Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Регулирование экономического развития в территориальных системах : На примере Дальнего Востока и Забайкалья. Галичанин, Евгений бесплатно
4:01 PM
Скачать Регулирование экономического развития в территориальных системах : На примере Дальнего Востока и Забайкалья. Галичанин, Евгений бесплатно

Регулирование экономического развития в территориальных системах : На примере Дальнего Востока и Забайкалья

Диссертация

Автор: Галичанин, Евгений Николаевич

Название: Регулирование экономического развития в территориальных системах : На примере Дальнего Востока и Забайкалья

Справка: Галичанин, Евгений Николаевич. Регулирование экономического развития в территориальных системах : На примере Дальнего Востока и Забайкалья : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 Хабаровск, 2001 323 c. : 71 02-8/93-7

Объем: 323 стр.

Информация: Хабаровск, 2001


Содержание:

Глава 1 Государственное регулирование регионального развития
11 Трансформация региональной политики государства при переходе к рынку
12Особенности проявления и основные направления региональной политики в России и на Дальнем Востоке
13Бюджетный федерализм в сфере регулирования регионального развития
Глава 2 Институциональные основы регулирования регионального экономического развития
21Состояние и проблемы создания институционального механизма регионального управления
22Межрегиональное сотрудничество в решении проблем социально-экономического развития
23 Законодательно-нормативное обеспечение реформирования экономики Дальнего Востока и Забайкалья
Глава 3 Программно-целевой механизм регулирования регионального развития
31 Ретроспективный анализ управления на Дальнем Востоке
32Концептуальные основы развития Дальнего Востока и Забайкалья
33Воздействие регулирующей программы на социально-экономическую ситуацию в регионе
Глава 4 Приоритеты развития Дальнего Востока и Забайкалья
41Основные параметры и структурные изменения в экономике Дальнего Востока и Забайкалья, их прогноз на перспективу
42Реструктуризация топливно-энергетического комплекса-необходимое условие повышения конкурентоспособности экономики региона на внутреннем и внешнем рынках
43Между народные экономические связи как фактор поступательного развития региона

Введение:

