Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования. Вощенкова, Нелли Семеновна бесплатно
3:26 AM
Скачать Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования. Вощенкова, Нелли Семеновна бесплатно
Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования

Диссертация

Автор: Вощенкова, Нелли Семеновна

Название: Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования

Справка: Вощенкова, Нелли Семеновна. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2002 183 c. : 61 03-13/184-9

Объем: 183 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
12 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
13 СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
14 ВИДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
ГЛАВА
II ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21 МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
22 ПЕРЕПОДГОТОВКА МЕТОДИСТОВ ИНСТИТУТОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
23 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение:

В России в настоящее время совершенствуется система образования.Процессы, происходившие в обществе и в системе образования в 90-х гг. XX в. привели к снижению социального статуса сельской школы (а их в стране около 46 тыс., что составляет 70,4% от общего числа школ. В школах обучаются более 6 млн. чел. и работает 41% школьных учителей), а также к целому ряду взаимосвязанных недостатков и противоречий. Сегодня обучение учителей в педагогических учебных заведениях ведется недифференцированно, по единому учебному плану с ориентацией на крупную среднюю школу, что практически исключает подготовку педагогов для сельских школ. Кроме того, система подготовки учителей уже не соответствует изменяющейся социокультурной ситуации, предполагающей приоритет общечеловеческих ценностей и потребность в учителе, профессионально обеспечивающем обучение и воспитание сельского школьника, способного быстро адаптироваться к изменившимся условиям жизни современного села.Обновление и развитие системы образования на селе сегодня сдерживается не только финансовыми и материально-техническими факторами, но и недостаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры, психологопедагогической компетентности учителей, сформировавшихся в рамках старой социокультурной системы, ориентированных на ушедшие в прошлое идеологические и социальные требования. Подрыв социокультурной сферы села повысил- роль школы как основного культурного центра сельской жизни, поэтому так важно, чтобы сельский учитель работал профессионально.Сегодня педагогическая общественность широко обсуждает концепции: «Модернизация структуры и содержания общего образования», «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ в 2002 - 2004 гг.», - Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 г.» и вопрос о том, какой учитель нужен школе, особенно сельской. В общественном сознании уже сложились некоторые представления о тех качествах, которым должен соответствовать современный сельский учитель. Это профессиональная компетентность, гуманистическая направленность, психологическая готовность к ведению коррекционно-реабилитационной работы с детьми. Соответственно эти качества и следует формировать у педагогов в системе дополнительного педагогического образования. Сельского учителя, в первую очередь, надо наилучшим образом подготовить к жизни в сегодняшней политической и экономической ситуациях. Поэтому основами педагогического образования должны стать не только передача знаний, формирование умений и навыков, но и непрерывное профессиональное развитие учителя, самообразование.Развитие как основной способ существования личности не может быть ограничено каким-либо отрезком времени, оно осуществляется на протяжении всей жизни индивида Чем выше уровень интеллектуального развития, тем быстрее возрастает способность личности к самосовершенствованию.Профессиональное развитие учителя в послевузовский период осуществляется в процессе дополнительного профессионального образования. Отсюда можно сделать вывод, что каждый учитель, в том числе и сельский, является субъектом дополнительного педагогического образования.В психолого-педагогической науке сложились различные подходы к изучению процесса профессионального развития учителя. Одни исследователи рассматривают профессиональное развитие с позиций личности педагога, другие - с позиций его деятельности, а третьи - с позиций результативности профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе.Под профессионализацией мы понимаем непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность.Понятия «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «профессионализация» мы используем как очень близкие. Профессиональное развитие учителя предполагает формирование совокупности его профессионально-личностных качеств в определенной системе и последовательности. Анализ онтологических, гносеологических и акмеологических аспектов профессиональной педагогической деятельности дает возможность рассматривать профессиональное развитие как процесс целенаправленных, закономерных изменений, приводящий к возникновению новых качественных состояний и свойств в сознании личности педагога.Организационными формами непрерывного профессионального образования педагогов являются повышение квалификации и профессиональная переподготовка (последняя несколько реже из-за дефицита времени на стационарное обучение). Именно поэтому в настоящем исследовании вопросы профессионального развития сельского учителя, мониторинг этого процесса, проблемы поддержки педагогов мы рассматривали через систему дополнительного педагогического образования.Исследование проблем повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования свидетельствует о многообразии целей и задач, сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (Е.П. Белозерцев, Г. Вершловский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, В.Ю. Кричевский, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская и др.).В современной психолого-педагогической литературе рассматриваются основные направления совершенствования системы непрерывного образования, исследуются социально-педагогические и психологические проблемы повышения творческой активности и самостоятельности учителей и руководителей школ в процессе повышения квалификации, изучаются и анализируются возможности приобщения педагогических кадров к научноисследовательской и опытно-экспериментальной работе, обсуждаются вопросы эффективности внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику обучения и воспитания. Эти проблемы освещают в своих работах Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, Н.М. Ващенко, Ю.А. Конаржевский, A.M. Моисеев, A.A. Орлов, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский, И.Д. Чечель, Г.И. Щукина и др.В теории и практике повышения квалификации разработаны и апробируются различные подходы к решению проблем подготовки учителя к творческой деятельности (Ю.П. Азаров, О.С. Анисимов, В.А. Бухвалов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин и др.), к исследовательской, инновационной работе (Л.Л. Горбунова, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, А.Е. Марон, О.С. Орлов и др.). , Появился ряд исследований, в которых рассматриваются различные проблемы совершенствования учебного процесса в учреждениях повышения квалификации (А.П. Ситник, Э.М. Никитин, А.В. Гордеева, В.Г. Воронцова, Н.М. Чегодаев, Л.В. Байбородова, Е.Н. Степанова и др.).Заслуживают внимания вопросы подготовки з^хителей для работы в сельской школе в условиях непрерывного образования, рассматриваемые П.