Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. Коренькова, Оксана Валериевна бесплатно
11:30 PM
Скачать Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. Коренькова, Оксана Валериевна бесплатно
Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США

Диссертация

Автор: Коренькова, Оксана Валериевна

Название: Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США

Справка: Коренькова, Оксана Валериевна. Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Волгоград, 2001 174 c. : 61 01-13/1912-2

Объем: 174 стр.

Информация: Волгоград, 2001


Содержание:

Глава 1 Главные направления государственной политики в области высшего образования США
11 Основные предпосылки повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США
12 Концептуальные основы совершенствования подготовки специалистов
Глава 2 Пути совершенствования качества подготовки специалистов в высшей школе США:
11 Анализ современного образовательного процесса в высших учебных заведениях США
22 Узловые проблемы повышения эффективности учебного процесса
23 Основные тенденции повышения качества подготовки специалистов в системе высшего образования США

Введение:

Актуальность исследования.Одной из важнейших проблем, с которыми столкнулись все страны в XX веке - проблема повышения качества образования. В последние десятилетия высшая школа стала наиболее развивающимся звеном системы образования, охватывающим значительную часть молодежи. В условиях перехода от индустриальной к информационной цивилизации высшее образование стало предметом особой заботы политических деятелей, государств, понимающих, что инвестиции в высшую школу - гарантия последующего процветания той или иной страны, а интеллектуальный потенциал - огромное национальное достояние.Необходимость изучения международного опыта развития образования сегодня признается всеми. По мнению отечественного ученого-компаративиста Б.Л. Вульфсона, изучение этой проблематики «помогает лучше уяснить место российской системы образования в современном образовательном пространстве, что, в конечном счете, может способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности отечественных образовательных институтов» [31. 14].Существующие в мире многочисленные системы образования значительно отличаются друг от друга, но есть много общих проблем, которые отражают мировую тенденцию развития системы образования, что определяет общность основных направлений преобразований в разных странах. Это касается и вопроса повышения качества подготовки специалистов. Поэтому нам интересен опыт системы высшего образования США в плане тех достижений, которые имеет высшая школа в решении этой проблемы.Уровень подготовки кадров высшей квалификации для различных отраслей науки, техники, промышленности и культуры в системе высшего образования является одним из важнейших показателей развития любой страны, ее научного, технического и экономического потенциала. Поэтому повышение качества образования является в настоящее время ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы.Решение этой проблемы предполагает реформирование не только содержания и структуры высшего образования, но и совершенствование уже существующих и разработку новых форм организации и методов обучения, что, в свою очередь, требует оценки и обобщения опыта работы высших учебных заведений по подготовке специалистов высокой квалификации.Нет сомнения, что зарубежный опыт разработки и применения форм организации и методов обучения в вузах в целях поддержания качества образования заслуживает того, чтобы критически проанализировать и выявить то полезное в нем, что будет способствовать совершенствованию учебного процесса в российских вузах.В связи с этим представляется целесообразным обратиться к опыту США, где многочисленные преобразования учебного процесса в высшей школе способствуют повышению эффективности обучения, и значительно улучшают качество подготовки специалистов.Повышение качества обучения в США осуществляется в основном за счет пересмотра традиционных форм и методов преподавания, облегчения условий для занятий студентов путем индивидуализации обучения, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых, нетрадиционных форм обучения.Повышение качества системы образования понимается двояко: как повышение качества подготовки кадров, ее соответствие реальным потребностям общества; и, как повышение эффективности деятельности самой системы подготовки, то есть соответствие структуры подготовки потребностям общества в квалифицированных кадрах Актуальность темы диссертационного исследования также обусловлена потенциальными возможностями использования опыта американской образовательной системы, ее позитивных сторон, отражающих гибкость и способность быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям современного информационного общества, в условиях реформирования отечественной образовательной системы, с сохранением богатства национального опыта.