Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 12 » Скачать Реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных бесплатно
4:17 PM
Скачать Реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных бесплатно

Реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов

Диссертация

Автор: Комолова, Евгения Григорьевна

Название: Реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов

Справка: Комолова, Евгения Григорьевна. Реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 Нижневартовск, 2002 256 c. : 61 03-13/874-6

Объем: 256 стр.

Информация: Нижневартовск, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки успешности реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов
11 Профессиональная рефлексия студентов факультета педагогики и методики начального образования педвуза как психологический феномен
12 Эффективная реализация рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов как педагогическая проблема
13 Источники и движущие силы освоения будущими учителями-воспитателями искусства педагогической рефлексии на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства
14 Характеристика отечественного опыта реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов
Глава 2 Педагогико-методическое обеспечение успеха в реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов
21 Рефлексивно-развивающий потенциал изобразительного искусства и действующих программ и учебных пособий по методике преподавания данного предмета для педвузов
22 Психолого-педагогический анализ оптимума методических приёмов обучения студентов профессиональной рефлексии на академических и внеаудиторных занятиях по методике преподавания изобразительного искусства
23 Педагогические условия, способствующие эффективной реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов
24 Методика фиксирования и качественной оценки сформированности у будущих учителей-воспитателей способности к профессиональной рефлексии, характеристика результатов опытно-экспериментальной работы

Введение:

