Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 10 » Скачать Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного бесплатно
9:06 AM
Скачать Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного бесплатно
Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса

Диссертация

Автор: Остроумова, Ольга Федоровна

Название: Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса

Справка: Остроумова, Ольга Федоровна. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2006 187 c. : 61 06-13/2617

Объем: 187 стр.

Информация: Казань, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1Теоретические основы развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
11 Понятие креативности в современной психолого-педагогической науке
12 Креативно-ориентированное обучение: компетентностный подход в обучении иностранным языкам
13 Коммуникативная компетенция и ее структура
Выводы по первой главе
Глава 2 Организация экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе преподавания иностранных языков
21Педагогические условия как фактор развития коммуникативной компетенции
22 Ход и результаты экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность темы исследования.
Современное общество развивается очень динамично. Революционные социальные изменения в нашей стране, перспективы российской системы образования войти в ближайшие годы в мировое образовательное пространство, лавинообразный рост научно-технической информации, новых информационных технологий, развитие глобальных телекоммуникационных систем потребовали творческой подготовки современного человека к жизни и работе. В обществе постепенно формируется новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, все более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Реагируя на изменения в обществе, трансформируется и система образования. Если раньше главной задачей обучения было формирование знаний, умений и навыков, а главной задачей воспитания - коллективистских качеств, то сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности. Личности способной к самоопределению и нетрадиционному творческому решению проблемных ситуаций, умеющей гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способной прогнозировать последствия своих действий и нести за них всю меру ответственности, то есть главными характеристиками обучающихся становятся или должны быть такие качества как компетентность, ответственность и конкурентоспособность.
Таким образом, рост новых научных технологий, возросшая потребность общества в творческой личности дали новый импульс исследованию проблем творчества и креативно-ориентированного обучения.
Симпозиум «Философия образования в перспективе XXI века», проводившийся под эгидой ЮНЕСКО, в своем итоговом документе указывал, что человек в рамках образования должен встать на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Сегодня цель образования - включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Основой образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т.е. процедуры и методы рефлексивного характера [148,с.206].
Современное общество заинтересовано в укреплении международного сотрудничества, как одного из условий формирования взаимопонимания и согласия в мире. В связи с этим возрастает роль изучения иностранных языков, как в мире, так и в России. Среди наиболее важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности иностранных языков в современной России, можно назвать: 1)глобализацию интеграционных общественных процессов; 2)межгосударственную интеграцию в сфере образования; 3)доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству, к качественному образованию в стране и за рубежом. Знание языков и, прежде всего, языков международного значения, выступает в качестве важного показателя современного образования.
В настоящее время основной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, т.е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции.
Идея компетентностного подхода и вытекающая из него проблема ключевых компетенций широко обсуждается в психолого-педагогической науке и педагогических кругах. В частности, в Стратегии модернизации образования РФ компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования.
Исходя из всего сказанного, можно с определенностью сказать, что предлагаемая нами тема исследования является актуальной и значимой.
В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы и существующей практики нами было выявлено противоречие между социальным заказом на креативную, компетентную личность и существующей традиционной системой образования или более конкретно -применительно к теме нашего исследования, между практической необходимостью развития коммуникативной компетенции в условиях организации креативного учебного процесса и традиционными формами и методами обучения иностранным языкам в вузе. В связи с выявленным противоречием определилась проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультетов иностранных языков в процессе креативного обучения?
Исходя из этого была определена тема нашего исследования «Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса».
Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий и модели по организации креативного учебного процесса, способствующего развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.
