Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Скачать Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Бондарь, Людмила бесплатно
0:06 AM
Скачать Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Бондарь, Людмила бесплатно
Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского

Диссертация

Автор: Бондарь, Людмила Семеновна

Название: Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского

Справка: Бондарь, Людмила Семеновна. Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Киев, 1984 204 c. : 61 85-13/343

Объем: 204 стр.

Информация: Киев, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕ ОЕЕТИКО—МЕТ ОДОЛОГИЧЕ СКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
§ I Классики марксизма-ленинизма о воспитательной роли школы и семьи
§ 2 Проблемы совместной воспитательной деятельности школы и семьи в трудах выдающихся советских педагогов
ГЛАВА II СИСТЕМ СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛЫ И СЕМЬИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
ВА СУХОМИНСКОГО
§ I ВА Сухомлйнский о сущности школьно-семейного воспитания
§ 2 Формы школьно-семейного воспитания в наследий
ВА Сухомлинского
§ 3 Совместная деятельность школы и родителей по подготовке детей к-рбучёнию'в практике работы
Павлышской средней школк ПО
ГЛАВА III ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ВА СУХОМЛИНСКОГО О
ШКОЛЬНО-СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
§ I Обобщение опыта общеобразовательных школ по использованию наследия ВА Сухомлинского о школьно-семейном воспитании
§ 2 Внедрение в практику работы школ идей
ВА Сухомлинского о школьно-семейном воспитании

Введение:

