Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 24 » Скачать Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их становления и развития. Перевозников, бесплатно
1:37 PM
Скачать Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их становления и развития. Перевозников, бесплатно

Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их становления и развития

Диссертация

Автор: Перевозников, Александр Александрович

Название: Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их становления и развития

Справка: Перевозников, Александр Александрович. Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их становления и развития : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 Москва, 1999 171 c. : 61 00-13/419-X

Объем: 171 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
РОССИИ
11 Возникновение спортивных клубов в дореволюционной России
12 Развитие и социально-педагогические функции спортивных клубов в дореволюционной России
ГЛАВА II ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917-1991 гг)
21 Становление и развитие физкультурно-спортивных клубов в рамках спортивного движения в СССР
22 Основные направления деятельности физкультурно-спортивных клубов в советский период
ГЛАВА 3 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
31 Новые условия - новые требования к спортивной клубной работе

Введение:

Физкультурно-спортивные клубы, как известно, являются одной из важнейших организационных форм развития сферы физической культуры и спорта. В России они возникли во второй половине XIX века и позволили привлечь к занятиям физическими упражнениями и спортом представителей различных социальных групп населения, людей разного возраста, пола, уровня физической подготовленности. Тем самым был создан фундамент для развития физкуль-турно-спортивного движения России.
Новые условия социально-экономического и культурного развития, процессы гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе сферы физической культуры и спорта, выдвинули в настоящее время на повестку дня вопрос о поиске новых форм клубной работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед физкультурно-спортивным движением России в настоящее время.
Для решения этого важного практического вопроса необходимы социально-педагогические, культурологические, социологические и другие научные исследования. В первую очередь необходимо изучение и обобщение опыта развития физкультурно-спортивного клубного движения в нашей стране и других странах. Изучение истории возникновения физкультурно-спортивных клубов в дореволюционной России, их развития в последующий период, прошлых ошибок и достижений в ходе этого развития позволяет полнее понять значение клубного движения для развития физической культуры и спорта в стране и выяснить перспективные направления его развития в настоящее время.
Данная тема затрагивается в трудах многих отечественных авторов, прежде всего таких, как Е.Ю.Зеликсон (63), Д.А.Крадман (90), Н.Ю.Мельникова (117), Н.А.Панин-Коломенкин (141), В.Е.Петракова (152), В.В.Столбов (178), А.Б.Суник (197), А.В.Харьков (213), К.Б.Цуркан (218) и др. Некоторые вопросы истории физкультурно-спортивных клубов в нашей стране освещены в учебниках и учебных пособиях по истории физической культуры и спорта (см., например: 75, 76, 77, 78).
Однако в этих работах затронуты лишь отдельные аспекты темы диссертационного исследования. Особенно слабо до последнего времени были изучены вопросы формирования и развития физкультурно-спортивных клубов в дореволюционной России. В силу невостребованности и идеологических причин в течение длительного времени они не привлекали внимания исследователей, искажались и трактовались односторонне (речь идет, к примеру, о трактовке такого вопроса, как роль государства в развитии спортивных клубов и спорта вообще). Недостаточно изучен и процесс развития физкультурно-спортивных клубов в последующие периоды времени. В частности, не обобщен опыт разработки и внедрения в практику новых форм клубной физкультурно-спортивной работы в соответствии с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.
С учетом этой ситуации и была избрана тема диссертационного исследования.
Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между социальной потребностью в анализе социально-педагогических аспектов деятельности спортивных клубов в процессе становления и развития физкультурно-спортивного движения в России и реальной практикой научного исследования, которая не в полной мере соответствует этой потребности.
Цель исследования - дать сравнительный исторический анализ социально-педагогических аспектов деятельности спортивных клубов в России для научного обоснования путей совершенствования клубной физкультурно-спортивной работы в нашей стране в настоящее время.
Объект исследования - физкультурно-спортивное движение России.
Предмет исследования - социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов в России в процессе их возникновения и развития. -------- ---------- -------- -------------- ------
Рабочие гипотезы: 1) Предположение о том, что спортивные клубы сыграли более значительную роль в развитии физической культуры и спорта в России, нежели это представлено в спортивной науке. Данное предположение основано на теоретическом анализе функций, роли и значения спортивных клубов в системе организационных основ физкультурно-спортивного движения. 2) Предположение о том, что анализ истории возникновения и развития спортивных клубов в России позволяет наметить пути дальнейшего совершенствования клубной физкультурно-спортивной работы в нашей стране. В основе этого предположения также лежат теоретические соображения.
Основные задачи исследования:
1. Определить причины возникновения и характер развития спортивных клубов в дореволюционной России.
2. Дать характеристику физкультурно-спортивному клубному движению в советский период (1917-1991 гг.).
3. Обобщить и систематизировать опыт разработки и внедрения в практику новых форм работы физкультурно-спортивных клубов в последующий период в соответствии с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.
4. Определить роль спортивных клубов в становлении и развитии физкультурно-спортивного движения, а также их социально-педагогическое значение в дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
