Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач. Зыбина, Татьяна Юрьевна бесплатно
5:16 AM
Скачать Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач. Зыбина, Татьяна Юрьевна бесплатно

Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач

Диссертация

Автор: Зыбина, Татьяна Юрьевна

Название: Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач

Справка: Зыбина, Татьяна Юрьевна. Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Саратов, 2006 177 c. : 61 07-13/297

Объем: 177 стр.

Информация: Саратов, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретико-методологические основы обучения эвристическим приемам решения творческих задач
11 Творческие задачи как средство формирования творческой личности
12 Эвристические приемы решения творческих задач
13 Технологические основы обучения эвристическим приемам решения творческих задач
Выводы по первой главе
Глава
II Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач
21 Организация эксперимента
22 Ход и результаты констатирующего эксперимента
23 Ход и результаты формирующего эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Рубеж XX и XXI веков отмечен качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими современной России. различные аспекты жизнедеятельности прогресса и Ускорение научно-технического радикальные изменения в социальной, экономической и культурной сферах общества актуализировали потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, способных обеспечить обновление всех сторон общественного бытия, готовых к опережающей созидательной деятельности, умеющих принимать нестандартные жизненные решения. профессиональные и В силу этого существенно меняется социальный заказ в адрес образовательных учреждений, предъявляя повышенные требования к подготовке личности, призванной жить и активно действовать в новых социокультурных условиях, снособной максимально полно проявлять инициативу, интуицию и творчество, поскольку в условиях современного общества востребованным становится человек, в равной мере владеющий как методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивнообразными снособами его постижения и преобразования. В контексте происходящих изменений приоритетным направлением образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований становится подготовка личности к рещению творческих учебно-познавательных, профессиональных и жизненных задач. Процесс формирования и развития творческой личности рассматривается сегодня в различных аспектах: раскрываются социальнофилософские проблемы творчества как особого вида деятельности (Г. Батищев, Л. Выготский, В. П. Зинченко, Е. Д. Клементьев, Ф. Т.Михайлов, Л. Г, Сагатовская, М. Слуцкий и др.), подвергается существенному переосмыслению само понятие творчества (А. Бодо, В. Н. Пушкин, Б. В. Раушенбах, Р. Ремушам, О. К.Тихомиров, Штейн, А. Хатсон и др.), исследуется проблема развития творческой личности в онтогенезе (Г. Я. Буш, А. Кармин, В. Я. Качан, В. Маловичко, Б.В. Марков), уточняется соотношение интеллектуальных способностей, творческих качеств и мышления индивида (В. И. Андреев, И. Кон, Д.Б. Богоявленская, В. И. Заика, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев, П. Торренс и др.), выявляются существенные признаки креативности как одного из интегральных социально значимых личностных качеств (С. Ариети, Э. Крик, Р. Мэй, Е. Чернега, Г. Д. Чистякова, Е. И. Щебланова, А. Ф. Эсаулов, Е. Л. Яковлева), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (Дж. Берлайн, A. В. Брушлинский, Э. А. Голубева, А. В. Запорожец, В. А. Крутецкий, Т. В. Кудрявцев, Н. Лейтес, А. М. Матюшкин, И. В. Равич-Щербо, B. М. Русалов, И. Н. Семенов, Ю. Стенинский, Б. М. Теплов и др.), анализируются пути формирования творческих снособностей учащихся в образовательном процессе школы (И. П. Волков, Л. Б. Ермолаева-Томина, A. 3. Зак, А. А.Мелик-Пашаев, В. В. Мухортов, М. И. Найденов, И. Якиманская). Наибольший интерес в современной психолого-педагогической теории и практике вызывает процесс формирования творческой личности в условиях вуза (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Лук, Т. Маликов, B. Л. Милковский, М. Г. Розинский и др.). Это обусловлено возрастающим спросом на специалиста, готового действовать на основе интуиции, поскольку профессионалы, способные принимать творческие решения, могут дать гораздо больший экономический эффект, чем те специалисты, действия которых носят стандартный характер (А. Бергсон, М. Бунге, Н. Ю. Вергилес, Р. И. Ситников, У. У. Сойер и др.). Решающим фактором при этом выступает большое количество информации, с которой приходится иметь дело современному специалисту, и быстрая смена событий, что приводит к необходимости оперативного принятия решений (Дж. Ватермен, Т. Питере А. А. Реан, Ю. Степанов, О. В. Степаносова и ДР-)- Признавая обучении, в возможность качестве формирования творческой осуществления личности в процесса средств данного рассматривают творческие (нестандартные) задачи (В. И. Андреев, Г. Альтшуллер, Г. А. Балл, П. Я. Гальперин, И. П. Калошина, Я. А. Пономарев, Д. Пойа, В. Н. Пушкин и др.) и проблемные