Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Социальное программирование в управлении внешнеэкономической деятельностью региона. Колунин, Владимир Михайлович бесплатно
9:26 PM
Скачать Социальное программирование в управлении внешнеэкономической деятельностью региона. Колунин, Владимир Михайлович бесплатно

Социальное программирование в управлении внешнеэкономической деятельностью региона

Диссертация

Автор: Колунин, Владимир Михайлович

Название: Социальное программирование в управлении внешнеэкономической деятельностью региона

Справка: Колунин, Владимир Михайлович. Социальное программирование в управлении внешнеэкономической деятельностью региона : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 / Колунин Владимир Михайлович; [Место защиты: Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т] - Тюмень, 2009 - Количество страниц: 207 с. ил. Тюмень, 2009 207 c. :

Объем: 207 стр.

Информация: Тюмень, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
§ 11 Социальное программирование в системе социального управления
§ 12 Система социального управления внешнеэкономической деятельностью
§ 13 Социальное программирование как технология управления внешнеэкономической деятельностью в регионе
Глава 2 СОЦИОЛОГО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
§ 21 Анализ региональной практики внешнеэкономической деятельности
§ 22 Практика управления внешнеэкономическими связями в Тюменской области
§ 23 Инновационные технологии социального управления внешнеэкономической деятельностью в субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области)

Введение:

