Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики в регионе. Голова, Ирина Марковна бесплатно
5:24 AM
Скачать Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики в регионе. Голова, Ирина Марковна бесплатно

Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики в регионе

Диссертация

Автор: Голова, Ирина Марковна

Название: Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики в регионе

Справка: Голова, Ирина Марковна. Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики в регионе : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Екатеринбург, 2002 200 c. : 61 02-8/2515-9

Объем: 200 стр.

Информация: Екатеринбург, 2002


Содержание:

Глава L Теоретико-методологические проблемы формирования инновационной политики
11 Инновационная деятельность как объект государственного управления
12 Инновационная политика ключевое звено современной социально-экономической политики
Глава 2 Анализ инновационных возможностей региона
21 Научно-технический и инновационный потенциал УрФО: со- стояние, проблемы и противоречия развития
22 Оценка инновационно-инвестиционного кгчимата в регионах УрФО
Глава 3 Государственная инновационная политика в регионе: приоритеты и механизмы
31Стратегия инновационной политики субъекта РФ (на примере Свердловской области)
32 Механизмы государственной окружной инновационной политики (на примере Уральского федерального округа)

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социальноэкономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.Накопленный в России научно-технический потенциал оценивается примерно в 400 млрд. долл., но сегодня он практически не находит применения в реальном секторе экономики. Результаты НИОКР частью устаревают, продаются за рубеж за бесценок. Так, если положительное сальдо США по операциям с интеллектуальной собственностью составляет более 20 млрд. долл. (что существенно больше, чем объем российского нефтяного экспорта) [96], то объем продаж ноу-хау на российских рынках - не более 6 млн. долл. вгод[150, 707].Между тем экономика России испытывает настоя гельную потребность в технологическом обновлении: сегодня она уже отстаег oi развитых стран на целое поколение техники, и этот разрыв все более увеличивается.Идет трансформация производственного сектора страны в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств.В то же время становление инновационной сферы, обеспечивающей передачу" результатов НИР в производство в условиях рыночной экорюмики, неоправданно задерживается.В результате, если в развитых странах сегодня до 80% ВВП производится на основе освоения научных рагзработок [133], то в России с 1992 г. доля инновационно-активных предприятий упала с 16,3% до 5% в настоящее время, при этОхМ выпуск инновационной продукции по этим предприятиям составляет всего около 2,2% от всей массы промышленных изделий [149, с.Основная причина создавшегося положения - отсутствие в России государственной инновационной стратегии, которая составляет фундамен! технологического развития всех развитых стран мира, общая антиинновационная направленность социально-экономической политики. Предпринимаемые меры поддержки носят бессистемный, сл\^айный характер, не учигывают особенностей инновационной деятельности как объекта государственного управления, недостаточны по своим размерам, в силу чего не способны изменить ситуацию в позитивную сторону.Сегодня, в переломный для России период, определяется стратегия ее развития на многие десятилетия вперед. И от того, сумеют ли Российская Федерация и ее регионы обеспечить условия для мобилизации накопленного научно-технического потенциала в целях скорейшего инновационно10 преобразования экономики, зависит, займет ли страна достойное место в системе мировых экономических связей или будет отброшена в разряд государств третьего мира.Перечисленные факторы, а также новизна для России самой проблемы становления механизмов государственного управления инновационными процессами предопределяют актуальность разработки проблем формирования государственной инновационной стратегии и механизмов активизации инновационных процессов на основе углубленного изучения мирового оньпа и его адаптации к российским условиям.Учитывая сложность задачи «инновационной подстройки» экономики России и общую инертность социально-экономических систем, особенную важность приобретают вопросы формирования инновационной политики наиболее развитых в научно-техническом и производственном отношении Степень разработанности исследуемой проблемы. Теоретикометодологические проблемы изучения государственной инновационной политики и стратегии инновационного развития рассматриваются в работах Н.В. Гапоненко, СЮ. Глазьева, Л.М. Гохберга, П.Н. Завлина, А.С. Кулагина, Я. Муйжеля, М. Хучека, Й. Шумпетера, Ю.В. Яковца и др.Общие вопросы управления экономикой и проблемы разработки современной стратегии экономического развития России освещены в трудах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунина, Х.Н. Гизатуллина, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Л. Э. Миндели, Г.Х. Попова и др.Немало исследований посвящено обобщению отечественного и зарубежного опыта активизации инновационных процессов в регионах, анализу эффективных форм организации инновационной деятельности и механизмов стимулирования субъектов инновационной деятельности (работы А.