Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Система страхования банковских вкладов : правовой аспект. Плохута-Плакутина, Юлия Игоревна бесплатно
1:55 AM
Скачать Система страхования банковских вкладов : правовой аспект. Плохута-Плакутина, Юлия Игоревна бесплатно

Система страхования банковских вкладов : правовой аспект

Диссертация

Автор: Плохута-Плакутина, Юлия Игоревна

Название: Система страхования банковских вкладов : правовой аспект

Справка: Плохута-Плакутина, Юлия Игоревна. Система страхования банковских вкладов : правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 / Плохута-Плакутина Юлия Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.] Москва, 2008 220 c. : 61 08-12/850

Объем: 220 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава I Генезис систем страхования банковских вкладов: российский и зарубежный опыт
§ 1 Возникновение и развитие систем страхования банковских вкладов за рубежом
§ 2 Системы страхования банковских вкладов в странах СНГ
§ 3 Становление системы страхования банковских вкладов в России
Глава II Основные черты Российской системы страхования банковских вкладов
§ 1 Правовая природа и особенности страхования банковских вкладов
§ 2 Принципы системы страхования вкладов
§ 3 Место АСВ в банковской системе России
Глава III Требования к банкам - участникам системы страхования вкладов
§ 1 Понятие, правовая природа и система требований, предъявляемых к банкам-участникам системы страхования вкладов
§ 2 Показатели прозрачности структуры собственности банка как критерии участия в системе страхования вкладов
§ 3 Правовые проблемы оценки показателей организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля

Введение:

