Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 23 » Скачать Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда. Овчинникова, Мария Николаевна бесплатно
6:26 PM
Скачать Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда. Овчинникова, Мария Николаевна бесплатно

Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда

Диссертация

Автор: Овчинникова, Мария Николаевна

Название: Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда

Справка: Овчинникова, Мария Николаевна. Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 Екатеринбург, 2007 c. :

Объем: стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Конкурентный рынок труда как пространство социального взаимодействия
§11 Конкуренция как система социального взаимодействия
§ 12 Рынок труда как пространство социального взаимодействия
Глава 2 Личностная стратегия конкурирования
§21 Личностная стратегия конкурирования: анализ процесса 58 конструирования (сущность, содержание и структура)
§22 Ресурсы стратегии конкурирования на рынке труда 81 как предмет социологического анализа
Глава 3 Стратегии конкурирования на рынке труда: опыт типологизации
§31 Требования работодателей в пространстве рыночного 118 взаимодействия: эмпирическая диагностика
§32 Стратегии конкурирования на рынке труда: построение типологии

Введение:

Актуальность исследования
Изменение социально-экономической ситуации в нашей стране, масштабные преобразования в трудовой сфере, определяют рассмотрение индивидуального поведения человека в качестве средства адаптации к новым формирующимся условиям рыночных отношений, которым свойственны новые правила поведения и принципиально иная система норм.
Развитие рыночных принципов взаимодействия в трудовой сфере сопровождается высокой интенсивностью проявления конкурентных отношений и нивелированием роли государства в качестве гаранта стабильности, предлагая конкретному индивиду самостоятельность в вопросе личностного самоопределения в рамках конкурентных рыночных отношений. Такого рода смещение акцентов на индивидуально-личностный уровень в социально-экономических процессах накладывает определенную ответственность на человека в выборе модели своего поведения, поскольку, во-первых, профессиональный статус по-прежнему остается одним из основных стратификационных критериев в современном обществе и определяет социально-экономический успех своего обладателя, а, во-вторых, позиция в трудовой сфере в значительной степени обуславливает возможности личностной самореализации.
В тоже время, современное общество попадает во все большую зависимость от уровня активности и самореализации личностного потенциала своих членов, который, актуализируясь в конкретных результатах деятельности, имеет тенденцию превращаться в потенциал общества. Зачастую перспективы развития общества все более зависят не от того, насколько развиты механизмы подчинения личности потребностям общества, а от того, насколько активно реализуются механизмы сочетания способностей и потребностей личности с интересами и потребностями общества.
Но сегодня происходящие изменения приводят к тому, что социальные институты, структуры общества стремительно и непрерывно эволюционирующие, не предлагают современному индивиду готовых решений в определении оптимальной модели его адаптации к динамично трансформирующейся окружающей среде.
Проблема взаимодействия личности с ее социальным окружением выдвигается на первый план, актуализируя, таким образом, вопросы самодетерминации ее поведения и механизмы самоконтроля. Новые условия предъявляют новые требования к индивиду как субъекту рыночного взаимодействия - переход в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся требованиям внешней среды и рискованности совершаемых действий. В то же время внутренние возможности индивида небезграничны и определяются ресурсами и способами их организации. В таких условиях стратегирование поведения, основанное на рефлексивном отражении требований внешней среды и своих внутренних возможностей, исчислении рисков и структурировании ресурсов, становится неизбежным для личности как субъекта социально-экономического процесса. Преодоление противоречия между динамично меняющимися условиями и требованиями внешней среды рынка труда и внутренними возможностями индивида, его способностями и системой ценностей, достигается в ходе конструирования личностью стратегии конкурирования в процессе социального взаимодействия с другими субъектами в пространстве рынка труда.
Определение места индивида в пространстве социального взаимодействия рынка труда имеет в своей основе механизм самоопределения. Изучая то, каким образом современный индивид осваивает конкурентный рынок труда как социо- экономическое пространство, которому присуще «постоянство неопределенности», мы помещаем в центр нашего анализа особую модель поведения, которая позволяет ему самоопределяться, находить себя, свое место, позиционироваться и самоутверждаться в условиях острой конкурентной борьбы с другими носителями способности к труду за реализацию права трудиться; с работодателями- за право устанавливать требования и влиять на выработку правил взаимодействия, в результате которого достигается уровень достойного вознаграждения и возможности личностно- профессиональной самореализации. Соответственно, от эффективности данного взаимодействия зависит возможность достижения интересов взаимодействующими субъектами.
