности человека и его творческой активности, концепции развивающего обучения, ряд положений аксиологического учения о личности.Методы исследования - теоретический анализ философской, педагогической, социологической и психологической литературы. Исследование опирается на конкретно-научные методы (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, моделирование, метод построения гипотез).Теоретическая значимость исследования состоит в том, что получены теоретические данные, обобщающие эмпирический опыт развития творческого потенциала студента негосударственного вуза. Построенная на основе этих данных модель развития творческого потенциала личности студента позволяет продолжить дальнейшие теоретические и методические разработки в этом направлении.Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможностях широкого использования его результатов для совершенствования педагогической деятельности по развитию творческого потенциала в формирующейся системе высшего негосударственного образования. Результаты диссертации могут быть использованы ученымипедагогами, преподавателями, аспирантами и соискателями, занимающимися проблемами творческого начала личности в негосударственных образовательных учреждениях. Отдельные проекты могут быть полезны для руководящих органов управления высшим образованием в стране.Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается методологической релевантностью исходных позиций, комплексной методикой исследования, соответствующей его целям и задачам, репрезентативностью источниковедческой базы, широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, логичностью и внутренней непротиворечивостью проведенного исследования.На защиту выносятся: - теоретическая модель творческого потенциала личности студента негосударственного института; - педагогические условия, пути и формы, обеспечивающие эффективность развития творческой личности студента негосударственного вуза.Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на Ученом Совете Алтайского экономико-юридического института, на заседании кафедры-лаборатории педагога-исследователя Томского государственного педагогического университета. Материалы и результаты исследования докладывались на международных, российских и региональных конференциях: Всероссийская конференция "Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности", март 1996, Томск; Региональная научнопрактическая конференция "Негосударственное образование в России", апрель 1996, Новосибирск; Международная научно-практическая конференция "Формирование трудовой и предпринимательской ориентации в условиях переходной экономики", ноябрь 1996, Томск; Сибирская научная конференция "Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования", ноябрь 1996, Томск; Российская научно-практическая конференция "Маршал Г.К. Жуков - народный герой", ноябрь 1996, Уфа; Третьи Сибирские педагогические чтения "Проблемы развития творческого потенциала личности в системе непрерывного образования", декабрь 1996, Красноярск; Всероссийская научнопрактическая конференция "Бизнес и высшее образование в условиях перехода к рыночной экономике", апрель 1997, Барнаул; Педагогические чтения "Развитие личности и проблемы непрерывного образования", октябрь 1997, Новосибирск; выступления в средствах массовой информации международного, общероссийского и регионального уровней в 1995, 1996, 1997 годах.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, пяти приложений, списка литературы. ю

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 166 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031