Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья : На примере Новосибирской бесплатно
3:36 AM
Скачать Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья : На примере Новосибирской бесплатно
Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья : На примере Новосибирской области
Диссертация
Автор: Зоткин, Алексей Анатольевич
Название: Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья : На примере Новосибирской области
Справка: Зоткин, Алексей Анатольевич. Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья : На примере Новосибирской области : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Новосибирск, 2004 125 c. : 61 04-8/2583
Объем: 125 стр.
Информация: Новосибирск, 2004
Содержание:
1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
11 Задачи прогнозирования развития экономических систем в условиях перехода крыночным отношениям
12 Методологические принципы прогнозирования
13 Системное представление объекта прогнозирования
14 Логическая схема прогнозирования
2 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
21 Структура модульной системы прогнозирования транспортной схемы
22 Прогнозирование потребностей в нефтепродуктах и в газовом топливе
23 Прогнозирование подготовки минерально-сырьевой базы
24 Прогнозирование объемов добычи нефтегазового сырья
25 Распределение потоков углеводородного сырья
26 Взаимодействие различных видов транспорта для обеспечения рациональных потоков нефти и нефтепродуктов
3 ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРР1Я РАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ :
31 Потребности Новосибирской области в нефтепродуктах
32 Анализ состояния сырьевой базы углеводородного сырья и ( # It перспективы развития нефтегазодобывающей промышленности в Новосибирской области
33 Возможные направления использования углеводородного сырья
34 Анализ возможных потоков нефтяных грузов
35 Рациональная схема транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки при освоении и использовании углеводородных ресурсов Новосибирской области
Введение:
(f Актуальность темы исследования. Транспортная инфраструктура углеводородного сырья и продуктов его переработки является важнейшим элементом в составе регионального нефтегазового комплекса (НГК). Роль транспорта как отрасли материального производства проявляется в значении транспортного фактора в размещении производительных сил. Транспортная составляющая в общих затратах на производство продукции добывающей и перерабатывающей отраслей НГК достигает 27-35 %. Продукция транспорта выражается самим перемещением грузов. Поскольку нефтегазовый комплекс включает объекты добывающей и перерабатывающей отраслей, то и при определении транспортно-экономических связей, объемов перевозки и грузопотоков продукции НГК обмен ее между производителями и потребителями должен рассматриваться с двух сторон: в сфере производства - между добывающими и перерабатывающими предприятиями и в сфере потребления - между перерабатывающими объектами и потребителями готовой продукции (нефтебазами, энергетическими установками и т.д.).Во второй половине прошлого столетия в отечественном недропользовании доминировало стремление первоочередного освоения {^- крупных по запасам высокопродуктивных месторождений. К настоящему времени таких месторождений в нефтегазовом секторе топливноэнергетического комплекса страны практически уже не осталось. В этой связи изменилась и современная государственная и региональная политика в области рационального недропользования. Одним из важнейших ее направлений стало создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот небольших по запасам месторождений минерального сырья для обеспечения местных, собственных потребностей субъектов ч^ Федерации, прежде всего в топливе и энергии. Однако методические ПОДХОДЫ определения экономически эффективных путей освоения таких объектов пока не созданы. Нет также и практических разработок, реализующих эту цель.