Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим бесплатно
1:54 AM
Скачать Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим бесплатно

Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся

Диссертация

Автор: Сайпулаева, Тамара Юсуповна

Название: Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся

Справка: Сайпулаева, Тамара Юсуповна. Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2003 300 c. : 61 03-13/1742-7

Объем: 300 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

130001 — общая педагогика история педагогики и образования
Научный руководитель: член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук ПИДКАСИСТЫЙ Павел Иванович
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва
Введение
Глава 1 Теоретические основы содержания гражданского образования
1 Модернизация содержания гражданскою образования в современных условиях
2 Анализ содержания и технологий гражданского образования в зарубежной школе
3 Концепции гражданского и правового образования в современной российской школе
Глава 2Сосгаяние гражданского образования в общеобразовательных учреждениях города Москвы и Республики Дагестан 1 Анализ учебно - методического комплекса для учителей и учапщхся по реализации гражданского образования
2Учег специфики полиэтнического аспекта в отборе содержания гражданского образования
3 Ориентация школьной практики на развитие общегражданской позиции у школьников 8-11 классов г Москвы и Республики Дагестан
Глава 3 Содержание и методика экспериментального обучения и исследования
1 Педагогические условия создания правового пространства в школе
2 Организация экспериментальной работы

Введение:

Осуществляемые в современной России экономические и социально-политические преобразования призваны дать стране новый вектор развитая, а значит - повысить ценность образования. В обществе способно сохранится только подлинное, востребованное образование: экономический рынок порождает и рынок знаний, а это означает, что выйти на уровень мировых стандартов возможно лишь усилиями высокообразованных людей.
Распад СССР и возникновение новых независимых государств наряду с быстро идущими социально - политическими и экономическими трансформациями породил новую этнополигическую и социально - психологическую реальность. Ее характерными признаками явились:
• »изменение этнополитического статуса этнических грунп в республиках России;
• рост этнических миграций и осознание необходимости аккультурации в новых культурных и политических условиях;
• рост межэтнической напряженности, локальных этнических конфликтов, проявление межэтнической нетерпимости;
• необходимость формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения этнического лица;
• процесс изменения ценностной структуры индивидуального и группового сознания в направлении ценностей индивидуализма, личной ответственности, в целях достижения личного успеха и благосостоянии.
Анализ тенденций развития общества показывает, что речь сегодня идет о решительном пересмотре догм и стереотипов мышления, десятилетиями считавшихся правильными, о формировании современной мировоззренческой ориентации личности, основывающейся на общечеловеческих, гуманистических и демократических идеалах, признании человека высшей ценностью. Формирование такой личности - задача непростая: она требует переосмысления и преобразования всей сложившейся ранее системы образования.
Стратегической целью социального развития нашей страны становится формирование гражданского общества и построение правового государства Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в связи с этим особую актуальность. Современный школьник стремится реализовать свой потенциал в стенах школы, самоутвердиться, определить свои приоритеты. Эффективность гражданского образования ю многом зависит от социальных отношений, сложившихся в полиэтническом мире и поликультурном пространстве, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами для формирования гражданского самосознания школьников. Школа должна способствовать созданию атмосферы (как системы отношений), в которой растет патриот своей страны, знающий, как и чем он сможет помочь своей Родине в данной сложившейся обстановке, понимающий путь развития страны и вид ящий свою перспективу в этом процессе.
В России, особенно в постсоветский период, наблюдается расширение сферы межэтнических конфликтов, вызванных самыми различными объективными и субъективными факторами, главными из которых, конечно, являются социально-экономические. Но немаловажными становятся факторы отсутствия единой национальной политики и стратегии развития общегражданского образования в многонациональной российской школе. В результате резко меняются ценностные ориентиры, и утраченной оказывается важнейшая социальная функция образования - быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и формировать потребность быть гражданином своей страны, приобшщься к общечеловеческим и демократическим ценностям.