Актуальность исследования состояния и изменения системы управления регионами обусловлена потребностью необходимых практических мер ее модернизации в условиях рыночных преобразований. В особенности подобные исследования необходимы в нынешний период, когда выстраивается совершенно новый механизм государственного управления процессом перехода к рыночным отношениям.Реалии кризиса, распада всех существовавших до этого связей и отношений заставляют все субъекты иерархической лестницы государственного управления искать адекватные меры реагирования на выдвигаемые жизнью проблемы. Далеко не всегда эти меры позволяют достичь поставленной цели и снять возникающие напряжения. К сожалению, и наука об управлении пока не готова дать строго обоснованных и проверенных рецептов, ибо ни отечественной, ни мировой практике не известны столь масштабные преобразования, вызванные разрушением весьма жестко централизованной экономической системы управления.Это справедливо и по отношению к управлению крупными экономическими районами страны. Разрушение структуры директивно -планового их управления с одной стороны и курс на суверенизацию субъектов Федерации, входящих в их состав - с другой, привели к нарушению технологических и экономических связей, ущемлению геополитических интересов России, как в этих регионах, так и в международных связях государства через эти регионы.Опыт исследования проблем территориального развития и управления накапливается в нашей стране по мере выявления региональной специфики проявления экономических законов. Подходы к формированию региональной политики исходят из конкретных задач развития регионов и выработки стратегии социально-экономических преобразований всего общества.При этом механизм макроэкономического регулирования должен обеспечивать такое согласование всего многообразия интересов, которое будет способствовать стабильному экономическому росту, повышению эффективности использования ресурсов, улучшению социальных параметров.Для Дальнего Востока и Забайкалья ключевым моментом является поиск стратегии управления с учетом использования преимуществ активной либерализации внешних связей с целью построения механизма оптимального соотношения между внутренним и внешним рынками.Предлагаемая диссертационная работа посвящена изложению авторского подхода к решению проблем регулирования экономического развития крупной территориальной системы, включающей Дальневосточный экономический район и Забайкалье в условиях активной перестройки как собственно производственной структуры, так и структуры рынков.Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - анализ состояния региональной политики в условиях трансформации общественной системы России и выработка подходов к построению адекватной сегодняшней ситуации модели управления крупным регионом страны.В соответствии с поставленной целью задачи диссертационного исследования сформулированы следующим образом: • выявление особенностей региональной политики России в целом и по отношению к сфере управления крупными территориальными системами, определение ее принципиальных положений; • исследование генезиса системы регулирования и саморегулирования процессов экономического развития в экономических районах, их институционального и организационного обеспечения; изучение факторов и условий социально - экономической кооперации субъектов Федерации Востока России; • анализ и оценка тенденций экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья и входящих в его состав субъектов Российской Федерации в период реформы и потенциала управляющего воздействия Федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье»; • определение тенденций изменения структуры экономики Дальнего Востока и Забайкалья под воздействием становления рыночных отношений, обоснование экономических приоритетов их развития; • анализ топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока с целью определения направлений повышения конкурентоспособности его экономики на внутреннем и внешнем рынках; • выявление возможностей международного сотрудничества как экономического фактора поступательного развития региона в ближайшей и долгосрочной перспективе; Объект исследования. Объектом исследования является система регулирования экономикой Дальнего Востока и Забайкалья, включая их основные отрасли и секторы хозяйства, процессы современной международной кооперации.Предмет исследования. Организационная структура, взаимосвязи ее элементов и инструменты регулирования межрегиональных отношений в крупной территориальной системе.Теоретическая и методологическая основа исследований. Теоретические основы работы выработаны с учётом исследований учёных по проблемам анализа и перспективного развития дальневосточной экономики в системе межрегионального разделения труда в России в условиях рыночных реформ, последствий и проблем либерализации внешнеэкономических связей.Методологической основой диссертационной работы стал системный подход по отношению к крупной территориальной макросистеме, имеющей внутрирегиональный рынок, и расширяющееся взаимодействие с межрегиональным и международным рынками.В качестве теоретической основы изучения закономерностей пространственной организации экономики и проблем региональной политики были использованы труды зарубежных ученых, как основоположников региональной науки А.Вебера, В.Кристаллера, А.Леша, Т.Паландера, Ф.Перру, И.Тюнена, Г. Хоутеллинга, так и современников - Р.Коуза, В.Леонтьева, Т. Хагерстранда, Т. Шульца, и др.При исследовании теоретических и практических проблем социально экономического развития России и регионов, автор опирался на выводы и идеи, изложенные в трудах Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, П.Я.Бакланова, Д.Валентея, А.Г.Гранберга, В.В.Ивантера, В.И.Ишаева, В.Н.Лексина, Д.С.Львова, В.И.Маевского, Е.З.Майминаса, Б.З.Мильнера, П.А.Минакира, Ю.Павленко, О.С.Пчелинцева, В.И.Сыркина, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М.Штульберга, Ю.В.