Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 12 » Скачать Субъективная модальность в русских и английских проспектах услуг высшего профессионального образования. Казанцева, Юлия Сергеевна бесплатно
4:14 PM
Скачать Субъективная модальность в русских и английских проспектах услуг высшего профессионального образования. Казанцева, Юлия Сергеевна бесплатно

Субъективная модальность в русских и английских проспектах услуг высшего профессионального образования

Диссертация

Автор: Казанцева, Юлия Сергеевна

Название: Субъективная модальность в русских и английских проспектах услуг высшего профессионального образования

Справка: Казанцева, Юлия Сергеевна. Субъективная модальность в русских и английских проспектах услуг высшего профессионального образования : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.20 Екатеринбург, 2007 168 c. : 61 07-10/847

Объем: 168 стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА СОНОСТАВИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В РУССКИХ И АИГЛИЙСКИХ ИРОСНЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
11 Сущность модальности: основные направления изучения вопроса в лингвистической науке
12 Субъективная модальность как функциональносемантическая категория
121 Типы субъективной модальности и проблема их репрезентации средствами русского и английского языков
122 Место оценки в содержании субъективной модальности
123 Вопрос об обязательных и дополнительных субъективно-модальных смыслах
13 Жанрово-стилистическая характеристика проспектов образовательных услуг
14 Выводы по первой главе
Глава Н СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО НРОСНЕКТА: СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ АСНЕКТ
2L Установление соответствия высказывания действительности
211 Персуазивность
212 Каузальность
2121 Ситуации прямого обоснования события
2122 Ситуации прямого обоснования действия
2123 Ситуации прямого обоснования оценки
22 Дополнительные субъективно-модальные характеристики сообщения
221 Оформление сообщения по характеру его связей с другими сообщениями в структуре текста
222 Авторизация
2221 Указание на субъект автора квалификации
2222 Указание на субъект автора восприятия
2223 Авторизация обнаружения
223 Отсылки на источник информации или на факт
224 Ссылки на обычность
225 Эмоциональная оценка сообщения
226 Поясняющая оценка сообщения
227 Статистика проанализированного материала ,
28 Выводы по второй главе
Глава
III СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО НРОСНЕКТА СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСНЕКТ
31 Обоснование стилистической роли оценки в письменном научном повествовании
32 Субъективная модальность в качестве познавательной оценки
321 Субъективная модальность в качестве онтологической оценки
322 Субъективная модальность в качестве коммуникативно-прагматической оценки
323 Субъективная модальность в качестве рефлексивной оценки
33 Сопоставительный анализ субъективной модальности на участках русского и английского текста
34 Синкретизм типов субъективной модальности
35 Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Настоящая исследованием модальности в диссертационная работа является сопоставительным субъективной сферы и функционально-семантической русских услуг и нри английских синтезе категории текстах-нроснектах образовательных семантико-синтаксического стилистического аспектов. В языкознании проблема модальности получила масштабное освещение. Хронологию развития теоретической мысли можно представить следующим образом: литература 40-х 60-х гг. (Ш. Балли, В.В. Виноградов, И.И. Мещанинов, А.Б. Шапиро, Грамматика русского языка, Г.В. Колшанский, Г.А. Золотова, Е.А. Натанзон, СЕ. Eckersley и др.); литература 70-х 80-х гг. (Г.А. Золотова, А.А. Потебня, Т.Б. Алисова, А.Н. Гвоздев, Н.Д. Арутюнова, К.В. Школина, В.В. Богданов, Г. Р1льенко, А.А. Леонтьев, Е.В. Падучева, В.З. Панфилов, Русская грамматика, О.И. Москальская, Н.Е. Петров, Е.А. Зверева, Е. И. Беляева, Кржижкова, Э.П. Новоселецкая, Н.К. Онипенко, Е. Беличова- Е.Н. Старикова, П.А. Лекант, P.M. Теремова, Т.И. Дешериева, Л.С. Ермолаева, В.Дресслер, М. Суон, A.J. Thomson, A.V. Martinet, J. Buscha, I. Heinrich, I. Zoch, B.S. Azar, B.F. Matthies и др.); литература 90-х гг. (Г.Н. Акимова, А.В. Бондарко, А.Г. Максапетян, Г.П. Немец, Е.В. Милосердова, И.А. Нагорный, О.В. Трунова, С. Ваулина, Ю.А. Горельникова, Т.С. Алгазина, З.Я. Тураева, Е.М. Вольф, С В Лапшин, И.Е. Ким, В.А. Белошапкова, В.В. Гуревич, И.И. Вяткина, М.А. Лаппо, А.В. Петров, В. Юнг, Collins Cobuild English Grammar, Н. Gethin, S. Greenbaum, R. Quirk, A, Maclin, A. Radford и др.); литература начала XXI века (Т.В. Гоголина, Н.С Валгина, Е.С Скобликова, СО. Макеева, И.А. Трофимова, А.П. Бабущкин, Г.И. Берестнев, Е.А. Попова, Т.И. Краснова, Л.Я. Зятькова, В.В. Гуревич, А.В. Чибук, Н.В. Данилевская, Ю.Р. Тагильцева, К.