Объект исследования - креативный учебный процесс на факультете иностранных языков по формированию у студентов коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - педагогические условия и модель, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков при организации креативного обучения будет эффективным, если будет реализована модель и соблюдены следующие общие: а) личностно-ориентированная организация учебного процесса; б) межпредметное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетенции; в) переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, творчества, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы - переход от репродуктивного к дивергентному мышлению; а также частные педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов: а) поддержание высокого уровня мотивации обучения иностранным языкам; б) акмеологическое обеспечение преподавания - педагогическое мастерство преподавателя иностранных языков; в) влияние языковой среды; г) автономия учащихся в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Уточнить структуру коммуникативной компетенции применительно к креативному процессу обучения студентов иностранным языкам.
2. Определить критерии развития компонентов коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
3. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.
4. Создать и апробировать модель организации учебного процесса для развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса.
Методологической основой данного исследования послужили современные философские, социально-психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике: идеи системного, структурно-функционального, компетентностного, личностноориентированного, диалектического и синергетического подходов.
Обоснование общедидактических аспектов структурной организации учебного процесса в высшей школе представлено в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистого, Ф.Л. Ратнер, и др. Целостная система креативного образования рассматривается в трудах Э.де Боно, Ю.Н. Кулюткина, Я.А. Пономарева, К.А. Торшиной, А.В. Хуторского и др. Проблеме педагогического творчества посвящены работы О.С.
Анисимова, Д.Б. Богоявленской, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, И.П. Радченко, В.Г. Рындак, В.А. Сластенина и др. Применительно к вузовскому образованию вопросы, связанные с креативным подходом к обучению, реализуются в ряде работ современных педагогов и психологов Н.М. Анисимова, Н.Ф. Вишняковой, ГА. Глотовой, А.В. Морозова, А.В. Растянникова, Е.Е. Туник, Д.В. Чернилевского и др. Новая парадигма образовательного процесса связывается с компетентностным подходом, получившим осмысление в работах A.JI. Андреева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, В.П. Борисенкова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.В. Серикова, Э. Сыманюк, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова и др. Исследование речевой деятельности осуществлено в работах И.А. Зимней, Ю.Н. Караулова, А.А. Леонтьева, И.М. Румянцевой, И.И. Халеевой и др. Понятие «коммуникативная компетенция» и ее структура проанализированы в научных исследованиях И.Л. Бим, М.Н. Вятютнева, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, L. Bachman, М. Canal, J. Davis-Seaver, А.О. Hadley, М.А.К. Halliday, D. Hymes, A. Palmer, M. Swain, S. Savignon и др. Теория '" коммуникативной компетентности разрабатывается Т.М. Дридзе, Ю.Н. Емельяновым, Ю.Н. Жуковым, Л.А. Петровской, Н.Ю. Хрящевой, Ф.И. > Шарковым и др. Межпредметные связи стали объектом научного интереса А.И. Еремкина, Е.Д. Клементьева, Н.А. Лошкаревой, Ю.А. Самарина, В.Н. Федоровой и др. Анализ самых разнообразных форм организации деятельности обучаемых представлен в трудах современных отечественных исследователей Г.И. Арефьевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.Б. Зотова, В.И. Загвязинского, Г.А. Китайгородской, М.В. Кларина, И .Я. Лернер, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, П.И. Пидкасистого, Г.В. Роговой, В.А. Якунина и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция; эмпирические - социолого-педагогические измерения (анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, моделирование, эксперимент); статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования, обобщение личного педагогического опыта работы в вузе.
Экспериментальная база. Педагогические исследования развития коммуникативной компетенции студентов в условиях креативного обучения проводились на базе факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Этапы исследования. В исследовании можно выделить три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (1995-2001 гг.) проводилось изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, учебно-дидактических материалов, формирование понятийного аппарата, определение рабочей гипотезы, объекта, предмета, цели и задач исследования. Работа в образовательных учреждениях Франции (19951997гг. - лицей Ге Люсак г. Лимож, лицей Жан Жорес г. Реймс).
На втором этапе (2002-2004 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование подхода к проектированию модели организации учебного процесса для развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса; разрабатывался экспериментальный материал; уточнялись педагогические условия. Проводилась экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков КГТТУ.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) осуществлялась обработка эмпирических данных, обобщались и систематизировались результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению выводов и результатов исследования в практику обучения иностранным языкам в вузе.
Научная новизна исследования:
• уточнено понятие коммуникативной компетенции студентов факультетов иностранных языков, в структуру которой введен информационный компонент;
• выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях креативного обучения;
• определены критерии развития коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку;
• создана и экспериментально проверена модель развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно:
• расширяет и конкретизирует современные представления о структуре коммуникативной компетенции;
• выявляет педагогические условия развития коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса;