Яременко, и других авторов. В трудах вышеперечисленных, и ряда других ученых, проанализированы и выявлены закономерности формирования региональных социально-экономических систем и их функционирования в условиях рыночных преобразований, роль внешнеэкономического фактора в развитии региональной экономики крупных территориальных образований, а также особенности формирования и реализации региональной государственной политики. Вместе с тем, по мнению автора в исследованиях недостаточно уделено внимания проблемам межсубъектной и межрегиональной кооперации, и влиянию этих процессов на государственную региональную политику.В области анализа проблем международной кооперации Дальнего Востока и Забайкалья автор основывался на трудах Ф.В.Дьяконова, Н.Леонова, П.А.Минакира, Н.Н.Михеевой и других учёных, которые исследовали особенности и закономерности развития Дальнего Востока России в различных условиях, при этом, в области международного экономического сотрудничества, теоретических и прикладных аспектов международного экономического равновесия и движения факторов производства, использовались важные результаты, полученные в трудах П.М.Алампиева, Л.А.Аносовой, Л.Б.Вардомского, В.И.Ишаева, И.С.Королева, А.Б.Куприянова,А.Д.Некипелова, Н.А.Симонии,С.Р.Ситаряна, М.Л.Титаренко, М.Е.Тригубенко, Г.И.Чуфрина, и др. В их работах рассмотрены многочисленные вопросы международной экономической кооперации на уровне национальных экономик, внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития региональных экономических систем.В последние годы в Российской Федерации был принят ряд законодательных актов (федеральных и региональных) с целью создания благоприятных условий по развитию регионов, активизировались научные исследования и по данной проблеме. Тем не менее, целостной концепции применения рыночных отношений региональных и локальных рынков, их взаимосвязей пока не создано. Сохраняется дискуссионный момент полноты задействования такого инструмента государственного регулирования, как планирование; в достаточной мере не проработан вопрос методического инструментария государственного регулирования развития регионов. Также недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты управления экономикой регионов на федеральном и местном уровнях.Некоторые перечисленные проблемы рассмотрены в экономической науке пока фрагментарно. Очевидна необходимость применения комплексного системного подхода к разработке проблемы регулирования развития крупных макрорегионов в теоретико-концептуальном, и особенно в конкретно-прикладном аспекте. Кроме того, редко встречаются рекомендации по конкретным направлениям и мерам совершенствования системы управления.По нашему мнению необходимо углубить анализ по указанным направлениям.Экономическая реформа привела к изменению структурных характеристик и оценок эффективности стратегий развития, а также вероятных источников регионального развития в перспективе. Эти изменения также необходимо проанализировать в комплексе со всеми важнейшими факторами, определяющими развитие Дальнего Востока и Забайкалья в условиях рыночных реформ.В диссертации использованы ряд статистических материалов и литературные источники, в которых характеризуется ход экономической реформы в Российской Федерации и в регионах Дальнего Востока и ^ Забайкалья, в том числе Госкомстата России, администраций субъектов Федерации, межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и других организаций.Основные положения и результаты. Системный анализ генезиса организационно-институционального механизма регулирования и закономерностей функционирования крупной территориальной системы # (включающей субъекты Федерации Дальнего Востока и Забайкалья) в условиях рыночных трансформаций позволил обосновать следующие положения и результаты: - обосновать выделение специального класса объектов исследования и регулирующих воздействий - крупных территориальных систем, ^ специфической характеристикой которых является однородность геоэкономических проблем, характерных для входящих в данную территориальную систему субъектов Федерации; - показать, что разрушение или ослабление жестких горизонтальных и вертикальных взаимодействий нормативного характера в территориальной структуре экономики объективно обусловливает формирование неформальных территориально-корпоративных взаимодействий индикативного характера, институциональной формой которых на стадии перехода к рынку стали ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации; - показать, что модернизация системы управления и планирования в ф территориальном аспекте на базе внедрения рыночных механизмов приводит к замене централизованных механизмов согласования отраслевых и территориальных плановых решений индикативными планами территориального развития на уровне отдельных субъектов Федерации, которые согласуются в рамках управляющих программ экономического и социального развития на уровне крупных территориальных систем — геоэкономических общностей; - обосновать положение о том, что для периферийных территориальных подсистем национальной экономики, параметры функционирования которых характеризуются повышенной (по сравнению со средними для национальной экономики значениями) эластичностью по показателям экономического расстояния и энергетических затрат, среди факторов экономического роста превалируют внешние для территориальной и национальной систем факторы; - обосновать направления реструктуризации топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, а также использования положительных транспортных эффектов периферийного положения региона за счет формирования на его территории международных транспортных коридоров.