Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества. Логинова, бесплатно
5:57 AM
Скачать Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества. Логинова, бесплатно

Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества

Диссертация

Автор: Логинова, Елена Владимировна

Название: Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества

Справка: Логинова, Елена Владимировна. Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль, 2006 235 c. : 61 06-19/198

Объем: 235 стр.

Информация: Ярославль, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
11 Категории «самоопределение» и «идентификация»в понятийном аппарате социальной психологии
12 Проблемы самоопределения молодежив трудах отечественных и зарубежных ученых
13 Личностная и социальная идентичность как факторысамореализации личности
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНРШ САМООПРЕДЕЛЕНИЯКАК СИСТЕМНОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА
21 Целостность жизненного пути личности
22 Жизненные планы как способ конструирования перспектив
23 Профессиональное самоопределениев подростковом возрасте
24 Роль ценностей в самоопределении молодежи
Глава 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПСИХОЛ0ГР1ЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЯВ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
31 Профессиональный выбор
32 Ценностные ориентации
33 Жизненные планы
34 Программа психодиагностики и психокоррекцииразличных аспектов юношеского кризиса самоопределения
35 Результаты апробации комплексной программыпрофессиональной и правовой социализации

Введение:

Актуальность исследования. К числу важнейших проблем широкого социального звучания, находящихся на стыке психологии, педагогики, социологии,философии и других наук, относятся проблемы самореализации, выбора собственного пути развития, становления личности. Самоопределение как потребность и способность человека является особым психологическим феноменом,тесно связанным с феноменами сознания, самосозидания, самоутверждения.Разработка проблемы жизненного самоопределения молодежи как социальной группы имеет принципиальное теоретическое и методологическое значениедля решения важнейших задач общественной практики.Юность - достаточно сложный период в развитии личности. Во многих литературных источниках указывается, что этот период является кризисным (Козлов, 1999). Кризис связан с такими качествами, как статусная и ролевая неопределенность, амбивалентность чувств, неуравновещенность Л-концепции, период стресса и неустойчивости социальных ценностей молодого человека. Авторразделяет точку зрения Э. Эриксона, который считает, что главная задача индивидуального развития в период юности - самоопределение и формированиеидентичности. Психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается молодой человек.Актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что всовременных условиях юношеский период и процесс самоопределения проходит в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм иценностей в частности. Таким образом, потенциальная объективная заданностьтрудностей юношеского самоопределения дополняется дестабилизацией социальной жизни, которая выражается, возможно, не только и не столько в отсутствии норм поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют четкоструктурированных нормативных моделей.Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но4В среде молодежи особенно. Изменение политической формы власти привело куничтожению ранее существовавшей системы профилактики, основанной насочетании различных форм участия государства и общества в предупреждениипреступности. Новой системы профилактики в обществе до сих пор не создано.Социальная нестабильность проявляется на трех взаимосвязанных уровнях:общества в целом, социальной группы и личности. В связи с этим общественные явления должны быть исследованы на индивидуально-психологическом(или личностном) уровне. Необходимо изучить их влияние на факторы жизненного самоопределения молодежи и на гражданское самочувствие этой социальной группы.В результате разлома старого социально-экономического и общественнополитического устройства и формирования нового, принципиально иного общественного уклада, новой системы требований к личности, которым она несоответствует, образовался феномен разрыва поколений. Новые требования ине «стыкующиеся» с ними старые социальные установки породили множествопроблем. Отсутствие инструментальных знаний, практических навыков,, прагматического мышления делает молодежь неконкурентоспособной на рынке труда. В юношеской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.