Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений. Руденко, Юрий Семенович бесплатно
2:52 AM
Скачать Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений. Руденко, Юрий Семенович бесплатно

Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений

Диссертация

Автор: Руденко, Юрий Семенович

Название: Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений

Справка: Руденко, Юрий Семенович. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2002 502 c. : 71 02-13/228-0

Объем: 502 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ГЛАВА
I ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1 Возникновение, становление и развитие теории и практики обучения в отечественной военной школе
2 Исследование процесса обучения офицерских кадров в зарубежных военно-учебных заведениях
3 Анализ современного состояния обучения слушателей и курсантов в высших военно-учебных заведениях \ Вооруженных Сил Российской Федерации ^ 4 Основные тенденции развития образовательных программ военно-профессионального обучения слушателей и курсантов в современных условиях
ГЛАВА
II КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ВЫСШИХ f ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1 Содержательно-функциональный анализ проблемы обучения слушателей и курсантов в высшей военной школе
2 Разработка теоретической модели обучения слушателей и курсантов ввузов
3 Характеристика проектирования обучения в высшей I военной школе f 4 Обоснование технологизации проектирования и \ функционирования обучения в ввузах ! ГЛАВА
III ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1 Организация, содержание и методика педагогического эксперимента ,
2 Моделирование механизма проектирования, внедрения и эффективного функционирования логико-дидактических структур
3 Конструирование технологии отбора учебного материала и средств обучения в высшей военной школе # 4 Ход и результаты педагогического эксперимента
ГЛАВА
IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1 Разработка опережающего государственного образовательного стандарта высшего военно-профессионального образования
2 Реализация межпредметных блочно-модульных технологий обучения в высших военно-учебных заведениях
3 Проектирование и внедрение в учебный процесс ввуза перспективных технологий обучения
4 Развитие у преподавательского состава навыков и умений проектирования обучения и внедрения передовых педагогических технологий

Введение:

Современный этап общественного развития предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке военных кадров, которая во многом зависит от эффективной организации, содержания, технологий и методик обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений (ввузов). Необходимость исследования и решения этой крупной и ключевой, применительно к педагогике высшей военной школы, проблемы определяется рядом факторов.Во-первых, возрастающим значением обучения как основного компонента образовательной системы государства по подготовке офицерских кадров, что требует переосмыслить и скорректировать взгляды на роль, функции, цели и задачи системы обучения слушателей и курсантов ввузов, привести ее параметры в соответствие с современными реалиями, военной доктриной и задачами модернизации военного образования.Во-вторых, в соответствии с социальным заказом Вооруженным Силам нужны офицеры, обладающие высокой компетентностью, широким кругозором, системным мышлением'. Обеспечение армии такими кадрами возможно в том случае, если обучение и воспитание офицеров не ограничиваются только изучением доктринальных, официальных взглядов и уставных положений, а направлены на глубокое постижение основ военных наук, имеют опережающий характер. Изучение мнений командиров частей и подразделений Московского и Ленинградского военных округов. Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) подтверждает указанное суждение. Так, 86% опрошенных среди главных способов совершенствования образовательного процесса в ввузах называют направленность обучения на развитие у слушателей и курсантов См.: Гареев М. Ариаднины нити ратного дела // Независимое военное обозрение.1998.- № 3 2 . - С . 2 . профессионального мышления; 74% считают, что в высшей военной школе необходим переход к развивающим технологиям обучения; 61% высказываются за придание процессу обучения прикладной, эксплуатационной направленности; 56% выступают за создание в ввузах военной среды, которая с первого до выпускного курса формировала бы командно-методические, управленческие качества и навыки будущего офицера.В-третьих, в современных условиях наблюдается изменение не только целей и задач обучения слушателей и курсантов, но и субъект-объектной сферы этого процесса. Результаты исследования показывают, что в последнее десятилетие ухудшились качественные характеристики как преподавателей, так и слушателей (курсантов) ввузов. В экспериментальных ввузах лишь 49% преподавателей имеют специальное педагогическое образование; назначение офицеров из войск на должности преподавателей военно-профессиональных и общевоенных дисциплин зачастую осуществляется без какой-либо их специальной профессионально-педагогической подготовки; более 20% педагогов, назначенных в ввузы, начинают преподавательскую деятельность сразу после окончания курсов повышения квалификации преподавателей, а остальные получают начальную педагогическую подготовку через два-три года работы. По данным проведенного исследования, снижаются качественные показатели слушателей и курсантов: около 35%) курсантов, поступающих в ввузы, имеют средний балл аттестата о среднем образовании ниже 4; приблизительно 22% курсантов и 12% слушателей безразлично относятся к учебе в ввузе; 23% курсантов ставят предметы, преподаваемые на военных кафедрах, на последнее место; более 30%о курсантов и 20% слушателей имеют желание уволиться из рядов Вооруженных Сил сразу после окончания ввуза. Все это необходимо учитывать при проектировании процесса обучения, построении образовательного процесса.