В Новосибирской области (НСО) к источникам углеводородного сырья местного значения относятся нефтегазовые месторождения Северного административного района. В этой связи представляется актуальной разработка методики определения эффективных направлений освоения и использования местного углеводородного сырья и ее практическая реализация на примере реального объекта, каким и является фуппа месторождений Северного района НСО. Одним из важнейших направлений этих исследований является разработка методики формирования рациональной транспортной инфраструктуры с учетом повышенной динамичности работы комплексообразующих отраслей, особенностей транспортировки сырья и готовой продукции НТК, особенностей сложившейся региональной транспортной системы и взаимодействия видов транспорта на разных этапах освоения местных нефтегазовых ресурсов. Это и определило выбор темы диссертации и объекта исследования.Цель исследования - разработка методических основ и вариантного прогноза формирования рациональной схемы транспортировки нефти и газа с учетом взаимодействия различных видов транспорта при освоении ресурсов местных ресурсов углеводородного сырья.Достижение цели осуществляется последовательным решением ряда задач, основными из которых являются: - анализ внешних условий формирования и развития регионального НГК (потребители, конъюнктура, потребности в нефти, газе и продуктах их переработки и т.д.); - анализ внутренних условий функционирования комплексообразующих производственных подсистем (подготовка минерально-сырьевой базы, добыча углеводородного сырья, переработка нефти и газа); - анализ транспортной инфраструктуры (трубопроводный, железнодорожный, водный и др.); - системная характеристика объекта исследования и логическая схема прогнозирования его развития; - разработка методики прогнозирования рациональной схемы освоения и транспортировки углеводородного сырья; - формирование сценария рационального взаимодействия различных видов транспорта при освоении нефтегазовых ресурсов Новосибирской области.Объект исследования - транспортная система в составе нефтегазовой отрасли Новосибирской области.Предмет исследования - транспортно-экономические связи и взаимодействие различных видов транспорта при перевозке сырья и готовой продукции нефтегазового производства.Информационная база исследования. Диссертационная работа базируется на обширном фактическом и прогнозно-аналитическом материале о современном состоянии и перспективах развития хозяйственного комплекса Новосибирской области и его транспортной системы, о балансовых запасах нефти и газа по месторождениям Северного района НСО, количественной оценки и структуры ресурсов углеводородов нефтегазоносной территории области, а также технико-экономических показателях и нормативах освоения ресурсов углеводородов. Все материалы собраны, проанализированы, классифицированы и сведены в базы данных. В диссертации учтены все действующие законодательные и нормативные документы по транспорту и недропользованию. ir * Основная идея исследования - разработка прогнозного сценария сбалансированного, взаимоувязанного развития нефтегазового производства и его транспортной системы как основы устойчивого социальноэкономического развития Новосибирской области.Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе диссертационной работы лежит идеология системного подхода к исследованию сложных проблем.Методология исследования формировалась под активным воздействием основных положений экономической теории и современных достижений в области территориальной организации производительных сил, экономики и организации транспорта и недропользования с применением методов экономико-математического моделирования.В диссертации учтены результаты научных исследований отдельных специалистов и крупных научных коллективов Москвы (ИКТП, МИИТа, ВНИИУПа, ВНИИЖТа, РГУНГа им. И.М.Губкина, ВНИИОЭНГа и др.), Санкт-Петербурга (ВНР1ГРИ, СПГГИ (ТУ) им. Г.В.Плеханова), Новосибирска (СГУПСа, ИГНиГа СО РАН, СНИИГГиМСа, ИЭиОПП СО РАН), Иркутска (ИрГУПСа).В исследовании отражены и широко использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, прежде всего в области: - экономики и организации транспорта (В.И.Белов, П.П.Бородавкин, А.Быкадоров, А.В. Дмитриенко, В.Г.Дубинский, А.И.Журавель, В.П.Зачесов, Ю.И.Колдомасов, К.Л.Комаров, В.Н.Лившиц, В.А.Персианов, В.А.Половников, А.Н.Толстой, Н.Я.Фурман, Е.Д.Хануков, Т.С.Хачатуров, Б.И.Шафиркин , Л. Форд, Д. Фулкерсон, Ф. Хичкок и др.); - экономики и геологии нефтегазовых ресурсов (А.А.Арбатов, М.Д. Белонин, А.А.Герт, В.Ф.Дунаев, А.А.Ильинский, А.Кимельман, I М.А.Комаров, А.А.Конопляник, А.Э.Конторович, О.