Совершившаяся в начале 90-х годов XX века радикальная трансформация уклада жизни российского общества, связанная со вступлением страны в рыночные экономические отношения, резко обострила потребность государства в подготовке учителей, характеризующихся высоким уровнем профессионального самосознания и наличием способности грамотно осуществлять акты педагогической рефлексии - внимательного всматривания в собственную учебно-воспитательную деятельность со школьниками и аналитико-критического соотнесения ее с канонами гуманистической педагогики и лучшими образцами совершения аналогичных образовательно-воспитательных действий коллегами - мастерами педагогического труда.
Специалисты, ведущие профессиональную подготовку студентов на факультетах педагогики и методики начального образования в педвузах наших дней по методике преподавания изобразительного искусства детям младшего школьного возраста, воспринимают этот социальный заказ как задание оптимизировать реализацию рефлексивной функции проводимых занятий.
В педагогической теории последних лет аксиоматичным стало признание ощутимого опосредования результатов функционирования вузовской педагогической системы личностным фактором - уровнем социальной зрелости и профессионально-педагогической подготовленности студента. Одним го основных путей совершенствования этой подготовки принято считать формирование у обучающихся в педвузе способности к педагогической рефлексии.
Исследование специфики проявления рефлексии в человеческой жизнедеятельности и особенностей реализации рефлексивной функции на занятиях в отечественных педагогических учебных заведениях велось по нескольким направлениям: рассмотрение рефлексии как действенного механизма общеличностного и профессионального самосовершенствования будущего дипломированного специалиста по обучению и воспитанию подрастающих поколений (К.А. Абульханова-Славская, Н.Г. Алексеев, A.A. Бизяева, A.M. Булынин, A.A. Вербицкий, С.Н. Дорофеев, JI.B. Кандыбович, И.С. Ладенко, C.B. Матюшенко, В.А. Метаева, JIM. Митина, В.А. Попков, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, И.Г. Татур); соотношение рефлексии и самосознания личности (С.Х. Асадуллина, Л.И. Белозерова, Е.М. Бобров, В.М. Вергасов, Т.В. Галкина, З.В. Диянова и Т.М. Щеголева, Н.Л. Жмакина, Н.И. Исаева, Г.И. Катрич, В.Н. Козиев, О.Ф. Меженцев, Е.М. Никиреев, Н.Г. Рукавишникова, И.П. Стихнина); характеристики рефлексирования как творческого процесса (A.M. Адаменко, В.И. Андреев, Е.П. Варламова, Е.Ю. Волчегорская, И.В. Галактионов, А.Ф. Давыдова, В.А. Кан-Калик, Т.Е. Климова, О.П. Кожокарь, И.П. Кочурова, B.C. Кузин, В.П. Левченко, Н:П. Ляшко, М.И. Найденов и Л.А. Найденова, В.Н. Николко, О.Д. Олейникова, Г.А. Петрова, И.Н. Семенов, П.И. Совертков, М.В. Финько, Д.А. Хафизова); задействование педагогической рефлексии в формировании учительско-воспитательского мастерства у студентов педвузов (Т.Н. Артемьева, Е.С. Белько, Е.П. Бутузова, Т.А. Буя, A.C. Вартанян, Б.З Вульфов и В.Н. Харькин, А.Б. Баскер, Л.М. Гарфуллина, Т.А. Дергунова, Е.В. Зудилина, Р.В. Канбекова, Г.М. Коджаспирова, А.И. Лысиков, В.Н. Малиновская, Т.Л. Милохова, A.A. Мурашов, В.Ф. Пестрякова, Л.П. Саксонова, Л.Ф. Спирин, Ф.П. Хакунова, В.М. Чайка, О.М. Шиян, И.В. Штых).
Между тем при наличии столь большого количества исследований по данной проблематике обойденной вниманием ученых остается сфера целенаправленного развертывания возможностей рефлексивной функции занятий с будущими учителями начальных классов по методике преподавания изобразительного искусства детям младшего школьного возраста.
Кроме того, итоги проведенного в 1996 - 1997 годах опроса 41 вузовского специалиста по этой дисциплине из учебного плана факультета педагогики и методики начального образования в вузах педагогического профиля свидетельствуют, что более 60 % из них испытывают затруднения именно на этом направлении образовательно-воспитательной деятельности, не располагая информацией об оптимальных вариантах использования педагогической рефлексии по ходу аудиторных занятий и педагогической практики студентов в школе.
Стало быть, в теории и практике общеличностной и профессиональной подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах наших дней объективно существует проблема: каковы рациональные методические приемы и педагогические условия, позволяющие специалистам по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе на высоком уровне реализовать рефлексивную функцию академических и внеаудиторных занятий? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства детям младшего школьного возраста как целостный процесс, а его предмет -реализация рефлексивной функции соответствующих академических и внеаудиторных занятий как составная часть данного процесса.