В-четвертых, результаты констатирующего эксперимента по анализу различного типа логико-дидактических структур содержания обучения (учебных планов, программ, тематических планов) показали, что зачастую они являются перегруженными, лишенными «деятельностной» составляющей. Это заставляет рассматривать совершенствование технологии разработки дидактических систем как способ повышения качества обучения слушателей и курсантов.В-пятых, исследование проблемы совершенствования теории и практики обучения в высшей военной школе становится актуальным в связи с внедрением в образовательную практику государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Ввузы оказались в ситуации, когда требуется обеспечить, с одной стороны, высокое качество военно-профессиональной подготовки слушателей и курсантов, а с другой - уровень подготовки выпускников, устанавливаемый ГОС ВПО и соответствующий параметрам, разработанным гражданскими учеными без участия представителей Вооруженных Сил. Это привело к несоответствию содержания профессиональной деятельности военных специалистов и образовательных программ, ограниченных рамками гражданских стандартов. Опыт обучения курсантов ввузов по учебным планам и программам, разработанным в соответствии с ГОС ВПО первого поколения (1995 г.), выявил несколько отрицательных моментов. Так, в большинстве гражданских инженерных вузов - разработчиков ГОС ВПО традиционно сложилась система подготовки по направлениям, связанным с проектированием, конструированием и производством техники, а не с ее эксплуатацией. Исходя из этого, распределялся бюджет времени на циклы и дисциплины. Кроме того, на военную специализацию в ГОС ВПО предусмотрено всего 450 часов, а исследования показывают, что для подготовки кадровых офицеров необходимо 1000-1200 часов . Поэтому в ' См.: Исследование проблем совершенствования системы подготовки военных специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ (шифр «Приоритет»): Итоговый отчет по комплексной НИР. - М.: ВУ, 1996; Михайловский В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дис. д-ра пед. наук. - М . , 1995. ввузах на общевоенную подготовку был использован весь имеющийся резерв учебного времени и часть часов из естественно-научного, общепрофессионального и социально-гуманитарного циклов дисциплин.Существуют и другие негативные явления, предопределенные ГОС ВПО, которые значительно снижают качество обучения слушателей и курсантов.В-шестых, в недавнем прошлом мощным импульсом в активизации научных исследований в области военной дидактики и дидактики высшей военной школы явилась докторская диссертация А.В. Барабанщикова '.Вместе с тем в настоящее время изменились условия военно-педагогической деятельности, ее субъект и объект, получили значительное развитие психолого-педагогические представления о целостном военнопедагогическом процессе, о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения, далеко продвинулась педагогическая наука, утвердились новые научные понятия. Все это требует современного взгляда на сущность и содержание обучения слушателей и курсантов ввузов.В-седьмых, в педагогике высшей военной школы сложилась ситуация, когда процесс обучения рассматривается преимущественно в процессуальном плане, как педагогическая практика, фиксирующая взаимодействие преподавателя и слушателя (курсанта). Деятельность же по проектированию обучения, научному обоснованию дидактических подходов, концепций, стратегий и технологий остается за рамками дидактики высшей военной школы. Данное обстоятельство вызывает необходимость исследовать процесс обучения слушателей и курсантов комплексно, во взаимосвязи механизмов проектирования, внедрения и анализа См.: Барабаншиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис. дра пед. наук. - М., 1968; Вдовюк В.И. Основы педагогики высшей военной школы: Структурно-логические схемы. - М., 1997; Военная дидактика: Учеб. пособие. -М., 2000; Гурин В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук: Дис. канд. пед. наук.М., 1980; Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений в процессе обучения. - М., 1988; Короткое Э.Н. Технология проблемнодеятельностного обучения в ВУЗе. - М., 1990; Педагогика высшей военной школы: Учебник / Под ред. В.Н. Герасимова. - М., 2001. функционирования логико-дидактических структур. Эта идея, выдвинутая в ряде научных источников, явилась центральной для разработки исследовательского аппарата диссертации, обоснования направлений совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов ввузов .Научная проблема исследования заключалась в разработке концептуальных теоретических и прикладных положений совершенствования теории и практики обучения в высшей военной школе.Объект диссертационного исследования - процесс обучения в высшей военной школе.