Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы. Доржиева, Валентина бесплатно
10:00 PM
Скачать Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы. Доржиева, Валентина бесплатно
Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы

Диссертация

Автор: Доржиева, Валентина Дагбаевна

Название: Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы

Справка: Доржиева, Валентина Дагбаевна. Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Улан-Удэ, 2004 186 c. : 61 04-13/2009

Объем: 186 стр.

Информация: Улан-Удэ, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Экологическая культура: сущность, состояние и проблемы ее формирования у школьников
11 Экологическая культура и ее сущность
12 Экологическое образование как основа формирования культуры личности в окружающей среде
13 Значение филологических дисциплин в системе формирования экологической культуры школьников
Глава
II Экологическое содержание филологических дисциплин и условия его реализации в формирований экологической культуры учащихся
21 Анализ содержания филологических дисциплин дисциплин в экологическом образовании учащихся
23 Экологическое содержание национально-регионального компонента филологического образования
24 Эколого-педагогическая подготовленность учителей филологических дисциплин
25 Реализация содержания филологических дисциплин в формировании экологической культуры школьников
Заключение Литература
22 Сравнительная оценка значения содержания филологических

Введение:

Актуальность темы. Культура взаимоотношений человека с природой выступает одним из необходимых условий выживания и дальнейшего развития человечества. Действенность любых мер, принимаемых по заприте природы, определяется в конечном итоге поведением людей. Отношение человека к природе характеризует состояние его внутреннего мира. Сложность и драматизм современных взаимоотношений человека с природой, возникшие негативные изменения в окружающей среде свидетельствуют о серьезном духовно-нравственном кризисе в обществе. Смещение ценностей человека, социальные проблемы и представления о неисчерпаемых природных богатствах России вызвали безответственное и потребительское отношение к природе. На рубеже XX-XXI вв. на фоне нарастания технических достижений констатируется стремительное ухудшение экологического состояния окружающей среды, отрицательное воздействие которого чувствуют практически все жители планеты. Разрушить стереотипы безответственного отношения к природе невозможно запретительными мерами. Перспективы будущего связываются с экологической культурой как важнейшим условием благополучного развития цивилизации. В обществе все острее ощущается потребность в экологически ориентированном образовании, в фокусе внимания которого будет воспитание молодого поколения, обладающего культурой взаимоотношений с окружающим миром. С психолого-педагогической точки зрения в процессе становления личности подростковый и ранний юношеский возрасты являются ответственным периодом для формирования мировоззрения, нравственности, личностных ценностей, отношения к окружающему миру. В этой связи экологическое образование способно выступать основой для становления духовной личности.в педагогической науке накоплен ценный опыт исследований проблемы развития человека в гармонии с природой. Отдельные его аспекты разрабатывались в истории педагогики Я.А.Коменским, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, рассматривались в трудах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. В современных исследованиях в области экологического образования концептуальные положения его совершенствования изложены дЙ А.М.Галеевой, Н.С.Дежниковой, А.Н.Захлебным, И.Д.Зверевым, Б.Г.Иоганзен, Б.Т.Лихачевым, Л.П.Салеевой, И.Т.Суравегиной и др. Вопросы организации экологического образования на уроках естественнонаучного цикла освещены в трудах В.М.Галушина, В.М.Константинова, Т.В.Кучер, И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой и др. Региональная специфика экологического образования исследована Н.Ш.Блягоз, Н.Ж.Дагбаевой, Т.Д.Замбаловой, Д.Р.Керимовой, Е.Д.Макаровым, Р.А.Махабадаровой, К.В.Павловым, Л.Е.Халудоровой, З.А.Хусаиновым и др. Особенности повышения экологической воспитанности детей изучены Н.Г.Лаврентьевой, А.П.Оттенс, И.В.Цветковой и др. Изменение экологической ситуации рассматривается в тесной связи с духовным оздоровлением общества в трудах В.А.Балханова, Н.А.Бердяева, Л.П.Буевой, Э.В.Гирусова, Н.Глазачева, О.В.Доржигушаевой, В.В.Мантатова, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, Л.Франка и др. Активно исследуются вопросы формирования экологического сознания (С.Д.Дерябо, В.И.Панов, Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, В.А.Ясвин и др.). Потребностью времени становится гуманитаризация образования (В.А.Балханов, А.С.Запесоцкий, В.Л.Кургузов, КН.Моисеев, Ю.В.