Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века. Земскова, Елена Евгеньевна бесплатно
10:13 PM
Скачать Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века. Земскова, Елена Евгеньевна бесплатно
Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века

Диссертация

Автор: Земскова, Елена Евгеньевна

Название: Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века

Справка: Земскова, Елена Евгеньевна. Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Москва, 2002 213 c. : 61 03-10/291-4

Объем: 213 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1 Использование метода макротекстологии для сравнительного анализа сочинений о Смуте
Анализ погодных объемов
Сравнение дат, имен, географических названий
Группировка по политической пристрастности
Сравнение сюжетных схем

Введение:

В истории России немало сложных и трудных периодов для понимания и изучения. Одним из них является тридцатилетие с конца XVI в. по 20-е годы XVII в., ставшее переломным в судьбах страны.
Дореволюционные исследователи, используя термин, предложенный в XVII в. Г. Котошихиным, стали называть этот период Смутой или Смутным временем. Многие известные историки пытались дать свое объяснение событий Смуты и причин их вызвавших. Так, С. М. Соловьев полагал, что главная причина Смуты заключалась в столкновении старых дружинных начал с новыми государственными, которое выразилось в борьбе московских государей с боярством и противогосударственными устремлениями казачества1 . Этой же точки зрения придерживался И. Е. Забелин2 . Н. И. Костомаров основной причиной считал происки папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государствоЗ .
B. И. Ключевский видел причину Смуты в особенностях развития Российского государства, главная из которых состояла в том, что верховная власть имела аномалию — в ней объединялись два непримиримых начала: царь и вотчинник. Царь был не только верховным правителем (это атрибут государства), но и территориальным владельцем Русской земли (это особенность удела). В итоге государство до Смуты понималось не как союз народа, а как государево хозяйство, где закон нередко носил характер хозяйственного распоряжения. В Смуту, по мнению Ключевского, произошло отмирание удельных начал и Российское царство приобрело черты подлинного государства4 .
C. Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел московское общество к разделению на враждующие группы. Предметом вражды стала земля — главный капитал страны. Неудачная Ливонская война усилила всеобщее недовольство и ускорила брожение, закончившееся Смутой5 .
Причину Смуты С. Ф. Платонов видел в нескольких факторах. Один из основных, по его мнению, заключался в особенностях формирования Российского государства, созданного как путем мирного присоединения удельных княжеств, так и путем насильственного захвата чужих территорий. Различия в политическом, экономическом и социальном устройстве различных частей государства и стали причиной потрясений Смутного времени. В изучаемом времени исследователь выделял несколько периодов: 1 — борьба за московский престол; 2 — разрушение государственного порядка, «смута социальная»; 3 —
1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен /Сочинения. Кн. IV. Т. 7. М.,1989. С. 376—381.
2 Забелин И. Е. Минин и Пожарский. М.,1901.
3 Костомаров Н. И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. Исследования. Документы. М.,1988. С. 33—35.
4 Ключевский В. О. Курс русской истории. М.,1937. Ч. III. С. 15—16.
5 Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М.,1993. С. 246—248. попытки восстановления государственного порядка, «борьба за национальность»^ .
Результаты Смуты С. Ф. Платонов видел лишь в социальной сфере: полное поражение старой знати, образование новой дворцовой знати из средних слоев, разгром вольного казачества и установление крепостного строя7 .
Советские историки отвергли термин «Смутное время» как буржуазный и стали считать главной в этот период классовую борьбу крестьянства против крепостного строя, сосредоточив внимание на восстании И. Болотникова как определяющем событии этого периода. И. И. Смирнов развил термин «Первая крестьянская война под руководством Болотникова» 8 , он стал активно использоваться в последующее время9 .
В последнее десятилетие отождествление Смуты с Первой крестьянской войной было подвергнуто критике. Р. Г. Скрынников восстановил старый термин «Смута». Суть ее, по мнению исследователя, в первой гражданской войне 10 . Гражданской войной объяснял суть событий начала XVII в. и А. Л. Станиславский, исследовавший проблему казацких движений 11 .
В недавнее время теория крестьянских войн была подвергнута резкой критике в двух статьях зарубежных ученых, опубликованных в журнале «Вопросы истории».
Американский историк Д. Честер вслед за Скрынниковым склонен считать Смуту гражданской войной, но ее причину он видел не столько в сфере социальной, сколько в политической. Именно убийство царя Дмитрия было, по его мнению, главной причиной гражданской войны. Широкие народные массы с оружием в руках стали сражаться «за доброго царя Дмитрия». Так произошло «яростное вторжение народных масс в сферы высшей политики» 12 .
Немецкий историк Нольте Ганс-Гейнрих пришел к выводу, что в движениях Болотникова, Разина и Пугачева были общие черты: все они были восстаниями простонародья российских окраин, направленные против центрального правительства для получения большей самостоятельности. Крестьянскими войнами они были названы по недоразумению 13 .