Актуальность исследования диктуется и тем, что подавляющая часть даже той немногочисленной литературы, которая имелась в прошлом у нас в стране по проблемам развития образования в США, носила в основном тенденциозно-критический, идеологизированный характер. Это делает необходимым ее переосмысление и поиск новых подходов к анализу проблем образования в США. Непредвзятый анализ различных концепций развития системы образования, сопоставление точек зрения авторов, относящихся к различным философско-педагогическим научным школам, обладает большей степенью достоверности, нежели исследования проблем в одном единственном теоретико-познавательном ключе.Среди факторов, влияющих на высшую школу в условиях современной цивилизации, центральное место занимают социальные последствия научно-технического прогресса. В их числе - изменения всего образа жизни, а также самой стратификационной модели общества, модификация потребностей населения, трансформация в сфере организации и управления, в способах проведения досуга и т.д.Эти факторы оказывают влияние на различные стороны деятельности вузов и определяют состояние проблемной ситуации, возникающей на противоречии, связанном с потребностью общества в решении социально-экономических проблем и поиском путей и методов их быстрого и адекватного претворения в жизнь. Потому так интересен опыт системы высшего образования США, которая рационально использовала научно-педагогический потенциал вузов Европы, модифицировала его в условиях меняющейся социально-экономической конъюнктуры страны на протяжении всего периода своего существования.Происходящий процесс модернизации высшей школы России предполагает не только привнесение в отечественную систему высшего образования отдельных элементов других образовательных систем, но и всесторонний анализ их позитивных и негативных тенденций, обнаруживающихся при нетенденциозном научном анализе. Проблемы высшего образования в России, связанные с экономическими трудностями страны требуют учета собственных положительных традиций вузов и обязательного критического осмысления опыта зарубежного, поскольку некритическое заимствование форм, методов обучения может нанести вред развитию отечественной системе образования.Анализ особенностей системы образования в США, проведенный в диссертации, опирается на работы ведущих отечественных специалистов в области отечественной и зарубежной педагогики, социологии образования: Ю.С. Алферова, И.В. Васениной, Р.Б. Вендеровской, В.В. Веселовой, Н.Е. Воробьева, Н.М. Воскресенской, Б.Л. Вульфсона, А.И. Галагана, Г.С. Георгиевой, Б.С. Гершунского, Б.А. Гонтарева, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, В.К. Елмановой, З.А. Мальковой, В.И. Марцинкевича, И.Б. Марцинковского, В.Б. Миронова, В.М. Монахова, Н.Д. Никандрова, В.Я. Пилиповского, В.Б. Супян, Т.А. Тартарашвили, Л.Д. Филипповой, Н.Г. Хохлова, В.А. Шаповалова, И.З. Шахниной и других.Важное место в исследовании отводится изучению отечественных периодических изданий. Ценными источниками, содержащими большой фактический материал, явились для нас журналы «США. Канада. Экономика, политика, культура», «Педагогика», «Вестник высшей школы», «Современная высшая школа», «Народное образование», «Международное сотрудничество», «Социально-гуманитарные знания» и др.В отечественной литературе нашли отражения различные аспекты деятельности высшей школы США на современном этапе. В диссертационном исследовании автор опирается на фундаментальные работы отечественных ученыхамериканистов, внесших значительный вклад в понимание ключевых проблем функционирования системы высшего образования США В ряде работ отечественных ученых нашли отражение экономические аспекты развития высшей школы США за последние десятилетия. В них рассматриваются взаимосвязи с промышленными кругами и государственным аппаратом.Этому направлению исследований посвящены работы Б.Л. Вульфсона, Т.С. Георгиевой, В.И. Громека, Н.Д. Никандрова, З.А. Мальковой, В.И. Марцинкевича, Л.Д. Филипповой и других.В целом труды отечественных ученых несут на себе мировоззренческую печать своего времени, но, тем не менее, они дают достаточно аргументированную, основанную на американских источниках, картину жизнедеятельности этой крупнейшей страны мира, а их теоретические разработки по ряду аспектов остаются каноническими, например, структура высшей школы, характер взаимоотношений некоторых общественных институтов и вузов и т.д.За последние годы появился целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам организации образования в США на различных уровнях. Это работы Ж.Г. Атаянц, А.Э. Бабашева, И.С. Бессорабовой, И.В. Васениной, А.П. Захаровой, А.В. Ивановой, Н.М. Лизуновой, О.Ю. Скрябиной, Д.Н. Сухиненко, Л.П. Рябова и др. В данных работах анализируются отдельные вопросы становления, функционирования и развития системы образования в США, однако, исследование основных тенденций повышения качества подготовки специалистов в высшей школе специально не проводилось.