В то же время молодежь обладает значительным социально-психологическимпотенциалом, стремится к познанию и гармонии с окружающим миром, творчеству, самопознанию, развитию. Все это объективно порождает необходимостьактивных действий со стороны общества и государства, направленных противнегативных для нации процессов, способствующих сохранению, воспроизводству и развитию российской культуры, связи между поколениями, а также созданию условий для свободного развития личности и общества в целом. Этуфункцию должна выполнять государственная молодежная политика.Однако научно-практические рекомендации по формированию государственной молодежной политики реализуются в документах Российской Федерации ирегиональных органов крайне медленно и недостаточно эффективно. О молоде5жи всерьез вспоминают в основном в период кризисов, путчей и выборов. Высказывается мнение, что молодежные проблемы - это проблемы исключительногражданского общества, его институтов: общественных объединений, партий,профсоюзов, церкви и т. д., при этом забывается, что в России оно еще не сложилось.Актуальность темы, таким образом, определяется тем значением, котороеимеет для реформируемого российского общества проблема жизненного самоопределения молодежи, сложностью и неоднозначностью психологической, социально-психологической, социально-экономической ситуации, в которой онареализуется.Состояние научной разработанности проблемы. В психологической наукепроблема жизненного самоопределения личности и ее идентификации представляла и представляет интерес для многих известных психологов, представителей разных научных школ и направлений, как отечественных, так и зарубежных.Например, психоаналитики рассматривают влияние на идентификацию и самоопределение человека бессознательных процессов: желаний (3. Фрейд), целей (К. Юнг), стремления к лидерству (А. Адлер), межличностных.отношений(X. Салливан), социальных условий и потребностей (Э. Фромм). Представителигуманистической психологии подчеркивают ведущую роль стремлений человека к самосовершенствованию, самовыражению, реализации своего потенциалав процессе жизненного самоопределения (А. Маслоу, К. Роджерс). Сторонникиинтеракционизма основную роль в рассматриваемом процессе отводят коммуникации между людьми, приспособлению их друг к другу, обществу, окружающему миру (Дж. Мид, Т. Шибутани).В отечественной науке проблема идентификации личности в процессе жизненного самоопределения освещена в трудах многих ученых-психологов. В даннойработе исследование проблемы жизненного самоопределения основывается на научных взглядах В. Агеева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Н. А. Бердяева, Л. И. Божович, Л. Выготского, М. Р. Гинзбурга, Л. Н. Гумилева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф.6Ломова, В. Н. Мар-кина, В. Н. Мясищева, Ю. М. Орлова, А. В. Петровского, В. Ф. Сафина, Д. И. Фельдштейна, В. Э. Чудновского, В. А. Ядова и других.На положения предлагаемого исследования оказали влияние идеиС. Л. Рубинштейна о том, что каждый этап жизни человека играет важную рольв жизненном пути личности. Главными понятиями в структуре жизни он считает жизненные отношения к миру, другим людям, самому себе, которые определяют зависимость личности от жизни и, наоборот, зависимость жизни от личности.Представляются интересными взгляды К. А. Абульхановой-Славской, котораявыделяет основные признаки стратегии жизни; Е. П. Авдуевской иТ. А. Араханцевой, объясняющих процесс самоопределения в самом широком егопонимании как полоролевое самоопределение, профессиональный выбор, становление идентичности, ценностно-смысловое самоопределение.Процесс идентификации как один из основных факторов жизненного самоопределения молодежи имеет особую значимость. Интересны теории кризисной идентичности Эриксона, социальной идентичности Тэджфела и Тэрнера,рассматривающих ее как основу межгруппового поведения; Б. Шефера иБ. Шлендера, исследующих групповое сознание. Автор разделяет идеи Эриксона, рассматривающего идентичность как тождественность и целостность индивидуального бытия, взаимосвязанного с социальными ценностями в определенный исторический период. Американский ученый характеризует психосоциальную идентичность как признак полноценного бытия личности.Анализируя концепции индивидуального и общественного сознания {Яконцепция, Мы-концепция) как проявление идентичности, автор опирается наисследования И. Кона, Р. Бернса, Б. Д. Парыгина, И. И. Бетанели и др. Специфика молодежных проблем в российском обществе раскрывается авторомс учетом научных исследований Г. Ш. Бабочкина, Т. М. Барановой, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина, В. И. Чупрова, А. В. Шаронова.Процесс формирования идентификаций, развитие идентичности молодогочеловека, индивидуального и общественного молодежного сознания, взаимо7связь этих процессов с жизненным самоопределением остаются актуальной научной проблемой. Все это определило цель, задачи и логику диссертационногоисследования.Объект исследования — личностное самоопределение учащейся молодежи(ученики старших классов средней школы, студенты первого - второго курсоввузов).