В условиях совершенствования зрелого социализма предъявляются повышенные требования к воспитанию всесторонне развитой личности. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что особое внимание необходимо обратить на идейно-воспитательную работу, используя богатый арсенал средств просвещения и воспитания, постоянно проявляя заботу не только о семье, но и об осуществлении возложенных на нее воспитательных функций, главнейшей из которых является воспитание детей1.
Именно содружество и единство школы, семьи И общественности является важнейшим условием успешного осуществления задач, выдвинутых развитым социалистическим обществом в области народного •образования. Эта проблема приобретает особую значимость в свете решений ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.), апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, материалов первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва.
Действенную помошь учителям в претворении в жизнь предначертаний партии в области коммунистического воспитания подрастающего поколения призвана оказать семья, которая становится не просто помощником школы, но и равноправным заинтересованным союзником, отвечающим за выполнение чрезвычайно сложных воспитательных задач. В программа КПСС подчеркивается, что "воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетатьо ся с их общественным воспитанием" .
В формировании личности нового человека большая и ответст
1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 - 15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с. 5, 6, 18. о
Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1976, с. 124. венная роль принадлежит семье, школе, обществу. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля, подчеркивается, что "повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов"1.
Советская педагогическая наука накопила богатый опыт в этом отношении. Еще в первые годы советской власти партия большевиков под руководством В.И. Ленина поставила перед органами народного образования важнейшую задачу - соединить усилия школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения. Со временем, по мере укрепления советского строя, эта связь углублялась И совершенствовалась.
Над данной проблемой трудится большая группа ученых, практических работников, все те, кого глубоко волнуют вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Этой проблеме были посвящены 1У Всесоюзные Педагогические чтения, которые состоялись в 1976 г. в г. Киеве, и районные учительские конференции в Украинской ССР, проведенные в 1984 году. С каждым годом усиливается интерес к данной проблеме. В ноябре 1981 года в Москве на Всесоюзном совещании "Совместная работа родительских комитетов и педагогических коллективов школ по совершенствованию . обучения и коммунистического воспитания учашихся в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" председатели родительских комитетов, ученые-педагоги, учителя, медики, более 200 родителей-активистов, члены советов содействия семье и школе на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, профсоюзные и комсомольские работники отметили, что совместные усилия школы и семьи должны стать залогом успехов во всестороннем и гармоническом воспитании молодых строителей коммунизма.
Проблема дальнейшего совершенствования совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности является весьма актуальной. Важная задача педагогической науки состоит в том, чтобы обобщить имеющийся опыт и дать всесторонне обоснованные рекомендации по организации работы школы, семьи и общественности в деле воспитания подрастающего поколения.
В имеющихся публикациях раскрываются различные стороны совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности. Советские ученые разработали научно-теоретические основы совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности (Ю.К. Бабанский, Л.К. Балясная, И.О. Марьенко, Э.И. Монос-зон, А.Г. Хрипкова и др.). Этой проблеме посвяшен ряд диссертаций (А.Г. Деминой, Т.П. Деусовой, В.Н. Колодезниковой, С.М. Кос-сой, Г.И. Легенького, Д.И. Перфильевской, А.И. Раку, A.M. Сафвда, А.Я. Свиридова, Н.П. Спицына, Г.М. Суходоловой, А.А. Тихонова, Г.К. ТохтасуноЕой, А.Т. Фонотовой, Л.А. ШашкоЕа).
Данная проблема освещается и в работах философов и социологов (Г.М. Андреевой, В.Г. Афанасьева, Е.Г. Балагушкина, Ю.Е.Волкова, М.А. Кирилловой, В.П. Кшочникова, Н.Я. Соловьева,Г.Л.Смирнова, Г.Н. Филонова, А.Г. Харчева). В них раскрыта взаимосвязь семьи и общества, определяется место семьи в социалистических общественных отношениях, ее роль в период совершенствования развитого социализма. Отдельным аспектом семейного Боепитания посвящены работы известных психологов (Л.И. Божович, Л.В. Благона-дежиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясишева, Д.Ф. Николенко,Л.Н.Про-колиенко, СЛ. Рубинштейна, И.М. Соловьевой) и педагогов (Н.И. Болдырева, Н.Н. Булановой, А.Г. Григорьевой, P.M. Капраловой,
И.И. Кобыляцкого, И.В. Кошновского, С.Д. Лаптенок, И.А. Печер-никовой, Л.К. Пелипенко, М.Б. Рубцовой, Е.А. Сидорчук, Н.А.Стародубовой, В.Я. Титаренко, В.М. Тихонова).
Большое внимание уделяется проблемам повышения педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного Боепитания (К.П. Галянова, И.В. Гребенников, М.С. Демидов,Г .К.Ма-медов, М.Д. Махлин, Р.Е. Пильдеш), вопросам теории и практики нравственной подготовки школьников к семейной жизни (И. Арабов,
B.И. Барский, Н.С. Верещагина, Е.Ф. Ильяная, Д.В. Луцык,Э.МЛере-поЕа).
Эффективность решения актуальных задач коммунистического воспитания подрастающего поколения в значительной мере зависит от всестороннего изучения и творческого использования достижений ис-торико-педагогической науки, вобравшей в себя передовую педагогическую мысль своего времени й творческий опыт строительства соци-? эластической школы. В этой связи особую ценность представляют теоретические разработки и практический опыт Героя Социалистического Труда, Заслуженного учителя Украинской ССР, члена-корреспондента АПН СССР, директора Пэелышской средней школы - Василия Александровича Сухомлинского, который рассмотрел проблему единства школы, семьи и общественности в тесной взаимосвязи с другими компонентами теории воспитания: умственным, трудовым, нравственным, эстетическим.