Н, АвДулова, A.M. Кулькина, А.И. Ракитова, Б.М. Рудзицкого, В.Е. Шукшунова, О. Юня и др). Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли уральские ученые: В.И. Ефименков, B.C. Кортов, А.А. Куклин, И.В. Макарова, Н.М. Ратнер, А.Ф. Суховей, А.И. Татаркин, М.Г. Филатова, В.А. Ятнов и др.Особое внимание в ряде работ уделяется проблемам сохранения научно-технического и инновационного потенциала (О.И. Боткин, И. Липсиц, О.Н. Нестеренко, Ю.В. Перевалов, О.А. Романова, Р.И. Чененова, Г. Ченчевич и др.).Анализу специфики инновационной деятельности и инновационного предпринимательства посвящены работы М.Я Гохберг, Л.А. Жоленца, Л. Косалса, И.А. Кузнецовой, А.С. Кулагина, А.А. Румянцева, Б. Твисса и др.Специальные проблемы финансово-экономического стимулирования инновационного предпринимательства и иных субъектов инновационной деятельности отражены в исследованиях М.В. Алфимова, А.Г. Ваганова, Е.В. Джамай, Р. Кожевниковой, Й. Курнышевой, Е.В. Мартынюка, И. Осокиной и др.Вместе с тем недостаточно исследованными в современной научной литературе являются такие проблемы и аспекты государственной инновационной политики, как формирование идеологии инновационного развития, роль инновационной деятельности в социально-экономическом развитии, разработка моделей организации инновационных процессов на территории, создание региональных информационно-маркетинговых систем в сфере инноваций, становление федеральных округов как субъектов государственной инновационной политики.Анализ этих проблем обусловил актуальность и практическую значимость выбранных аспектов предлагаемой темы исследования.Цель исследования - разработка концептуальных основ стратегии государственной инновационной политики в регионах и механизмов ее реализации, направленных на модернизацию научно-технической и технологической базы экономики, повышение ее наукоемкости и конкурентоспособности продукции, перевод экономики на инновационную .модель развития.Поставленная цель находит свою конкретизацию в решении ряда взаимосвязанных задач.Основные задачи исследования: 1. Уточнить понятийный аппарат, применяющийся для анализа государственной инновационной политик в регионе с учетом потребностей практики управления инновационными процессами в регионах.2. Обобщить отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации государственной инновационной политики в целях использования его при разработке стратегии государственной инновационной политики в Свердловской области, а также других регионах Уральского федерального округа и определении эффективных механизмов ее реализации.3. Дать сравнительный анализ состояния научно-технического и инновационного потенциала в регионах Уральского федерального округа, выявить проблемы и противоречия инновационного развития экономики в регионах УрФО, наметить пути их решения.4. На примере одного из базовых индустриальных регионов УрФО Свердловской области - разработать концептуальные основы стратегии инновационной политики, способствующей ускорению перевода экономики региона на инновационный путь развития, выявить приоритеты и механизмы государственной поддержки инновационной деятельное in в регионе.5. Раскрыть возможности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе при решении задач государственной региональной инновационной политики и предложить подходы к формированию окружной инновационной политики.Научная новизна работы: 1. Уточнен понятийный аппарат управления инновационными процессами на основе подхода к инновациям как важнейшему ресурсу устойчивого развития; выявлены соподчиненность и взаимосвязь понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный потенциал», «инновационное предпринимательство», «государственная инновационная политика», что позволило увязать управление инновационными процессами с социально-экономическими интересами территорий.2. Разработаны концептуальные основы стратегии государственной инновашюнной политики субъекта Федерации, ориентированной на максимальное использование внутренних ресурсов инновационного обновления экономики и учет специфики инновационной деятельности региона.3. Предложена классификация территорий по их месту в инновационном процессе и готовности к инновационным преобразованиям, использование которой позволяет обеспечить дифференцированный подход к управлению инновационным развитием.4 Разработаны подходы к формированию механизма государственной инновационной политики для федеральных округов, основанные на использовании интеграционной составляющей территориального развития.5. Разработана и апробирована методика выбора региональных приоритетов и механизмов инновационной политики на основе выделения депрессивных территорий на уровне субъекта Федерации с использованием индикативно!© подхода.Объектом исследования является инновационные процессы на уровне субъекта Федерации и федерального округа.Предмет исследования - отношения, возникающие по поводу создания и внедрения инноваций в практику.Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки зарубежных и отечественных специалистов по проблемам инновационного развития и государственного управления инновационными процессами, формированию механизмов правовой, финансово-экономической, материально-технической и организационной поддержки инновационной деятельности.