Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Скачать Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок. Ефимкина, Римма бесплатно
0:26 AM
Скачать Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок. Ефимкина, Римма бесплатно

Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок

Диссертация

Автор: Ефимкина, Римма Павловна

Название: Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок

Справка: Ефимкина, Римма Павловна. Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль, 2003 185 c. : 61 04-19/349

Объем: 185 стр.

Информация: Ярославль, 2003


Содержание:

Специальность 190005 — социальная психология
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководительдоктор психологических наук, профессор
Козлов Владимир Васильевич
Ярославль
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТРАКТОВКА
ПОНЯТИЯ ИНИЦИАЦИИ
11 Типы инициаций по содержанию
12 Структура инициации
13 Феноменология посвящения
14 Патронирование неофита
15 Сценарий женской инициации
16 Сходство и различие инициации юношей и девушек
17 Антагонизм и взаимное притяжение между полами
Глава 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И КОНЦЕПЦИЙ,
ИЗУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, БЛИЗКИЕ ПОНЯТИЮ ИНИЦИАЦИИ
21 Л С Выготский о кризисах
22 Теория кризисов Э Г Эриксона
23 Теория развития и понятие индивидуации КГ Юнга

Введение:

Актуальность проблемы. Изучение инициации средствами и методами психологии представлено в науке недостаточно: в лучшем случае это этнографические, литературоведческие или мифологические заимствования. Инициации, в частности, женские, в психологии не рассматривались.
На это есть причины, одну из которых мы усматриваем в том, что инициации в традиционном понимании этого слова — как обряды посвящения — давно ушли в прошлое, продолжая интересовать только историков культуры и этнографов. Однако инициация — не только обряд, но и сам переход, и именно в этом смысле инициации зафиксированы в структуре сюжета волшебных сказок, а сказки, в отличие от обрядов, остались неизменными и продолжают бытовать сегодня в том же виде, что и тысячи лет назад.
Если инициация как обряд не изучается в психологии, то сказка, в силу того, что в ней зафиксирована структура инициации как компонента социализации личности, вызывает глубокий интерес практических психологов и психотерапевтов. Психотерапевтический рынок России наводнен подходами, основанными на использовании сказкотерапии, которая, несмотря на видимую эффективность и широкое использование, нуждается в серьезном теоретическом обосновании.
Причина обращения нами к теме именно женских инициаций заключается в том, что в маскулинно ориентированной психологии по-прежнему мало внимания уделяется особенностям социализации женщин. Культура знает множество образцов самореализации мужчин, но невнимание к женскому пути на сегодня привело к тому, что эмансипация женщин приобретает угрожающие размеры, особенно в России, где женщина слишком долго находилась в идеологическом ослеплении. Эмансипация женщин разрушает целостность семьи, а следовательно — общества. При этом очевидно, что по-старому, когда женщина находилась в угнетении, жить нельзя, а как по-новому — неизвестно. Мы исходим из того, что человеческий путь — единый, всеобщий и для женщин, и для мужчин, однако половая идентификация определяет специфику прохождения стадий человеческой жизни. Эта специфика также отражена в инициатических сюжетах волшебных сказок.
Актуальность изучения социально-психологических проблем возрастных кризисов женщины и стратегий их разрешения обусловливается развитием тендерной психологии, психокоррекционного и трансформационных направлений в медицине, психотерапии и социальной психологии.
Результаты социально-психологических исследований проблем возрастных кризисов женщины служат основанием для решения как теоретических, так и прикладных задач, актуальных для социальной психологии. На современном этапе развития отечественной социальной психологии многие проблемы личности рассматриваются через призму быстро изменяющихся внешних условий существования: экономических, политических, социальных и др. Проблема социализации женщины, в процессе которой возрастные кризисы занимают значительное место, становится актуальной в силу вероятности возникновения комплекса деструктивных психосоциальных реакций и нарушения самого механизма социальной адаптации в системе полоролевых идентификаций. Анализ социально-психологических проблем личности и ее интеграции в состоянии возрастного кризиса, их теоретическое исследование позволяют разработать способы снижения последствий деструктивных переживаний и превентивные меры к возможной дезадаптации человека в ситуации женских жизненных кризисов.
Вне сомнения, жизненные кризисы для женщины в процессе социализации являются вызовом (В.В. Козлов, 1999). Основным условием формирования адаптивного поведения и позитивной дезинтеграции в ситуации возрастного кризиса выступает высокий уровень осознания социально-психологических проблем и понимания глубинных механизмов социализации, механизмов преодоления сложностей инициации в различные новые ролевые образования, связанные с возрастными кризисами. Осознание этих условий позволяет усваивать и самостоятельно вырабатывать индивидуальные способы решения проблем. Проблемы формирования и развития некоторых личностных особенностей у людей в кризисном состоянии, адаптации к новым условиям жизни в связи с возрастными изменениями, проблемы развития способности к активному включению в процесс разрешения кризисных * состояний женщинами и многие другие могут быть в полной мере решены только с учетом знания закономерностей глубинных матриц поведения и особенностей социально-психологических проблем возрастных кризисов.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое исследователями жизненным кризисам, лишь небольшое число работ посвящено выявлению социально-психологических проблем женщин и стратегиям их разрешения. В то f же время исследования подобных проблем важны для понимания особенностей формирования адаптированных и неадаптированных личностей в ситуации возрастных жизненных кризисов. Формируясь в процессе индивидуального развития как адаптированная или неадаптированная, структурная организация личности определяет ту парадигму прикладной социально-психологической работы, в рамках которой будет достигнут наибольший эффект.