Гипотеза исследования содержала предположение о том, что вузовский преподаватель может на достаточно высоком уровне реализовать рефлексивную функцию занятий по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, если он: а) выявляет и продуктивно использует рефлексивно развивающий потенциал изобразительного искусства как учебного предмета, а также действующих программ и учебных пособий по методике его преподавания в начальных классах общеобразовательной школы; б) уместно применяет оптимум методических приемов реализации рефлексивной функции таких занятий (в частности: введение актов педагогической рефлексии в структуру лекционных и практических занятий; разучивание и уместное применение на аудиторно-практических занятиях методики педагогического анализа образовательно-воспитательных действий; обучение студентов искусству совершения на аудиторных занятиях по методике преподавания изобразительного искусства и в аналогичной домашней самостоятельной работе операций альтернативного и поливариантного мышления; использование в учебно-воспитательном процессе разнообразной литературы, способствующей осуществлению актов рефлексивного осмысления конкретных школьно-производственных реалий и образовательно-воспитательных феноменов; предъявление студентам заданий на профессиональное аналитико-критическое рассмотрение и экспертную оценку собственных образовательно-воспитательных действий в ходе педагогической практики; применение заданий обучающимся по совершению актов педагогической рефлексии в ходе зачётно-экзаменационных испытаний); в) создает и последовательно реализует в ходе академических и внеаудиторных занятий педагогические условия, способствующие формированию у подопечных искусства профессиональной рефлексии повышенных уровней, например: культивирование в среде будущих учителей-воспитателей профессионального идеала; всестороннее обеспечение процесса профессионально-рефлексивной подготовки кадров для работы в начальной школе; обращение преподавателей художественно-эстетического цикла к проверенным и признанным методикам осуществления операций педагогической рефлексии; внедрение в образовательно-воспитательный процесс факультета и целенаправленное поддержание поисково-творческой атмосферы, проблемно-исследовательского настроя учебных и досуговых занятий студентов; постоянное сочетание работы будущих учителей-воспитателей по освоению теории педагогического анализа с посильной практикой профессиональной рефлексии в отношении методики преподавания изобразительного искусства.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили совокупность его задач.
1. Осуществить описание профессиональной рефлексии студентов факультета педагогики и методики начального образования на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах как психологического феномена.
2. Выявить и проанализировать источники и движущие силы реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства с будущими учителями начальных классов.
3. Раскрыть богатство рефлексивно развивающего потенциала действующих программ и учебных пособий по методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах для педвузов.
4. Предпринять психолого-педагогический анализ оптимума методических приемов обучения студентов профессиональной рефлексии на академических и внеаудиторных занятиях по методике преподавания изобразительного искусства детям 6-9-летнего возраста.
5. Вычленить из вузовской образовательной практики и предметно рассмотреть совокупность педагогических условий, способствующих эффективной реализации рефлексивной функции занятий с будущими учителями начальных классов по методике преподавания изобразительного искусства младшим школьникам.
Методологической основой исследования являются: положения культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания человека, психологической теории деятельности, теории развития личности ребенка, концепция профессиографического подхода к формированию личности педагога.
Теоретическую основу исследования составляют: ведущие положения из научных трудов психологов и педагогов по проблеме формирования и развития самосознания (К.А. Абульханова-Славская, З.В. Диянова, И.С. Кон,
Л.С. Рубинштейн, В В. Столиц, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.), о сущности и специфике проявления рефлексивности мышления (Л.П. Гримак, Ф.Т. Михайлов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), об особенностях профессионального развития педагога (В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Г. Рукавишникова, В.А. Сластенин и др.), о функции рефлексии в педагогической деятельности (А.А. Бизяева, Б.З. Вульфов, О.Ф. Меженцев, В.А. Метаева, Т.С. Сочень, Ф.П. Хакунова и др.).
В опытно-экспериментальной деятельности мы руководствовались следующими методологическими принципами - подходами: личностный (ориентация на личность воспитуемого как цель, субъект, результат и критерий эффективности подвластного педагогического процесса, признание уникальности личности занимающегося, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение); деятельностный (использование многообразной педагогической деятельности как основы, средства и условия профессионального развития личности); полисубъектный, или диалогический (ориентация на позитивный потенциал человека, вера в его неограниченные возможности постоянного творческого самосовершенствования); культурологический (освоение основ общечеловеческой и национальной культуры в сочетании с постижением ими необходимых для этого способов творческой деятельности); этнопедагогический (максимальное задействование в общеличностной и профессиональной подготовке юношей и девушек воспитательно-развивающего потенциала окружающей социоприродной среды, неисчерпаемых богатств национальной истории, культуры, быта и т.д.); антропологический (системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении педагогического процесса и управлении им).