Актуальность темы исследования. Начиная с конца 80-х гг. в России осуществляется экономическая реформа, направленная на создание фундамента правового государства и гражданского общества, основанного на свободе предпринимательства, приоритетах прав и свобод человека и гражданина, равенства всех форм собственности, включая частную.
Органической составляющей кардинальных экономических преобразований является реформа ключевого звена рыночной экономики -кредитно-банковской системы страны и формирование ее правовых основ. Российская банковская система формировалась в период политической и экономической неопределенности, форсированной приватизации и галопирующей инфляции, на базе концепции универсальных коммерческих банков.
Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» прямо предусматривается, что банки являются организациями, созданными для извлечения прибыли. Как самоцель, это оказалось принципиально ложным подходом в условиях переходной экономики. В результате отпущенные на волю, растущие как грибы универсальные коммерческие банки (их число выросло с 1360 в 1992 г. до 2300 к августу 1998 г.) бросились в погоню за сверхприбылями, практически абстрагировавшись от реальных экономических задач, производственных и инвестиционных процессов.
Августовский кризис 1998 г. в той или иной степени затронул деятельность более половины российских банков. Наиболее сильно пострадали многопрофильные, многофилиальные банки в силу специфики осуществляемых ими операций — значительные вложения в государственные ценные бумаги, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активная работа со вкладами населения. Что же касается средних и мелких банков, то они пострадали от кризиса в наименьшей степени, так как они обслуживали стабильный круг клиентов и кредитовали реальный сектор экономики.
После августовского кризиса клиенты, как правило, искали банк «по рекомендации», и только в 2001 г. на первый план все больше стали выходить объективные факторы, - продуктовая линейка банковских услуг, их стоимость, удобство и простота в совершении банковских операций и проч.
Отличительной чертой российской банковской системы долгое время являлась оторванность от реальной экономики. Августовский кризис 1998 г. обнаружил, что предприятия могут обходиться без банковских услуг, прибегая к наличному расчету, а также взаимозачетам. Сами же банки до августовского кризиса имели долю активов, размещенных в межбанковские кредиты, от 20 % и выше, причем у многих этот показатель превышал 50 %. То есть подавляющее большинство кредитов было выдано банками друг другу, а не предприятиям.
Исходными причинами, обусловившими кризис банковской системы России в 1998 г., явились: неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета, противоречивые политические, социальные и экономические преобразования в стране, отсутствие достаточно обоснованной, логически выверенной, общепринятой концепции развития отечественной банковской системы и ее правового обеспечения, а также отсутствие современного отечественного опыта создания и правового регулирования кредитно-банковской системы, адекватной рыночной экономике.
В результате банковской реформы не учли не только собственную специфику, но и мировой опыт, который подсказывает, что оптимальной является гибкая многоуровневая банковская система, включающая специализированные финансовые организации. В большинстве развитых стран существует жесткое, законодательно оформленное разделение. Существуют крупные инвестиционные банки, занимающиеся масштабными проектами, в том числе связанными с эмиссией и размещением ценных бумаг, и коммерческие банки, не осуществляющие рискованные операции и специализирующиеся главным образом на расчетно-кассовых операциях и привлечении средств частных вкладчиков.
В настоящий момент российская банковская система пребывает в переходном периоде после кризиса 1998 г. Банковская реформа еще не завершена и наша банковская система еще не стала основательно жизнеспособной. Основными проблемами российской банковской системы на сегодняшний момент являются:
• низкий уровень банковского капитала;
• значительный объем невозвращенных кредитов;
• недостатки действующего законодательства,
• неурегулированность процедуры реструктуризации кредитных организаций, а также реального финансового рынка;
• небольшой опыт работы системы страхования вкладов граждан и ее продолжающееся формирование с многочисленными противоречиями правового регулирования.
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» был принят в конце 2003 г., значительно позднее, чем в зарубежных странах, в том числе государствах СНГ.
С позиции 2008 г. представляется необходимым и возможным оценить первые итоги функционирования системы страхования банковских вкладов в России. Выявить, что удалось сделать, насколько данная система оправдывает себя, адекватно ли современной экономической ситуации в стране правовое обеспечение данной системы, какие правовые проблемы существуют в правоприменении, а также предложить комплекс мер, направленных на их разрешение.
Цели и задачи исследования. Определяющими целями настоящего исследования явились: установление генезиса системы страхования банковских вкладов, определение основных характеристик российской системы страхования вкладов, а также выявление адекватности действующей в настоящее время системы требований, предъявляемых к банкам-участникам системы страхования вкладов.
В соответствии с указанными целями в диссертации поставлены следующие задачи:
• провести анализ качественных характеристиках систем страхования банковских депозитов, функционирующих в зарубежных странах (США, Германии, Франции, стран Азиатского региона и иных);
• выявить общие черты, присущие системам страхования вкладов стран СНГ и России;
• проанализировать сущность, правовую природу и особенности российской системы страхования банковских вкладов;
• установить возможность распространения на систему страхования банковских вкладов «общего» законодательства о страховании;
• выявить основные принципы системы страхования вкладов;
• определить место Агентства по страхованию вкладов в банковской системе России;
• проанализировать понятие, правовую природу и систему требований, предъявляемых к банкам-участникам системы страхования вкладов;
• исследовать показатель прозрачности структуры собственности банка как критерий участия в системе страхования вкладов;
• проанализировать правовую составляющую показателей организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля; выявить правовые проблемы, возникающие в процессе функционирования системы страхования вкладов; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между банками, физическими лицами - вкладчиками, Агентством по страхованию вкладов и Банком России в процессе организации и функционирования системы страхования банковских вкладов.
Предмет исследования составляют нормативные правовые и ненормативные акты, регламентирующие вопросы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в зарубежных странах (в том числе странах СНГ); сложившаяся судебная, арбитражная и правоприменительная практика, научная и монографическая литература. Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой диссертации является общенаучный диалектический метод познания, включая анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, а также частнонаучные методы исследования: историко-правовой, системно-функциональный, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический и др.
Сравнительно-правовой метод использовался при анализе законодательства ряда иностранных государств, в т.ч. Европейского Союза и стран СНГ, по вопросам исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких дореволюционных, советских и российских ученых-правоведов, как М.М. Агарков, Б.С. Антимонов, М.И. Брагинский, А.В. Венедиктов,
A.Ю. Викулин, В.В. Витрянский, А.А. Вишневский, К.А. Граве,
