Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 22 » Скачать Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета. Проданова, бесплатно
4:20 PM
Скачать Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета. Проданова, бесплатно
Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета

Диссертация

Автор: Проданова, Любовь Георгиевна

Название: Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета

Справка: Проданова, Любовь Георгиевна. Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2004 180 c. : 61 04-13/1702

Объем: 180 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Гуманитаризация образовательной среды как проблема исследования §
1 Образовательная среда как педагогический феномен §
2 Пути гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета §
3 Познавательная активность учащихся и уровни ее развития
Глава
II Развитие познавательной активности учащихся в условиях измененной образовательной среды учебного кабинета §I Выявление особенностей познавательной активности учащихся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла §
2 Конструирование новой образовательной среды учебного кабинета §
3 Изменения в познавательной активности учаищхся в условиях новой образовательной среды Заключение Литература
Приложения

Введение:

Актуальность исследования. концепции учащегося. В современном обществе происходят сложные, а подчас и противоречивые процессы. С одной стороны, общество стремится к обновлению, демократизации и гуманизации, с другой наблюдаются экономические трудности вступления в рыночные отношения, разрушение культурных ценностей, национальных традиций. Гуманизация и гуманитаризация образования это путь и средство возрождения в обществе духовности и культуры. Цель и задачи гуманитаризации содержания образования в том, чтобы вернуть его историческое и содержательное к Человеку обращенное основание каждому учебному предмету. Придать не только формам и методам изучения гуманный, а не авторитарный характер, но и самому содержа1Шю предметов культурный, нравственный, духовный, к Человеку обращенный смысл. Концепции гуманизации и гуманитаризации образования разрабатываются в исследованиях И.Ю. Ллексашиной, Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой, Э.М. Днепрова, В.П. Зинченко, Г.С. Сухобской, И.М. Титовой, Н.И. Элиасберг и др. В противоположность авторитаризму гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; его любознательность поощряется; он свободен выбирать содержание, формы и режим работы. В век динамических изменений главным становится активизация умения учиться самостоятельно, т.е. развитие познавательной активности ученика. Рассмотрению феномена познавательной активности учащихся посвящены психолого-педагогические исследования Л.А. Аристовой, Д.Б. Богоявленской, Г.М. Бреслава, И.Л. Васильева, Ю.Е. Виноградова, Э.А. Голубевой, Б,Р. Кадырова, Н.С. Лейтес, развития Одно из основных положений современной состоит в том, что образование образования рассматривается как процесс формирования творчески активной личности И.Я. Лернера, М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина, Г.Ц. Молонова, И.А. Петуховой, М.И. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Центр тяжести в отношениях между учителем и учеником все более переносится с объектно-субъектных на диалоговые, субъект-субъектные отношения. Интеллектуально-духовный диалог воспитателя и воспитанника призван обеспечить максимально полную реализацию учеником своего внутреннего потенциала. Педагог же направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. Таким образом, встает вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими людьми. Педагог помогает ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно определиться и самореализоваться. Изменение парадигмы образования требует и иной организации образовательной средьь В совреме1пц>1х исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры общества (В.И. Слободчиков). Идеи развития человека в определенной социокультурной образовательной среде разрабатьншются как зарубежными психологами (А. Бандура, Р. Баркер, К. Левин, К. Роджерс, Г.Сирлс, Р. Соммер, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.), так и отечественными педагогами и психологами (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Левин и др.). Особо следует выделить педагогические исследования, посвященные проблемам развития образовательной среды, роли и месте педагога (С.Г. Всршловский, В.Г. Воронцова, Е.Н. Казакова, В.Ю. Кричевский, Ю.Н. Кулюткин, О.Е. Лебедев, О.Г. Прикот, В.В. Селиванов, Г.