Важным условием для продуктивного исследования в этой области является развитие методологической базы современной компаративистики (Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский), отказ от идеологических штампов в оценке систем образования ведущих западных держав, приоритетность их дидактического анализа.Анализ особенностей системы высшего образования США потребовал изучения работ ведущих американских педагогов, историков, психологов, философов и социологов; законодательных актов по образованию, отчетов и докладов правительственных комиссий, статистических материалов, изданных в США и других странах, а также официальной периодики: «American Journal of Education», «Education Researchen>, «Education», «Educational Forum», «Educom Review», «The Chronicle of Higher Education», «Tertiary Education and Management» и других.Ценными источниками для нашего анализа стали документы американского Конгресса и правительства, в которых содержится важный материал, позволяющий судить о состоянии и тенденциях развития системы высшего образования США: «А nation at Risk» («Нация в опасности: императив для образовательных реформ») 1983 г., «Goals 2000: Educate America Act» («Цели 2000 г.: Закон об образовании Америки») 1994 г., «President Clinton's Call to Action for American Education in the 21st Century» (обращение Президента Клинтона к активизации действий в области американского образования в 21 веке) 1997 г., «Getting There» - A Report for National College Week by Richard W. Riley, U.S. Secretary of Education (доклад секретаря Департамента Образования США Ричарда Райли на Национальной неделе образования) 1999 г., «No Child Left Behind» - President George W. Bush's Blueprint for New Beginnings («Ни одного ребенка без внимания» - образовательный проект Президента Джорджа Буша) 2001 г., «Statement by U.S. Secretary of Education Rod Paige regarding President Bush's Blueprint for New Beginnings» (заявление секретаря Департамента Образования США Рода Пейджа относительно проекта Президента Джорджа Буша) 2001 г. и другие.В ходе исследования для выявления современного состояния системы обучения специалистов в США изучались монографии, статьи ведущих американских специалистов по высшему образованию: Д.А. Барнеса, Д. Бока, Б.Р. Кларка, X. Гуда, Р.Хэвинхёрста, Керра, Ф. Рудольфа, П. Палмера, М. Троу, П. Вудринга, Ф. Олтбаха, А. Хендерсона, Ф. Шлехти и других. В работах названных авторов на большом фактическом материале показана история становления основных концепций высшего образования в США (Б.Р. Кларк), анализируется современный социальный статус и миссия высших учебных заведений, цели, содержание и методы обучения, профессиональные и общекультурные требования к специалистам, характеризуется структура высшей школы (Д.А. Барнес), раскрывается её роль в социальном, профессиональном и личном становлении студентов (Д. Бок), рассматриваются перспективы развития высшего образования в двадцать первом веке (Ф. Олтбах).В американских источниках дана оценка состояния системы образования, основанная на социологических и политико-экономических данных. Подготовка высококвалифицированных специалистов рассматривается одним из важнейших социально-политических направлений американской науки. В работах показана связь высшей школы с общественно-экономической системой, с ее местом в общем контексте социальных отношений и институтов, основные функции и роль системы высшего образования в обществе. Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях следующих авторов: Д. Бурстина, Д. Стивенсона, А. Остина, Б. Кларка, Л. Кремина, Ф. Ньюмена, Ф. Рудольфа и других.Наиболее ценными источниками, в которых освещаются дидактические основы организации и повышения качества образовательного процесса в американской высшей школе явились работы: Дж. Брунера, Т. Брамельда, 3. Бзежинского, Г. Вайнштейна, Дж. Дьюи, А. Маслоу, Р. Миллера, Ч. Паттерсона, К. Роджерса, М. Сривена, Р. Хатчинса и других.Наиболее многочисленна литература по отдельным конкретным аспектам функционирования американской высшей школы. В этих трудах дается характеристика системы высшего образования, оценка его значимости и экономической эффективности. Рассматриваются контролирующие и регулирующие функции правительства по отношению к учебным заведениям, структура системы высшего образования и его институтов, система частных и государственных учебных заведений, их взаимодействие в системе образования, роль федеративного правительства и правительства штатов в организации управления, в финансировании, стоимость высшего образования для студентов, структура финансовой помощи, связь высшей школы с промышленностью и т.д. Здесь можно назвать исследования таких зарубежных авторов, как Б. Кларк, Керр и других.Анализ американской научно-педагогической литературы позволяет говорить о том, что существенный вклад в разработку проблемы повышения качества подготовки специалистов за рубежом внесли исследования Р. Барнет, Дж.Бреннен, Л. Шерр, П. Гросби, Л. Харви, Н. Маккензи, Д. Брент, Т. Уоткинс и другие.