Путь к взаимопониманию проходит не только через вырабатываемые знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали, умение видеть себя согражданами одного государства Именно этот аспект формирования гражданской позиции пока не стал объектом всестороннего изучения в педагогической науке, хотя в школах со смешанным национальным составом (которых, как известно, в Российской Федерации подавляющее большинство), проблема культуры межнационального общения и формирование общероссийской гражданской позиции является ведущей в процессе поиска путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Ее решение имеет большое значение и в социальном плане, ибо именно школа как воспитательный социальный институт, в отличие от других институтов социализации, в состоянии обеспечтъ целенаправленное систематическое образование человека, дать ему систему норм и правил 0611 1ср 1ия.
Отсутствие широких педагогических исследований в облаете акшвных форм и методов обучения, включая игровые и тренинговые технологии, направленных на гражданское образование, задерживает широкое внедрение этих форм и самого курса граждановедения в учебно - воспитательный процесс школы.
Итак, современная образовательная и педагогическая ситуация характеризуется рядом противоречий:
• реформирование общества с целью создания новой общественной системы и необходимость выработки адекватной системы гражданских ценностей, с одной стороны, и реальное ослабление воспитательной функции школы, снижение ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившемся обществе, с другой;
• возросший уровень требований со стороны общества к уровню воспитанности и образованности учащихся с точки зрения нравственности, с одной стороны и отсутствие разработанных требований основ гражданского образования, отражающих реальные условия в обществе - с другой.
• кризис прежней идентичности и объективный рост в духовной жизни полиэтнического общества роли национальных культур и их ценностных систем, с одной стороны, и отсутствие в рамках компонентной организации содержания образования эффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно - духовных ценностей в общегражданскую подготовку учащихся - с другой;
• комплексность педагогических требований к профессиональной деятельности учителя в области гражданского образования с одной стороны, и отсутствием его специальной психолого - пед агогической и общей теоретической подготовкой с другой.
Исходя из данных противоречий определяется педагогическая зона исследования, которое должно предложить модель обучения, воспитания и формирования общероссийской гражд анской позиции школьника
Таким образом, проблема исследования требует разработки такой модели гражданского образования, которая, с одной стороны, обеспечила бы реальные позитивные результаты в ценностной направленности личности, с другой стороны, стимулировала бы решение проблемы формирования граждш кжого общества в целом.
Лнагнп рабстг U.M. Воскресенской, Б.ЗюВулы|)ова, О.С. Газмана, Л.Ю. Гордина, В.М. Корогова, Б.ТЛихачева, А.Н. Лугошкина, В.О.Мушинского, А.Ф.Никтина, Л.И.
Новиковой, АСЛрутченкова, АБ. Резника, Я.В. Соколова, ВНСголетова, Г.11. Филонова, ИД Фрумина, З-КШнекендорфа, НЕ. Щурковой и других авторов позволил выстроить эволюцию взглядов на гражданское образование и обосновать необходимость широкого применения активных методов в процессе формирования общероссийской гражданской позиции старшеклассника
Зарубежный опыт гражданского образования и воспитания рассматривался на основании исследований И.Ф. Ахмеговой, ЕЛВульфсона, ЗА Мальковой, ИД Фрумина, Ч Уайта, ИД Чечель, С. Шехтера и других.
По проблемам организации школьного самоуправления и демократизации школьного правового пространства изучались труды В Л Бочкарева, ИЛ Иванова, В А Краковского, АН, Тубельского, РД Файнберга, КАЯмбурга.
Психологические аспекты гражданского воспитания рассматривались в контексте научных взглядов БР. Ананьева, Л.С. Выготского, КС. Кона, АНЛеогпьева, СЛ. Рубинштейна, ДН Узнадзе, С. Т. Шацкого, ДБЭльконинаи др. Анализ используемой литературы показал, что тема гражданского образования подростков в полиэтнических условиях очень сложна и требует дальнейшего научного исследования, а степень разработанности проблемы формирования общероссийской гражданской позиции старшеклассника в полиэтническом обществе представляется недостаточной, поскольку проблемы полиэтнических конфликтов и формирования гражданского общества представляются взаимосвязанными, однако не получившими практического решения в школьных учебниках курса предметов обществовед ческого цикла.
Издержки массовой практики гражданского образования, а также недостаточная научно - методическая разработанность проблемы привели нас к определению темы исследования: «Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся». Для разработки данной темы были избраны общеобразовательные учреждения по Москвы и Республики Дагестан т.к. данные субъекты Российской Федерации могут рассматриваться как уникальные полиэтнические, поликонфессиональные сообщества с исторически сложившимися толерантными межэтническими отношениями. Решение этих проблем и явилось целью исследования: разработать педагогическую модель формирования общегражданском позиции старшекпассника в полиэтнических школах России.