При анализе педагогического наследия В.А. Сухомлинского по данной проблеме мы руководствуемся теоретическими положениями, содержащимися в трудах классиков марксизма-ленинизма, государственных деятелей - М.И. Калинина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, выдающихся педагогов - А.С. Макаренко, П.П. Блонского и
C.Т. Шацкого, а также опираемся на исследования современных советских педагогов, психологов, философов, социологов - Ю.П. Азарова,
Е.А. Аркина, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Р.Г. Гуровой, М.А.Данилова, Б.П. Есишва, Б.Т. Лихачева, М.Н. Колмыковой, М.И. Кондакова, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, Г.С. Костюка, Е.Н. Медынского, А.А. Пинта, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, Г.Н. Филонова, М.Ф. Шабаевой, Г.И. Щукиной, известных педагогов, которые работали и работают на Украине: А.Н. Алексюка, А.II. Бондаря, М.С. Гриценко, Н.М. Гришенко, А.Г. Дзеверина, И.С. Деминой, Н.П. Калениченко, Б.С. Кобзаря, А.П. Кондратюка, С.А. Литвинова, А.Р. Мазуркевича, В.З. Смаля, Д.Е. Стельмухова, G.X. Чавдарова, Н.Д. Ярмаченко.
Разрабатывая проблему, автор опирается на исследования в области истории педагогики, на достижения советской педагогической, психологической, философской науки. При этом он постоянно руководствуется учением В.И. Ленина о том, что глубоко научные выводы по тому или иному вопросу можно сделать лишь на основании самого детального, глубокого изучения и "полного усвоения всего того, что дала прежняя наука"^. Именно с этой позиции исследуется педагогическое наследие В.А. Сухомлинского по проблеме совместной воспитательной деятельности школы и семьи в коммунистическом воспитании учащихся.
В.А. Сухомяинский внес значительный вклад в теорию И практику советской педагогики. Основные работы выдающегося педагога были изданы более чем на 30 языках народов СССР и зарубежных стран. В выступлениях члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкого, министра просвещения СССР М.А. Прокофьева, Президента АПН СССР М.И. Кондакова, известных деятелей просвещения неоднократно указывалось на необходимость изучения и освоения богатейшего теоретического наследия В.А.Су Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр. соч., т. 41, с. 304. хомлинского. В журнале "Коммунист" (1977, № 13) подчеркивается, что произведения В.А. Сухомяинского должны, наряду с трудами Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и других видных педагогов, стать настольными книгами не только для педагогов, но и родителей, всей советской общественности.
Творческое наследие В.А. Сухомяинского интенсивно изучается и анализируется. Ему посвяшены монографии, брошюры, статьи, художественные произведения (Ю.А. Азаров, Е.С. Березняк, А.М•Борисовский, Д.И. Водзинский, Г.Н. Волков, JI.B. Голованов, А.Г.Дзе-верин, С.П. Заволока, Н.П. Калениченко, Е.И. Киричук, В.К. Кня-зюк, Н.И. Кодак, Н.П. Кузин, М.И. Любицына, А.Р. Мазуркевич, Н.Ф. Скрипченко, В.З. Смаль, С.Л. Соловейчик, Д.Е. Стельмухов, В.Ф. Шморгун, Н.Д. Ярмаченко и др.).
О неослабевающем внимании к педагогическому наследию В.А. Сухомяинского свидетельствуют многочисленные исследования. Среди них ряд диссертационных работ, посвященных различным вопросам воспитания и образования в наследии выдающегося педагога1. Показательно, что педагогические произведения В.А. Сухомяинского изучаются также в странах социалистического содружества (У.Грош, В. Гюнтер, Р.й. Штейник - ГРД; А. Левин, М.Ю. Библюк - ПНР;НЛазарева - НРБ и др.)•
В указанных публикациях отмечается большое значение теоретического и практического вклада В.А. Сухомяинского в развитие советской педагогической науки. В то же время указывается, что
Мало изученной является и проблема "школьно-семейного Боепитания", которая постоянно находилась в поле зрения Василия Александровича. В историко-педагогических исследованиях Л.А. Абрамовой, А.Г. Дзеверина, Н.П. Калениченко, М.В. Левковского, В.А. Лоскутова, Л.Н. Сиднева, В.З. Смапя И других упоминается о создании В.А. Сухомяинским системы школьно-семейного воспитания, но не раскрывается ее суть.
Следует отметить, что исследование проблемы единства школы и семьи по воспитанию учащихся, как ее понимал В«А.Сухомлинский, принципиально важно, так как позволяет выявить особенности воспитания детей в период дальнейшего совершенствования в СССР развитого социализма. Сложившиеся новые исторические условия создали почву для того, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как едвдую систему. Из этого исходил и В.А. Сухомлинский, освещая е своих произведениях вопросы школьной и родительской педагогики. Он писал: "школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитывать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей не' возможна сама семья как первичная ячейка общества, не возможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и не возможен моральный прогресс общества"^.
Понятие "школьно-семейное воспитание" в существующих терминологических словарях не раскрывается. Между тем этим термином пользовались в дореволюционное время прогрессивные педагоги, в Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - Избр. произвед.: В 5-ти т. / Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др. Киев, 1980, т. 4, с. 14. частности, П.Ф. Каптерев, который считал, что семья, школа и обт шество должны работать в тесном содружестве . В.А. Сухомлинский под "школьно-семейным воспитанием" понимал совместную деятельность школы и семьи по всем аспектам коммунистического воспитания подрастающего поколения. В нашем исследовании мы будем пользоваться тершшом, который употреблял В.А. Сухомлинский.
Созданная В.А. Сухомлинским целостная система школьно-семейного воспитания получила широкое признание. Член ЦК Компартии Уругвая, педагог А.Л. Арисменди в статье "Светлый талант Василия ^ Сухомлинского" подчеркивает, что "разработанная Сухомлинским педагогическая система тесной взаимосвязи "школа - ребенок - семья" . призвана с детства воспитывать самые благородные чувства Человека и Гражданина, является одним из самых больших достижений советской педагогики и одновременно достижением всего человечества" .
