Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения. бесплатно
6:02 AM
Скачать Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения. бесплатно

Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения

Диссертация

Автор: Логинова, Екатерина Сергеевна

Название: Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения

Справка: Логинова, Екатерина Сергеевна. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения : диссертация кандидата биологических наук : 19.00.02 - Москва, 2003 - Количество страниц: 199 с. ил Москва, 2003 199 c. :

Объем: 199 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения интеллекта
11 Интеллект как характеристика индивидуального развития ребенка
12 Особенности функционального и интеллектуального развития и факторы, влияющие на формирование трудностей обучения
Глава 2 Организация и методы исследования
Глава 3 Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет с разной успешностью обучения
Глава 4 Особенности интеллектуального развития детей 9-10 лет с разной успешностью обучения
Глава 5 Структурные изменения вербальной и невербальной составляющей интеллекта детей с разной успешностью обучения от 6-7 к 9-10 годам
51 Возрастная динамика качественных показателей выполнения вербальных и невербальных субтестов у детей от 6-7 до 9-10 лет с разной успешностью обучения Заключение Выводы

Введение:

Актуальность исследования
Проблема изучения и оценки особенностей когнитивного развития детей разного возраста одна из актуальных в современной психофизиологии. Несмотря на то, что в настоящее время нет четкого, общепринятого понятия "интеллект", интеллектуальное развитие остается наиболее значимой психофизиологической характеристикой развития когнитивной сферы ребенка, определяющей его школьную успеваемость (М.А. Холодная, 1997).
В современной психологии и психофизиологии сформирован подход к изучению умственных способностей, объясняющий их с точки зрения способов репрезентации знаний. В течение последнего столетия неоднократно предпринимались попытки выделить факторы, позволяющие прогностировать интеллектуальное развитие, выявить влияние наследственности, особенностей развития, обучения на интеллект и определить его иерархическую структуру (R. Cattel, 1957, 1971; Е. Hunt, 1980; P.A. Vernon, 1981; J. Horn, 1988). Особое внимание уделяется принципам организации когнитивных структур, являющихся субстратом интеллекта и умственных способностей (С. Spearman, 1904; L.L. Thurstone, 1959; Дж. Брунер, 1977; У. Найссер, 1981; R. Sternderg, 1985; J. Stevenson, 1992; НИ. Чуприкова, 1995, 1997; М.А. Холодная, 1997; S. Scarr, 1997). Такой подход позволяет ответить на значимые в практическом плане вопросы о том, как развивается интеллект с возрастом и при обучении, каким закономерностям подчиняется процесс приобретения и переработки информации, в какой мере эти возрастные особенности учитываются при разработке способов и методов обучения и определении содержания образования.
Несмотря на имеющиеся в литературе данные, относящиеся к раскрытию природы интеллектуальных способностей, многие из них противоречивы, и четкого ответа на вопрос о природе умственных способностей, о механизмах их развития и реализации нет (Н.Е. Милитанская, 1972; А.Ю. Панасюк, 1976; Т.П. Кулакова, Н.Б. Дмитриева,
1976; И.М. Палей, О.Г. Меяниченко, 1976; Г.Б. Шаумаров, 1978, 1979, 1980; Г.Ф. Кумарина, 1980; Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, 1981; Н.Г. Лусканова, 1981; Э.М. Александровская, Н.Г. Лусканова, 1984; Т.М. Марютина ,1987; Н.М. Зырянова, 1989; L.R. Cardon, D.V. Fulker, 1993; Б. Дембле, 1994; Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова, 1995; С.И. Прежесецкая, 1995; C.B. Гаврил ева, 1996; ОБ. Защиринская, 1996; Т.А. Ратанова, 1999)
В то же время остается невыясненным и нерешенным вопрос о связи комплексных параметров интеллектуального развития со степенью сформированности составляющих его психофизиологических функций (вербально-логического и наглядно-образного мышления, внимания, памяти, общего запаса сведений и знаний, зрительно-моторных и зрительно-пространственных координации, речи, организации деятельности и др.), а также вклад, который вносит каждая из этих функций в комплексную характеристику интеллектуального развития.
Остается мало разработанным вопрос о возможности оценки интеллектуального развития и использования ее в качестве критерия раннего прогнозирования школьных трудностей, что чрезвычайно важно в условиях снижения сроков начала систематического обучения, роста требований к ученику и интенсификации учебного процесса.
Все это определило основную цель и задачи исследования.
Цель исследования
Изучение особенностей психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у учащихся начальных классов от 6-7 к 9-10 годам с разной успешностью обучения.
Гипотеза исследования: психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта изменяется в ходе возрастного развития и обучения, а зрелость комплекса познавательных функций, являющихся основой этой структуры, определяет когнитивную стратегию деятельности соотношение вербального и невербального компонентов, их взаимосвязь и взаимодействие) и успешность обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей 6-7 лет с разной успешностью обучения.
2. Изучить особенности психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей 9-10 лет с разной успешностью обучения.
3. Провести сравнительный анализ формирования познавательных функций, характеризующих интеллектуальное развитие у учащихся с разной успешностью обучения от 6-7 к 9-10 годам.
4. Выделить прогностически значимые психофизиологические составляющие структуры интеллекта для раннего прогнозирования школьных трудностей, и определения эффективных мер коррекции при трудностях в обучении.
Объект исследования: дети 6-7 (1-й класс) и 9-10 лет (3-й класс) с разной успешностью обучения.
Предмет исследования: особенности интеллектуального развития и составляющих его функций у детей 6-7, 9-10 лет с разной успешностью обучения.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проанализированы и сопоставлены психофизиологические составляющие вербальной и невербальной структур интеллекта, выявлена специфика их возрастных изменений у учащихся 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения. Выделены прогностически значимые компоненты интеллектуальной деятельности для обоснования характера возникающих школьных трудностей, их раннего прогнозирования и определения путей педагогической коррекции.
Теоретическая значимость заключается в том, что получены новые данные о динамике развития комплекса познавательных функций, определяющих структуру интеллекта младших школьников, выделены особенности интеллектуального развития детей с разной успешностью обучения. Доказано, что зрелость комплекса познавательных функций, определяют когнитивную стратегию деятельности на разных этапах возрастного развития. Теоретические и экспериментальные результаты исследования дают материал для выявления причин и механизмов трудностей обучения, связанных с несформ ирован ностыо различных компонентов интеллекта. Данные исследования являются научным обоснованием методов индивидуальной коррекционной работы с детьми, имеющими трудности обучения, создают теоретический базис для раннего прогнозирования школьных трудностей и разработки индивидуальных адаптивных программ развития.
Научно-практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных экспериментальных и теоретических данных педагогами, школьными психологами и другими специалистами при разработке индивидуальных методик и технологий обучения, средств и методов дифференциации обучения, а также проведении методической и коррекционной работы с детьми, имеющими разную успешность обучения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика развития познавательных функций, составляющих основу психофизиологической структуры интеллекта, определяет возрастные и индивидуальные особенности познавательной деятельности школьников.
2. Успешность обучения в начальной школе определяется эффективностью реализации вербальной и невербальной деятельности, которая, в свою очередь, зависит от степени сформированности (зрелости) психофизиологической структуры интеллектуальной деятельности.
3. В процессе онтогенеза (на возрастном этапе от 6-7 к 9-10 годам) происходят закономерные изменения психофизиологической структуры интеллектуальной деятельности, значимости ее вербальных и невербальных компонентов, их взаимосвязи и взаимозависимости, которые формируются под совокупным влиянием возрастного развития и обучения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 182 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031