Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности. Старшова, Марина Николаевна бесплатно
0:52 AM
Скачать Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности. Старшова, Марина Николаевна бесплатно

Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности

Диссертация

Автор: Старшова, Марина Николаевна

Название: Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности

Справка: Старшова, Марина Николаевна. Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Великий Новгород, 2003 170 c. : 61 04-13/75-6

Объем: 170 стр.

Информация: Великий Новгород, 2003


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические предпосылки исследования проблемы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности
11 Предпринимательство как характеристика социально11 профессиональной компетентности современного специалиста
12 Опыт моделирования среды поддержки малого предпринимательства
13 Идеи непрерывности и интегративности как теоретическая основа профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности
Выводы по первой главе
Глава
II Экспериментальное моделирование развивающей образовательнои среды подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования
21 Образовательный аспект проблем развития малого бизнеса в муниципалитете
22 Модель развивающей образовательной среды многоуровневой непрерывной подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования
23 Рост субъектного потенциала предпринимательской среды как фактор ее развития
Выводы по второй главе Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Переход России к рыночным отношениям актуализировал потребность пересмотра целей, программ и организационных форм профессионального образования. Особую значимость приобрела разработка новых подходов к экономическому образованию молодежи. К числу наиболее важных проблем в области экономической подготовки была отнесена организация обучения предпринимательству. Об этом, в частности, было заявлено уже в Концепции перестройки высшего и среднего специального экономического образования (1987г.), а затем подчеркнуто в целом ряде решений Правительства Российской Федерации (1991, 1994, 1995 гг.). В последнее десятилетие сложилась определенная система бизнесобразования. Программы обучения ориентированы на разные группы представителей, включая начинающих предпринимателей, руководителей и специалистов малых предприятий, а также работающих с ними лиц. В целом, в ведущих российских центрах бизнес-образования накоплен значительный опыт обучения предпринимателей. Теоретическую предпосылку моделирования системы подготовки кадров для малого бизнеса составляют: фундаментальные философские, психологические и педагогические исследования по проблемам социальной активности личности и ее формирования (А.А.Деркач, исследования В.Н.Марков, в области Д.И.Фельдштейн, экономического В.А.Ядов, образования И.С.Якиманская и др.); (В.С.Автономов, Н.И.Аристер, П.Д.Половинкин, Ю.В.Сахарнов, А.Тур и ДР-); работы, раскрывающие сущность предпринимательства и подходы к созданию инфраструктур его поддержки (М.Б.Багрова, Г.В.Канаков, Р.Л.Кричевский, О.Е.Ломакин, П.И.Ратанин, Ю.В.Шленов и др.); труды ученых, посвященные основам и технологиям инновационного менеджмента, составляющего суть предпринимательской деятельности (В.Н.Аверкин, А.Е.Лбрамешин, В.И.Бавыкин, Т.П.Воронина, О.П.Молчанова, Е.А.Тихонова и др.); педагогические исследования по проблемам непрерывного профессионального образования (В.Г.Воронцова, А.Л.Гавриков, Т.А.Каплунович, А.Е.Марон, В.Г.Онушкин, О.С.Орлов, Н.К.Сергеев, М.Н.Певзнер, Р.М.Шерайзина и др.). Важная роль в теории и практике бизнес-образования отводится профессиональным учебным заведениям, где возможна серьезная многоуровневая профессиональная подготовка будущих предпринимателей. Однако анализ сложившейся на данный момент времени теории и практики экономического образования молодежи и поддержки ее предпринимательских инициатив приводит к выводу о существовании противоречий между: необходимостью специальной непрерывной и многоуровневой программы бизнес-образования и отсутствием соответствующей концепции такой профаммы в профессиональных учебных заведениях; потребностью молодых людей в освоении профессиональных компетенций в области предпринимательства и неготовностью учреждений профeccиoнaльoгo образования перейти от "знаниевого" к "компетентностному" подходу в бизнес-подготовке; наличием во многих муниципальных образованиях инфраструктур поддержки молодежи, занимающейся малым бизнесом (консультативной, правовой, экономической) и эпизодичностью поддерживающих мер, их недостаточно высокой эффективностью из-за несформированности у начинающих предпринимателей способностей к самоорганизации в условиях экономических перемен; потребностью муниципальных структур в расширении сектора молодежного бизнеса и неразвитостью системы просветительской и стимулирующей деятельности по формированию положительного отношения муниципального сообщества и молодых людей к предпринимательству.