Анализируя все концепции Смутного времени, можно отметить, что в каждой из них есть «рациональные зерна», позволяющие глубже понять сложные процессы проходившие в России в начале XVII в. Взятые же по отдельности они не позволяют представить «общую картину».
6 Он же. Смутное время. Пр . , 1924. С. 93.
7 Он же. Лекции по русской истории. С. 330—334.
8 Смирнов И. И. Восстание Болотникова. 1606-1607. Л.,1951. С. 493-495.
9 Большая советская энциклопедия. М.,1973. Т. 13. С. 398—400.
10 Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л.,1985. С. 7; он же. Россия в начале XVII в. Смута. М.,1988. С. 4-5; и др. работы.
11 Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М.,1990. С. 247.
12 Даннинг Ч. Была ли в России в начале XVII века крестьянская война ЦВИ. 1994. № 9. С. 21-31.
13 Нольте Г.-Г. Русские «крестьянские войны» как восстания окраин //ВИ. 1994. № 11. С. 36—37.
Несомненно был прав С. М. Соловьев, считавший, что в период формирования централизованного государства были столкновения старых начал с новыми. Прав был и Н. И. Костомаров, утверждавший, что виновниками Смуты были римский папа и польский король, правда, не главными. Ценным, на мой взгляд, является замечание В. О. Ключевского о том, что верховная власть царя до Смуты имела аномалию (с одной стороны, царь был верховным правителем, с другой — собственником территории государства), которая и привела к острому династическому кризису после смерти последнего представителя рода московских князей, давшему толчок к Смуте. Весьма ценны и многие выводы С. Ф. Платонова, видевшего истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, создавшего социальную напряженность в обществе, и в особенностях формирования Российского государства (насильственное присоединение некоторых территорий).
Среди событий Смуты были и социальные войны (движение Болотникова), и гражданские войны (в период Тушинского лагеря), и борьба за национальную независимость (I и II ополчения). Все они, на мой взгляд, были составными элементами процесса развития государства, в ходе которого окончательно отмирали удельные пережитки (верховный правитель терял черты собственника территории, закон переставал быть его хозяйским распоряжением), люди перестали быть холопами государя и превратились в граждан своего отечества, ответственных за его судьбу.
В ходе гражданских, социальных и освободительных битв значительно возросла политическая активность всех слоев общества, повысилось их самосознание и самообразование. По велению сердца и души русские люди встали на защиту своей страны и отстояли ее независимость от многочисленных посягательств со стороны внешних и внутренних врагов. Если в конце XV — начале XVI вв. Российское государство строилось «сверху», усилиями великих князей, то после Смуты оно было восстановлено «снизу», самыми широкими общественными силами.
Таким образом, Смуту можно считать завершающим этапом в создании Российского государства. В его ходе было окончательно покончено с пережитками удельного устройства общества, и необходимость государственного образования была осознана всеми слоями русского народа.
Рост политического самосознания общества выразился в создании большого числа сочинений о Смутном времени. На их страницах современники описали происходившие события, высказали к ним свое отношение, попытались дать оценку и вскрыть причины. Жанры этих произведений самые разнообразные. Это и летописцы, хронографы, истории и повести, сказания, и жития, плачи, видения и др. В яркой и образной форме с авторским отношением в них повествовалось о пережитом.
Казалось бы, все они дают историкам богатый материал для реконструкции событий далекого прошлого. Однако использование его крайне затруднено из-за противоречивости в описании одних и тех же фактов, их оценке, из-за различного отношения авторов к личностям Смутного времени, понимания сути происходящего.
Попытки исследователей объяснить все это разницей в политических пристрастиях писателей не всегда выглядят убедительными.
Например, в авторской редакции Сказания Авраамия Палицына Борису Годунову дана двойственная характеристика. В поздней Соловецкой редакции этого же произведения Борис всячески прославлен. Также положительно он охарактеризован в Латухинской степенной, появившейся через много лет после смерти царя Бориса.
Вызывает недоумение и крайне хвалебная характеристика Василия Шуйского в проромановской Рукописи Филарета.
Еще больше разнятся авторы в понимании причин Смуты. Одни искали ее истоки в правлении Ивана Грозного (Иван Тимофеев), другие считали виновником Бориса Годунова (Сказание о Гришке, Повести како, Иное сказание), третьи все объясняли грехами общества (Сказание Авраамия), четвертые винили во всем поляков (Новая повесть) и т. д. Как же разобраться, кто был прав?
К сожалению, исследователи памятников Смутного времени обычно на этом вопросе детально не останавливаются.
В итоге, в научных трудах о Смуте встречаются те же противоречивые оценки событий, отдельных фактов и личностей, что и в сочинениях современников. Используя без должной научной критики сведения источников, исследователи часто лишь повторяли версии, выдвинутые в них, не задумываясь о том, было ли это на самом деле.