Поведение, вырабатываемое личностью в рамках данного взаимодействия, мы определяем как стратегию конкурирования. Стратегия конкурирования личности на рынке труда представляет собой сознательно сконструированную модель социально- экономических действий личности в трудовой сфере по достижению устойчивого конкурентоспособного положения путем формирования адекватной структуры личностных ресурсов (накопления интеллектуального, человеческого и социального капитала), природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции.
Успешность стратегии конкурирования личности определяется ее способностью достигать состояния оптимального соответствия своего личностного ресурса требованиям, формируемым системой потребностей рыночной среды, что достигается в ходе взаимодействия носителей способности к труду и работодателем. Таким образом, социальная компетентность субъекта рыночного взаимодействия в сфере труда оценивается по его способности конкурировать. Данный рыночный способ координации имеет свои специфические особенности и определен двумя обстоятельствами: во-первых, существующей системой неравенства позиций в социальном пространстве рынка труда, которые обладают различной степенью привлекательности для субъектов процесса взаимодействия, а, во-вторых, различиями в личностных потенциалах данных субъектов.
Однако, процесс развития и накопления ресурсов личности - результат двойной детерминации. Определения индивидом своей позиции в социальном пространстве взаимоотношений есть процесс, в котором находят прямое отражения факторы внешней детерминации - объективные условия и обстоятельства контекста социального пространства, а также внутренняя природа индивида, совокупность его способностей, знаний, навыков, которые являются своеобразной функционально- поведенческой формой актуализации социальной и трудовой активности личности.
Соответственно, стратегии конкурирования личности на рынке труда в условиях конкурирования определяются, структурой ее внутренних возможностей, а также степенью освоения возможностей, предоставляемых социальной средой, формирующих социальный ресурс активности личности. Тогда конкурентная позиция будет характеризоваться продуктивностью использования всех видов ресурсов.
Социологическая актуальность исследуемой в диссертации проблемы, на наш взгляд, состоит в возможности изучения процесса социальной адаптации личности к условиям целостной трансформации социально -экономической системы. Ракурс анализа позволяет автору осуществить социологическую интерпретацию содержания процесса трансформации личностного поведения и предложить его типологию.
Устойчивые, повторяющиеся взаимодействия субъектов по-новому формируют область трудовых отношений как рынка труда, которые реализуются в форме конкуренции. Для социологии в этих условиях становится значимым анализ социального содержания конкуренции и ее проявления в определенных типах социального поведения.
Актуальность исследуемой проблемы определяется также степенью её научной разработанности.
Состояние и степень разработанности темы: Диссертационное исследование осуществляется в междисциплинарном научном пространстве, что диктует необходимость освоения различных теоретических источников социологической, экономической и психологической литературы, в которой были представлены отдельные аспекты изучаемой автором темы.
По нашему мнению, логика ее анализа требовала, прежде всего, рассмотрения, обобщения и переосмысления подходов, содержащихся в работах отечественных и зарубежных экономистов. Конкуренция как экономическое явление исследуется как в работах классиков - К. Маркса, Дж. Милля, Д. Риккардо, А. Смита , так и современных ученых - П. Друкера, Б. Карлоффа, М. Портера, Р. Уотермена и др.
Авторская трактовка социальной конкуренции вырабатывается в процессе переосмысления экономических постулатов и оценке теорий социологов, ранее обращавшихся к рассмотрению явления. Конкуренция как социальный феномен представлена в работах пионера американской социологии JI. Уорда, определившего социальную сущность процесса конкурирования. В отечественной социологии полезными представляются взгляды, Н.Н. Иванишенко, И.Д. Иванова, И.В. Мостовой, В.В. Радаева. Таким образом, в нашей работе складывалось социологическое представление о содержании и формах конкурирующего поведения в рыночной социальной среде.