Указанные противоречия определяют актуальность проблемы и темы нашего исследования «Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности». Объект исследования: орагнизационно-педагогические условия подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в учреждении профессионального образования. Предмет исследования: эффективность средового подхода в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка модели развивающей образовательной среды в учреждении профессионального образования, обеспечивающей подготовку молодежи к предпринимательской деятельности. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что эффективная подготовка молодежи к предпринимательской деятельности в учреждении профессионального образования может быть обеспечена созданием в учреждении профессионального образования развивающей образовательной среды, характеризующейся следующими особенностями: непрерывностью и многоуровневостью реализуемых программ бизнес-образования (предпрофессионального, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования); использованием в качестве ведущих инновационных образовательных технологий и средств обучения, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности выпускников; расширением спектра институциональных форм организации образовательного процесса и их интеграции в единый учебно-научнопроизводственный комплекс профессионального образования; организацией предпринимательской практики обучающихся в самом интегративном комплексе и созданием специальных структур поддержки начинающих предпринимателей (консалтинговой, правовой, информационнометодической, экономической, социальной); Задачи исследования: 1. Разработка категориального аппарата и концептуальной основы исследования, уточнение понятия "предпринимательство" как социальнопрофессиональной компетентности специалиста. 2. Построение модели развивающей образовательной среды в учреждении профессионального образования, способствующей непрерывной многоуровневой подготовке молодежи к предпринимательской деятельности. 3. Экспериментальная реализация модели на базе учебно-научнопроизводственного комплекса. 4. Разработка критериев и изучение эффективности средового подхода к подготовке предпринимателей в системе непрерывного профессионального образования. Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии об активной сущности человеческой деятельности, единстве теории и практики, положения системного подхода в моделировании сложных социальнопедагогических объектов, теоретикометодологические основы педагогической инноватики и инновационного менеджмента, концепции непрерывного профессионального образования. В качестве теоретической базы исследования использовались труды известных педагогов и психологов по проблемам развивающего и личностноориентированного обучения (В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.И.Бойденко, Л.С.Выготский, А.А.Деркач, И.С.Якиманская и др.), средового образования (В.Г.Воронцова, М.Зорин, И.В.Кулешова, вания (В.И.Гинецинский, Е.С.Заир-Бек, Г.У.Матушанский, А.П.Тряпицына и др.). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы, работ в области менеджмента; изучение и систематизация практичеМ.В.Менг, О.Г.Прикот, Л.И.Новикова, В.Г.Смирнова, В.Я.Ясвин и др.), педагогического проектироского опыта; констатирующий и моделирующий эксперименты; анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок; сравнительный количественный и качественный анализ результатов диагностического и преобразующего этапов экспериментальной работы. Основной экспериментальной базой являлся Боровичский учебнонаучно-производственный комплекс (УНГЖ). Этапы исследования: I этап (1996-2000 гг.) накопление эмпирических данных о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса в Боровичском регионе, а также бизнес-образования в системе подготовки и переподготовки кадров; теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, разработка теоретических основ ее исследования. II этап (2000-2002 гг.) формулирование гипотезы, экспериментальное моделирование условий профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в Боровичском учебно-научно-производственном комплексе. III этап (2002-2003 гг.) анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, оформление исследовательских материалов, подготовка научных сборников и статей. На защиту выносятся следующие положения: 1. Профессиональная подготовка молодежи к предпринимательской деятельности предполагает формирование у нее социальнопрофессиональной компетентности как интегративного качества, представляющего собой единство ориентировочно-профессионального, коммуникативно-личностного, деятельностно-творческого и корпоративноуправленческого компонентов, конкретизирующихся применительно к предпринимательству в ценностно-мотивационных, гностических, профессионально-деятельностных и поведенческих характеристиках, обеспечивающих готовность к принятию и реализации инновационных решений.2. Формирование социально-профессиональной компетентности в области предпринимательства требует создания в учреждении профессионального образования открытой интегративной развивающей образовательной среды, которая характеризуется: непрерывностью и многоуровневостью реализуемых программ бизнес-образования; использованием технологий, методов и средств обучения, адекватных сущности компонентов, входящих в структуру социально-профессиональной компетентности (игровых технологий, метода проектов, информационных средств); организацией предпринимательской практики на базе учреждения профессионального образования и формированием служб ее сопровождения (консультативного, информационно-методического, финансово-экономического и правового). 