Вместе с тем при всей теоретической и практической значимости ис-4 следований возрастных кризисов женщины анализ основных направлений реабилитационной работы, представленных как в отечественной, так и в зарубежной литературе, показал недостаточную разработанность их социально-психологического содержания, динамики адаптационных процессов и роль векторов развития кризиса в дальнейшем жизненном пути женщины.
Возрастные кризисы женщин не изучаются как специфический социально-психологический феномен, имеющий определенный уровень организации, индивидуальную меру выраженности, специфические проблемы и феноменологию. Одновременно существует настоятельная необходимость в расширении методологического аппарата при исследовании феномена социально-психологических возрастных кризисов женщины. Именно поэтому нами апробирован метод анализа сюжетов женских волшебных сказок в качестве инструмента исследования глубинных социально-психологических матриц женского возрастного кризиса, его архетипического содержания как инициации в новые экзистенциальные смыслы. & Сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработанностью многих аспектов социально-психологических проблем возрастных кризисов женщин обусловило актуальность диссертационного исследования и постановку его целей.
Цель исследования — раскрыть социально-психологическое содержание женских возрастных кризисов как инициаций в сюжетах женских волшебных сказок, описать стратегии их разрешения и определить ведущие факторы позитивной и негативной дезинтеграции в ситуации кризиса.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования:
1. Анализ и систематизация различных подходов к исследованию представлений об инициации в этнографии, истории религии и других науках.
2. Анализ и систематизация психологических теоретических подходов и концепций, изучающих социально-психологические явления, близкие понятию инициации.
3. Выделение адекватных методов для исследования социально-психологического содержания возрастных кризисов женщины в инициатиче-ских сюжетах волшебных сказок.
4. Отбор женских волшебных сказок с инициатическими сюжетами.
5. Выявление и описание особенностей женской инициации как социально-психологического явления.
Объект исследования — инициатические сюжеты женских волшебных сказок.
Предмет исследования — социально-психологическое содержание возрастных кризисов развития женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок.
Гипотеза исследования: в инициатических сюжетах волшебных сказок содержатся базовые матрицы прохождения возрастных кризисов женщин.
Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1. Базовые матрицы прохождения возрастных кризисов имеют социально-психологическое содержание как кризисов идентичности.
2. Кризис идентичности имеет двойной характер: внутренний и внешнии. Внутренне он проявляется в виде смены структуры личности — разрушения старых механизмов адаптации и приобретения новообразований. Внешне выступает в виде ролевых конфликтов, требующих разрешения.
3. Существует три базовых кризиса идентичности и три базовых социально-психологических инициации как способов разрешения нормативных кризисов женщины. t Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции личности как системы отношений (В.Н. Мясищев), методологические положения о единстве внутренних и внешних условий в формировании свойств личности (биопсихосоциальный подход), культурно-историческая концепция (JI.C. Выготский), эпигенетическая концепция развития личности (Э. Эриксон); концепция личностного кризиса (В.В. Козлов), концептуальные подходы к изучению психологической структуры личности и ее отношений (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, 4 А.В. Брушлинский, Е.В. Шорохова, К.К. Платонов и др.), морфологический подход к изучению сказки В. Проппа, теоретические взгляды Д.Ю. Соколова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, B.C. Мухиной, М.В. Осориной на сказку как метод формирования личности.
Методы исследования. В работе были использованы такие методы, как теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, анкетирование, изучение документов, включенное наблюдение, биографический метод, а также такие оригинальные методы исследования, как юнгианский анализ, модифицированный структурно-функциональный анализ Проппа.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и соответствующих целям и задачам исследования. Системный подход, применение количественного и качественного анализа результатов, использование стандартных и обоснованных психодиагностических методов обеспечивают высокий уровень достоверности и надежности полученных результатов и выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в социальной психологии исследовано и разработано понятие «социально-психологическая инициация женщины». К новым результатам можно отнести анализ теоретических и практических социально-психологических аспектов женских возрастных кризисов. В исследовании доказано, что женская волшебная сказка содержит вневременные базовые матрицы прохождения возрастных кризисов женщины. В результате анализа инициатических сюже-К' тов волшебных женских сказок получены данные, позволяющие утверждать, что в сказке выделяется три социально-психологических инициации, сопровождающие кризисы развития при переходах из детства в раннюю зрелость, из ранней зрелости в среднюю, из средней взрослости в позднюю.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку социально-психологических аспектов женских возрастных кризисов, методов их исследования и психокоррекции.