Наиболее характерным примером является оценка деятельности и личности царя Федора Ивановича. Буквально во всех трудах о Смуте этот царь представлен слабоумным, крайне религиозным и абсолютно неспособным к управлению государством 14 . На чем основаны данные представления историков? Основными источниками являются Сказания иностранцев, Флетчера, Петрея, польского посла Сапеги, папских нунциев. 15 Но можно ли доверять этим сведениям?
Известно, что в Речи Посполитой неоднократно возникал вопрос о возведении на ее престол Федора Ивановича. Естественно, что противники его избрания старались всячески его очернить, особенно сторонники шведской партии. В итоге, вместо Федора был избран сын шведского короля, ставший Сигизмундом III. Получается, что распространение в польско-шведских кругах сведений о слабоумии Федора могло быть лишь политической игрой. Вполне понятно и отрицательное отношение к Федору католического духовенства,
14 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 18—19; Соловьев С. М. Сочинения. С. 191; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XIV-XV и XVII вв. М.,1937; Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М.,1985. С. 13 и др.
15 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 18—19. ведь именно в его правление в России было утверждено патриаршество и русская церковь стала автокефальной.
Неспособность Федора управлять страной казалось бы доказывалась учреждением Иваном Грозным при нем регентского совета. Однако сам факт его официального назначения вызывает большие сомнения. Во-первых, нет никаких официальных документов о том, что умирающий Иван IV назначил его. Во-вторых, его наличие никак официально не зафиксировано. Например, лица, входящие в него, могли бы быть главными участниками церемонии венчания Федора. На самом деле этого нет. В Чине Федора указан лишь конюший боярин и казначей.
О назначении регентов известно из ранних иностранных и поздних русских источников. Однако сведения о составе совета в них крайне противоречивы. Это опять же заставляет усомниться в их достоверности. Вполне возможно, что сведения иностранцев были основаны на каких-то слухах и собственных домыслах. Дело в том, что еще со времен Ивана III при государе был некий совет (Ближняя дума), состоящий из четырех наиболее видных бояр. Такой же совет мог быть и у Федора. Можно предположить, что невключение в его состав Б. Вельского спровоцировало его мятеж. Б. Годунов, по всей вероятности, в нем был, поскольку во время венчания Федора он играл одну из ведущих ролей (нес скипетр и державу, по воспоминаниям Дж. Горсея).
Получается, что существование данного совета было лишь данью традиции, а не новшеством правления Федора и свидетельством его недееспособности.
Появление сведений о регентах Федора в поздних русских источниках можно объяснить как влиянием иностранных сочинений, так и борьбой за престол во время написания этих текстов. Ведь наличие имени претендента или его ближайшего родственника в регентском совете царя Федора обеспечивало ему большие преимущества в борьбе за престол.
Данный пример показывает, что к показаниям повествовательных источников надо относиться очень осторожно и обязательно исследовать обстоятельства их появления, цели написания и т. д.
К сожалению, далеко не все вопросы, связанные с происхождением сочинений современников о Смутном времени, ясны. Многие из них длительное время остаются предметом спора.
Наибольший интерес у исследователей всегда вызывало Сказание Авраамия Палицына. Многие видные ученые использовали его в качестве исторического источника при описании событий Смутного времени (В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. Ф. Плато-нов и др.) 16 . Этому способствовали многократные публикации его текста 17 и дискуссии о его происхождении.
16 Указанные сочинения С. М. Соловьева, И. Е. Забелина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова и др.
17 Сказание Авраамия Палицына. СПб., 1784, 1822, 1909.
В 1842 г. на страницах «Москвитянина» возник спор между Д. П. Голохвастовым и А. В. Горским по поводу достоверности сведений Сказания и авторства первых шести глав 18 . В 70-е годы прошлого столетия возникла полемика сразу между несколькими учеными (И. Е. Забелиным, Н. И. Костомаровым и С. Кедровым) о личности троицкого келаря, создателя Сказания 19 .
После издания Рукописи Филарета в 1837 и 1866 гг. вышла статья А. Кондратьева, в которой текст этого памятника был детально исследован. Сравнив его с текстом Хронографа Кубасова (ныне это произведение носит название Повесть Катырева-Ростовского), исследователь обнаружил сходные фрагменты. По его мнению, они свидетельствовали о вторичности Рукописи по отношению к Хронографу20 .
В течение XIX в. было опубликовано большинство сочинений о Смутном времени, что дало возможность исследователям с ними ознакомиться и использовать в своих трудах.
Так, в 1847 г. вышло в свет Сказание о Гришке Отрепьеве, в 1850 г. — Плач о пленении и конечном разорении Московского государства, в 1850 г. —• Новый летописец по списку Оболенского, в 1856 г. — Иное сказание, в 1862 г. — Повесть о видении некоему мужу духовну, в 1862 г. — Четыре сказания о царевиче Дмитрии, в 1868 г. — статьи о Смуте в хронографах II и III редакций, Карамзинский хронограф (в «Изборнике» А. Н. Попова), в 1881 г. — Повесть Катырева-Ростовского и, наконец, в 1910 г. — Новый летописец.