Э, Штайн, L.G. Alexander, А. Cruise, А. Hewings, М. Hewings, М, Lewis, G. Yule и др.). Развернутое многоаспектное изучение модальности объясняется, в первую очередь, ее сложной природой, которая с трудом поддается описанию. Если попытаться условно очертить круг наиболее дискутируемых вопросов на основании накопленного лингвистического материала, то в его границах, бесспорно, окажутся проблемы, связанные со способами толкования модальности, ее категориальным статусом, объемом, характером языковой манифестации. При модальности разграничения всем разнообразии для существующих нашего по подходов семантическим к описанию является идея и продуктивной данной исследования типам: на категории объективную субъективную. В первом случае имеется в виду выражение отношения сообщаемого к действительности (или внеязыковой реальности) с точки зрения говорящего лица; во втором способы квалификации говорящим лицом объективного содержания своего сообщения. Поскольку модальность всегда исходит от субъекта речи, ее деление по типам носит условный характер. Объективная (обязательной). Она модальность складывается традиционно из считается основной значений противопоставления реальности/ирреальности. Субъективную модальность зачастую называют факультативной, второстепенной (Г.А. Золотова, Е.И. Беляева, Г.П. Немец, Л.Я. Зятькова, О.В. Трунова, L.G.Alexander, G.Yule и др.). При этом отмечается, что ее семантический объем гораздо шире объема основной модальности. По одним наблюдениям, субъективная модальность вмещает целую гамму значений, включая виды эмоционально-экспрессивной реакции, а также оценки в широком понимании (Ш. Балли, П.Е. Петров, Г.П. Немец, Л.Я. Зятькова, И.А. Трофимова, Н.С. Валгина, Н.Ю. И1ведова), по другим, область ее проявления не выходит за рамки передачи достоверного/недостоверного смысла сообщаемого (Е.И. Беляева, О.В. Трунова, Е.М. Вольф, Г.А. Золотова, А, Cruse, L.G. Alexander, M.Lewis и др.). В настоящей диссертационной работе предпринимается попытка дополнить имеющиеся знания о коммуникативно-социальной природе языка, то есть попытка продолжить решение одной из главных задач современной лингвистики. Имеется в виду задача, сводимая к исследованию функционирования языка с учетом целей и условий коммуникации в конкретной сфере общения. На сегодняшний день слабо лингвистами остается, по нашему мнению, вопрос о изученным современной профессионально-педагогической коммуникации, тогда как он заслуживает самого пристального к себе научного внимания [Макеева 2002; Золотухина 2002; DBE 2003]. Дело в том, современное образование становится областью, обеспечивающей национальную безопасность. стратегической Правительства большинства стран проявляют повышенный интерес к проблемам его качества и эффективности. Миссия образования это «гармонизация деятельности человека и общества в гуманитарном, научно-техническом, экологическом, экономическом направлениях развития» [Коротков 2006: 7]. Интересными с точки зрения изучения функционирования языка в избранной нами сфере представляются информационные образовательных проспекты услуг. Их публикация недавно вощла в практику по инициативе ведущих российских вузов и приобретает сегодня все большую актуальность в нашей стране. Как известно, это опыт стран-лидеров в области международного образования, преимущественно англоговорящих, таких как США, Великобритания, Австралия. Поэтому в данной работе мы считаем правомерным сопоставительное исследование русскоязычных текстов с англоязычными. С точки зрения современной теории функциональной стилистики, одним из специфических экстралингвистических стилеобразующих факторов является сегодня понятие субъекта речи, а более конкретно «взаимоотношения субъектов (автор читатель)» [Данилевская 2005: 15].Поэтому нам представляется важным проведение исследования категории субъективной модальности именно на базе текстов-проспектов. Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом лингвистических и экстралингвистических факторов: несмотря на то, что модальность находится в центре лингвистических поисков, начиная с сороковых годов XX века, ее свойства еще слабо изучены, о чем свидетельствует повышенный интерес к данному явлению со стороны современных исследователей; существует насущная необходимость в том, чтобы уточнить объем понятия субъективная смыслов в модальность путем выделения основных ее разновидностях языка и функционально-стилистических сферах, предметных особенно с привлечением текстов, которые не подвергались еще такому исследованию (в нашем случае это проспекты образовательных услуг); требуется упорядочить языковые средства репрезентации субъективной модальности в избранном жанре и систематизировать существующие о ней знания; необходимо продолжение изучения особенностей профессиональнопедагогической коммуникации с точки зрения лингвистики. Объектом настоящего исследования мы называем функциональносемантическую категорию субъективной модальности в русских и английских информационных проспектах образовательных услуг. Предметом исследования определяем типы и средства репрезентации функционально-семантической категории субъективной модальности, а также закономерности ее функционирования на базе русских и английских текстов проспектов образовательных услуг. Цель диссертации состоит в том, чтобы выявить, описать и сопоставить типы субъективной модальности и способы ее языковой манифестации в русских и английских проспектах 5реждений высшего профессионального образования.