3. Критериями оценки эффективности подготовки выпускников профессионального учебного заведения к предпринимательской деятельности могут выступать: динамика уровня сформированности их социальнопрофессиональной компетентности в области предпринимательства; характер изменения потенциала развития предпринимательской среды (внутренней и внешней). Социально-профессиональная компетентность проявляется в показателях, отражающих: мотивационно-предпринимательский потенциал; деятельностную и социальную самоэффективность; предпринимательскую активность; продуктивность взаимодействия участников коллективной предпринимательской деятельности. Параметрами оценивания уровня развития предпринимательской среды служат предпринимательский потенциал учреждения и предпринимательский климат. Предпринимательский потенциал проявляется в количестве предпринимательских проектов и инновационных инициатив студентов и преподавателей, а также в самоорганизации проектных групп. Показателями развития предпринимательского климата выступают: образование инициативных команд, обладающих ценностно-ориентационным единством в проектировании и реализации инновационных проектов, повышение роли учреждения в позитивных изменениях состояния и уровня развития малого бизнеса в территории. Научная новизна исследования состоит в том, что: впервые в профессиональной педагогике научно обоснована сущность средового подхода к подготовке предпринимателей в учреждении профессионального образования; разработанная совокупность организационно-педагогических условий подготовки молодежи к предпринимательской деятельности базируется на новом понимании предпринимательства как специфической социальнопрофессиональной компетентности современного специалиста, представляющей собой единство ценностно-мотивационных, гностических, профессионально-деятельностных и поведенческих характеристик; на основе междисциплинарного синтеза сформулированы критерии оценки качества подготовки предпринимателей в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, описываемые категориями инновационного менеджмента, социального управления, экономики, психологии и синергетики. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: сформулированы концептуальные основы экспериментального моделирования условий непрерывной многоуровневой подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования; в категориальный аппарат педагогики профессионального образования включены понятия: "социально-профессиональная компетентность предпринимателя", "предпринимательский потенциал", "предпринимательский климат" и "предпринимательская среда" профессионального учебного заведения; теоретически обоснованы и экспериментально проверены возможности реализации средового подхода в моделировании образовательного процесса в учреждении профессионального образования. Практическая значимость исследования: многоуровневая образовательная программа бизнес-образования молодежи может быть использована в учреждениях профессионального образования, а отдельные ее модули применимы в системе дополнительного образования детей; сформулированные критерии, показатели и методы оценки социально-профессиональной компетентности в области предпринимательства дополняют диагностическую базу бизнес-образования; на основе систематизации результатов исследования подготовлены научные сборники, раскрывающие концептуальные и методические аспекты организации образовательного процесса в учебно-научно-производственном комплексе, а также пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность, входящих в него инновационных подструктур бизнес-образования и поддержки начинающих предпринимателей. Достоверность и обоснованность научных выводов и результатов обеспечивалась опорой на серьезную методологическую базу, использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, опытной проверкой гипотезы и опорой на эмпирические данные, практической верификацией результатов посредством их применения в работе других образовательных учреждений, подтвердивших воспроизводимость опыта. Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в период с 1998 по 2003 гг.. Основные положения докладывались и обсуждались на международных (Бингамтон, 1998; Вена, 1997; Москва, 2002), российских (Петрозаводск, 2002) и региональных (Новгород, 2000, 2002, 2003) конференциях. Результаты исследования опубликованы в восьми публикациях. Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования, его задачами и включает: введение, две главы, заключение, список литературы по теме и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031