Наиболее сложным представляется анализ рынка труда как социальной структуры и процесса социального взаимодействия. В проведении анализа автор исходит из нескольких методологических посылок. К. Поланьи, по нашему мнению, удачно представил социальную сущность рынка как исторического и социо-культурного явления. М. Аболафия пошла еще дальше, рассмотрев рынки как особые культуры. М. Грановеттер в еще большей мере осовременил социологические представления рынка, охарактеризовав рынок труда как сети взаимодействия. Один из лидеров экономической социологии в России В.В. Радаев раскрыл содержание определения М. Грановеттера, последовательно рассматривая рынок как «поддержание социальных контактов», как «установления согласованного порядка» и как «символическую борьбу». Таким образом, в социологическом анализе явления рынка был осуществлен синтез институционального и социокультурного подходов. По нашему мнению, методологическое движение в понимании явления рынка от экономического к социологическому анализу явилось закономерным и плодотворным в практическом и теоретическом отношениях.
Углублению теории рынка труда способствовали также ряд трудов отечественных и зарубежных ученых: Н. Вишневской, Р.И. Капелюшникова С. Кларка и др. Качественные изменения в системе занятости, связанные со становлением постиндустриального общества, исследуются в работах У. Бека, Дж. Рифкина. Они совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечают изменение роли труда в жизни общества и человека, что влечет за собой коренные преобразования всего строя общественной и личной жизни. Нам импонирует фундаментальный вопрос, обсуждаемый в указанных работах: «будущее труда» и будущее общества.
Вклад в эмпирическую диагностику проблем современного российского рынка труда вносят работы следующих авторов: Т.М. Заславской, Р.И. Капелюшникова, Е.М. Михеевой, В.В. Радаева, Р.В. Рыбкиной, М.А. Шабановой. Модели самоопределения населения в условиях современного рынка труда исследуются Е.С.Балабановой, А.Н. Деминым и др. Нам представляется, что выводы нашего исследования могут быть представлены и в границах данного направления исследований рынка труда.
Социологическую интерпретацию понятию капитала, рассматриваемого в нашей работе в качестве ресурса при конструировании типа социального поведения, а также классификацию его основных форм дают концепции Дж. Коулмана, который ввел понятие «социальный капитал»; Г. Беккера, Дж. Стиглера, исследовавших человеческий капитал; П. Бурдье, который ввел понятие «культурный капитал» в лексикон социолога, В.В. Радаева, проанализировавшего процесс взаимной конвертации различных форм капитала, и др.
Трудовой потенциал личности является предметом исследования А.И. Вишняка, В.А. Спивака, Н.И. Шаталовой и др. Разрабатываемые ими подходы позволяют решать значительный комплекс проблем как теоретического, так и прикладного характера: внесен вклад в изучение структуры трудового потенциала личности, процесса его взаимодействия с организационными структурами, разработаны методики его диагностики и развития. В диссертации, на основании использования перечисленных подходов, рассматривается процесс накопления человеческого капитала и повышения трудового потенциала в контексте конкурирования индивидов на российском рынке труда.
Анализ современных социологических подходов к процессу развития личности проводится в диссертации на основе рассмотрения работ А.Г. Асмолова, Е.С. Баразговой, И.В. Бестужева-Лады,
Ю.Р.Вишневского, А.В. Меренкова, Р.С. Немова, Т.П. Орлова и др. В ходе авторского анализа выделяются роль стереотипов в трудовом самоопределении и риски стратегий конкурирования на современном рынке труда.
В осмыслении содержания подходов к изучению темы нашей работы, содержащихся в экономических, социологических и психологических исследованиях, автор пришел к заключению о том, что проблема построения личностных стратегий конкурирования на рынке труда осталась мало исследованной. Ученых интересовали в основном способы трудоустройства в условиях рынка труда, стратегии построения карьеры в системе рыночных отношений и психологические аспекты адаптации к новым формам хозяйственной деятельности в сфере труда. Данное обстоятельство определяет причину нашего обращения к теме диссертационного исследования и цель работы.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы состоит в теоретико- эмпирическом анализе особенностей реализации представленных на современном локальном рынке труда стратегий конкурирования личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотрение современного рынка труда как пространства социального взаимодействия в условиях конкуренции;
2. Выделение теоретико-методологических оснований анализа конкурирования как процесса социального взаимодействия;
3. Выявление социальной детерминированности процесса формирования личностных стратегий конкурирования на рынке труда;
4. Определение оснований для построения типологии стратегий конкурирования на современном рынке труда;
5. Выявление на основе результатов эмпирического исследования основных типов стратегий конкурирования, реализуемых личностью на современном российском рынке труда.