Сенько и др). Эти тенденции обусловили нравственно-мировоззренческую направленность экологического образования. В современных исследованиях, несмотря на их широкий спектр, недостаточно разработанными являются, на наш взгляд, вопросы о значении гуманитарного образования в формировании экологической культуры. Приобщение к культурному наследию, накопленному предыдущими поколениями, формирование нравственных и эстетических ценностей в условиях школьного образования осуществляется в основном через язык и литературу. Возможности филологических предметов оказывать существенное влияние на состояние духовного мира позволяют рассматривать их важным фактором развития экологического мышления и нравственноэкологической позиции школьников в этом возрастном периоде. Целесообразность экологического образования на уроках филологических дисциплин объясняется спецификой их содержания, заключающейся в огромном воспитательном потенциале. Однако педагогический потенциал филологических дисциплин не осмысливается в соответствии с задачами экологического образования и остается не реализованным в полной мере. Изучение состояния экологического образования выявило противоречия: между социальной значимостью формирования экологической культуры и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в общеобразовательных учреждениях; между современной тенденцией гуманитаризации экологического образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в научнопедагогической литературе; между реальными возможностями филологических дисциплин в развитии учащихся и ограниченным использованием его содержания в формировании их экологической культуры. Указанные противоречия объясняются недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы, что обусловливает актуальность темы исследования «Содержание филологических дисциплин как фактор формирования экологической культуры учащихся основной школы». Цель исследования: раскрытие экологического содержания филологических дисциплин и обоснование условий его эффективного использования в формировании экологической культуры учащихся.Объект исследования: содержание экологического образования в цикле филологических дисциплин. Предмет исследования: реализация экологического потенциала филологических дисциплин в учебно-воспитательной работе с учащимися основной школы. Гипотеза исследования. Экологическая культура учащихся на уроках филологических дисциплин будет формироваться успешно, если: в формировании экологической культуры учащихся определены значение и конкретные задачи филологических дисциплин; в содержании филологических дисциплин имеется достаточный материал, который целенаправленно используется в экологическом образовании; для проведения экологического образования обеспечена соответствующая подготовленность учителей-филологов; содержание филологических предметов дополнено краеведческим, экологическим материалом в рамках национально-регионального компонента. Задачи исследования: охарактеризовать сущность понятия «экологическая культура» и определить основные направления экологического образования школьников; усовершенствовать модель формирования экологической культуры и определить в ней значение филологических дисциплин; проанализировать содержание филологических дисциплин и раскрыть их роль в экологическом образовании учащихся; обосновать условия эффективного использования содержания филологических дисциплин в экологическом образовании учащихся. Методологической основой исследования являются философский принцип всеобщей связи и взаимообусловленности природных и социальных явлений, аксиологический подход к общей культуре человека (Э.П.Гирусов, М.С.Каган, В.П.Казначеев, Н.М.Мамедов, А.Д.Урсул); психолого-педагогические взгляды на образование как на процесс развития личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); положения о целостном подходе к обучению, воспитанию и развитию ащихся (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.А.Сухомлинский); идеи гуманитаризации образования (Н.М.Артеменко, А.С.Запесоцкий, И.К.Кузьмичев, Н.Я.Мещерякова), конЩ) цепции, определяющие сущность экологической культуры (Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев). Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных ученых по филологии, литературоведению, социальным наукам, педагогике и психологии, на основе которых разработаны основные положения о значении гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся. Методы исследования: теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, филологии, литературоведению, социологии, ш экологии; моделирование; традиционный, формализованный, сравнительный анализ и классификация содержания филологических дисциплин; анализ и обобщение педагогического опыта в области экологического образования; эксперимент; педагогическое наблюдение; фокусированное интервью с учителями и учащимися; тестирование; анкетный опрос. Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой результат специального исследования недостаточно разработанной проблемы формирования экологической культуры в процессе преподавания филологических дисциплин. Выявлено экологическое содержание и рас крыты его основные компоненты в школьных курсах русского языка и литературы, бурятского языка и литературы, немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательной школы. Обоснованы условия эффективного формирования экологической культуры учащихся на уроках филологических дисциплин, предусматривающие соответствующую подготовленность учите

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 153 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031