Большинство американских исследователей критически оценивают состояние системы высшей школы США. Они уделяют большое внимание реформам и эксперименту в ней, указывают на кризисные явления, рассматривают перспективы развития высшей школы, прогнозируют тенденции функционирования ее в XXI веке. Этому направлению исследований посвящены работы Ф. Олтбах, П. Келлер, Дж. Рич, М. Троу, Дж, Гудлед, Ф. Шлехти, Оубри, Д. Скотт, Р. Симпсон и других.Богатый материал для анализа и обобщения предоставил нам доступ к ресурсам глобальной сети Internet. Благодаря громадному потенциалу компьютерной сети нам представилась уникальная возможность напрямую обращаться к информационным базам данных Департамента Образования США, Национального центра по образовательной статистике, фонда Карнеги, а также ведущих американских университетов и получить достоверные и самые последние сведения о происходящих реформах в системе высшего образования США. Большое значение для проведения сравнительного анализа, проверки достоверности выводов исследования имела возможность личного визита в Рамапо колледж (штат Нью-Джерси, США) в 1999 г. и общение с коллективом американских преподавателей и студентами.Учитывая актуальность проблемы повышения качества подготовки специалистов в США, а также недостаточную разработанность ее в современной дидактике, мы определили тему исследования - «Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США».Объект исследования - система высшего образования США Предмет исследования - основные пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. Целью исследования является анализ основных направлений повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить основные предпосылки повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США.
2. Раскрыть значение главных педагогических концепций в совершенствовании подготовки специалистов.3. Проанализировать современный образовательный процесс в высшей школе США и выявить основные проблемы повышения его эффективности.4. Охарактеризовать основные тенденции повышения качества подготовки специалистов в системе высшего образования США. Методологическую базу исследования составили: современная методология зарубежной и сравнительной педагогики (Н.Е. Воробьёв, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, ВЯ. Пилиповского). При разработке диссертационной темы автор руководствовался структурно-функциональным подходом при рассмотрении высшей школы как системы, совокупность элементов которой находится в отношениях и связях друг с другом и проявляет свою целостность во взаимодействии с обществом.Методы исследования. При анализе и классификации материала мы руководствовались методом исторического и логического анализа; кроме того, на разных этапах работы над темой нами активно использовались такие методы научного исследования, как анализ, синтез, изучение, сопоставление, сравнение различных документальных и исследовательских данных, философской, социально-экономической и психолого-педагогической литературы; в качестве вспомогательного метода выступал метод перевода аутентичной литературы.Достоверность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью научных теоретических положений, соблюдением логики научного исследования; корректным использованием научного аппарата, анализом широкого круга теоретических и практических источников, сопоставимостью полученных результатов с данными других исследований, непротиворечивостью выводов современным тенденциям развития образования в мире.Научная новизна результатов данной работы состоит в том, что впервые предметом самостоятельного диссертационного исследования стала проблема повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США, дана современная оценка образовательного процесса в высшей школе США и выявлены узловые проблемы повышения его эффективности. В ходе осуществления комплексного, системного подхода к обоснованию повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США были определены и уточнены основные тенденции данного процесса.Впервые введен в научный оборот аутентичный материал, посвященных проблемам высшего образования США, ранее неизвестный отечественной научной общественности и переведенный автором.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в общедидактическую теорию развития высшего образования, в разработку концептуальных основ организации учебного процесса, расширяет проблематику исследований сравнительной педагогики, помогает глубже понять закономерности педагогического процесса за рубежом, обогащает дидактику высшей школы России, способствует более глубокому осмыслению наших собственных проблем.Практическая ценность исследования заключается в том, что проанализированные в диссертационном исследовании положительный опыт и проблемы повышения качества подготовки специалистов в системе высшего образования США, могут быть использованы и учтены при модернизации отечественной высшей школы, что позволяет избежать ошибок в период современной реформы высшего образования.