Объектом нашего анализа является рынок труда как пространство социального взаимодействия. Предметом- реализуемые в ходе данного взаимодействия стратегии конкурирования личности на рыке труда.
В исследовании выдвинуты следующая гипотеза: стратегия конкурирования - есть процесс сознательного конструирования личностью своего совокупного конкурентного ресурса, реализуемого в пространстве рынка труда. Соответственно, следствием гипотезы является предположение о том, что стратегия формируется на основании оценки личностных ресурсов конкурирования, а конкретный тип стратегии определяется способом их структурирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков экономики, экономической социологии, психологии, философии, а также работы ведущих современных ученых, отражающие различные подходы в исследовании рынка труда, ключевым из которых стала доктрина социального конструирования, на фундаменте которой построено диссертационное исследование. В истоках разработки доктрины социального конструирования стояли авторитетные западные методологи П. Бергер и Т.Лукман. Их подход позволяет реконструировать процесс формирования личностных стратегий как рефлексии процесса взаимодействия личности и социальных структур; выявить общие структурные основания формирования стратегий и определить место личностных ресурсов в их конструировании и последующей реализации.
Эмпирическую базу диссертационной работы составляют материалы социологического исследования, проведенного автором в период с 2002 по 2006г. Методами сбора первичной информации выступили: глубинное экспертное интервью, а также опрос методом интервьюирования. Совокупность экспертов для глубинного интервью, реализованного в 2002 г. составила 20 человек - руководители рекрутинговых агентств, агентств по трудоустройству, ведущие специалисты Федеральной службы занятости. При опросе, проведенном в 2006 г., выборочная совокупность составила 398 человек - жители пяти городов Свердловской области в возрасте старше 18 лет. Предметом исследования явились представления респондентов о способах самоопределения на рынке труда.
Научная новизна исследования
• Уточнено социологическое определение понятия «рынок труда», трактуемого как пространство социального взаимодействия между распорядителями средств производства, работодателями и соискателями, в ходе которого происходит обмен способностей к труду в виде системы ресурсов индивида на инвестиционный ресурс работодателя, что очерчивается правилами взаимодействия в условиях конкурентной рыночной экономики.
• Определено социологическое содержание понятия «конкуренция», трактуемое как система социального взаимодействия, в ходе которого личностью производится взаимозависимое соотнесение своего поведения с поведением других субъектов социо-экономического процесса. Выделены специфические отличия социологического и экономического подходов в анализе процесса конкурирования.
• Обосновано, что определение места индивида в пространстве социального взаимодействия рынка труда имеет в своей основе механизм самоопределения. Успешность его реализации зависит от способности индивида достигать состояния оптимального соответствия своего личностного ресурса требованиям, которые формируются средой рынка труда и выявляются в ходе взаимодействия носителей способности к труду и работодателей.
• Дано авторское определение понятия стратегии конкурирования личности на рынке труда, которая представляет собой сознательно сконструированную модель социально-экономических действий личности в трудовой сфере по достижению устойчивого конкурентоспособного положения путем формирования адекватной сложившемуся спросу на рынке труда структуры личностных ресурсов. Раскрыто содержание понятия личностной стратегии конкурирования.
• Выявлены противоречия между объективными и субъективными факторами детерминации процесса формирования стратегии конкурирования. С одной стороны, в нем находят прямое отражение факторы внешней детерминации - условия и обстоятельства контекста социального пространства, с другой стороны, факторы внутренней природы индивида, совокупность его способностей, знаний, навыков, которые выступают своеобразной функционально- поведенческой формой актуализации социальной и трудовой активности личности.
• В результате анализа выявлен ключевой элемент в структуре личностной стратегии конкурирования на рынке труда, коим является ресурс конкурирования. Он формируется внутриличностным ресурсом, под которым понимаются качества субъекта социального процесса, образованные синтезом природно-генетических программ с условиями внешней среды, а также внеличностным ресурсом, трактуемым как предоставленные обществом возможности доступа личности к ресурсам социальной системы.