Важной вехой в исследовании памятников Смутного времени стало их целостное издание в 13 томе Русской исторической библиотеки. Первое издание — 1891 г., и переиздание в расширенном варианте — 1909 г. В этом же году было переиздано Сказание Авраамия Палицына по лучшим спискам с двумя редакциями первых шести глав.
В подготовке 13 тома РИБ большую роль сыграл С. Ф. Пла-тонов, который первым провел большую работу по выявлению и систематизации рукописей, составил перечень самих произведений, которых, по его мнению, было больше 30, подверг их научной критике и предпринял первичную систематизацию.
Труд С. Ф. Платонова «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник» был впервые опубликован в Журнале Министерства народного просвещения в шести выпусках за 1887, 1888 годы. В 1888 г. эта работа была защищена в качестве магистерской диссертации и опубликована в виде отдельной книги21 .
18 «Москвитянин». М.,1848.
19 Забелин И. Е. Минин и Пожарский. М.Д901; Костомаров Н. И. Повесть.; Кедров С. И. Авраамий Па-лицын как писатель //?А. 1886. № 7.
20 Кондратьев А О так называемой рукописи патриарха Филарета //ЖМНП СПб., 1878. Ч. CXCIX. С. 23.
21 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени. СПб., 1913. Изд. 2-е.
Одним из важных достижений Платонова является то, что он выдвинул очень ценное методологическое положение, касающееся изучения памятников Смуты. Суть его состоит в том, что все сочинения о Смуте представляют собой единый комплекс текстов, которые необходимо изучать целостно, путем сравнительного анализа, а не в виде отдельных произведений. Исследователь первым предпринял попытку провести некую систематизацию всего обширного материала и выделить в нем отдельные группы. В первую группу он включил произведения, составленные до окончания Смуты, во вторую — важнейшие, написанные в правление Михаила Федоровича, в третью — второстепен-ные22 . Несомненно, что в таком делении есть некоторое рациональное зерно, т. к. памятники, созданные «по горячим следам событий», несомненно, составляют особую группу. Но деление на важнейшие и второстепенные, на мой взгляд, весьма тенденциозно, т. к. для него трудно выделить критерии. Возможно, более правомерным является выделение таких групп, как официальные произведения, созданные по заданию правительства, и частные, авторские сочинения-воспоминания.
Следует отметить, что группировка Платонова не только не совсем удачна, но к настоящему времени уже устарела. Этому способствовали как более углубленные исследования уже известных памятников, так и открытие новых. Хотя в целом, по широте охвата материала и комплексному подходу к его изучению труд С. Ф. Платонова до сих пор остается непревзойденным.
Издание монографии Платонова вызвало широкий отклик в научных кругах. Рецензии на нее написали В. О. Ключевский, С. А. Белокуров, В. С. Иконников. Они отметили не только достижения автора, но и указали на один существенный недостаток — отсутствие внимания к политическим мнениям и тенденциям в памятниках, которые автор считал только литературными творениями23 .
Особый интерес к памятникам Смутного времени возник в начале XX в. в связи с юбилейной датой — 300-летием дома Романовых. В это время выходит несколько статей П. Г. Васенко о редакциях Повести Катырева-Ростовского, о дьяке Иване Тимофееве как писателе; груд В. С. Иконникова «Опыт русской историографии», рассматривающий в том числе и Сказания Авраамия, и многие другие исследования24 .
Особый интерес представляет статья А. И. Яковлева, в которой было прослежено складывание концепции Смуты в сочинениях современников. Исследователь отметил, что в Смуту произошел сложный психологический перелом в сознании людей, переродились все основные понятия, определявшие их от
22 Там же. С. XII, XIX.
23 Ключевский В. О. Отзыв об исследовании г. Платонова // Отчет о присуждении наград гр. Уварова. СПб.,1890. С. 53—57; Иконников В. С. Новые исследования по истории Смутного времени Московского государства. Киев, 1889. С. 102; Белокуров С. А. Из духовной жизни московского общества XVII в. М.,1902.
24 Васенко П. Г. О редакции Повести кн. И. М. Катырева-Ростовского //Записки русского археологического общества. 1900. Т. XI. Вып. 1-2; Васенко П. Г. Дьяк Тимофеев, автор Временника //ЖМНП. 1908. № 3. ношения к государственному порядку: «Они вышли из Смуты с проясненным в их сознании понятием общего блага, отечества и государства. общественной ответственности и общественных прав»25 . Анализируя содержание таких сочинений как Видение протопопа Терентия, Новая повесть, Плач о московском пленении, Временник Тимофеева, Сказание Авраамия Палицына, Грамоты народных ополчений и др., Яковлев проследил процесс формирования и прояснения у авторов важнейших общественных понятий и суждений. Он показал, как от традиционной формулы о том, что все бедствия — наказания за грехи, писатели пришли к пониманию собственной вины за Смуту. Так, автор Новой повести видел причину в шаткости боярства, в шаткости всего обществ^ . Тимофеев полагал, что причина крылась в расстройстве отношений между правителями и подданными из-за грехов первых27 . Окончательно подписал обвинительный акт Авраамий Палицын: «Безсловесного ради молчания». Раболепное общество не имело ни мужества, ни твердости для сопротивления правителям-тиранам и преступникам28 .