Объектом исследования -является гражданское образование школьникоа
Предметом исследования является процесс формирования общероссийской гражданской позиции школьников на уроках цикла общественных дисциплин в школах со смешанным национальным составом города Москвы и Республики Д агестан.
Гипотеза исследования - формирование общегражданской позиции школьника в современных общеобразовательных учреждений с полиэтническим составом обучающихся, детерминированное изменяющимися социально - экономическими и культурными реалиями российского общества, будет успешным, если реализуются следующие условия:
• будет разработана педагогическая модель формирования общегражданской позиции школьника, включающая реализацию проекта «Школа- правовое пространство»;
• будут конкретизированы цели гражданской подготовки школьников с учетом своеобразия региона, целостности его воспитательных и национально - культурных идеалов и устойчивого развития общества (на примере г. Москвы и Республики Дагестан);
• будет определено оптимальное содержание регионального и школьного компонентов гражданского образования во взаимосвязи с федеральным, исхода из принципов диалога культур и проблем становления гражданского общества; элементы содержания регионального и школьного компонентов гражданского образования включены в структуру научно-методического комплекса;
• будет разработана педагогическая модель гражданского образования, учитывающая интеллектуальный потенциал, личносгно - эмоциональные переживания сташеклассников и обеспечивающая приобретение ими опыта гражданско - правовой деятельности;
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
• установить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и ее реализации на практике;
• изучить зарубежный опыт гражданского образования с целью выявления сходства и различия в содержании и технологии современного гражданского образования;
• выявить педагогические условия, способствующие эффективному (Армированию общероссийской гражданской позиции старших школьников в цикле обществоведческих дисциплин в школах России;
• выявить теоретические основы (психологические, педагогические и социологические) процесса формирования общероссийской гражданской позиции обучающихся в общеобразовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся;
• рассмотрел, особенности процесса регионализации гражданского образования учащихся 8 -11 классов с учетом федерального, национально - регионального и школьного компонентов;
• провести анализ имеющихся на практике обществоведческих курсов с целью выявления их возможностей по обеспечению единства содержательных и технологических компонентов гражданского образования, среди которых особое значение имеет принцип реализации диалога культур в гражданском образовании;
• создать и апробировать комплекс диагностических методик, позволяющих определять уровень сформированносги общероссийской гражданской позиции у старшеклассников ощеобраэовагепьных учреждений с полиэтническим составом обучающихся города Москвы и Республики Дагестан;
• проверить экспериментально эффективность разработанной модели формирования общероссийской гражданской позиции школьников и разработать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности школ в области гражданского образования.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения философии, социологии, педагогики и психологии. Они заключаются в системно-целостном и личностно деягельносшом комплексных подходах, идеях о противоречивости единства научного познания, основу которого составляет диалектическая интеграция и дифференциация знаний, о влиянии общественных процессов на развитие теоретических основ обучения. В изучении и анализе педагогических явлений применялись исторический, культурологический, системно-структурный, аксиологический и социально-психологический подходы.
Для разработки концепции исследования существенное значение имели идеи развития личности в образовании (ЕВ.Бондаревская, М.Н.Кузьмин, Е.В.Куканова, ПНПидкасистый, ВАСластснин, В.В.Сериков, ЕН.Шиянов, НС. Якиманская и др.); этнопедагогики и этнопсихологии (Г.Н.Волков, Г.Ы.ЬСрисько); творческой самореализации личности (А.Маспоу, КРоджерс); персонализации личности (А.В.Пе1ровский); субьекпюсги личности (ВАПегровский); теории индивидуально-психологических особенностей человека (БМЛеплов); теории нравственной и правовой культуры личности (АФЛикигин, ЯВ.Сокалов, НИЭлиасберг); характеристики социализации личности (ГЛАндреева, ИСКон, А?.Мулрик).
Исследование проводилось с 1997 года в три этапа На первом этапе (1997 - 1999 гг.) нашего исследования были изучены работы наиболее известных ученых в области педагогики, истории и общесгвознания, проанализирована учебно - методическая литература по проблемам формирования гражданской позиции школьника, обобщен опыт работы учителей по преподаванию предметов как федерального так и регионального компонентов, разработана педагогическая модель формирования общегражданской позиции школьника
На втором этапе (2000 - 2002 гг.) проведено экспериментальное обучение по предложенной модели формирования общегражданской позиции школьника на уроках обществовед ческого цикла