• Рассмотрен большой комплекс социальных и психологических ас* пектов проблем женских возрастных кризисов, их влияние на процесс социализации и адаптации, вычленены основные проблемы, их детерминанты, разработаны стратегии разрешения нормативных женских кризисов.
• Выявлены базисные характеристики, раскрывающие инициатиче-ский характер женских возрастных кризисов, что вносит вклад в фундаментальную проблему социальной психологии — проблему интеграции закономерных кризисных состояний и адаптации личности к условиям изменяющейся социальной среды.
• Изучены особенности ролевой динамики и разрешения женских возрастных кризисов, что вносит вклад в теорию социализации, поскольку в рамках исследования ставится и частично решается вопрос о выполнении «задач развития» на каждом жизненном этапе.
Практическая значимость исследования определяется той ролью, которую играет раскрытие специфических особенностей возрастных кризисов женщин как социальной группы для развития социальной психологии в * качестве фундаментальной научной дисциплины. Реализованная в исследовании стратегия изучения феномена инициации позволяет построить целостную модель помощи женщинам в ситуации возрастных кризисов, имеющую выход в широкую социальную практику.
Знание основных факторов, влияющих на процесс интеграции опыта кризиса, дает возможность предсказать особенности прохождения женщинами возрастных инициаций и прогнозировать адаптивные возможности личности, что немаловажно для грамотного социально-психологического сопровождения и коррекции личности в ситуации возрастного кризиса. Целенаправленное формирование социально успешных моделей поведения в ситуации кризиса позволяет делать социальную адаптацию женщин эффективной в большем количестве случаев.
Результаты эмпирического исследования могут найти применение в таких сферах, как психотерапия, социология, социальная работа, социальная психология. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных и практических занятий для психологов, медицинских и социальных работников, психотерапевтов и др. представителей помогающих профессий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международном Симпозиуме «Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика» (Ярославль, 2000), «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001-2003), на региональных научно-практических конференциях Новосибирского государственного университета (1999-2002), Московского Института Гештальта и Психодрамы (1999-2002). Материалы диссертации были использованы при чтении лекций по психологии развития на Спецфакультете психологии Новосибирского государственного университета, Новосибирского классического института, а также при проведении авторских психологических тренингов «Инициация женщины» в Алматы, Астане, Барнауле, Новосибирске и др.
Содержание работы отражено в 8 публикациях.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в течение 1997-2003 гг. в три этапа. На первом этапе (1997-1999 гг.) был проведен анализ теоретических исследований инициатических процессов женщин в различных психологических, этнографических, психолингвистических и социологических направлениях. На втором этапе (2000-2001 гг.) были проведены эмпирические исследования во время тренингов в стилях гештальт-терапии, психодрамы, арттерапии. На третьем этапе (2001-2003 гг.) была проведена апробация и внедрение программы коррекции и помощи женщинам в ситуациях возрастного кризиса «Инициация женщины». За время реализации диссертационного исследования было проведено 43 тренинга с участием более 800 женщин.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Возрастные кризисы женщин могут существенно изменить их жизненный путь, вызвать экзистенциальный (психодуховный) кризис и нарушить процесс социализации. Многие женщины при негативной дезинтеграции не выполняют задачи развития на каждом возрастном этапе, что приводит к возникновению социально-психологических проблем.
2. Сюжеты волшебных сказок символически описывают инициатиче-ские процессы и закономерности возрастных кризисов.
3. Инициация — социально-психологическое явление внеисторическо-го порядка. Она сопровождает и выражает содержание нормативных кризисов развития.
4. В женской волшебной сказке запечатлены три инициации, сопровождающие три кризиса идентичности женщины.
5. Инициация проявляется как внутренне (трансформация личности), так и внешне (ролевые конфликты с социальным окружением).
6. В сказках содержатся две противоположные стратегии прохождения инициации: позитивная дезинтеграция (развивающая) и негативная дезинтеграция (стагнирующая).
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст диссертации, изложенный на 185 страницах, иллюстрирован 8 таблицами и 6 приложениями. В приложениях объемом 14 страниц представлены материалы, не вошедшие в основной текст

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 175 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30