С.Краснов, В.А.Крюков, К.Н.Миловидов, Г.М.Мкртчян, В.И.Назаров, В.Д.Наливкин, Б.В.Робинсон, В.И.Татаренко, Г.Г.Шалмина, Ю.Н.Швембергер, В.И.Шпильман и др.).В диссертации учтены положения «Стратегии экономического развития Сибири», разработанной под научным руководством академиков Н.Л. Добрецова, А.Э. Конторовича, В.В. Кулешова и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 765-р от 7 июня 2002 г., материалы научно-практической конференции «Транспортная стратегия России», прошедшей 12-13 мая 2003 г. в г. Новосибирске и полученные под научным руководством А.А. Кисельникова материалы о перспективах экономического развития Новосибирской области.Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что автор с системных позиций предлагает новый методический подход к прогнозированию рациональной схемы транспортировки нефти и газа в процессе освоения местных ресурсов углеводородного сырья с учетом взаимодействия различных видов транспорта. При этом: - обосновано применение основных методологических принципов прогнозирования к объекту исследования в современных экономикоправовых условиях; - дано системное представление объекта исследования; - предложена логическая схема прогнозирования развития транспортной системы в составе нефтегазового комплекса; - разработана новая методика и модульная система прогнозирования рациональной схемы транспортировки углеводородного сырья в составе регионального нефтегазового комплекса с учетом взаимодействия различных видов транспорта.Практическая значимость работы заключается в том, что реализация изложенных в диссертации теоретических и методических положений и расчетных процедур повышает научную обоснованность прогнозов развития V '4i ^ транспортной системы при вовлечении в хозяйственное освоение нефтегазовых ресурсов территории. Модельно-методический аппарат представлен в целостном завершенном виде, пригодном для его практического применения. Он доказал свою высокую эффективность при выполнении многовариантных расчетов на основе которых сформирован сценарий рационального взаимодействия трубопроводного и железнодорожного транспорта при освоении и использовании нефтегазовых ресурсов в Новосибирской области.Совокупность результатов исследования, определяющих его научную новизну и практическую значимость, в сжатом виде сводится к следующим основным положениям, выносимым на защиту.1. Постановочно-аналитический аспект.Во-первых, анализ сложившейся системы снабжения Новосибирской области нефтепродуктами показал, что в настоящее время оно осуществляется полностью за счет внешних поставок и не является надежным, что особенно негативно проявляется в периоды пикового возрастания потребностей.Во-вторых, имеющиеся запасы и ресурсы нефти и газа Северного района НСО способны стать источником сырья для формирования местной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и позитивным фактором совершенствования структуры топливноэнергетического баланса области.В-третьих, анализ литературных источников вскрыл несовершенство методологии и отсутствие адекватных методических разработок прогнозирования развития производства применительно к современным экономико-правовым реалиям.2. Конструктивный аспект. •!* Во-первых, на основе методологии системных исследований дано адекватное представление объекта исследования и усовершенствована логическая схема прогнозирования развития транспорта при освоении нефтегазовых ресурсов.Во-вторых, разработана методика в форме блочно-модульной системы с модельными конструкциями и алгоритмическими процедурами, являющиеся наиболее адекватным инструментарием многовариантных расчетов для формирования сценариев подготовки минерально-сырьевой базы (МСБ) и долговременного развития добычи, транспортировки, переработки и использования нефти и газа и позволяющих оценить социальноэкономическую значимость вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов углеводородного сырья территории.3. Прикладной аспект. Сводный сценарий развития нефтегазового комплекса в Новосибирской области, сформированный на основе выполненных прогнозных расчетов по предложенной методике, показал: Во-первых, возможность доведения добычи нефти до 1,5 - 2,0 млн т в год через 8 - 9 лет после начала разработки месторождений при общем сроке эксплуатации 45 - 50 лет.