В решении выдвинутых нами задач мы применяли совокупность эмпирических и теоретических методов исследования, адекватную исходным замыслам поиска и особенностям изучаемого объекта. Среди эмпирических методов преобладали: педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, в рамках которого осуществлялось наблюдение; в работе с преподавателями, педагогами школ и студентами активно использовались опросные методы в виде интервью, коллективных и индивидуальных бесед, а также анкетирование, изучение творческих работ студентов (по изобразительному искусству и методике преподавания этого предмета в начальной школе). Фактические данные исследования обрабатывались с помощью теоретических методов исследования: сравнения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования и генерирования новой педагогико-методической информации. При осмыслении получаемых в работе образовательно-воспитательных результатов системно-структурный анализ сочетался с процессуально-динамическим, что позволяло нам установить степень зависимости развития рефлексивных способностей студентов от содержания предлагаемой им учебной и внеаудиторной деятельности, движущих сил, определение условий, приемов.
Экспериментальная база изысканий — факультет педагогики и методики начального образования Нижневартовского государственного педагогического института. В исследовании были заняты студенты 4-го и 5-го курсов по пятилетнему плану профессиональной подготовки, а также студенты 5-го и 6-го курсов по трехлетнему плану обучения в институте (программа "Педколледж - педвуз"). В рамках формирующего и контрольно-оценочного эксперимента были задействованы 156 студентов.
Исследование проведено в три этапа.
Первый этап (1997 - 1998 гг.) характеризовался изучением научных исследований по философии, психологии, педагогике, эстетике, а также методической и специальной литературы. Был продуман план научного поиска, определены исходные позиции исследования, корректировалась программа изысканий. Изучался опыт реализации рефлексивной функции занятий по педагогике, психологии, методике трудового обучения и русского языка творчески работающими преподавателями кафедры педагогики и методики начального образования, а также кафедры педагогики Ш11И. Проводился констатирующий эксперимент, который позволил выявить источники, движущие силы, эффективные организационно-педагогические условия и рациональные приемы реализации рефлексивной функции вузовских занятий по методике преподавания изобразительного искусства детям младшего школьного возраста.
На втором этапе (1998 -1999 гг.) проводился формирующий эксперимент по апробации выявленного ранее и теоретически обоснованного в качестве оптимального для работы в условиях северного региона комплекса методических приемов совершенствования профессионально-педагогического мастерства будущих учителей начальных классов по методике преподавания изобразительного искусства учащимся начального звена общеобразовательной школы.
На третьем этапе поиска (1999 - 2000 гг.) был систематизирован, упорядочен теоретический и экспериментальный материал изысканий. Отдельные положения научно-практической работы проверялись нами в ходе контрольно-оценочного эксперимента. Велась апробация результатов поиска. Оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключаются: в определении психологической природы педагогической рефлексии, детерминированной образовательно-воспитательным процессом по осваиваемому студентами учебному курсу; в выявлении источников освоения и движущих сил реализации рефлексивной функции занятий по предметам художественно-эстетического цикла; в раскрытии образовательного и воспитательно-развивающего потенциала занятий будущих учителей начальных классов по изобразительному искусству, а также содержания действующих программ и используемых учебных пособий в процессе их профессиональной подготовки; в выявлении комплекса эффективных педагогических условий, способствующих формированию у завтрашних высококвалифицированных специалистов по обучению и воспитанию школьной детворы рефлексивных умений высокого уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработан оптимальный для функционирования педвузов в северном регионе комплекс рациональных методических приемов обучения студентов искусству осуществления актов профессиональной рефлексии на академических и внеаудиторных занятиях по методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах; разработан пакет педагогически и предметно значимых творческих заданий студентам по подготовке к лабораторно-практическим занятиям для домашней самостоятельной работы, а также на школьную педагогическую практику, предполагающий стимулирование и активизацию рефлексивно-креативной деятельности студентов. Полученные в результате исследования данные об особенностях эффективного формирования у студентов факультета педагогики и методики начального образования рефлексивных умений могут стать составной частью лекционных и практических занятий по предметам художественно-эстетического цикла в педагогических учебных заведениях.
Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечивают: применение комплекса методов исследования, соответствующих цели, задачам и гипотезе проводимого исследования; репрезентативность включенного в исследование контингента студентов; использование соответствующих положений из современных философских, психологических и педагогических теорий в области формирования способности к рефлексивному мышлению у студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов наших дней для обоснования исследовательских замыслов и полученных результатов; опытно-экспериментальное подтверждение гипотезы и фактических итогов поиска.