B.П. Грибанов, А.Г. Гузнов, В.К. Райхер, Л.Г. Ефимова, О.С. Иоффе,
A.Г. Калпин, О.М. Козырь, Е.С. Компанеец, О. А. Красавчиков, М.И. Кулагин, Л.А. Лунц, А.Л. Маковский, Д.И. Мейер, Н.О. Нерсесов, И.Б. Новицкий, Л.А. Новоселова, О.М. Олейник, В.А. Ойгензихт, Е.А. Павлодский, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, Э.Г. Полонский, Б.И. Путинский, Н.В. Рабинович, О.Н. Садиков, С.В. Сарбаш, А.П. Сергеев,
B.И. Серебровский, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Г. А. Тосунян, А.В. Турбанов, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфина, С.А. Хохлов, П.П. Цитович, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич, A.M. Экмалян, Л.С. Эльяссон, Л.М. Энтин, В.Ф. Яковлев и др.
Проведен анализ диссертационных исследований юридического и экономического характера, посвященных вопросам страхования банковских вкладов в Российской Федерации1.
1 Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации. /Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Московский Государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 2004; Мирошников В.А. Организация страхования вкладов населения на современном этапе реструктуризации банковской системы России. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. 2004; Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса Агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном и всестороннем анализе современного состояния правового регулирования страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации с учетом накопленного зарубежного опыта и сложившейся правоприменительной практики в России за время функционирования отечественной системы страхования вкладов.
В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, практически выводы и предложения, которые выносятся на защиту и отражают его научную новизну:
1. Система страхования банковских вкладов представляет собой комплексный правовой институт, неразрывно сочетающий в себе публично-правовые и частно-правовые начала.
Каждый вклад, будучи застрахованным, становится минигарантией устойчивости банковской системы и приобретает силу макрогарантии в рамках всей совокупности всех вкладов. Тем самым частные отчисления страховых взносов банков, аккумулируясь в фонде обязательного страхования вкладов, приобретают публичный характер.
2. В работе показано, что все признаки, присущие «классическим» страховым отношениям, а также указанные в п. 4 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» критерии обязательного страхования применимы и к страхованию банковских вкладов. При этом страхование банковских вкладов, являясь имущественным страхованием, относится к подвиду этого страхования — страхованию имущества.
3. Представляется целесообразным исключить из п. 5 ст. 1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» норму о нераспространении положений данного Закона на страхование банковских вкладов и дополнить ст. 1 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» частью 6 следующего
Российской Федерации. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Московский Гуманитарный Университет. 2006, Комиссарова М.В. Финансово-правовое регулирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. 2007 и др. содержания: «Нормы страхового законодательства распространяются на страхование вкладов в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей».
4. В работе вводится и обосновывается понятие среднего уровня банковской системы и предлагаются следующие критерии отнесения субъектов банковской системы к этому уровню: а) коллективное представительство и защита интересов банковского сообщества; б) наличие общесистемной компетенции и публично-правового статуса у соответствующей организации, относимой к этому уровню; в) наличие элементов саморегулирования.
С использованием вышеуказанных критериев к среднему уровню банковской системы надлежит отнести: а) ассоциации и союзы кредитных организаций; б) Агентство по страхованию вкладов; в) Банк Развития.
5. В работе выделены и обоснованы следующие принципы страхования банковских вкладов: а) принцип ограничения видов и размеров вкладов, которые являются застрахованными; б) принцип персонификации (индивидуальной определенности) выгодоприобретателя; в) принцип единства страхового тарифа; г) принцип пропорциональности суммы страховых взносов; д) принцип независимости страхового случая от способности/неспоосбности банка удовлетворить требования вкладчиков; е) принцип обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов; ж) принцип невмешательства в деятельность Агентства по страхованию вкладов.
6. Предлагается осуществлять расчет дифференцированной ставки страховых взносов для банков-участников системы страхования вкладов, в зависимости от отнесения данного банка к одной из категорий финансовой устойчивости, определяемой на основании нормативного акта Банка России.
В целях разработки дифференцированной ставки страховых взносов предлагается установить систему повышающих коэффициентов по отношению к базовой ставке страховых взносов в зависимости от степени нарушения банками положений вышеназванного нормативного акта Банка России.
7. На основе анализа опыта зарубежных систем страхования вкладов выявлена тенденция к постепенному отказу от «ступенчатой» шкалы выплат страхового возмещения по вкладам, и обоснована необходимость отказа от существующей в Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» франшизы в размере 10 % от суммы вклада, превышающей 100 тыс. рублей, при сохранении принципа ограничения максимального размера выплат по вкладам.
8. Предлагается сохранить при оценке прозрачности структуры собственности дифференцированный подход к анализу деятельности и отчетности кредитных организаций, но избежать использования в масштабах всей банковской системы одной лишь системы анкетирования (тестирования) банков. При этом методика оценки должна быть единой для всех банков и определяться нормативным актом Банка России.
9. Предложено изменить критерии оценки показателей организации системы управления рисками (ПУ 4) и организации службы внутреннего контроля (ПУ 5), установленные главой 4 Указания Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов», заменив оценку данных показателей объективными критериями, основанными на количестве допущенных банком за отчетный период нарушений банковского законодательства и нормативных актов Банка России, прямо относящихся к организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.
10. Обоснована целесообразность исключения из состава оценки показателей ПУ 4 и ПУ 5 вопросов соблюдения банками локальных внутрибанковских документов.
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
Представленная работа представляет собой комплексное исследование правового регулирования системы страхования банковских вкладов, которое может служить теоретическим базисом для дальнейших научных изысканий в этой области, а также руководством в нормотворческой деятельности.
Настоящая работа может быть использована при написании учебных пособий по гражданскому, финансовому и банковскому праву, при чтении лекций, специальных курсов, проведении практических занятий.
Выводы диссертационного исследования могут использоваться банковскими юристами в их претензионно-исковой, консультационной деятельности и договорной практике.
Диссертация подготовлена на кафедре Предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии, где состоялось ее обсуждение, в ходе которого основные положения диссертации были одобрены и рекомендованы к публичной защите.
Основные выводы и положения исследования изложены автором в опубликованных научных статьях общим объемом 3.45 п.л., а также прошли апробацию в практической деятельности автора, являющегося работником банка.
Структура работы. Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и библиографию.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 160 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30