Предмет исследования - социально-психологические составляюшие (профессиональный выбор, ценностно-смысловое определение, жизненные планы)личностного самоопределения молодежи.Гипотеза исследованияСоздание программы психодиагностики и психокоррекции различных проявлений кризиса самоопределения возможно на основе выявления социальнопсихологических механизмов жизненного самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества.Влияние на основные тенденции процесса самоопределения будет эффективным, если созданы социально-психологические условия для реализации основных направлений диагностико-коррекционной деятельности.Цель исследования — изучить и проанализировать состояние социальнопсихологического самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества на основе таких его составляющих, как профессиональныйвыбор, ценностно-смысловое самоопределение, жизненные планы и стратегииучащейся молодежи.Задачи исследования1. Обосновать социально-психологические факторы и внутренние детерминанты личностного самоопределения.2. Раскрыть социально-психологические особенности личностного самоопределения как интегративного процесса индивидуального развития и межличностного взаимодействия в юношеском возрасте.3. Разработать и апробировать социально-психологические технологии формирования личностного самоопределения в юношеском возрасте в рамках мо8дели оптимизации развития личности и совершенствования процесса социализации.Теоретико-методологической основой исследования являются принципы детерминизма, развития, системности, идеи личностного, социального и деятельностного опосредования поисковой активности, саморегуляции человека, становления его индивидуальности, а также: научные положения о диалектическом характере социальных отношений формирования личности в деятельности и общении(К. Л. Абульханова-Славская, Б, Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Дистервег,А.Н.Леонтьев, А. Макаренко, Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский,К. Д. Ушинский и др.), психологические теории развития личности и особенностей юношеского возраста (Л. Выготский, Л. И. Божович. И. Кон, Л. В. Петровский), работы по психологии труда и профориентации (Ю. М. Забродин,Е. А. Климов, Г. В. Суходольский и др.), исследования проблем развивающегообучения и воспитания (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская,Д. Б. Эльконин и др.).Теоретическую основу исследования процесса самоопределенияв юношеском возрасте составили работы отечественных психологовО. Анисимова, А. Г. Асмолова, Ю. Л. Арзуманова, Б. Ц. Бадмаева, А. Д. Глоточкина, А. И. Донцова, В. А. Иванникова, СМ. Кашапова, Н.В.Клюевой,В.В.Козлова, В. Т. Кудрявцева, В. Н. Лоскутова, В. Мухиной,Ю. Л. Миславского, А. Б. Мудрика, Р. Немова, Н. Н. Нечаева, Н. А. Носова,В. Ф. Неревалова, В. Ф. Нирожкова, Н. Н. Ноддъякова, А. И. Подольского,В. Л. Пономаренко, Н. Нряжникова, Е. Романовой, В. Ф. Сафина,И. Н. Семенова, Н. Съедина, В. Д. Шадрикова, а также труды зарубежныхученых Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Эриксона и др.Для реализации поставленных задач был задействован комплекс научныхметодов: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы; эмпирическое исследование с использованием включенного наблюдения, индивидуальной беседы; опроса, анкетирования, социометрической методики, стандартизированных самоотчетов (тест самоактуализации А. Маслоу, ценностные9ориентации М Рокича), проективной методики (цветовой тест отношения), интервью. Результаты обрабатывались с помощью компьютерных программ математической статистики, с применением t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера для определения достоверности различий, корреляционного анализа (рангово-бисериальный коэффициент корреляции [Ггв].Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, материалы экспертного опроса учащихся старших классов и студентов, во-вторых, данные, полученные с помощью анкетирования и психологического тестирования учащихся старших классов, студентов, бесед с преподавателями школы и вузов, родителямишкольников и студентов, в-третьих, результаты интерактивных, метафорическихделовых Иф, тренингов коммуникативной компетенции, профессиональной идентичности, В настоящей работе также использованы статистические данные, полученные в ходе исследования профессиональных планов студентов высших учебных заведений г. Екатеринбурга в 1997, 2001 и 2003 гг. группой исследователейс участием соискателя. Число опрошенных составляет 1337 человек, среди нихЗД1ащихся гимназии № 161 г. Екатеринбурга (16-17 лет) - 250, студентов 2-го курса Уральской государственной юридической академии. Юридического институтаМВД РФ, Уральского государственного технического университета. Гуманитарного университета г. Екатеринбурга (18-19 лет) - 905, учителей гимназии - 94,преподавателей вузов - 32, родителей старшеклассников - 56.