Предмет исследования - концептуальные теоретические и прикладные положения совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений.Цель исследования состояла в разработке концептуальных теоретических и прикладных положений совершенствования обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений, обосновании направлений повышения - его эффективности на современном этапе модернизации военного образования.Задачи исследования: 1. На основе анализа отечественного и зарубежного педагогического опыта, современного состояния обучения слушателей и курсантов в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации выявить тенденции развития теории и практики этого процесса.2. Разработать и обосновать концептуальные положения совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов в высшем военно-учебном заведении: основные подходы, стратегии. ' См.: Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. - СПб., 1992. - 25; Педагогика: Учеб. пособие для педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997. - 347-396; Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. -М., 2002.-С. 49. технологии дидактического проектирования и функционирования процесса обучения в высшей военной школе.3. Опытно-экспериментальным путем апробировать механизм применения в высшей военной школе совокупности концептуальных положений проектирования, внедрения и эффективного функционирования различного типа логико-дидактических структур.4. Обосновать направления совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов ввузов, разработать практические рекомендации органам военного управления, руководящему и профессорскопреподавательскому составу высших военно-учебных заведений по реализации результатов исследования на практике.В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях объективно повысились требования к процессу обучения слушателей и курсантов ввузов, подверглись корректировке научные представления о нем как о совокупности дидактических теорий, моделей, концепций, технологий, систем, а также о путях его эффективного развития. Однако на практике в высшей военной школе отсутствуют четкие методологические ориентиры проектирования процесса обучения. В настоящее время существует перегруженность учебных планов и программ вследствие построения их по «двойному стандарту» (гражданскому и военному), что негативно сказывается на уровне обученности слушателей и курсантов.Предполагалось, что разрешению основного противоречия между возрастающими требованиями к обучению слушателей (курсантов) и реальным состоянием этого процесса могут способствовать разработка и обоснование концептуальных положений совершенствования построения и функционирования процесса обучения в высшей военной школе. Данные положения можно считать научно обоснованными, если они удовлетворяют следующим условиям: - опираются на традиции военно-профессионального образования в России, учитывают современные условия, а также положительный отечественный и зарубежный опыт обучения в ввузах; - рассматривают обучение в высшей военной школе во взаимосвязи процедур дидактического моделирования, прогнозирования, проектирования, конструирования, планирования и функционирования; - увязывают целеполагание обучения слушателей (курсантов) с научными концептуальными взглядами, принципами разработки квалификационных требований, государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и основываются на идеях опережающего характера высшего профессионального образования.Кроме того, разрешить данное противоречие помогут: организация, содержание и методика обучения слушателей (курсантов), базирующиеся на принципах преемственности, взаимосвязи, согласованности, исключения дублирования; - перспективные дидактические стратегии и технологии обучения слушателей (курсантов), обеспеченные концептуальной базой прогнозноориентированного подхода, проблемно-деятельностного обучения и имеющие межпредметный характер; - разработка опережающего государственного стандарта высшего военно-профессионального образования; реализация межпредметных блочно-модульных циклов занятий и соответствующих технологий обучения; комплексное применение методов отбора и структурирования содержания обучения; проектирование и внедрение перспективных технологий обучения; развитие у преподавательского состава навыков и умений проектирования образовательного процесса.Методологические и научно-теоретические основы исследования составили диалектико-материалистические положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, общенаучные методологические подходы (исторический, системный. и комплексный, процессуальный, содержательно-функциональный и др.), педагогический личностно-социально-деятельностный подход. В ходе исследования автор опирался на принципы объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности.При разработке концептуальных основ исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В. Оконь, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (СИ. Архангельский, А.П. Верхола, С И Зиновьев, И.И. Кобыляцкий, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, СД. Смирнов, Н.Ф. Талызина и др.), педагогики высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, А.А. Золотарев, М.А. Лямзин, В.Г. Михайловский, В.Н. Новиков, И.А. Скопылатов, В.Я. Слепов и др.), трудов по проблемам системного подхода и системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подласый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чошанов, П.