Актуальность диссертационного исследования.
Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в России - и федерального центра, и органов власти субъектов Федерации - в настоящее время является реальное обеспечение устойчивого социально-экономического развития «подведомственной» территории в целях повышения уровня жизни проживающего на ней населения, качественных характеристик его жизнедеятельности.
В условиях трансформации российского общества и мирового экономического кризиса актуализировалась необходимость определить меру «присутствия» государства в экономике, меру, соответствующую современным российским условиям, задачам обеспечения суверенитета, стимулирования и организации возрождения, устойчивого социально-экономического развития страны, укрепления в обществе демократических и рыночных основ, обеспечения социальных обязательств государства. Практика государственного управления, в том числе • управления российскими регионами (в данной работе понятие «российский регион» соответствует понятию «субъект Российской Федерации») насыщена примерами сравнительно последовательной выработки и реализации таких форм, средств, механизмов регулирования экономической деятельности, которые бы в наибольшей степени, соответствовали производительному потенциалу территории, оказывали стимулирующее влияние на развитие прежде всего наиболее конкурентоспособных территориальных и отраслевых секторов^экономики, основывались на объективных оценках экономической и социальной целесообразности использования для этого внешнеэкономических, межрегиональных связей.
Для решения этих практических задач органы государственной власти России, субъектов Федерации все шире используют программно-целевое управление, социальное программирование, нарабатывают практику выработки и реализации стратегий социального и экономического развития соответствующих территорий на средне- и долгосрочную перспективу. По мнению диссертанта, внедрение и активное применение форм и методов социального программирования в управлении социально-экономическими процессами является неотъемлемым условием обеспечения и вышеназванной меры «присутствия» государства в экономике, и ответственности государства в социальной сфере.
Среди различных направлений деятельности органов государственной власти и федерального, и регионального уровней все более возрастающее значение приобретает управление внешнеэкономическими связями, деятельностью - это объективно обусловлено общими процессами глобализации, сложившейся системой международного разделения труда, географической и отраслевой дифференциацией рынка товаров и услуг. При этом на практике управление внешнеэкономическими связями в регионе означает управление установлением этих связей" и осуществляемой. в, их рамках деятельностью: внутренние потребности регионов», .в сфере производства и потребления товаров и услуг, функционирующих на этих территориях организаций, предприятий' и учреждений, порождает установление деловых связей (гражданско-правовых отношений) кооперации и сотрудничества между организациями, предприятиями и учреждениями, действующими в различных регионах иных стран, и, во многих случаях, межгосударственных связей региональных органов государственной власти; внешнеэкономическая деятельность является формой реализации и выражения этих связей (отношений), переводит данные связи (отношения) в категорию реально функционирующих, результативных.
Внешнеэкономические,- трансграничные связи в настоящей диссертации — суть межрегиональные связи между субъектами экономической деятельности конкретного субъекта Федерации и административно-территориальной единицы или субъекта федеративных отношений иностранного государства, международные связи. Они осуществляются через механизмы рыночной конкуренции, а также механизмы государственного и межгосударственного (как, например, Всемирная торговая организация) регулирования, защищающие собственных товаропроизводителей методами прежде всего тарифно-таможенной политики. Порядок участия органов государственной власти субъектов Федерации в организации этих связей достаточно строго регламентируется федеральным центром. Для Тюменской области, входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, являются весьма актуальными задачи интеграции во внешнеэкономические связи России, решаемые на основе международного права и компетенции субъектов Федерации, предоставленной им в этой сфере российским законодательством.
Межрегиональные связи внутри России, устанавливаемые для решения задач межрегиональной кооперации, объективно необходимой для социально-экономического развития > каждого из вступающих в эти связи регионов- России, строятся на иной правовой основе, жестко запрещающей субъектам Федерации' вводить административные ограничения для перемещения товаров и услуг с территории одного субъекта Федерации на территорию другого. Проблемы социального управления развитием этих связей не являются предметом настоящего диссертационного исследования.
В настоящее время использование методов социального программирования в повседневной практике государственного управления внешнеэкономической деятельностью становится все более распространенным. Нормативные основы этого заложены еще в 1995 году в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской, Федерации» [182], в> котором определены обязанности Правительства РФ по организации кратко-, средне- и долгосрочного социально-экономического прогнозирования, разработки на этой основе соответствующих управленческих программ. Однако Закон носит достаточно общий процедурно-технологический характер, в нем практически не затрагиваются вопросы организации, методики разработки и реализации федеральных и региональных («субъектных») социально-экономических программ в целом, в том числе в сфере внешнеэкономических связей.
Использование методов социального программирования в практике управления внешнеэкономической деятельностью ограничивается недостаточной еще проработанностью как методологии социального программирования в целом, так и методики разработки целевых программ, организационных механизмов и средств их эффективной реализации именно для данной сферы деятельности (разработка вопросов социального программирования в сфере внешнеэкономической деятельности в России в качестве самостоятельной проблемы социологии управления пока не была предметом исследования). Это свидетельствует, по мнению диссертанта, о незавершенности в настоящее время процесса реформирования, модернизации1 всей '•> ' системы внешнеэкономических ."связей, .-.ее государственно-управленческого комплекса. ? . . :
Степень разработанности проблемы.
Вопросы программирования деятельности являются предметом 1 различных наук. Так, основы изучения биопсихологического механизма программирования жизнедеятельности человека заложены Павловым И.П. [100]. В работах Анохина П.К. [4; 5] выдвинут важный для понимания природы социального программирования тезис об опережающем отражении действительности применительно к живой природе в целом.