Научная новизна диссертационной работы определяется системным рассмотрением нетрадиционного для региональных исследований объекта. Это позволило по новому подойти к трактовке отдельных положений теории и практики территориальной организации народного хозяйства. В диссертации содержатся следующие элементы научной новизны: - впервые выполнена комплексная оценка факторов и условий формирования территориальных ассоциаций межрегионального взаимодействия и выявлена их объективная природа как институциональной формы индикативного корпоративного планирования в территориальном аспекте; - впервые раскрыт механизм согласования мезорайонных индикативных планов экономического и социального развития в форме реализации управляющих федеральных программ развития крупных территориальных систем; выполнена оценка внешних факторов и условий стратегии экономического роста выделенной в диссертации территориальной системы и определены направления и механизм их активизации в форме стимулирования проектов международных транспортных коридоров.Практическое значение. Результаты диссертационного исследования позволяют предложить общую схему управления развитием Дальнего Востока и Забайкалья. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы для подготовки практических решений на уровне субъектов Федерации, ассоциаций экономического взаимодействия при разработке программ развития территориальных систем макроуровня. Выводы и предложения, сформулированные в диссертационной работе являются концептуальной базой и могут стать основой разработки конкретных законодательных актов федерального и регионального значения.Практическое применение имеют также конкретные предложения по совершенствованию топливно-энергетического комплекса региона, и методические рекомендации по расчету экономической эффективности и целесообразности постановки геологоразведочных работ на нефть и газ, расширения вовлечения их в топливно-энергетический баланс, что будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики на внутреннем и внешнем рынках.Апробация работы. Результаты диссертационной работы использовались при разработке и вошли составной частью в Президентскую федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы, проект Закона «О развитии Дальнего Востока» внесённого в Государственную Думу, ряда программ регионального значения, в том числе программы развития геологоразведочных работ на нефть и газ в Хабаровском крае.По основным результатам работы были сделаны доклады на краевой научно-практической конференции по проблемам перехода к рынку на Дальнем Востоке (Хабаровск-1995г.); международной конференции в г.Бангкок, посвященной развитию интеграции в АТР (Таиланд) - в 1996 году; международных инвестиционных конференциях (Хабаровск - 1996, 1997 гг.); республиканской научно-практической конференции по вопросам методологии изучения экономической ситуации в России (Хабаровск-1996г.); конференции под эгидой ООН в г. Ниигата по обеспечению стран СВА энергоресурсами (Япония) - в 1997 году; научно-практической конференции «Дальний Восток на рубеже веков» (Хабаровск-1998г.); научно-практической конференции по проблемам развития топливно-энергетической базы на Дальнем Востоке (Хабаровск-1998г.); на заседании коллегии Минтопэнерго Российской Федерации (Иркутск-1998г.); на 17-ом Российско-Японском симпозиуме (Хабаровск-1998г.); третьей международной конференции по проблемам развития транспорта на Дальнем Востоке (Владивосток-1999г); международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие Востока России: проблемы, поиск решений» (Хабаровск-1999г.); научной конференции по экономике природопользования на Дальнем Востоке (Хабаровск-1999г.); Парламентских слушаний в Государственной Думе (Москва-2000г.) и других отечественных и международных форумах.Основные положения диссертации нашли также отражение в 46 научных работах общим объемом 124 п. л., в том числе в 4 авторских и 2 коллективных монографиях, опубликованных в различных российских и зарубежных изданиях, а также в учебных программах и учебно-методических пособиях, разработанных автором по дисциплинам «Региональная экономика» и «Государственное управление».Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, состоящей из 242 наименований, 11 приложений, содержащих 12 таблиц и 3 схемы. Основной текст изложен на 292 страницах, включает 14 таблиц, 3 рисунка , 3 схемы и 2 диаграммы.Во введении показана актуальность исследования, описана новизна и практическая значимость работы, определены основные результаты.В первой главе анализируется состояние процесса государственного управления региональным развитием в условиях реформирования общественно-экономической системы и воздействие региональной политики непосредственно на регионы. Рассматривается роль и место бюджетного федерализма.Вторая глава посвящена исследованию институциональных основ в управлении региональными процессами. В этой главе дается определение крупной территориальной системы макроуровня как объекту управления, рассмотрены корпоративные формы его самоуправления на основе ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации.В третьей главе рассмотрены программно-целевые методы в управлении Дальним Востоком и Забайкальем. Здесь же рассмотрены концептуальные основы, модели и сценарные варианты развития Дальнего Востока и Забайкалья.Четвертая глава посвящена анализу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, на основе которого определяются изменения в структуре экономики региона и выделяются сферы приоритетного развития.Здесь же приводятся основные направления реструктуризации топливноэнергетического комплекса. В этой же главе обоснована необходимость международного сотрудничества региона как экономического фактора его поступательного развития. Анализируя современное состояние внещней торговли и инвестиционной деятельности иностранных участников, предлагаются основные направления и проекты, имеющие первостепенное значение, даются рекомендации по улучшению условий движения иностранного капитала.В заключении приводятся общие выводы и итоги исследования, а также детальные выводы по каждой главе и направления будущего научного поиска. . 14

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 197 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30