На третьем этапе (2002 -2003 гг.) анализировались и обобщались полученные в ходе экспериментальной работы данные, научно - практические результаты исследования, завершалось литературное оформление диссертации.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
Теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (сравнительно -сопоставительный, логический, ретроспективный), который использовался при изучении отечественной и зарубежной литературы и позволил выявить тенденции развитая гражданского образования и разработать концепцию исследования; системный анализ, позволяющий системно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся а полиэтнических школах города Москвы и Республики Дагестан; метод структурно - функционального моделирования, необходимый для построения модели дидактической подготовки будущих учителей;
Эмгщукческие: метод экспертных оценок, огтросно - диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, бесе/и), используемые дня диагностики и анализа состояния и развитая гражданского образования в России; эмпирические методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты.
Теоретические и эмпирические методы обеспечили проведение различных видов педагогического эксперимента, их анализ и обсуждение полученных результатов. В исследовании также были использованы методы статистической обработки данных (факторный, коррелятивный и кластерный анализы, Р - критерий Фишера).
В ходе исследования разработан следующий понятийный аппарат:
1.Гражданское образование - система образовательных и воспитательных мер, включающих элементы правовых, политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских, психологических знаний, осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций; социализация школьников в ходе всего учебно -воснитагельного процесса и вне школьной практики.
2.Гражданственносп> — ингегративное свойство социализированной личности, позволяющее ей бьпъ действенным субъектом и объектом политако — правовой деятельности на различных уровнях бьпия общества и государства
3 .Гражданская компетентность — знание и умение пользоваться своими правами, уважение прав других людей.
4.Гражданская культура — совокупность знаний и, умений, навыков, внутренняя духовность индивида, способность применить выработанные знания, умения, навыки для решения социальных задач.
5.Гражданская позиция старшеклассника-единство правовой и политической культур, ощущение себя активным членом общества, лояльным к политическим и правовым основам существования государства, т.е. способность бьпъ гражданином.
6. Национально - региональный компонент гражданского образования
Национально - культурные и этнопсихологические представления, положенные в основу понимания проблем гражданского общества и включенные в процесс воспитания школьников с позиции диалога культур.
Экспериментальной базой исследования стали школы Западного административного округа №1293 (с углубленным изучением английского языка), УВК № 1658, школа № 1926 Юго-Восточного округа города Москвы и полют шческие школы Республики Д агестан: №
30 г. Махачкалы, Зеленоморская средняя школа Карабудахкенгского района, Параульская средняя школа № 1 им. НННасрутдинова
Общее количество школьников, охваченных экспериментом, — 450 человек. Общее количество учителей, принявших участие в экспериментальной апробации разработанной модели,-125 человек.
Достоверность результатов обеспечивается общемегодологической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики, использованием методов многостороннего изучения личности, результатами апробации дидактической модели, привлечением современных методов статистической обработки данных.
Научная новизна исследования:
• определен педагогический смысл регионального подхода к общероссийскому гражданскому образованию учащихся в обществе, заключающийся в изучении ими основ гражданского полиэтнического общества, с выделением специфики национально — культурных и этнопсихологических традиций в контексте формирования общероссийской гражданской позиции; выполнении специальных образовательных программ в системе ценностей диалога культур;
• разработана педагогическая модель формирования общероссийской гражданской позиции школьника, позволяющая осуществлять тражданско — правовую подготовку на качественно новой основе - учете как общероссийских, так и этнических образовательных потребностей, интересов и ценностей реальных носителей - учащихся 8-11 классов при усвоении ими системных знаний о гражд анском обществе;
• определено содержание гражданского образования, приоритетными элементами которого являются гражданско - правовые знания, тражданско - правовые умения, опыт гражданско - правовой деятельности с учетом специфики регионов и этнопсихологических особенностей учащихся;
• разработана и апробирована педагогическая технология организации гражданско — правовой подготовки старшеклассников общеобразовательных учреждений, направленная на формирование общероссийской гражданской позиции школьника;