Грамоты народных ополчений поставили вопрос о путях выхода из кризиса: действовать в любви и соединении, быть ответственным за государство, помнить об общественном долге, заботиться об общем благе. «Любовь, совет и единачество» — стали лозунгами всего освободительного движения29 .
Анализ содержания источников позволил А. И. Яковлеву показать мощный переворот в общественном сознании русских людей. «Они сами назвали преступным свое вечное желание отмолчаться. Но почувствовав себя ответственным за политический порядок, они не могли не почувствовать себя и хозяевами его». В ходе Смуты они смогли преодолеть в себе основную причину: политическую незрелость, апатию, индифферентность, малодушие, вялость и бедность чувств, неразвитость общественных понятийЗО .
Работа А. И. Яковлева открыла новые пути в изучении комплекса памятников Смутного времени, которые получили дальнейшее развитие в трудах ли-тературоведов31 .
В целом, дореволюционные исследователи внесли большой вклад в изучение сочинений о Смуте: они выявили основное количество рукописей, опубликовали большую часть произведений по лучшим спискам, наметили пути их дальнейшего углубленного исследования.
25 Яковлев А. И. «Безумное молчание» (причины Смуты по взглядам русских современников ея) /'Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому. М.,1909.
26 Яковлев А. И. «Безумное молчание». С. 652.
27 Там же. С. 656.
28 Там же. С. 658.
29 Там же. С. 660.
30 Там же. С. 664.
31 Адрианова-Перетц В. П. Из истории русской повести XVII в. /Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М.,1963; она же. Исторические повести XVII в. и устное народное творчество /Труды Отдела древнерусской литературы. М.;Л.,1954. Т. IX; Лазаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII века. Киев, 1958; Дробленкова Н. Ф. «Новая повесть о преславном Российском царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.;Л., 1960 и др.
После 1917 г. интерес к Смутному времени не ослаб. Вышло несколько статей С. Ф. Платонова об отдельных памятниках: о происхождении и авторстве Столярова хронографа (Карамзинско-го хронографа), о редакциях Повести Катырева-Ростовского. В первой статье исследователь приходит к выводу, что автором Карамзинского хронографа был арзамасский дворянин Баим Федорович Болтин, ставший в 1627 г. московским дьяком32 . Во второй — поставил вопрос о первичности второй редакции Повести КатыреваЗЗ .
Важным моментом в изучении Сказания Авраамия Палицина стало обнаружение П. Г. Любомировым и П. Г. Васенко еще одного отдельного списка первых шести глав Сказания Авраамия Палицына. Это позволило исследователям поставить вопрос на более прочный научный фундамент существовавшее ранее мнение о том, что первые шесть глав были отдельным ранним публицистическим произведением. Спорным остался лишь вопрос о дате этого произведения и авторстве34 .
Существенные изменения в состав ранних памятников о Смуте внесла Е. И. Кушева. Проанализировав Строгановский сборник, содержавший грамоты и литературные произведения XVII в., расположенные в строгой хронологической последовательности, она пришла к выводу, что Повесть како восхити относится к 1607 г. и, значит, является отдельным публицистическим произведением, созданным для укрепления позиций Василия Шуйского, а не частью Иного сказания35 .
Кроме того, Кушева обнаружила еще один список Иного сказания, анализ которого показал, что это произведение было создано около 1623 г. на основе нескольких более ранних сочинений в противовес Сказанию Авраамия ПалицынаЗб . Этот вывод существенно нарушил группировку С. Ф. Платонова, который считал наиболее ранним и важным памятником именно Иное сказание.
Е. И. Кушева пересмотрела также вопрос о времени создания Сказания о Гришке Отрепьеве. В рукописных хранилищах она обнаружила ряд списков, дающих более правильные чтения, чем текст, опубликованный в 13 томе Русской исторической библиотеки. Проанализировав тексты полной и краткой редакций, она пришла к выводу о первичности краткой, которая, по ее мнению, являлась предвыборным памфлетом Василия Шуйского, созданным еще до восшествия его на престол (царевич Дмитрий в нем еще не назван святым, а сам Василий — царем). Новая датировка Сказания о Гришке и Повести како
32 Платонов С. Ф. Столяров хронограф и его автор /^Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому. С. 23-24.
33 Платонов С. Ф. Старые сомнения Ц Сборник в честь М. К. Любавского. Пг., 1917.
34 Васенко П. Г. Две редакции первых шести глав «Сказания» Авраамия Палицына //Летопись занятий Археографической комиссии за 1919—1922 годы. Пг.,1923. Вып. 32; Любомиров П. Г. Новая редакция «Сказания» Авраамия Палицына Ц Сборник статей по русской истории, посвященный
С. Ф. Платонову. Пг.,1922.
