Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЕТОДОМ ЦВЕТОВОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ бесплатно
11:08 PM
Скачать СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЕТОДОМ ЦВЕТОВОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЕТОДОМ ЦВЕТОВОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ
Страниц: 31  
Формат: doc  
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
1.1 Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……………………………………………………………...… 6
1.2 Методы использования сказкотерапии …………………………………. 10
ГЛАВА II. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЕТОДОМ ЦВЕТОВОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ
2.1 Исследование и коррекция страхов при помощи сказкотерапии ...…… 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента …………………... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 28
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………... 29
Введение
Основоположником психоанализа был Зигмунд Фрейд - австриец. Психодрама принадлежит австрийско-американскому психологу Якобу Леви Морено. Клиент-центрированная терапия была создана американцем Карлом Роджерсом. Продолжать можно практически бесконечно, но где же среди многообразия форм и видов теорий - наша, отечественная, направленная исключительно на менталитет русского человека?
Именно эта несправедливость заставила в 90-х года XX столетия психологов из Северной столицы России задуматься о том, как и в какую форму нужно упаковывать психологические знания, предъявляемые отечественному клиенту. Хлынувшие в нашу страну зарубежные терапии не давали полного удовлетворения питерским психологам. Им хотелось чего-то именно русского, особенного. Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой пришла идея - использовать в этих целях сказку. И, постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, благодаря работе многих людей стала оформляться концепция метода сказкотерапии.
И такой ход был выбран не случайно, ведь метод сказкотерапии исторически наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения, в конце концов.
Немало людей причисляет метод сказкотерапии к несерьёзному, "детскому" методу. Изначально это мнение возникает благодаря термину "сказка", но вместе с тем, огромное количество разработок этого направления адресовано именно взрослым. Поэтому более близкое знакомство позволяет заблуждающимся изменить своё мнение.
Так как же работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.
Исходя из выше сказанного, в качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
И направлена она на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии.
Для подростков и взрослых эмоциональный аспект метода сказкотерапии открывает дверь к их личностному ресурсу, позволяет "вспомнить" сказочное мироощущение. Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Но, как и любое психотерапевтическое направление, она не универсальна.
Она помогает диагностировать, воздействовать и развивать, для чего использует несколько видов сказок в зависимости от ситуации. Они могут быть художественными, дидактическими, психокоррекционными, психотерапевтическими или медитативными. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.
Но важно помнить, что в любом случае, использование сказки должно быть уместным. Психолог может использовать её в таких рабочих ситуациях, где он, на первый взгляд, бессилен. Погружая клиента в сказочную обстановку, специалист может увидеть потенциальные части личности, психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный, впрочем, как и любая работа над собой.
Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике - ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.
Данными положениями и обусловлена актуальность курсовой работы.
Исходя из вышеизложенного, анализа научной литературы и практики были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Цель курсовой работы - изучить коррективное воздействие методов цветовой сказкотерапии на эмоциональное состояние личности.
Задачи работы:
1) Проанализировать возможности цветовой сказкотерапии как метода коррекции эмоциональных состояний.
2) Провести практическую работу по исследованию эффективности цветовой сказкотерапии как метода работы с детьми.
Гипотезой исследования целевого метода была выбрана следующая: в процессе рисования происходит "оживление" чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный человек) предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли - о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности.
Список литературы
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования.- М.: Академия, 2001.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999.
4. Бочарова В.. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. - М.: Ин-т педагогики соц. работы, 1999.
5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. Курс лекций. - М.: Академия, 1999.
6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось 89, 2007.
7. Владимирова, Овчинников Методика психологического консультирования в социальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996. - № 2. - С. 14.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 1998.
9. Волкова Елена. Агрессивные дети или агрессивные родители? - М.: Профиздат, 1992.
10. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика, 1992. - № 5/6. - С.45.
11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
12. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - М.: Олма-Пресс, 2001.
15. Зинкевич Евстигнеева Т.Д.., Д. Кудзилов Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.
16. Зинкевич Евстигнеева Т.Д.., Д. Кудзилов. Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.
19. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. - СПб.: Питер-Пресс, 1996.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998. - № 1. - С. 32.
21. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006.
22. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2001.
23. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. - М.: Школа-Пресс, 1996.
24. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. - М.: Класс, 1997.
25. Осорина М. "Черная простыня летит по городу", или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1990.
26. Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание, 1997. - № 10. - С. 77.
27. Синицына Е. Умные сказки. - М.: Лист, 1999.
28. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Класс, 1997.
29. Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание, 1999. - № 5. - С. 65.
30. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - М.: Искатель, 1997.