Алексеев В.П. [2], Буева Л.П. [20], Ветров А.Н. [233], Выготский Л.С. [255], Каган М.С. [533], Лекторский В.А. [733], Леонтьев А.Н. [744], ЛурияА.Р. [76], НиколовЛ. [95], Петров М.К. [103], Степин B.C. [164], Швырев B.C. [199], Щедровицкий Г.П. [203] в своих работах рассматривали сущность и механизмы взаимозависимости, взаимовлияния генетических и иных, преимущественно связанных с психическими процессами программ развития человека, и социально обусловленных программ, связанных с социальным действием, деятельностью; место и роль в этих механизмах сознания, процессов целеобразования; общественно-исторические и социально-психологические механизмы образования и действия социальных программ; программирующее человека и мир человека значение орудийной (трудовой) деятельности, общения, знаков, языка, письменности, числа; эволюцию систем кодирования человеческого опыта (семиотических систем) как информационной основы социального программирования; и пр.
В работах социологов, исследующих такие социальные институты как управление, власть, культура, рынок, трактуется программирование как неотъемлемое свойство, атрибут целенаправленной человеческой деятельности, изучается его назначение, процесс, принципы, методы, формы, функции, которые оно выполняет в общественной практике. Программирование описывается как управленческий феномен, свойственный любой системе, как общий принцип управления (Афанасьев В.Г. [8], ЕвенкоЛ.И. [41], . Петрушенко.Л.А. [104]); как важный-: элемент . целеустремленных, организационных систем (Акофф Р. и Эмери Ф. [1]); как феномен алгоритмичности культуры, получающей через программирование ' регулятивно-управленческое выражение (Давидович В.Е. [36], Радугин А.А. и Радугин К.А. [129]); как атрибут любой власти, связанный с ее источниками, методами и формами, как метод власти и управления- и одновременно — аспект всех методов и форм власти, обеспечивающий переход потенциальной власти в реальную властедеятельность, в управленческую область (Виханский О.С. и Наумов А.И. [24], Мшвениерадзе В:В., Кравченко И.И. и Осипова-Е.В: [94]); как форма «упорядоченно-стихийного» вмешательства государства в рыночные отношения (Осипов Ю.М. [99]).
Исследованию методологии социального программирования' и основных форм деятельности по разработке и реализации социальных программ - социального прогнозирования, социального проектирования, социального планирования, их связи с социальными технологиями посвятили ряд трудов Антонюк Г.А. [6], Бестужев-Лада И.В. [14; 15; 117; 128], Дридзе Т.М. [39], Иванов В.Н. и Патрушев В.И. [47], Маркин В.В. [78; 79; 80; 81; 82], Тощепко Ж.Т. [173; 174], Щербина В.В. [204; 205].
В качестве научно-теоретических оснований исследования следует указать также на труды ряда отечественных и зарубежных ученых — представителей таких наук как философия, социология управления, социология организаций, экономическая социология, теория систем, теория государственного управления, менеджмент, психология, политология, кратология (Блауберг И.В., Юдин Э.Г. [16], Бойков В.Э. [17], Бондарев А.А. [18], ВеберМ. [22], Глинский Б.А. [30], Грушин Б.А. [35], Крушинский JI.B. [67], Куликов В.Н. [68], Микульский К.И. [88], Минина В.Н. [90], Парсонс Т. [101], Пригожин А.И. [118; 119; 120], РуткевичМ.Н. [136], Садовский В.Н. [138; 139]), которые предложили концептуальное видение места и роли программирования в различных формах и сферах жизнедеятельности человека и общества, в том числе в региональном государственно-управленческом комплексе.; • •
Отдельные методологические и теоретико-прикладные - вопросы социального управления Тюменским регионом, в том числе таким его -направлением, как внешнеэкономическая (межрегиональная) деятельность, на которые опирался автор, рассмотрены в работах Барбакова О.М. [9], Барбаковой К.Г. [10; 11], Белоножко M.JI. [12], Гаврилюк В.В. [26], Конева Ю.М. [59], Костко Н;А. [10; 65], Левашова В.К. и Хайруллиной Н.Г. [175], Рудневой Л.Н. [135], Силина А.Н. [145; 146; 147], Симонова С.Г. [149], Юдашкина В.А. [207].
Вместе с тем, следует отметить, что исследуемая автором проблема слабо представлена в научной литературе. Теоретико-методологические трактовки социального программирования' зачастую не учитывают, по мнению диссертанта, сложность социальных систем, неравнозначность различных составляющих их элементов, конкурирующий характер1 стратегий поведения, деятельности этих элементов, определяемых их местом и ролью в социальной иерархии. Не получили должного освещения теоретические и практические проблемы программирования в управлении такой сложной и динамической сферой социально-экономической деятельности, как сфера внешнеэкономических связей. Поэтому в дополнение к трудам вышеназванных ученых автор использовал также результаты ряда диссертационных исследований, которые в той или иной степени посвящены данной проблеме (Аппакова Н.Д. [7], Гревцева Л.Г. [34], Саушкин А.В. [142], Фролов К.В. [195], Царева О.Е. [196], Шевчугова С.П. [201]).
Эмпирическую основу диссертации составляют результаты анализа нормативных и информационно-аналитических документов органов государственной власти Российской Федерации и Тюменской области в сфере внешнеэкономической и межрегиональной деятельности в России и в субъектах РФ (в том числе имеющихся в архиве автора), статистического исследования законодательного., обеспечения этой деятельности; экономико,-статистического исследования. практики управления внешнеэкономической • -деятельностью в Тюменском регионе; авторского опроса экспертов в этой 1 сфере; вторичного анализа материалов социологических исследований !? других ученых.
В системе социального управления внешнеэкономической деятельностью в регионе (субъекте Российской Федерации) автор выделяет два функциональных уровня (подсистемы): во-первых, это управление данной деятельностью, происходящее на уровне организаций, предприятий и учреждений, выступающих непосредственными участниками, сторонами внешнеэкономических связей; во-вторых - управление внешнеэкономическими связями региона, осуществляемое органами государственной власти субъекта Российской Федерации; оно- выступает также в качестве подсистемы государственного управления совокупностью социальных процессов, происходящих на территории региона, жизнедеятельностью его населения.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут входить и в первый функциональный блок управления в случае, если они в пределах своей компетенции вступают в качестве стороны в межгосударственное взаимодействие с органами власти регионов иностранных государств, или в непосредственное хозяйственное взаимодействие с субъектами хозяйственной деятельности этих регионов (например, в порядке размещения государственного заказа).
Объектом диссертационного исследования является второй функциональный уровень - управление внешнеэкономической деятельностью в регионе, осуществляемое органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования является система социального программирования в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью в регионе.