Наделспость и достоверность исследования обеспечиваются системнымподходом, обоснованными исходными методологическими принципами, адекватным выбором и использованием разнообразных надежных и валидных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученныхданных с использованием компьютерных программ статистического анализа,эффективностью апробации и использования результатов исследования в работе с молодежью в ситуации жизненного самоопределения.Научная новизна1. Эмпирически выявлена совокупность личностных и психологическихособенностей: приоритетное регулятивное воздействие моральных ориентиров10(идеалов, ценностей, целей), превалирующая моральная ориентация на ценности семейно-лично-бытового плана, ориентация на авторитетных (избираемых)сверстников; исследована эмоциональная и мотивационно-потребностная сферы личностного самоопределения в юношеском возрасте и предложены эффективные программы, облегчающие прохождение кризисного периода.2. Предложена продуктивная интегративная модель исследования социально-психологических особенностей жизненного самоопределения личности вюношеском возрасте, позволяющая выявить и проанализировать особенностисамоопределения, осуществить позитивные изменения личности и оптимизировать социализацию в современных динамичных общественных условиях России.3. Впервые создана и внедрена оптимизированная система работыпо профилактике кризисных состояний в личностном самоопределении юношества.Теоретическая значимость исследования определяется вкладомв разработку социально-психологических аспектов жизненного самоопределения молодежи. Во-первых, это анализ теоретических основ самоопределенияучащейся молодежи в ситуации нестабильности современного общества, вовторых, разработка современных методов его исследования и оптимизации (авторская комплексная программа профессиональной и правовой социализации;исследование иерархии ценностей и их корреляции с успешностью и неуспешностью в процессе обучения студентов; многостороннее рассмотрение жизненных планов как способов символического конструирования жизни, которые определяются жизненной позицией и жизненной стратегией личности).Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы в работе сразличными категориями молодежи, в разработке концепций молодежной политики как на уровне региона, так и в рамках отдельных учебных заведений, впрактической деятельности общественных объединений молодежи и другихсоциальных институтов.11Апробация и внедрение результатов исследованияРезультаты диссертации неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно-практических конференциях в Уральской государственнойюридической академии, в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга. Основные положения работы заслушивались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (2004-2005 гг.); кафедры теории и практики управления Уральскойгосударственной юридической академии. Основополагающие идеи диссертациибыли представлены в качестве докладов или выступлений на международныхи российских конференциях (г. Екатеринбург, 2003, 2004 гг., г. Москва, 2004 г.,г. Ярославль, 2003,2004, 2005 гг.).Материалы диссертации использованы при составлении спецкурсов и методических пособий в Уральской государственной юридической академии(г. Екатеринбург); опубликовано 7 статей.Положения, выносимые на защиту1. Анализ теоретико-методологических аспектов жизненного самоопределения молодежи выявляет необходимость создания и осуществления комплексных социально-психологических мер и мероприятий, способствующих преодолению кризисных состояний личности в ситуации самоопределения с учетомсовременных условий социально-экономического развития общества.2. Деформация ценностей в российском обществе деструктивно повлиялана процесс реализации закономерного юношеского кризиса идентичности и вызвала негативные последствия жизненного самоопределения молодежи как социальной группы, проявляющиеся в психологической неподготовленностик жизни и труду в новых социально-экономических условиях.3. Жизненное самоопределение современной молодежи складывается преимущественно по трем типам: личностное, личностно-групповое, личностнообщественное.4. В условиях социальной нестабильности первичной функцией Мыконцепции становится защита личности, обеспечение ее социальной безопасно12сти. Приоритет отдается ценностной системе, в которой преобладают личныеценности (я сам, мое здоровье, близкие мне люди).5, Выявление социально-психологических детерминант, особенностей испецифических признаков личностного самоопределения в юношеском возрастеопределяет необходимый уровень профессиональной помощи и является меройпреодоления кризисных ситуаций в процессе самоопределения современноймолодежи.Структура диссертацииДиссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 1 страницах, иллюстрирован гистограммами, таблицами, рисунками и графиками. Библиография содержит 244 наименования, из которых - 15 на английском языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 227 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031