ситуации (Д. В. Вилькеев, И. Я. Курамшин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.). В последние годы наиболее перспективный путь формирования и развития творческой личности в условиях обучения в вузе и общеобразовательной школе связывают с использованием эвристических приемов (Г. Я. Буш, Л. Л. Гурова, Дж. Диксон, А. Г. Ивахненко, И. П. Калошина, Т. В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, И. Мюллер, К. Я. Парменов, Я. А. Пономарев, И. М. Розет, О. К. Тихомиров, A. В. Хуторской и др.), знакомство с которыми создает основу для последующей эффективной научно-практической деятельности человека. В целом ряде исследований (А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, B. Г. Разумовский, Ф. Шлехти и др.) отмечается, что будущему специалисту, готовящемуся к жизни в новых социокультурных условиях, необходимы знания эвристических приемов решения задач, которые позволят ему в дальнейшем более полно и гибко реализовать себя в качестве творческой и конкурентоспособной личности. Особую значимость вопросы формирования умений нестандартно и творчески мыслить приобретают в области военного образования, так как реалии современной жизни постоянно ставят Вооруженные силы Российской Федерации в экстремальные и нетипичные условия, в которых офицеры должны принимать быстрые и нестандартные решения. Актуальность темы диссертационной работы обусловлена: социальным заказом общества на творческую личность военного специалиста, способного в условиях кардинальных изменений в Российской армии эффективно решать нестандартные профессиональные и жизненные задачи; необходимостью совершенствования качества подготовки будущих офицеров на основе внедрения в учебный процесс технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала личности. Изменения в политической, социальной, экономической и культурной жизни России обусловили известное противоречие между потребностью российского общества в военных специалистах новой формации и отсутствием эффективной технологии, способной развить творческий потенциал личности, как действенного средства подготовки курсантов в период обучения в военных вузах к решению творческих учебно- познавательных задач, что позволит им в дальнейшем уснешнее решать возникающие профессиональные и жизненные проблемы. Анализ теории и практики обучения в военном вузе позволил выявить основные противоречия между: -объективной потребностью общества в специалистах, способных творчески подходить к решению профессиональных задач и недостаточным вниманием вузов к этой проблеме; -необходимостью определения сущности и специфики эвристических приемов решения творческих задач и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы; важностью обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач и отсутствием эффективных технологий их реализации в образовательном процессе высшей школы. Необходимость в разрешении данного комплекса противоречий обусловила проблему исследования, заключающуюся в разработке технологии, обеспечивающей освоение эвристических приемов решения творческих задач в образовательном процессе военного вуза. Актуальность проблемы, недостаточная разработанность ее научных основ определили выбор темы диссертационной работы: «Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач». Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии обучения эвристическим приемам решения творческих задач в образовательном процессе. Объект исследования образовательный процесс в современном военном вузе. Предмет исследования приемам решения творческих задач. Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, мы определили гипотезу исследования: обучение курсантов технология обучения эвристическим эвристическим приемам решения творческих задач будет эффективным, если: -оно рассматривается как одно из приоритетных направлений в содержании образования, и уточнен понятийно-терминологический аппарат эвристического обучения; -разработана классификация эвристических приемов и творческих задач, позволяющая оптимально использовать их в учебном процессе; научно обоснована и внедрена в учебный процесс технология обучения эвристическим приемам решения творческих задач.соответствии с целью, предметом и гипотезой определены основные задачи исследования: 1. На основе исследования представленных в современной психологопедагогической литературе инвариантных характеристик раскрыть сущность понятия и разработать классификацию творческих задач как средства формирования творческой личности. 2. Выявить роль эвристических приемов решения нестандартных задач как важнейшего фактора творческого развития личности в процессе обучения, уточнить определение и представить классификацию эвристических приемов. 3. Разработать технологию обучения эвристическим приемам решения творческих задач. В ходе экспериментальной проверки доказать эффективность её использования в образовательном процессе. Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции творчества и его роли в становлении личности Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, Я. А. Пономарев, (В. И. Андреев, О. К. Тихомиров, В. Н. Пушкин Дж. Гилфорд, Р. Торренс и др.); концепции профессиональной подготовки будущего специалиста на основе развития его творческого потепциала (А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкип, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е. В. Шукшунов, П. Г. Щедровицкий, А. К. Маркова, и др.); концептуальные положения эвристического обучения (Л.М. Аболин, И.И. Ильясов, Л.А. Казанцева, Ю.Н. Кулюткин, Л. Н. Ландо, Я. А. Пономарев, В.Н. Пушкин, В. Н. Соколов, А. В. Хуторской и др.); исследования роли творческих задач в образовательном процессе школы и вуза (В. И. Андреев, Г. Альтшуллер, Г. А. Балл, Д. Пойа, П. Я. Гальперин, И. П. Калошина, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин и др.); теоретические ноложения сущности педагогических технологий (В. П. Беспалько, В. А, Бухвалов, В. В, Гузеев, М. В. Кларин, Л. Монахов, В,Ю. Питюков, Г. К. Селевко, Н, В. Тельтевская, O.K. Филатов, Д. В. Чернилевский, Ф. Янушкевич). Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования, и соответствующая анализ философской, этапам экспериментальной работы: и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения ведущих понятий; результатов экспериментальные поиска в методы. Осуществлялось обобщение велась информационно-поисковых системах; разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытноэкспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и массовой практике и наметить пути ее оптимального решения. При наблюдения проведении педагогического эксперимента в проводились процессе его и экспериментальные поиски автора непосредственной работы в качестве преподавателя математики в военном вузе, для чего использовались общие диагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности обучаемых) и прогностические методы (проектирование), применялась система контрольно-диагностических заданий. На заключительном этапе работы в целях проверки достоверности полученных результатов применялись методы математической статистики в обработке данных. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Вольский филиал Военной академии тыла и транспорта. Диссертационное исследование проводилось с 1999 по 2006 годы и осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1999-2002 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в науке, определялись цели и задачи диссертационной работы, разрабатывался понятийный аппарат, создавался проект технологии освоения курсантами эвристических приемов решения творческих задач. В этих целях изучения анализировался процесс решения творческих задач в ходе различных учебных дисциплин, а также исследовались возможность и целесообразность применения эвристических приемов в образовательном процессе военного вуза. Была сформулирована рабочая гипотеза исследования; выявлено влияние эвристических приемов решения творческих задач в процессе изучения математики на проявление творческой активности курсантов, на формирование и развитие их творческого потенциала. Разрабатывался критериально-диагностический инструментарий исследования и алгоритм учебно-познавательной деятельности, включающий совокупность эвристических действий каждого отдельного приема, проводился отбор теоретических знаний и систематизация творческих задач. На втором этапе (2002-2005 гг.) осуществлялась опытно- экспериментальная работа по анробации и внедрению разработанной автором технологии освоения эвристических приемов решения нетрадиционных задач как средства формирования творческой личности обучаемых в образовательном процессе военного вуза, выявлялись уровни освоения эвристических приемов; достоверность полученных результатов проверялась с помощью методов математической статистики. На третьем этапе (2006 г.) анализировались и обобщались итоги онытно-экспериментальной работы, делались выводы, формулировались итоговые положения проведенного 10 исследования. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации. Научная новизна исследования состоит в том, что: на основе выделения инвариантных характеристик творческой задачи (сущностных, связанных с исследованием учебной задачи как базовой составляющей творческой задачи; содержательных, выявляющих, к какому классу учебных задач ее она относится; функциональных, раскрывающих исследующих механизмы решения; структурных, различные подходы к классификации) дано определение творческой задачи и предложена авторская классификация творческих задач по степени определенности их содержания (задачи на определение цели деятельности; задачи на формулировку требований к деятельности; задачи на выдвижение и обоснование вариантов решения), отражающая усложнение мыслительных и практических действий обучающихся; выявлена роль эвристических приемов решения нестандартных задач в формировании творческой личности; уточнено определение и разработана классификация эвристических приемов с учетом фаз творческого поиска решений (анализ основных компонентов задачи; генерирование идей; обоснование вариантов решения задачи), соотносимая с авторской классификацией творческих задач; научно разработана и апробирована в реальной практике технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач, обоснованная с позиций методологии задачного подхода, представленная алгоритмом деятельности, раскрывающим состав действий в рамках каждого эвристического приема; объемом теоретических знаний, необходимых для освоения данных приемов; классами творческих задач, решаемых на их основе; комплексом контрольных заданий, позволяющих 11 оценивать уровень достигнутого качественных показателей. Теоретическая значимость результата на основе критериев и исследования определяется тем, что обучение курсантов эвристическим приемам решения творческих задач на основе разработанной технологии расширяет и дополняет представления о поиске путей формирования военного специалиста новой формации в образовательном процессе военного вуза; предложенная технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач соответствует основным тенденциям реформирования высшей военной школы; результаты исследования, теоретические выводы и методические рекомендации носят общепедагогический характер и могут служить базой для проектирования образовательно-развивающей среды общеобразовательной школы и вуза. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные на его основе психолого-педагогические положения и выводы, раскрывающие технологические основы обучения эвристическим приемам решения творческих задач различных классов, способствуют повышению эффективности образовательного процесса. Предложенные автором материалы, раскрывающие содержание технологии обучения эвристическим приемам и включающие алгоритмы практических действий каждого эвристического приема, банк творческих задач и серию контрольных заданий, носят обобщенный характер и могут широко применяться в практике работы общеобразовательной и профессиональной школы. Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются научным подтверждением исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования и повторяемостью устойчивых результатов формирующего эксперимента; адекватностью применяемых 12 методов целям и задачам работы исследования; длительностью и ренрезентативностью проведения для экспериментальной выборки количественного и качественного анализа изучаемых закономерностей; личным участием автора в экспериментальной деятельности и его опытом работы в качестве преподавателя воепного вуза; вариативной проверкой основных теоретических положений и выводов исследования в массовой практике; данных. На защиту выносятся. 1. Сущность понятия «творческая задача», рассматриваемая как проблемная имеющая продуктивную направленность, предполагающая применением методов статистической обработки итоговых ситуация, получение нового результата в процессе творческой деятельности на основе интуитивного использования ранее неизвестных средств (способов, методов) решения, способствующая творческому развитию личности обучаемого и имеющая для него личностно-значимый смысл; классификация творческих задач на основе анализа их инвариантных характеристик формулировку (задачи на определение требований содержательно-структурных задачи на и цели деятельности; задачи к деятельности; на выдвижение обоснование вариантов рещения), основанная на принципе постепенного перехода деятельности в процессе решения задач от логико-эвристической к творческо-поисковой. 2, Классификация эвристических приемов, рассматриваемых как система выработанных в ходе мысленного творческого поиска, операций, объединенных для достижения цели и направленных на получение новой и преобразование существующей информации, соотнесенная с типологией творческих задач на основе учета динамики мыслительных и практических действий по поиску решений, содержащая разработанную ориентировочную основу выполнения обобщенных действий, необходимый объем 13 теоретических общенаучных знаний, позволяющих успешно реализовывать эвристическое обучение. 3. Технология обучения, обеспечивающая творческое развитие личности в процессе обучения и представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, состоящая из ведущей цели, направленной на достижение высокого уровня обучения эвристическим приемам решения творческих задач, содержания, предполагающего организацию поэтапно усложняющихся видов деятельности, соответствующих форм, методов, средств и способов контроля. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Основное содержание исследования, его рекомендации и выводы прошли обсуждение на ежегодных научно-методических конференциях Вольского высшего военного училища тыла (военного института) (1999-2006 годы). Материалы исследования используются в учебном процессе Вольского высшего военного училища тыла (военного института). Военной академии тыла и транспорта. Саратовском военном институте внутренних войск МВД России, в Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова, в Саратовском государственном социально- экономическом университете, в Московском институте экономики и антикризисного управления. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; снабжена таблицами и рисунками. 14

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 149 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031