35 Кушева Е. И. Из истории публицистики Смутного времени XVII века //Ученые записки Саратовского госуниверситета. Педфакультет. Саратов, 1926. Т. V. Вып. 2. С. 36.
36 Там же. С. 39. восхити позволила исследовательнице поставить вопрос о том, что приход Василия Шуйского к власти сопровождался энергичной кампанией по обоснованию прав на престол и восхвалению личных заслуг в борьбе с самозванцем37 .
Следующим этапным моментом в изучении памятников Смуты стала работа JI. В. Черепнина «"Смута"» и историография XVII в. (из истории древнерусского летописания)». В ней главным объектом исследования стал Новый летописец.
JI. В. Черепнин полностью согласился с выводами С. Ф. Пла-тонова о том, что Новый летописец был авторским произведением, созданным приблизительно в 1630 г. по заданию патриарха Филарета. Кроме того, он предположил, что этот памятник стал плодом трудов Посольского приказа и патриаршего штата для идеологического обоснования законности новой династии Рома-новых38 .
Новым моментом в работе Черепнина явилось то, что он стал рассматривать летописец как историческое произведение с собственной исторической концепцией автора. В ней религиозное мировоззрение сочеталось с определенной политической тенденцией — прославлением самодержавия. Законность прав царя Михаила Федоровича Романова автор обосновывал божественным предопределением, родством с прежней династией, всенародным признанием. Причину Смуты он видел в насильственном пресечении прежней династии39 .
По мнению исследователя, предложенное С. Ф. Платоновым деление Смуты на три периода (борьба династическая, борьба социальная и борьба национальная), было взято из Нового летописца и являлось плодом исторической мысли его создателя40 .
Особое внимание Черепнин уделил источникам Нового летописца. Ими, по его мнению, являлись: Утвержденная грамота об избрании Михаила на царство, документы Посольского приказа (дипломатическая переписка, грамоты Сигизмунда, дела политического сыска и т. д.), литературные памятники: Повесть о честном житии Федора, Сказание Авраамия Палицына и др.41
Сравнивая Новый летописец с Иным сказанием и Рукописью Филарета, исследователь обнаружил существенные различия в характеристике Василия Шуйского. Причина, по его мнению, заключалась в сложной политической действительности 20—30-х гг., вызвавшей дискуссии о личности царя Василия и сопровождавшейся выступлениями против новой династии42 . Правда, фактов, подтверждающих это мнение, в работе нет.
Большим достоинством работы Черепнина явилось исследование значительного числа списков летописца и выделение нескольких редакций. Самой
37 Кушева Е. К Из истории публицистики. С. 94-95.
38 Черепнин Л. В. «Смута» и историография XVII века (из истории древнерусского летописания) //Ш>. М.,1945. № 14. С. 81.
39 Там же. С. 83.
40 Черепнин Л. В. «Смута» и историография XVII века. С. 84.
41 Там же. С. 92-100.
42 Там же. С. 101. ранней он считал Никоновскую редакцию, т. е. тот текст, который был присоединен к Никоновской летописи и дошел в ее составе. Второй он считал редакцию Степенной книги, которая появилась в 1657—1659 гг. в связи с созданием новой редакции Степенной книги. Летопись о многих мятежах и список Оболенского Черепнин отнес к еще более позднему времени. Затем, по его мнению, появились поздние редакции в летописцах конца XVII в.43
Предложенная JI. В. Черепниным схема редакций Нового летописца была принята большинством исследователей как наиболее верная и обоснованная.
В 50-е гг. появился ряд новых научных изданий уже известных памятников, а также были опубликованы ранее неизвестные источники. Так, в 1951 г. был переиздан Временник Ивана Тимофеева, в 1955 г. — Сказание Авраамия Палицына с учетом трех редакций первых шести глав, что позволило О. А. Державиной вновь поставить вопрос об авторстве Авраамия Палицына первых шести глав44 .
Настоящим открытием стала публикация О. А. Яковлевой Пискаревского летописца, в котором в заключительной части описывались события Смуты. Во вступительной статье исследовательница дала характеристику палеографических особенностей рукописи (РГБ. № 228/176), подробно описала ее состав. Согласно датировке филиграней, листы, содержащие статьи о Смуте, относились к концу первой четверти XVII в.45
В летописце исследовательница выделила две части: выписки из древних летописей, близких к Никоновской, и выписки, основанные на воспоминаниях москвича о событиях с 30-х гг. XVI в. по 1615 г. со вставками из различных документов. Исследовательница предположила, что автором был приказной человек, ведавший строительством и металлургией, хорошо знавший придворную жизнь. Еще одним важным наблюдением исследовательницы было то, что сведения Пискаревского летописца, оказывается, были известны историкам XVIII и XIX вв., но не из самого летописца, а из «Сокращенного временника» XVIII в., в который он был включен4б .
Вновь введенный в научный оборот Пискаревский летописец стал активно использоваться при изучении Смутного времени (в трудах Р. Г. Скрынникова, А. А. Зимина, В. И. Корецкого, A. JI. Станиславского и др.). В 1978 г. он был вновь опубликован в 34 томе Полного собрания русских летописей.