Цели и задачи исследования. Целью исследования-была поставлена разработка, на основе технологии социального программирования, модели формирования и реализации эффективной стратегии государственного управления внешнеэкономической деятельностью в субъекте Российской Федерации.
Для достижения цели исследования были поставлены ряд задач, в частности:
• выяснить сущность социального программирования, его место и роль в системе социального управления;
• определить функции социального программирования в системе управления регионом; выявить значение внешнеэкономической деятельности, межрегиональных международных связей для процессов регионального развития; выявить технологические особенности социального программирования в сфере управления внешнеэкономической, межрегиональной деятельностью; выявить функциональные модели практики управления внешнеэкономической деятельностью в Тюменском регионе;
• разработать модель программно-целевой технологии регионального управления внешнеэкономической деятельностью.
Научная новизна исследования заключается в том, что: социальное программирование (программирование изменения социальных систем) проанализировано как совокупность (система) компонентов (субъекта, объекта, цели, средств, условий, процесса, результата) и взаимосвязанных процессов; выделены: процесс объективного научного анализа состояния объекта управления, тенденций и факторов его изменения; процесс выработки образа желаемого состояния объекта; процесс выработки действий, необходимых- для перевода объекта в желаемое состояние; процесс • реализации этих действий; процесс коррекции-: представлений-о «желаемом состоянии объекта» и. «действий, необходимых • для перевода объекта в желаемое состояние» на основе обратной связи;
• предложен методический прием разработки программ управления, предполагающий последовательное аналитическое членение (операционализацию) проблем и последовательный синтез управленческих решений, программы управленческих действий; предложена модель взаимодействия субъектов управления Программой, развития, внешнеэкономической деятельности и субъектов внешнеэкономической деятельности в субъекте РФ, предполагающая создание институтов этого взаимодействия — советов, палат, ассоциаций, переговорных площадок и т.п., как форм представления и согласования множественных интересов целевых групп субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечения обратной связи.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике социального управления регионами при формировании программ развития внешнеэкономической деятельности, а также при разработке учебных курсов «социология управления», «регионоведение», «управление внешнеэкономической деятельностью».
Положения, выносимые на защиту:
• социальное программирование может быть интерпретировано как система компонентов - субъекта, объекта, цели, средств, условий, процесса, результата; социальное программирование является системой взаимосвязанных, взаимнообусловленных процессов, во-первых, выработки адекватного представления об объекте управления (начало целеобразования); во-вторых, выработки представлений о желаемом, «установленном» состоянии объекта (завершение целеобразования), отбора конкретных целей управления объектом- (начало целеполагания); в-третьих, выработки набора действий, необходимых для3 перевода объекта, в «установленное» состояние,:: "; поиска и отбора средств, необходимых и достаточных для достижения целей/ выработки*и принятия решений (завершение целеполагания); в-четвертых,
1 реализации этих действий (целеосуществление, целереализация); в-пятых, коррекции целей, представлений о состоянии объекта, о желаемом его состоянии, набора действий по его достижению на основе обратной связи -информации о поведении объекта и изменениях его состояния в результате управленческих действий и «возмущающего» влияния социальной среды;
• социальное программирование как социальная технология управления внешнеэкономической деятельностью, межрегиональными связями, отличающимися высокой' степенью неопределенности вариантов развития, неповторяемостью ситуаций, значительным числом субъектов этой деятельности, сложностью их взаимосвязей, позволяет более эффективно использовать внутренний экономический потенциал региона, способности регионального товаропроизводителя участвовать в конкурентной борьбе, а органов государственной власти - разрабатывать и осуществлять адекватные управленческие воздействия на развитие внешнеэкономических связей; в тюменском регионе система регионального управления внешнеэкономической деятельностью, межрегиональными связями демонстрирует серьезные недостатки, реальные проблемы и перспективы в этой сфере недооценены, управление ею не носит целенаправленный, системный, обоснованный анализом, последовательный, т.е. программный характер; совершенствование социального программирования развития внешнеэкономической (межрегиональной) деятельностью в Тюменской области связано с внедрением в управленческую практику новых методов и приемов разработки программ управления, усиливающих аналитическое обоснование целей и проблем и последовательный синтез управленческих решений, программы управленческих действий; - в рамках Стратегии развития-Тюменской-области на перспективу до 2020 года следует разработать концепцию, государственного управления, внешнеэкономической деятельностью в Тюменской области, реализующую, модель институционального взаимодействия • субъектов управления Программой развития внешнеэкономической деятельности и субъектов внешнеэкономической деятельности в субъекте РФ, создать набор институтов этого взаимодействия — советов, палат, ассоциаций, переговорных площадок и т.п., как форм представления и согласования множественных интересов целевых групп субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечения обратной связи.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры социального менеджмента Тюменского государственного-нефтегазового университета. Отдельные результаты исследования > докладывались на Международной научно-практической конференции «Либерализация законодательства России в сфере внешнеэкономической деятельности — основа эффективности деятельности участников международных отношений» (Ханты-Мансийск, 2004), Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие территорий на этапе стабилизации: теория и практика» (Тюмень - Павлодар, 2005), Международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые проблемы адаптации соотечественников в Тюменской области» (Тюмень, 2006).
По теме диссертации автор опубликовал 13 научных публикаций: 12 научных статей (из них 5 в соавторстве), в том числе две статьи в научных журналах, включенных ВАК РФ в список для публикации результатов диссертационных исследований по социологии; а также монографию.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 209 наименований, и семи приложений. По тексту диссертации приведены 12 рисунков и 5 таблиц, в приложениях - 20 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 156 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031