А. Жильцовым, Н.А. Морозовой, А. Рогачевым, P.M. Шерайзиной. Авторы обосновывают социально-экономические детерминанты перехода отечественной высшей школы на многоуровневое образование.На сегодняшний день в сфере профессионального труда учителя сельской школы назрел ряд противоречий между: - изменениями в социально-экономической и образовательной сферах жизнедеятельности села и недостаточным их учетом в учебно-воспитательном процессе сельской школы, отсутствием у сельского учителя необходимых знаний и профессиональных умений для активного участия в развитии социокультурной сферы; необходимостью превращения школы в центр культуры и образования на селе и неподготовленностью школы, учительских кадров к работе в сельском социуме в сложившихся новых условиях; - наличием различных условий, в которых функционируют сельские школы, и недостаточным количеством различных видов сельских школ. в связи с необходимостью разрешения обозначенных выше противоречий проблема профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования является особенно актуальной.С учетом этого нами определена тема исследования: «Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования».Объект исследования: система дополнительного педагогического образования.Предмет исследования: профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования.Цель исследования: разработать и проверить на практике формы и методы профессионального развития сельского учителя.Гипотеза исследования: профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования будет успешным, если: - разработана модель профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - выявлены и обоснованы социально-педагогические условия эффективной реализации модели профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - создана программа курса, обеспечивающего профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования.Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следутющие задачи: - провести анализ генезиса и современного состояния процесса повышения квалификации сельского учителя; - создать и классифицировать виды сельских школ, определяющих специфические особенности деятельности педагогов; - разработать модель профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективной реализации модели профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - разработать программу курса, обеспечивающего профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; создать программу переподготовки методистов учреждений дополнительного педагогического образования, осуществляющих работу с сельскими учителями; экспериментальным путем проверить теоретическую модель профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: - аналитические методы (теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования); диагностические методы (методы длительного наблюдения, анкетирование); - педагогическое моделирование; - педагогический эксперимент.Достоверность основных выводов и эффективность исследования обеспечивается применением теоретических и экспериментальных методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования, методологически обоснованных исходных позиций, качественного и количественного анализа эмпирических данных, полученными результатами многопланового исследования экспериментальных групп, большим объемом выборки (900 человек).Научная новизна и теоретическое значение исследования в следующем: - созданы и классифицированы виды сельских школ; - разработана модель профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - установлены условия формирования профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; выявлена эффективность курсов по разработанной программе, обеспечивающих профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования.Практическая значимость исследования: - разработанная модель профессионального развития сельского учителя может быть использована при организации учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров и подготовке будущих учителей в вузах; - разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику повышения квалификации учебно-программные материалы, способствующие профессиональному развитию сельского учителя, которые могут быть использованы в системе дополнительного педагогического образования; - разработана и апробирована программа курса, обеспечивающего профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования, а также программы переподготовки методистов учреждений дополнительного педагогического образования, осуществляющих работу с сельскими учителями.Опытно-экспериментальной базой исследования явился Калужский областной институт повышения квалификации работников образования.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на: - коллегиях Департамента образования и науки Калужской области; - заседаниях совета руководителей по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования РФ; ученых советах Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского и Калужского областного института повышения квалификации работников образования; - российских научно-практических конференциях в Калуге, Москве, Орле, Ульяновске; Костроме, Воронеже, Ярославле (1996, 1997, 1999, 2000, 2001 гг.); - заседаниях кафедры образования взрослых в АПК и ПРО. Внедрение результатов исследования осуществлялось в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования и Брянском институте повышения квалификации работников образования.Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследование выполнялось в три этапа.Первый - аналитико-поисковый этап (1996 - 1997 гг.): - изучение и теоретическое осмысление проблемы исследования; накопление данных по вопросам повышения профессиональной квалификации педагогических работников сельских школ, анализ программно-методической документации; - составление плана работы и определение методов исследования; изучение исторического опыта становления и развития системы повышения квалификации учителей сельских школ в России и Калужской губернии (области); - изучение современного состояния системы повышения квалификации учителей сельских школ.Второй - экспериментальный этап (1997 - 1999 гг.): - создание и классификация видов сельских школ; - разработка модели профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - создание программы курса профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования; - экспериментальная работа по теме исследования.Третий этап - заключительно-обобщающий (1999 - 2002 гг.): разработка программы переподготовки методистов учреждений дополнительного педагогического образования, осуществляющих работу с сельскими учителями и ее апробация. - экспериментальная работа по теме исследования; - систематизация и обобщение результатов исследования, обоснование теоретических выводов, достоверности результатов исследования.Положения, выносимые на защиту: - виды сельских школ; - модель профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования, интегрирующая формы, типы, методы, средства повышения квалификации сельских учителей; - программы профессионального развития сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования, включающие организацию учебно-познавательной деятельности в соответствии с принципами профессионального развития сельского учителя и реализацию разработанных курсов по профессиональному развитию сельского учителя.Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 191 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30