Важное значение имели новые находки в рукописных хранилищах. В. И. Буганов обнаружил «Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова»47 , В. И. Корецкий — Вельский летописец48 , ряд неизвестных ранее летописцев о событиях начала XVII в.49
43 Там же. С. 107-116.
44 Иван Тимофеев. Временник. M.;JI.,1951; Сказание Авраамия Палицына. М.;Л.,1955.
45 Пискаревский летописец. Материалы по истории СССР (XV—XVII вв.). М.,1955. Вып. 2.
46 Там же.
47 Буганов В. И. Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова //Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. JIe-нина. М.,1957. Вып. 19.
Отрывки из многих сочинений о Смуте были опубликованы в сборнике документов о восстании И. Болотникова50 .
Новый момент в изучении ранних памятников Смуты внесло открытие и публикация «Повести како отмсти» — ранней редакции «Повести како восхити». Во вступительной статье к публикации В. И. Буганов, В. И. Корецкий и A. JI. Станиславский обстоятельно рассмотрели различия между редакциями и доказали первичность «Повести како отмсти» 51 .
Большой вклад в изучение периода Смуты внесло издание 34 тома Полного собрания русских летописей, в состав которого вошли: Пискаревский, Постниковский, Московский и Бельский летописцы52 .
Новые находки в рукописных хранилищах активизировали интерес историков и литературоведов к изучению памятников и творчеству авторов начала XVII в. Так, обнаружение новых списков Повести Катырева вновь поставило вопрос об авторстве этого сочинения53 .
Работа В. И. Корецкого о летописании XVII в., в частности, об Истории Иосифа, использованной, по его мнению, в Новом летописце и некоторых других сочинениях и потом в историческом труде В. Н. Татшцева54 , заставили исследователей вновь поставить вопрос об источниках литературных сочинений, процессе их создания, достоверности и т. д.
В последнее время в работах некоторых ученых наметилась тенденция пересмотреть ряд устоявшихся мнений.
Так, Я. Г. Солодкин в серии статей о Сказании Авраамия Палицына попытался доказать, что все редакции первых шести глав Сказания принадлежат самому Авраамию. Различия же между ними он объяснил изменениями во взглядах самого Авраамия, при этом ранние редакции он счел более поздни-ми55 . Новые дополнительные моменты внес он и в изучение Временника И. Тимофеева, Пискаревского летописца, Новой повести, Послания дворянина дворянину и др.56
48 Корецкий В. И. Бельский летописец /ВИ. М.,1971. № 5.
49 Буганов В. И., Корецкий В. И. Неизвестный московский летописец XVII в. из Музейного собрания ГБЛ /'Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. М.,1971. Вып. 32; Корецкий В. И. Летописец с новыми известиями о восстании Болотникова /ИСССР. 1968. № 4.
50 Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. М.,1959.
51 Буганов В. И., Корецкий В. И., Станиславский А. Л. «Повесть како отмсти» — памятник публицистики Смутного времени /Труды отдела древнерусской литературы. Л.,1974. Т. 28. С. 231—254.
52 Державина О. А. К проблеме поэтического стиля исторических повестей начала XVII в. /Труды отдела древнерусской литературы. М.;Л.,1958. Т. XIV; Гудзий Н. К. К вопросу о составе «Летописной книги», приписываемой И. М. Каты-реву-Ростовскому /Там же; Полосин И. И. Иван Тимофеев — русский мыслитель, историк, дьяк /Социально-политическая история России XVI—XVII вв. М.Д963. С. 58—63 и др.; Кукушкина М. В. Семен Шаховской автор Повести о Смуте /Памятники культуры. Новые открытия. М.,1975 и др.
53 ПСРЛ. М.,1978. Т. 34.
54 Корецкий В. И. История русского летописания конца XVI — начала XVII вв. М.,1986.
55 Солодкин Я. Г. О датировке начальных глав «Истории» Авраамия Палицына /Tpy-ды Отдела древнерусской литературы. М.;Л.,1977. Т. 32; он же. Редакции «Исто-рии» Авраамия Палицына /Источниковедение литературы Древней Руси. Л.,1980.
56 Солодкин Я. Г. К датировке и атрибуции «Новой повести о преславном Российском царстве» /Труды отдела древнерусской литературы. Л.,1981. Т. 36; он же. К истории создания «Иного сказания» /Вспомогательные исторические дисциплины. Л.,1982. Т. 13. С. 63—77 и др. работы.
В. Г. Бовина предприняла попытку пересмотреть вопрос о редакциях Нового летописца. Она оспорила мнение JI. В. Черепнина и других исследователей (Б. М. Клосс) о первичности Никоновской редакции и выдвинула мнение
0 первичности редакции Степенной книги, основываясь на некоторых ее более правильных чтениях57 .