5. На основе сравнительного анализа различных периодов истории спортивных клубов выявить основные направления и тенденции их развития в России, которые необходимо учитывать в настоящее время в процессе совершенствования физкультурно-спортивной клубной работы.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования:
• анализ отечественных и зарубежных литературных источников;
• историко-теоретический (включая сравнительный) метод;
• системный метод;
• опрос в форме интервью и беседы.
Важнейшая роль в исследовании отведена историческому методу исследования, который понимается как способ решения задач, возникающих в процессе изучения какого-либо предмета, путем воспроизведения истории (возникновения и развития) данного предмета. При этом в рамках диссертационного исследования основное внимание уделяется не детальной характеристике отдельных периодов истории спортивных клубов в России, а сравнительному анализу этих периодов и социально-педагогической аспектам деятельности физкультурно-спортивных клубов на отдельных этапах развития физкультурно-спортивного движения России.
Поэтому исторический метод дополняется методами теоретического анализа и обобщения. Важное значение в этом плане придается системному анализу, в рамках которого физкультурно-спор-тивные клубы рассматриваются как элемент физкультурно-спортивного движения, тесно связанный с другими элементами его структуры, а само данное движение - как элемент более широкой социальной системы, находящийся во взаимодействии с такими ее элементами, как политика, экономика, культура и т.д.
Интервью и беседы проводились, во-первых, с учеными, предметом исследования которых является история физкультурно-спортивного движения России, а, во-вторых, со студентами РГАФК и практическими специалистами (прежде всего учителями физкультуры), занимающимися физкультурно-спортивной работой с населением.---------- — ----------- —. . .
Интервью и беседы с историками проводились с целью выяснить их мнение относительно важности и актуальности темы, методологических подходов к ее разработке, а также получить их советы относительно источниковедческой базы исследования. В ходе интервью и бесед со студентами РГАФК и практическими специалистами (прежде всего учителями физкультуры), занимающимися физкультурно-спортивной работой с населением, ставилась задача выяснить уровень их осведомленности о новых формах клубной физкультурно-спортивной работы.
Совокупность указанных методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, комплексный характер их применения обеспечили обоснованность и достоверность полученных результатов.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней дан сравнительный анализ социально-педагогических аспектов деятельности физкультурно-спортивных клубов в России на различных этапах их исторического развития. Определены исторические предпосылки, оказавшие влияние на процесс возникновения и развития физкультурно-спортивных клубов в России. Обобщен и систематизирован опыт разработки и внедрения в практику новых форм их работы в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют уточнить и обогатить курсы теории и истории физической культуры и спорта в высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, а также наметить пути совершенствования клубной физкультурно-спортивной работы в современных условиях России. Материалы исследования могут быть использованы и в учебных курсах истории России, в частности, в школах.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику. Они используются в учебном процессе в Российской государственной академии физической культуры, а также в средней школе № 741 г. Москвы. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Возникновение физкультурно-спортивных клубов в России связано с существенными изменениями в социально-экономической и политической жизни страны. По аналогии со странами Западной Европы спорт развивался через систему любительских спортивных клубов, что способствовало децентрализации управления физической культурой и спортом в стране.
2. В СССР физкультурно-спортивные клубы являлись государственными организациями с ведомственным подчинением и формировались по производственному принципу. Жесткий идеологический контроль вытеснял неформальное общение. Поэтому собственно функции физкультурно-спортивного клуба выполняли негосударственные клубы, такие, как семейные спортивные клубы, клубы любителей физической культуры и спорта и т.д.
3. Социально-экономические и политические преобразования в стране вызвали к жизни множество новых форм клубной физкультурно-спортивной работы. Коммерциализация спорта, а также разработки отечественных и зарубежных ученых, привели к появлению целой гаммы различных видов спортивных клубов в стране. Клубы существенно различаются как по идеологической направленности, организационной структуре и характеру деятельности, так и по контролю, финансовой деятельности и многим другим характеристикам.
4. Анализ истории развития физкультурно-спортивных клубов в России свидетельствует о повышении их роли в сфере физической культуры и спорта. В рамках массового физкультурно-спортивного движения усиливается гуманистическая направленность этих клубов и расширяется круг выполняемых ими социально-педагогических и культурных функций. В сфере спорта высших достижений физкуль-турно-спортивные клубы выдвигают на первый план чисто спортивные и экономические цели и задачи.
5. Процессы гуманизации, затронувшие сферу физической культуры и спорта, требуют разработки и внедрения в практику таких новых форм работы в физкультурно-спортивном клубном движении страны, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня и способствуют решению всего комплекса социально-педагогических и культурных задач.
В выводах и практических рекомендациях диссертации эти положения уточняются и конкретизируются.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены на ряде конференций, в том числе на Международном конгрессе "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы", который проводился в Москве 2428 мая 1998 г. (145).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии и социологии Российской Государственной академии физической культуры.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Она изложена на 156 страницах машинописного текста. Список использованных источников содержит 247 наименований, в том числе зарубежных источников - 14.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 208 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30