Выводы и положения диссертационного исследования могут быть полезны практическим работникам высшей школы, в преподавательском процессе при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров, написании рефератов, дипломных и последующих научных работ по истории и теории педагогики, сравнительной педагогике, а также будут способствовать более полному освещению проблем высшего образования за рубежом.Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2000 г.); научно-практических конференциях ВПТУ (Волгоград, 2000 г.); межвузовских научно-практических конференциях студентов и молодьк ученых г. Волжского (г. Волжский, 2000 г.); научнопрактических конференциях профессорско-преподавательского состава ВГИ ВолГУ (2000г.); научно-методических конференциях ВГАФК (2000-2001 гг.); научнометодических семинарах ВГИ ВолГУ (1999 -2000 гг.). Результаты исследования отражены в 5 научных публикациях.Внедрение. Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в ходе практической работы диссертанта преподавателем в ВГИ ВолГУ, а также в процессе участия в совместной американо-российской встрече по вопросам образования в Рамапо колледже (США, Нью-Джерси). Результаты исследования использовались в курсе лекций по «Сравнительной педагогике» для студентов магистратуры ВШУ (Волгоград, 2000 г.).Положения, выносимые на защиту: 1. Постиндустриальная эпоха с ее интеллектуализацией труда, созданием новых областей трудовой деятельности, связанной со сверхсложной техникой и технологиями требует качественной подготовки специалистов высокой квалификации во все возрастающем объеме. В настоящее время необходимость повышения качества подготовки обучающихся в высшей школе определяется социально-экономическими предпосылками и находит свое отражение в государственной политике в области образования США.
2. В современной дидактической мысли США можно выделить следующие направления: неопрагматическое, технократическое, когаивистское и «гуманистическое».Наибольшее влияние на содержание высшего образования США оказывает неопрагматистское направление, однако, совершенствование и повышение качества воспитательно-образовательного процесса в настоящее время связано с гуманизацией высшей школы .3. Наиболее характерными особенностями современной американской высшей школы на данный момент являются: высокие темпы развития высшего -образования; повышение качества и эффективности образования. В условиях автономности учебных заведений США изменения в содержании обучения отличается большим разнообразием. Важным фактором в процессе формирования учебных программ является принцип управляемой факультативности. В связи с проблемой гуманитаризации высшего образования на основе элективнодетерминированного принципа построения учебных программ в высшей школе США сформировался междисциплинарный подход к преподаванию. Повышение эффективности учебного процесса в высшей школе США связано с поиском путей модернизации форм и методов подготовки специалистов. В настоящее время подвергается пересмотру традиционная система обучения в высших учебных заведениях, наметилась тенденция к сокращению лекционного времени.Широкое распространение получают методы активного обучения: метод проектирования, метод «игр», метод кооперированного и дистанционного обучения.4. Политика, направленная на качественное совершенствование высшего образования, определяет следующие направления работы: обеспечение более тесной преемственности между средней и высшей школой; разработка образовательных стандартов; пересмотр структуры учебных заведений; использование новейших информационных технологий в учебном процессе. Важным направлением развития системы высшего образования в США является процесс его гуманизации.Этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа.Первый этап (1997-1999 гг.) - изучение, осмысление и оценка состояния проблемы. На этом этапе происходила аналитическая работа по выявлению степени разработанности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. Накапливался, систематизировался и структурировался материал для выполнения анализа основных путей повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. Осуществлялось выдвижение исходных положений исследования и определение научного аппарата исследования.Второй этап (1999-2001 гг.) — анализ основных путей повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. На данном этапе определялись основные предпосылки и концептуальные основы повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США, анализировался современный образовательный процесс и основные тенденции повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США. Проводилась проверка и уточнение полученных выводов, выносимых на защиту, оформлялся текст диссертации.Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 174 страницы состоит из введения (13 с), двух глав (51 с, 71 с), заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 255 наименований, в т. ч. 107 - на иностранном языке, 5 приложений и 12 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 206 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30