Цель обусловила постановку следующих задач: 1. Определить оптимальную теоретическую базу сопоставительного исследования категории субъективной модальности в проспектах образовательных услуг на русском и английском языках. 2. Выявить типы исследуемой категории в сопоставляемых текстах избранной жанрово-стилистической разновидности. 3. Охарактеризовать средства языковой манифестации субъективной модальности в русскоязычных и англоязычных текстах-проспектах образовательных услуг. 4. Выявить место познавательной оценки в содержании категории субъективной модальности. 5. Рассмотреть соотношение типов субъективно-модальных значений и видов познавательной оценки. 6. На базе решения всех предшествуюш;их задач выделить сходства и различия типов и средств репрезентации функционально-семантической категории субъективной модальности в сопоставляемых источниках. Методы исследования. Исследование выполняется в рамках сопоставительного метода как основного. Для решения частных задач применяем метод семантической интерпретации, анализ дефиниций, стилистический анализ, лингвистический эмпирический анализ (основанный на конструировании возможных построений высказываний), элементы количественного метода. Источниками материала исследования были избраны проспекты учреждений высшего профессионального образования России, Великобритании, США и Австралии, изданные в период, охватывающий середину 90-х годов прошлого века по настоящее время. Проспекты (в количестве 41) проанализированы примерно в равном соотношении по языкам; общий объем печатного текста составляет около 2600 страниц. Всего Периодом появления да1июго вида литературы в нашей стране считается именно середина 90-х годов XX века.обнаружено 740 русских и 820 английских единиц реализации категории субъективной модальности (вместе 1560 единиц). Жанрово-стилистическая характеристика текстов, охватывающих современную сферу образования, позволила нривлечь научные издания но функциональной стилистике и стилистике текста [Гальперин 1954; Кожина 1972; Шмелев 1977; Митрофанова 1985; Троянская 1989; Котюрова 1989; Матвеева 1990; Аликаев 1999; Голуб 2001; Салимовский 2002; Валгина 2003; Провоторов 2003; Основы научной речи 2003; Стилистический энциклопедический словарь 2003; Брандес 2004; Бабенко 2004; Солганик 2005, Данилевская 2005 и др.]. Вместе с тем, возникла необходимость обратиться к литературе, посвященной вопросам российского услуг и международного образования, маркетинга образовательных [Крухмалева 2001; Балыхин 2003; Тихомиров, Титарев, Зайцева 2002; Галаган 2004; Джуринский 2004; Атоян, Казакова 2002; Лукашенко 2002, 2003; Панкрухин 1995; Peters, Jarvis 1991 и ДР-]Научная новизна работы заключается в том, что сопоставительный анализ субъективной модальности впервые проводится при синтезе двух аспектов: семантико-синтаксического и стилистического; в работе впервые рассматривается вопрос о соотношении типов субъективно-модальных значений и видов познавательной оценки; в научный оборот вводится ранее не исследованный (с точки зрения субъективной модальности) и малоисследованный (в целом) жанр текста информационный проспект образовательных услуг. Теоретнческая значимость исследования состоит в том, для теории предложения, функциональной грамматики, семантического синтаксиса существенно расширяются знания о семантическом объеме категории субъективной модальности и средствах ее языковой манифестации в русском и английском языках. Кроме того, для стилистики текста углубляется функциональной стилистики, проблем, связанных с разработка речеведческим аспектом изучения языковых явлений: функционирование субъективной модальности на базе широкого контекста, случаи синкретизма типов исследуемой категории в избранном жанре. Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения результатов исследования в лингводидактике при изучении научного и рекламного текстов, преподавании элективных грамматике, курсов и проведении семинаров (по теоретической синтаксису, стилистике текста, семантическому при функциональной стилистике), составлении учебников и методических пособий, а также в практике создания и редактирования Материалы текстов могут исследованной также жанрово-стилевой интерес для разновидности. представлять специалистов в области маркетинга образовательных услуг, психологии и гносеологии. Основные ноложения, выноснмые на защиту: 1. Субъективная модальность, обладаюш,ая статусом универсальной функционально-семантической категории и предназначенная разносторонне квалифицировать содержание передаваемой мысли, наиболее адекватно может быть охарактеризована при синтезе семантико-синтаксического и стилистического подходов, что позволяет определить соотношение типов субъективно-модальных значений и видов познавательной оценки в тексте информационного проспекта. 