Юцявичене), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.М. Соколов и др.), опережающего профессионального образования (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур и др.).В диссертационном исследовании нашли применение идеи о необходимости обоснования обучения с помощью категорий ведущих дидактических теорий (В.В. Краевский, М.М. Поташник); проблемнодеятельностной концепции обучения слушателей и курсантов (А.В. Барабанщиков, Э.Н. Короткое); логики исторического исследования в военной педагогике (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, СВ. Бордунов, Л.А. Бублик, А.П. Дударь, А.В. Комар, И.М. Рукавицын и др.); активизации учебно-познавательной деятельности слушателей и курсантов (В.Н. Бешенцев, В.М. Гурин, М.Ф. Овчар, Ю.Ф. Худолеев и др.); определения закономерностей развития военной науки и классификации военных наук (В.И. Ворожцов, М.А. Гареев, А.П. Дмитриев, СИ. Крупное, В.К. Семенов); развития технологий обучения в высшей военной школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Борисенко, Г.В. Гнездилов, П.А. Корчемный, СИ. Съедин, Б.И. Хозиев, В.Т. Юсов и др.).Важное значение в выработке научных позиций автора имели теоретические положения по проектированию образовательных технологий (Н.Г. Алексеев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Т.И. Шамова, Ф. Янушкевич и др.), выработке механизмов проектирования и моделирования процесса обучения в высшей школе (А.П. Аношкин, Б.П. Бархаев, В.А. Ермоленко, Г.Е. Муравьева, В.А. Сластенин, В.М. Соколов, Д.В. Чернилевский и др.) и подготовке преподавателей к деятельности педагогического проектирования (Е.С Заир-Бек, Н.В. Кузьмина, Д.Г. Левитес и др.).Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных и некоторых зарубежных авторов по исследуемой проблеме, военно-исторические архивные материалы, работы военачальников дореволюционной России и послереволюционного периода, ГОС ВПО, приказы Министерства обороны РФ об организации образовательного процесса в высшей военной школе, учебные планы и программы отечественных и зарубежных ввузов. В исследовании также использовались мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебнометодические материалы ввузов, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы автора в системе высшего военного образования, публикации в периодической печати.Методы и этапы исследования. Решение задач исследования осуществлено с применением комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы.Ведущими теоретическими методами явились: анализ (историографический, терминологический, сравнительный), синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, типизация, прогнозирование, моделирование, проектирование и др. Использовались следующие эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка, обобщение независимых характеристик, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты, опытная педагогическая работа), методы статистической обработки данных.Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Военном университете (Гуманитарной академии Вооруженных Сил), Военноинженерном университете (Военно-инженерной академии). Серпуховском высшем командно-инженерном институте, Московском военно-техническом университете (Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск). Кроме того, аналитический материал был получен из других ввузов, а также соединений и частей Московского и Ленинградского военных округов, РВСН. В целом научно-исследовательской работой было охвачено 2 управления военного образования, 8 ввузов, 12 кафедр, 76 преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, 50 преподавателей других дисциплин, 310 слушателей и 212 курсантов.Исследование проводилось в три этапа. I этап (1992-1995 гг.) - историко-педагогический и сравнительносопоставительный анализ проблемы, выработка методологического аппарата исследования, изучение состояния обучения в ввузах, построение общей гипотезы и программы исследования, проведение констатирующего эксперимента. II этап (1995-2000 гг.) - разработка комплексной программы совершенствования обучения слушателей и курсантов, проведение формирующего эксперимента и опытной педагогической работы, подготовка научных статей, учебных пособий и методических рекомендаций. III этап (2000-2002 гг.) - подготовка монографии по теме исследования, выступления на научных конференциях, оформление результатов в виде докторской диссертации, внедрение выводов и рекомендаций исследования в практику ввузов.Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 400 литературных источников (монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 140 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам проблемы обучения.Проанализированы квалификационные требования к выпускникам ввузов по 9 специальностям, свыше 40 учебных планов, более 100 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах ввузов. Было опрошено в беседах, интервью, анкетах более 120 преподавателей, 46 начальников кафедр гуманитарных и социальноэкономических дисциплин и начальников учебных отделов ввузов, 210 слушателей военно-педагогического факультета и факультета подготовки руководящих работников органов воспитательных структур Военного университета, свыше 150 офицеров - выпускников военных академий, университетов и институтов. Констатирующим и формирующим экспериментом, опытной работой было охвачено около 700 человек.Решению задач исследования способствовала работа автора в течение четырех лет в качестве ученого секретаря научно-методической комиссии по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при Управлении военного образования МО РФ. В ходе экспериментального исследования разработаны спецкурс «Основы конструирования процесса обучения в высшей военной школе» и учебный модуль «Основы теории и практики воинской дисциплины», которые изучались слушателями военнопедагогического факультета и факультета переподготовки и повышения квалификации Военного университета.Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены тенденции развития теории и практики обучения в отечественной военной школе, представлена характеристика состояния обучения в современных российских и зарубежных ввузах; - разработаны концептуальные положения совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов ввузов: прогнозноориентированный подход к современному процессу обучения; общеметодологическая и общетеоретическая, базовая профессиональная и военно-специальная стратегии обучения; межпредметная блочно-модульная технология обучения в высшей военной школе; - апробирован механизм применения в высшей военной школе совокупности концептуальных положений проектирования, внедрения и эффективного функционирования различного типа логико-дидактических структур; - обоснованы направления совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов в ввузах.На защиту выносятся: - тенденции развития теории и практики обучения в высшей военной школе: усиление методологической обоснованности и педагогической целесообразности дидактических решений при выборе целей, содержания и технологий обучения; утверждение воспитывающего характера обучения в вузах; ориентация обучения на развитие мышления будущих офицеров; организация обучения в вузах в периоды военного времени в соответствии с принципами минимизации содержания и оптимизации деятельности слушателей (курсантов); построение современных военно-профессиональных образовательных программ обучения на основе принципов фундаментализации, профессионализации, теоретизации, аксиологизации, стандартизации, технологизации, гуманитаризации и др.; - суш,ность и содержание прогнозно-ориентированного подхода к современному процессу обучения слушателей и курсантов ввузов, предполагающего проектирование, внедрение и функционирование опережающих моделей высшего военно-профессионального образования и основанного на механизмах дидактического моделирования, прогнозирования, конструирования и планирования; - механизм использования в ввузах концептуальных положений проектирования, внедрения и эффективного функционирования различного типа логико-дидактических структур, который включает: а) межпредметную блочно-модульную технологию обучения, базирующуюся на проблемнодеятельностной концепции и реализующую совокупность общеметодологической и общетеоретической, базовой профессиональной и военно-специальной стратегий подготовки слушателей (курсантов); б) модель логико-дидактической структуры содержания обучения, которая состоит из нормативно-профессионального, собственно-содержательного и содержательно-методического компонентов; - основные направления совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов: разработку опережающего государственного образовательного стандарта высшего военнопрофессионального образования; внедрение в образовательную практику межпредметных блочно-модульных технологий обучения; проектирование и внедрение перспективных технологий обучения; развитие у преподавательского состава навыков и умений проектирования образовательного процесса и использования инновационных технологий обучения.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной проблемы педагогики высшей военной школы - разработку концептуальных положений совершенствования теории и практики обучения слушателей и курсантов ввузов. Они позволяют получить более адекватное представление о сущности, содержании и технологиях процесса обучения в высшей военной школе, дидактических подходах, стратегиях и могут служить научной основой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки военных кадров.Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса обучения в ввузах. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут послужить принятию органами управления военным образованием, руководством ввузов и кафедр в основу принятия научно обоснованных управленческих решений при разработке опережающего ГОС ВПО нового поколения, квалификационных требований, учебных планов и программ.Научно-прикладные результаты исследования позволяют осуществлять разработку современных технологий обучения слушателей (курсантов), уточнять содержание и структуру учебных предметов, конструировать средства обучения, создавать комплексы учебно-познавательных задач, активизировать учебно-познавательную деятельность слушателей (курсантов), а также целенаправленную подготовку преподавателей высшей военной школы к проектированию процесса обучения.Достоверность полученных результатов обеспечена совокупностью теоретико-методологических подходов; опорой на проблемнодеятельностную концепцию обучения; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках и взаимосвязях; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его концептуальным положениям и логике организации; чистотой формирующего педагогического эксперимента. Результаты исследования нашли экспериментальное подтверждение, прошли широкую апробацию и педагогическую экспертизу.Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всей опытно-экспериментальной работы в ходе обучения преподавателей, слушателей и курсантов Серпуховского высшего командноинженерного института, Военно-технического университета (г. Балашиха), Военного университета (г. Москва). Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на межвузовских и университетских семинарах, научно-практических конференциях, заседаниях научно-методической комиссии по гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам при Управлении военного образования Министерства обороны РФ, на кафедре педагогики и в научноисследовательской группе исследования учебного процесса и научной организации труда Военного университета. Апробация осуществлялась также в процессе разработки цикла обш:их гуманитарных и социальноэкономических дисциплин ГОС ВПО, квалификационных требований к выпускникам ввузов; создания учебных программ и тематических планов; подготовки учебников, учебных и учебно-методических пособий по педагогике высшей военной школы; внедрения в образовательный процесс межпредметной блочно-модульной технологии обучения; участия в выполнении комплексных научно-исследовательских работ, заданных Министерством обороны РФ и Генеральным штабом Вооруженных Сил, под шифрами «Отец», «Приоритет», «Дидактика-Центр», «Элита», «Учеба», «Гуманитарий-2000» и др. Результаты исследования нашли отражение в монографии и научных статьях, опубликованных в гг. Москве, Казани, Серпухове. Общий объем публикаций по теме исследования составляет более 60 печатных листов.Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 180 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930