• обоснован и реализован на практике механизм гражданского образования старшеклассников, включающий три последовательных этапа: описание гражданско -правовых объектов, объяснение отношений в них и между ними, преобразование гражданско - праювой информации, включая пргносшческую и практическую деятельность;
• разработаны измерители гражданско - правовой подготовки и уровня сффмированности общегражданской позиции учащихся в соответствии с тремя этапами изучения учебного материала
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
• обоснованы понятая: гражданское образование; гражданственность; гражданская компетентность; гражд анская культура; гражданская позиция; национально - региональный компонент гражданского образования; поликультурное воспитание;
• расширены представления о системном характере гражданского образования с учетом его нацинально - культурной специфики;
• обоснованй положения о приоритетности гражданско - правовых ценностей в системе поликультурного образования;
• разработана педагогическая модель гражданского образования учащихся, основанная на учете полиэтнического контингента учащихся и принципе диалога культур;
• разработано содержание и технология формирования общероссийской гражданской позиции старшеклассников современной школы в полиэтнических регионах России.
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке и осуществлении на практике рекомендаций содержательного, организационного и методического характера, способствующих значительному повышению эффективности процесса формирования общегражданской позиции старшеклассника;
• в реализации на практике отбора содержания гражданского образования в общеобразовательных учреждениях с полиэтническим составом обучающихся;
• в разработке и апробации на практике модели формирования общероссийской гражданской позиции старшеклассника;
• в разработке методических рекомендаций для учителей по внедрению модели «Школа - правовое пространство» в практику школ.
Внедрение в практику результатов исследования осуществлялось в следующих направлениях:
• в разработке программ и чтении автором специальных курсов для учителей Республики Дагестан и в Южно - Иллинойском университете США по темам «Образовательное пространство школы для формирования правового сознания и опыта демократического поведения учащихся и учителей», «Методика гражданского образования».
• в использовании в учебном процессе школ Западного административного округа №1293 (с углубленным изучением английского языка), УВК № 1658, школы № 1926 Юго-Восточного округа города Москвы и полиэтнических школ Республики Д агестан: № 30 г. Махачкалы, Зеленоморской средней школы Карабудахкентекого района, Параульской средней школы № 1 им. КИНасрутдинова основных результатов диссертационного исследования;
• в публикациях методических рекомендаций для учителей по внедрению разработанной модели формирования общероссийской гражданской позиции старшеклассника.
Положения, выносимые на защшу:
• формирование общероссийской гражданской позиции современного школьника в школах с полиэтническим составом учащихся как в Москве, так и в Республике Д агестан детерминирует общественные и личностные идеалы гражданского общества, а значит -способствует общекультурному развитию школьников, снижению уровня возможных межэтнических противоречий и приоритетному восприятию ценностей гражданского общества;
• Модель формирования общегражданской позиции школьника посредством создания в школе правового пространства и преподавания предметов обществоведческого цикла должна строиться на основе принципов интеграции, д иалога культур, доминантности развития и приоритетов гражданского общества и включает в себя следующие компоненты: структурный, содержательный, функциональный, технологический и личностный; модель гражданского образования - это абстрактное отражение системы социально -психологических, общегражданских и личностных характеристик, в которую интегрирована ценностная парадигма современной школы, теоретические и практические умения органтгаторов гражданского образования и социально - значимые аспекты образовательного процесса;
• Гражданское образование - многодисциппинарно. Помимо предметов обществоведческого цикла, оно предполагает включение широкого спектра поликультурного содержания, осуществляемого как на уровне предметов федерального, так и регионального компонентой Регионализация гражданского образования включает учет национально - культурного и этнопсихологического аспекта в разрабатываемый курс общесгвознания, решаемого с позиции диалога культур.
• Технология формирования общегражданской позиции современного школьника включает в свое содержание систему социально — психологических и личностных характеристик. Структура разрабатываемой технологии включает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно - ценносный, интеллектуально -познавательный, эмоционально - волевой, действенно - практический.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы ( 293 наименования) и 8 приложений. Общий объем текста 160 страниц, содержится 6 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 156 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30