Во-вторых, размещение в районе Верх-Тарского месторождения малогабаритной нефтеперерабатывающей установки и создание в г.Куйбышеве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) небольшой мощности (до 3 млн. т в год по сырью) позволит существенно повысить надежность обеспечения области моторным и котельно-печным топливом.В-третьих, поставки газа на Барабинскую ГРЭС будут осуществляться трубопроводным транспортом с месторождений Северного района НСО (3040 % объема потребления) и с месторождений Томской или Тюменской области (остальные 60-70 %). Газификация Барабинской ГРЭС позволит ^4' •^ <ы увеличить ее мощность по производству электроэнергии и тепла в 2-2,5 раза и значительно улучшит экологическую ситуацию в городе.В-четвертых, уникальное природное качество новосибирской нефти предопределило в период строительства Куйбышевского НПЗ смешанные нефтепроводно-железнодорожные поставки ее на Омский или Ачинский НПЗ. С вводом в эксплуатацию Куйбышевского НПЗ вся новосибирская нефть нефтепроводом будет поступать перерабатываться на этом заводе.Снабжение нефтебаз готовой продукцией будет осуществляться в основном железнодородным транспортом и частично речным и автомобильным. За счет оптимизации потоков нефтяных грузов и схемы взаимодействия видов транспорта между собой расходы на доставку нефтепродуктов потребителям НСО сократятся более чем в 2 раза.В-пятых, нефтегазовый проект Новосибирской области экономически является весьма эффективным: на каждый рубль затрат за весь период эксплуатации нефтегазовых месторождений прибыль составит 0,5 - 0,6 руб., срок окупаемости 6 - 7 лет, внутренняя норма рентабельности 18 - 22%.И, наконец, новые отрасли создадут дополнительные рабочие места для трудоустройства 1,8 - 2,0 тыс. человек.Обоснованность и достоверность результатов работы обусловлены корректным применением методов исследования, репрезентативностью и достаточностью конкретной аналитико-статистической информации, выполнением сценарных расчетов и анализом их результатов.Основные результаты диссертации использованы: Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по Новосибирской области при определении объектов лицензирования, приростов запасов и объемов геологоразведочных работ; Новосибирской государственной геодезической академией (СГГА) при составлении аналитической записки по развитию минерально-сырьевого комплекса Новосибирской области; - Красноярской железной дорогой при обосновании рационального использования нефтеналивного подвижного состава для перевозки новосибирской нефти.Принципиальный вывод автора о высокой эффективности освоения запасов и ресурсов углеводородов Новосибирской области подтвержден на практике началом промышленной разработки Верх-Тарского, Малоичского и Восточно-Тарского нефтяных месторождений. В 1999 году ОАО «Новосибирскнефтегаз» и ОАО «Северноенефтегаз», имеющие лицензии на право добычи нефти на Верх-Тарском, Восточно-Тарском и Малоичском месторождениях, получили 33 тыс. т нефти, в 2000 году - 68 тыс.т, а в 2001 году - 86 тыс.т. Заканчивается строительство нефтепровода «Верх-Тарское месторождение - Барабинск».Апробация работы. Основные результаты диссертации были доложены и одобрены: на совместном заседании кафедры «Экономика транспорта» и кафедры «Менеджмент на транспорте» СГУПСа (г.Новосибирск, 2003 г.); на заседании секции экономики минерального сырья Ученого совета СНИИГГиМСа (г. Новосибирск, 2003 г.); научных семинарах отдела экономики и перспективного планирования геологоразведочных работ на нефть и газ СНИР1ГГиМСа (г. Новосибирск, 2001-2003 гг.); Третьей международной конференции «Теория и практика геолого-экономической оценки нефтегазовых объектов. Оценка инвестиционной привлекательности объектов лицензирования» (г. Санкт-Петербург, ВНИГРИ, 2002 г.); Региональной научно-практической конференции «ВУЗы Сибири и Дальнего Востока - Транссибу» (г. Новосибирск, СГУПС, 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности использования транспортного потенциала Транссибирской магистрали» (г.Москва, МИИТ, 2003 г.).Публикации. По теме диссертации автором опубликовано пять научных статей общим объемом 2,1 п.л.Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы из 125 наименований. Работа содержит 125 страницы основного текста, 14 рисунков, 18 таблиц.