С. Сухобская, СВ. Тарасов и др.). Данные исследования показали, что социокультурная образовательная среда влияет на человека, его восприятие мира и отношение к нему при условии их взаимодействия. Наше исследование посвяшено проблеме организации гуманитарной образовательной среды учебного кабинета как фактора развития личности ребенка, прежде всего его познавательной активности. Цель исследования: определить степень влияния гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета дисциплин естественно-научного цикла на развитие познавательной активности учащихся. Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учашихся в образовательной среде учебного кабинета. Предмет исследования: гуманитаризация образовательной среды учебного кабинета дисциплин естественно-научного цикла как средство развития познавательной активности учащихся. Гипотеза исследования. Гуманитаризация образовательной среды учебного кабинета дисциплин естественно-научного цикла способствует развитию познавательной активности учащихся, если: содержание дисциплин естественно-научного цикла рассматривается в контексте культурологического подхода; при конструировании образовательной среды учебного кабинета происходит ориентация на принципы целостности, вариативности и диалогичности; в кабинете организована учебно-познавательная деятельность учащихся, адекватная изменениям пространственно-семантического и содержательно-методического компонентов образовательной среды.Цель, предмет 4 гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач исследования: 1) провести теоретический анализ проблемы гуманитаризации образовательной среды; 2) разработать содержание экспозиции кабинета физики на основе синтеза историко-научного и музейно-педагогического направлений культурологического подхода; 3) организовать образовательную деятельность учащихся в учебном кабинете нового типа; 4) уста1ювить изменения в познавательной активности учащихся в условиях новой образовательной среды; 5) разработать методические рекомендации для учителей по организации образовательной среды учебного кабинета естественно-научного цикла. Теоретико-методологической базой исследования послужили: исследования, посвященные развитию социокультурной образовательной среды, зарубежных психологов (А. Бандура, Р. Баркер, К. Левин, К. Роджерс, Г. Сирлс, Р. Соммер, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.); отечественных педагогов и психологов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Левин и др.); педагогические исследования, посвященные проблемам развития образовательной среды, роли и месте в этом педагога (С.Г. Вершловский, В,Г. Воронцова, Е.Н. Казакова, Ю.Н. Кулюткин, В.Ю. Кричсвский, О.Е. Лебедев, О.Г. Прикот, В.В. Селиванов, Г.С. Сухобская, СВ. Тарасов и др.); концепции гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю. Алексашина, Г. Верщловский, В.Г. Воронцова, Э.М. Днепров, В.П. Зинченко, Г.С. Сухобская, И.М. Титова, Н.И. Элиасбсрг и др.); психолого-педагогические исследования феномена познавательной активности учащихся (Л.А. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Г.М. Бреслав, И.А. Васильев, Ю.Е. Виноградов, Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров, Н.С. Лейтес, И.Я. Лернер, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Г.Ц. Молонов, И.А. Петухова, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, и ДР-); педагогические исследования, посвяи1енныс использованию различных направлений культурологического подхода при изучении дисциплин естественно-научного цикла (В.И. Андреев, А.И. Аррюльдов, З.С. Гельман, И.С. Дмитриев, СМ. Марчукова, Г.А. Па1лова, Б.И. Спасский, Л.В. Тарасов, И.П. Федорснко и др.); методические работы по использованию принципа историзма (В.М. Дуков, Ф.М. Дягилев, П.А. Знаменский, Л.Я. Зорина, Б.Д. Комиссаров, З.И. Равкин, В.Г. Разумовский и др.); педагогические исследования, посвященные взаимодействию пжолы и музея в образовательном пространстве (А.Г. Бойко, Л.М. Ванюшкина, О.В. Введенский, В.Г. Воронцова, И.С. Дмитриев, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, И.И. Орещенко, Б.А. Столяров, А.И. Шевелев и др.); философские аспекты естественно-научного знания (В,И. Вернадский, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.Ф. Палий, B.C. Стенин и др.); исследования, проведенные в области философии, культурологии, психологии, педагогики и других наук, посвященные диалогу (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.Я. Бубер, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин и др.). Методы исследования: 1) методы теоретического исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме диссертации;

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 161 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30