Основные методы исследования - сравнительный, системный и структурный анализ, логическое и графическое моделирование, методы экономической статистики, анкетирование, экспертный опрос.Информационную базу исследования составляют аналигические обзоры состояния инновационной деятельности в России и за рубежом, материалы Госкомстата РФ и региональных комитетов статистики, данные, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных авторов, результаты исследований сектора социальных инноваций и других подразделений Института экономики УрО РАН, результаты социологических опросов, интервью, собственные аналитические разработки.Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования материапов исследования при реишнии задач государственного управления инновационными процессами.Научно-практические выводы и рекомендации по разработке стратегии инновационной политики, полученные автором, были использованы при подготовке: • закона «Об инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят в 1998 г.); • проекта «Концепции инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 гг.», разработанного по заказу Управления науки и технологий Правительства Свердловской области; • раздела по инновационной политике в аналитических материа.аах по стратегии социально-экономического развития Уральского федерашыюго округа на период до 2010 г., подготовленных Институтом экономики УрО РАН по поручению аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО; • решений первой окружной конференции «Активная государственная инновационная политика - основа экономического возрождения России» (Екатеринбург, 2001 г.) и мероприятий по их реатизации.Апробация работы. Основные положения диссертации включены в научно-исследовательские отчеты Института экономики УрО РАН. за 1997 2001 гг., в том числе: «Обоснование тенденций инновационного предпринимательства на Ураче: проблемы развития и формирования системы государственной поддержки», «Стратегия развития инновационной деятельности на Среднем Уране: аначиз практики и разработка теории», «Приоритеты развития инновационной деятельности на территории Уратьского федерального округа», «Формирование инновационного сектора как условие структурной перестройки экономики старопромышленных регионов» и др.Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международном форуме «Новые технологии - новой России» (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2000 г.), международной экономической копференщш «Человек - общество - окружающая среда» (Екатеринбург, ИЭ УрО РАН, 2001 г.), всероссийской научно-практической конференции «Большой Урал XXI век» (Екатеринбург, 2001 г.), первой окружной конференции «Активная государственная инновационная политика - основа экономического возрождения России» (Екатеринбург, 2001 г.).Результаты диссертации могут быть использованы при чтении Kvpcoi^ по региональной экономике и управлению экономикой, а также спецкурсов по проблемам развития инновационной политики, инновационного предпринимательства и инновационного менеджмента.Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 работ, общим объемом 20,8 авторских п.л.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.Объем диссертации составляет 156 страниц OCHOBHOIO текста. Диссертация содержит 14 рисунков и 18 таблиц.Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и практическая значи.мос гь.В первой главе «Теоретико-методологические проблемы формирования инновационной политики» рассматривается сущность инновационной деятельности как объекта государственного управления, раскрыты и уточнены основные системообразующие понятия: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационный потенциал, государственная инновационная политика, государственная инновационная система.Исследованы основные взаимосвязи между участниками инновационного процесса и методы государственного регулирования инновационной деятельности на федерш1ьном, окружном и региональном уровне.Во второй главе «Анализ инновационных возможностей региона» дана оценка основных тенденций развития инновационных процессов в России в целом, проведен углубленный анализ инновационных возможное гей регионов УрФО, выявлены проблемы и противоречия становления региональных и окружной инновационных систем.В третьей главе «Государственная инновационная политика в регионе: приоритеты и механизмы» разработана стратегия инновационного развития на уровне субъекта Федерации (на примере Свердловской области) и федерального округа (УрФО). Определены основные этапы и приоритеты инновационной политики, даны рекомендации по формированию финансовоэкономических, организационных и иных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности на каждом из перечисленных уровней, совершенствованию региональной правовой базы. Разработана методика выделения депрессивных территорий на уровне субъекта Федерации с це.пью их санации на основе использования привлеченного инновационного потенциала.В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационного исследования, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблем государственной региональной инновационной политики.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 205 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031