• Доказано на основе конкретных эмпирических исследований, реализованных автором, что спрос, сложившийся на современном рынке труда, характеризуется проявлением противоречивости ориентаций работодателей, с одной стороны, на «технологически готового работника», с другой - на работника «универсального типа». Что находит отражение в моделях поведения, выстраиваемых соискателями.
• На основании результатов проведенных эмпирических исследований выявлены два типа личностных стратегий конкурирования на рынке труда: «стратегия развития» и «стратегия накопления», выделенные на основе способа структурирования совокупного ресурса конкурирования: развития сложившейся структуры совокупных ресурсов либо накопления, т.е. увеличения ресурсов как элементов структуры.
• Выявлены основные показатели личностной готовности следованию стратегии конкурирования: восприятие личности себя в качестве субъекта рынка труда; уровень активности участников рыночного процесса; степень рациональности в понимании своего конкурентного преимущества; ориентация личности на долгосрочность, что задает направление личностной активности на длительную перспективу и подчиняет отдельные поведенческие практики логике соответствия основной стратегической цели.
Научно-практическая значимость работы
Выводы и результаты работы могут быть использованы в диагностике и прогнозировании развития рынка труда, в консультационной работе с населением по вопросам самоопределения в рыночных условиях. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в процессе подготовки учебных курсов «Социология личности» и «Социология организаций», «Управление персоналом».
Апробация работы
Результаты диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Уральских социологических чтений и 25-летию ФГО УГТУ-УПИ (Екатеринбург, 2001); на научно-практической конференции, посвященной памяти J1.H. Когана (Екатеринбург, 2002); на научно-практической конференции, посвященной памяти J1.H. Когана (Екатеринбург, 2003); на научно-практической конференции, посвященной памяти J1.H. Когана (Екатеринбург, 2005).
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры теории и истории социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета имени А.М.Горького.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях, в том числе в 2 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах:
1. Овчинникова М.Н. Личностное самоопределение в условиях конкурентного рынка труда (на материале социологического исследования)/ М.Н. Овчинникова// Труд и социальные отношения. -2007. - № 2. - С. 152 — 155.
2. Овчинникова М.Н. Стратегии самоопределения личности в условиях конкурентного рынка труда/ М.Н. Овчинникова// Известия Уральского государственного университета. - Сер. 3. Общественные науки. - 2007 - № 51 (З).-С. 18-22.
3. Овчинникова М.Н. Требования работодателей в пространстве рыночного взаимодействия: эмпирическая диагностика/ М.Н.Овчинникова// Управление персоналом. - 2007. - №1 (155). - С. 58 - 60.
4. Овчинникова М.Н. Риски способного человека на рынке труда/ М.Н.Овчинникова// Большой Урал - ХХ1век. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Уральских социологических чтений и 25-летию ФГО УГТУ-УПИ. -Екатеринбург, 2001. - Ч. 4, Общество - образование - культура- молодежь. -С. 54-55.
5. Овчинникова М.Н. Способности в структуре современного спроса на рынке труда/ М.Н. Овчинникова// Социология в Российской провинции: тенденции и перспективы развития. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 2. - С.36-40.
6. Овчинникова М.Н. Личностная стратегия конкурирования на рынке труда как предмет социологического исследования/ М.Н. Овчинникова// Кросс-культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа. Материалы 8-й международной конференции памяти Л.Н.Когана -Екатеринбург, 2005. - Ч. 4 (2). - С. 43 - 46.
7. Овчинникова М.Н. Стратегии конкурирования личности на рынке труда: опыт типологизации// Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: интерент- журнал АТиСО/Акад. труда и социал. отношений. - Электрон, журн. - М.: АТиСО, 2002. № гос. регистрации 0420200008. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Speakers.htm, - свободный - загл. с экрана.
8. Овчинникова М.Н. Репертуар стратегий на современном рынке труда / М.Н. Овчинникова// Гуманитарное образование в современном российском вузе. Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию факультета гуманитарного образования УГТУ-УПИ. - Екатеринбург, 2006.-С. 166-168.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 174 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30