Даже краткий обзор обширной литературы, посвященной памятникам Смутного времени, показывает, что многие вопросы в их изучении остаются либо спорными, либо нерешенными и в том, что касается отдельных памятников, и всего комплекса в целом. Не изучена история появления всех произведений, их взаимосвязь, взаимовлияние, источники сведений, авторство и т. д. В итоге, так и остается непонятным, почему события Смуты освещались современниками по-разному, с различной, подчас противоположной, оценкой личностей государственных деятелей, отдельных событий и общим пониманием причин и сути происходившего.
Существующая тенденция объяснять все различными классовыми и политическими взглядами авторов представляется слишком однобокой (исходя из нее, к примеру, вообще невозможно понять различия между Рукописью Филарета и Новым летописцем, созданным по заданию того же Филарета). Еще более неубедительной выглядит попытка объяснить появление различных редакций произведения изменениями в политических взглядах его автора (например,
1 и окончательной редакции Сказаний Авраамия).
Решение всех задач, на мой взгляд, возможно только путем изучения истории появления всего комплекса памятников в целом.
Несомненно, что данная задача представляется весьма сложной, поскольку в комплекс входят более 30 разножанровых произведений. Многие из них дошли в большом количестве списков с различными редакциями (например, Сказание Авраамия Палицына дошло более чем в 150 списках, Новый летописец — более 50 и т. д.). Объем целого ряда сочинений весьма значителен (Новый летописец — целый том ПСРЛ, Сказание Авраамия, Временник Тимофеева, Повесть Катырева — отдельные книги). Степень изученности их различна. История создания некоторых из них хорошо известна и не вызывает споров. Например, никто не сомневается в том, что Повесть о честном житии Федора написал патриарх Иов, что автором Временника был дьяк Иван Тимофеев, Словес дней и царей — Иван Хворостинин и т. д. Это существенно облегчает общую систематизацию, связанную с выделением групп взаимосвязанных произведений, и дает возможность воспользоваться выводами предшественников при источниковедческом исследовании каждого отдельного сочинения.
В то же время, в комплекс входит целый ряд памятников, история происхождения которых либо до конца не ясна, либо вызывает споры. К их числу
57 Бовина В. Г. Новый летописец. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1988. относится Новый летописец, Повесть Катырева в двух редакциях, Рукопись Филарета, две редакции первых шести глав сказания Авраамия и т. д. Им в работе уделяется наибольшее внимание.
Несомненно, что решить все проблемы в изучении более 30 достаточно обширных памятников невозможно в одной работе. Поэтому такие произведения как Пискаревский летописец, Иное сказание, Карамзинский хронограф, Вельский летописец и некоторые другие, привлекаются только как дополнительные источники и самостоятельному разбору не подвергаются (Пискаревский летописец охватывает всю историю Русского государства до Смуты, поэтому его следует изучать целостно, Иное сказание — хорошо изучено, Карамзинский хронограф и Вельский летописец носят местный характер и требуют изучения с привлечением местных источников).
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы проследить историю складывания комплекса сочинений о Смуте путем выяснения обстоятельств создания каждого конкретного произведения и его взаимосвязей с остальными. При этом главное внимание уделяется памятникам центрального происхождения. Это позволяет проследить процесс складывания различных концепций событий Смутного времени и возникновения, в итоге, официальной.
Главный принцип систематизации — хронологический. Он позволяет проследить взаимосвязь между происходящими событиями и их отражение на страницах различных сочинений, обнаружить временные различия в трактовке того или иного факта, выявить заимствования и взаимовлияние между произведениями.
При выделении групп использовались уже известные сведения об истории возникновения того или иного памятника. Поэтому в первую группу вошли сочинения, созданные в ходе событий Смутного времени. Это: Повесть о честном житии Федора, написанная Иовом в 1598 г., Сказание о кончине царя Федора и воцарении Бориса Годунова, ряд сочинений, созданных во время прихода к власти Василия Шуйского (Сказание о Гришке, Повести како, Житие Дмитрия и связанные с ним поздние сочинения, Повесть о видении некоему мужу, Новая Повесть, Сказание киих ради грех, I редакция первых шести глав Сказания Авраамия, Плач о московском пленении и некоторые др.).
Во вторую группу вошли произведения, написанные различными писателями после воцарения Михаила Романова. К ним относятся: Временник Тимофеева, Хронограф II редакции, Сказание Авраамия и др.
В третью группу входят памятники, созданные по заданию Филарета: сочинения Хворостинина, Рукопись Филарета, две редакции Повести Катырева, являющиеся сочинениями разных авторов, сочинения С. Шаховского и, наконец, Новый летописец, в котором официальная концепция Смуты представлена в наиболее завершенном виде.
При анализе содержания каждого конкретного произведения привлекались дополнительные источники: разрядные книги разных редакций, самый различный актовый материал, сочинения иностранцев, боярские и записные книги и т. д. Они позволили выявить источники сведений того или иного автора и уточнить сведения о нем самом.
Таковы вкратце основные цели и задачи настоящей работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 202 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031