• раскрывает и обосновывает возможности организации креативного обучения в развитии коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранных языков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в организации и совершенствовании педагогического процесса обучения иностранным языкам в вузе. Учебно-методическое пособие по аудированию для студентов II - III курсов используется в учебном процессе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, длительностью наблюдения за педагогическим процессом, личным опытом работы в 111НУ, опытом двухгодичной работы в системе образования Франции, а также стажировкой во Францию в г. Виши для изучения современной методики формирования коммуникативной компетенции, на примере обучения и подготовки к сдаче экзамена на получение международного диплома DALF.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе кафедры французского языка 11 ГПУ; на семинарах по повышению квалификации преподавателей французского языка высшей школы (Казань 2001, 2002, 2006 гг.); на международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Казанского университета «Будущее французского языка в Татарстане, в России, в Европе, в мире» (Казань, 2004 г.); «Первые Таковские чтения» в КГУ (Казань, 2006 г.); на Всероссийской научной конференции «Первые казанские социологические чтения» (Казань 2005 г.); на V республиканской научно-практическиой конференции «Язык и методика его преподавания» (Казань 2003 г.); на республиканской конференции «Иностранные языки в школе и вузе: модернизация содержания и технологии обучения» (Казань 2003 г.) на итоговых научных конференциях ТГПТУ (1995-2005 гг.). Основные положения диссертации представлены в 8 научных статьях и учебно-методическом пособии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Введение в структуру коммуникативной компетенции информационного компонента в условиях креативного обучения определяется тем, что информационная компетенция способствует формированию у студентов факультета иностранных языков умений самостоятельно находить, анализировать, отбирать, обобщать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
2. Наиболее значимыми педагогическими условиями развития коммуникативной компетенции являются общие: а) личностно-ориентированная организация учебного процесса; б) межпредметное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетенции; в) переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, творчества, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы переход от репродуктивного к дивергентному мышлению; а также частные педагогические условия: а) поддержание высокого уровня мотивации обучения иностранным языкам; б) акмеологическое обеспечение преподавания - педагогическое мастерство преподавателя иностранных языков; в) влияние языковой среды; г) автономия учащихся в учебной деятельности.
3. Критериями развития коммуникативной компетенции студентов являются:
1) лингвистическая компетенция - знание фонологических, лексических, грамматических явлений; умение оперировать языковыми средствами изучаемого языка; умение продуцировать грамматически правильные предложения в целях создания устных и письменных дискурсов; умение осуществлять лингвистический анализ художественного и газетно-публицистического текста;
2) социолингвистическая компетенция - умение осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом; умение адекватно использовать идиоматические выражения; владение основными регистрами общения; умение осуществлять речевое и неречевое общение в соответствии с особенностями чужого лингвосоциума;
3) дискурсивная компетенция - умение построения текста в соответствии с определенными ситуативными обстоятельствами в процессе устного общения; умение композиционно оформить текст; умение выбрать тип дискурса, соответствующий коммуникативной цели; умение вести диалог;
4) социокультурная компетенция - знание культуры страны изучаемого языка; знание фоновой, безэквивалентной лексики; умение правильно интерпретировать историко-культурные события при просмотре фильмов и телепередач; умение понять иносказательный смысл высказываний;
5) стратегическая компетенция - умение определить содержание текста по названию, введению или знаковой системе (таблица, график, диаграмма); умение понять значение незнакомых слов по ситуации общения; умение восполнить недостаток языковых средств в общении; умение апеллировать к помощи партнера в случае непонимания или затруднения в общении;
6) социальная компетенция - знать основные ценности и традиции страны изучаемого языка; знать основные социальные проблемы страны изучаемого языка; умение вступить в коммуникацию с партнером по общению; умение вести себя в соответствии с ситуацией общения;
7) информационная компетенция - умение находить необходимую информацию из иноязычных источников; умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст, из аудиовизуального ряда в таблицу); умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели; умение использовать информационные технологии (Интернет, аудио, видео, СМИ и др.) в образовательном процессе.
4. Модель развития коммуникативной компетенции студентов в процессе креативного обучения иностранным языкам, представленная в следующем виде: 1) социальный заказ; 2) требования ГОС высшего профессионального образования; 3) цель; 4) задачи; 5) принципы; 6) общие и частные педагогические условия развития коммуникативной компетенции; 7) основные направления работы; 8) этапы работы; 9) формы работы; 10) методы обучения; 11) средства обучения; 12) результат.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 174 отечественных и 37 зарубежных источника, приложений. Объем диссертации - 173 страницы. Она содержит 8 таблиц и 3 рисунка.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 169 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30