На защиту выносятся.
1. Психолого-педагогическая характеристика профессиональной рефлексии студентов факультета педагогики и методики начального образования в области методики преподавания изобразительного искусства детям 6-9-летнего возраста как психологического феномена.
2. Научное представление рефлексивно развивающего потенциала изобразительного искусства как учебного предмета, а также действующих программ и учебных пособий по методике преподавания изобразительного искусства младшим школьникам в структуре профессиональной подготовки учителей начальных классов.
3. Предметно-теоретическая интерпретация совокупности источников и движущих сил целенаправленной реализации рефлексивной функции занятий по методике преподавания изобразительного искусства детям 6-9-летнего возраста с будущими учителями начальных классов.
4. Истолкование сущности и особенностей использования оптимума методических приемов эффективной реализации рефлексивной функции таких занятий (в частности: введения актов педагогической рефлексии в структуру лекционных и практических занятий; разучивания и уместного применения в профессиональной подготовке учителей начальных классов педагогического анализа образовательно-воспитательных действий; обучения студентов факультета искусству совершения на аудиторных занятиях по методике преподавания изобразительного искусства младшим школьникам и в аналогичной домашней самостоятельной работе операций альтернативного и поливариантного мышления; использования в учебно-воспитательном процессе разнообразной литературы, способствующей осуществлению актов рефлексивного профессионального мышления; предъявления студентам заданий на профессиональное осмысление собственных образовательно-воспитательных действий в ходе педагогической практики; применения заданий будущим учителям начальных классов на совершение актов педагогической рефлексии в ходе зачётно-экзаменационных испытаний).
5. Теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование как наиболее продуктивного спектра педагогических условий, способствующих формированию у подопечных, обучающихся на факультете, способности к профессиональной рефлексии повышенных уровней (в частности: наличия у будущих учителей-воспитателей профессионального идеала; всестороннего обеспечения процесса профессионально-рефлексивной подготовки учителей для начального звена общеобразовательной школы; обращения преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла на факультете педагогики и методики начального образования к проверенным и признанным в качестве высокоэффективных методикам осуществления актов педагогической рефлексии; внедрения в учебно-воспитательный процесс на факультете и последовательного поддержания поисково-творческой атмосферы, проблемно-исследовательского настроя учебных и профессионально значимых досуговых занятий студентов; постоянного сочетания работы будущих учителей-воспитателей по освоению теории педагогического анализа с посильной практикой профессиональной рефлексии в отношении методики преподавания изобразительного искусства детям младшего школьного возраста).
Апробация и внедрение результатов исследования в вузовскую образовательно-воспитательную практику. Результаты исследования обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования, а также кафедры общей педагогики Нижневартовского государственного педагогического института (1997 - 2002 гг.). Основные положения осуществленного поиска были освещены на следующих форумах педагогической общественности: международная научно-практическая конференция "Миротворческая деятельность в школе и вузе" (Ровно, 1997); межрегиональная научно-практическая конференция 1997 г. в г. Серпухове "Формирование профессионально-педагогической культуры воспитателя молодежи", Нижневартовские межрегиональные научнопрактические конференции: "Психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе" (1997, 1998), "Образование и воспитание молодежи: проблемы, поиск эффективных решений" (1997), "Инновационный аспект функционирования педагогических систем" (1999); Нижневартовские симпозиумы по профессионально-педагогическим проблемам: "Освоение действенных механизмов всестороннего совершенствования молодого поколения" (1998), "Совершенствование функционирования педагогических систем" (2001) и "Оптимизация работы образовательно-воспитательных учреждений" (2002); "Проблемы педагогической инноватики" (Тобольск 1998); окружное заседание 2-ой научной сессии Международной педагогической академии "Исследование актуальных педагогических проблем: история и современность" (1999); научная конференция преподавателей и аспирантов НГПИ "Проблемы педагогической теории и практики на рубеже тысячелетий" (2000).
Материалы исследования используются при подготовке и проведении лекционных и практических занятий по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, а также в образовательно-воспитательном процессе по предметам художественно-эстетического цикла на факультете педагогики и методики начального образования НГПИ.
По теме исследования автором опубликовано 14 работ.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30