2. К типам исследуемой категории (из числа известных науке типов применительно к языку в целом) в русских и английских проспектах мы относим персуазивность (то есть квалификацию сообщения в плане степени его достоверности); каузальность (иначе, доказательство истинности достоверных оснований рассуждения или вывода); оформление сообщения по характеру его связей с другими сообщениями в структуре текста; авторизацию; отсылки на источник информации или на факт; ссылки на обычность; эмоциональную и поясняющую оценки сообщения. На основе 10 полученных результатов выявлен высокий изоморфизм субъективно- модальных значений в русских и английских информационных нроспектах. Отсутствие изоморфизма мы наблюдаем: в стенени репрезентации персуазивной и поясняющей оценок, в оформлении связности речи, в наличии/отсутствии каузальных ситуаций прямого обоснования действия. На базе русских проспектов шире представлена поясняющая оценка (русск. 9% от общего числа, англ. 3%), на базе английских аналогов персуазивность как сниженная достоверность (русск. 3% от общего числа, англ. 6%). Английская речь, в отличие от русской, лишена модальности сопоставления мыслей. Напротив, в русском изложении отсутствуют каузальные ситуации прямого обоснования действия с точки зрения возможности/невозможности его совершения, побуждения к нему и должествования. 3. В русскоязычных и англоязычных проспектах образовательных услуг субъективная модальность манифестируется следующими языковыми средствами: вводными словами и сочетаниями слов, вводными предложениями (высказываниями), инверсированным порядком слов (в риторическом вопросе), аксиологическими предикатами, причинно- следственными конструкциями. При этом незадействованными оказываются модальные частицы, синтаксические повторы и синтаксические фразеологизмы, что говорит об избирательности использования единиц, реализующих субъективную модальность в обсуждаемом жанре литературы. Вместе с тем, мы обнаруживаем отличительные особенности русских и английских средств вербализации субъективной модальности. В частности, для русскоязычного автора информационного проспекта наиболее типично употребление высказываниях англоязычного придаточных присоединительных частей в сложных для также определительно-распространительного автора применение модальных типа, а глаголов, использование присоединительных конструкций в сложных высказываниях с бессоюзной связью между частями. 11 Субъективная модальность есть форма мнения, в основании которого всегда лежит познавательная оценка. Последняя понимается нами как сложный мыслительный процесс, включающий этап уяснения сути предмета (или этап познания) и саму операцию оценивания (оценки). При этом познавательная оценка шире исследуемой категории, поскольку наряду с квалификацией мысли, выраженной высказыванием, является неотъемлемой составляющей процесса номинации предметов и явлений действительности. 5. Субъективная модальность в русских и английских текстах- проспектах образовательных услуг «отвечает» за выражение онтологической, рефлексивной и коммуникативно-прагматической разновидностей познавательной оценки. Онтологическая оценка предопределяет отражение на текстовой ткани таких типов субъективной модальности, как персуазивность (достоверность), каузальность, авторизация, категория отсылки, ссылки на обычность, поясняющая утилитарная в русском тексте) оценка, уточняющая и обобщающая квалификации высказываний. Рефлексивная познавательная оценка предопределяет выражение изучаемой категории в качестве оценки логико-смыслового сцепления мыслей. репрезентацию Коммуникативно-прагматическая субъективной модальности оценка предопределяет в роли эмоциональной, акцентирующей и экспрессивной квалификаций сообщения. Паблюдаемый изоморфизм носит конститутивный характер. Апробация исследования работы. Основные на положения кафедры диссертационного теоретической и обсуждались заседании прикладной лингвистики Уральского университета государственного в докладах педагогического на ежегодной (2004, 2006) и освещались региональной научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики» (Екатеринбург, УрГПУ, 2005, 2006); практической на VII международной научноперевод и межкультурная конференции «Лингвистика, коммуникация» (Екатеринбург, Институт международных связей, 2005), на V 12 Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая личность в межкультурной коммуникации» (Абакан, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2005), на VIII международной научно-практической конференции «Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация» (Екатеринбург, Институт международных связей, 2006), на международной лингвистической конференции «Язык и культура» (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2006), на I международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, Кемеровский государственный университет, 2006). По теме диссертации опубликовано 9 работ. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Во Введеиии обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи диссертации, раскрывается ее научная новизна, практическая и теоретическая значимость, уточняются методы и материал исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, сообщаются сведения об апробации работы. В главе I «Теоретическая база сопоставительиого исследования субъективной модальности услуг» в русских и английских общие нроснектах и образовательных рассматриваются теоретические методологические проблемы исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30