Одна из первых работ педагога по этой проблеме "Школа и семья" была опубликована еше в 1946 г. Позже, анализируя работу учителей Павлышской средней школы в 1949/50 учебном году и составляя план работы на 1950/51 учебный год, В.А. Сухомлинский писал: "Наш педагогический коллектив решил перестроить систему, формы и методы работы с родителями с учетом того культурного и идейного роста семьи, что является итогом исторических побед социалистического общества по пути к коммунизму" . т Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии И воспитании детей. - Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982, с. 242. 2
Арисменди А.Л. Под знаменем ленинизма, 1977, J? 23, с. 72. з
Сухомлинский В.А. Система, формы и методы работы с родителями. - ЦГАОР УССР, ф. 5097, on. I, д. 289, л. I. - Укр.
Проблема школьно-семейного воспитания - одна из самых жизненных проблем, над которой необходимо работать педагогам и родителям в теоретическом и практическом плане.
В период совершенствования зрелого социализма повышаются требования к личности, к ее нравственным качествам, образованности, культуре. Условия же формирования молодого поколения изменяются в сторону не только улучшения, но и существенного усложнения. Расширение форм общественного воздействия не только не снимает, а усиливает роль семьи в коммунистическом воспитании детей и молодежи. Если в прошлом основным источником информации являлись родители и педагоги, то теперь значительную роль играют средства массовой информации (телевидение, радио, кино, периодическая печать и мн. др.). Часто дети оказываются вне контроля первичной социальной среды. Коллизии между объективным воздействием микросреды и характером идеалов, внушаемых человеку родителями, школой, обществом, к сожалению, не всегда разрешаются в пользу общества. Новые сложности в сфере семейного воспитания возникли в связи с изменениями в содержании деятельности семьи. В ряде семей образовательный уровень детей выше чем у родителей, снизилось участие детей в домашнем труде, в современной семье ослабилась роль трудового примера родителей. Существуют семьи, в которых основное внимание уделяется материальным пот-, ребностям, а не формированию культуры общения и поведения, нравственной позиций ребенка, часто семья недооценивает значение контроля за учебной работой и посещаемостью школы. К сожалению, существуют семьи, которые "не могут" и семьи, которые "не хотят" правильно воспитывать детей. Характер обстоятельств, в которых живет и учится школьник, не всегда отвечает нормам социалистического образа жизни.
В современных условиях семейного воспитания первостепенное значение имеет ответственная позиция родителей, их целенаправленная активность. Эффективно решить поставленные партией задачи можно путем повышения действенности всех звеньев воспитательного процесса - школы, семьи и общественности.
В своей беседе с учителями Марийской АССР В.А. Сухомяинский подчеркнул: "Я считаю, что школа будущего - это семейно-школьное воепитание"^.
Исходя из вышеизложенного, темой нашего исследования избрана: "Проблема совместной воспитательной деятельности школы и семьи в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского " .
Объе к том исследования является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Предметом - школьно-семейное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского и возможности его использования в современных условиях.
Цель исследования заключается в том, чтобы дать научный анализ основных положений В.А. Сухомлинского по школьно-семейному воспитанию и наметить пути использования его в практике работы современной школы.
В соответствии с предметом и целью исследования были определены следующие з .а да ч и: проанализировать наследие В.А. Сухомлинского и выявить созданную им систему школьно-семейного воспитания; раскрыть основные звенья системы школьно-семейного воспитания в их взаимосвязи; Беседа В.А. Сухомлинского с учителями Марийской АССР 4.БГ. 1967 г. (Магнитофонная запись). Хранится в мемориально-педагогическом музее В.А. Сухомлинского в Павлышской средней школе. изучить опыт использования наследия В.А. Сухомлинского в школах республики по данной проблеме; осуществить направленную организацию опыта использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания; наметить пути дальнейшего повышения эффективности школьно-семейного воспитания с учетом передового опыта использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по этим вопросам и апробировать их в школьной практике.
Методологической основой исследования является учение классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, браке и семье в социалистическом обществе, соответствующие решения Коммунистической партии и Советского правительства; существенную помощь в определении методологических позиций автора оказало также изучение теоретического наследия выдающихся советских педагогов.
В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников; систематизация и анализ архивных документов, сравнение и сопоставление добытых фактов; беседы и интервью с учителями, работниками дошкольных учреждений, родителями; систематические целенаправленные наблюдения за деятельностью ряда школ Черкасской области и организация опыта творческого использования рекомендаций В.А. Сухомлинского по школьно-семейному воспитанию; анкетирование и обобщение собранных данных. Источниковедческую базу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, партийные документы о школе, теоретические работы по истории советской школы и педагогики, сочинения М.И. Калинина, Н.К. Крупской, Л.В. Луначарского, А.С. Макаренко, П.П.Блон-ского, С.Т. Шацкого, а также исследования советских психологов, социологов, философов и педагогов, касающиеся проблем, рассматриваемых в диссертации.
Изучены печатные труды В.А. Сухомлинского, архивные материалы фонда В.А. Сухомлинского в Центральном государственном архиве Октябрьской революций И социалистического строительства УССР, партийного архива Кировоградского обкома Компартии Украины, Кировоградского областного архива, материалы мемориально-педагогического музея В.А. Сухомлинского в с. Павлыше, книги И статьи о жизни и педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые проанализирована система школьно-семейного воспитания В.А. Сухомлинского в ее связях и опосредованиях, определен вклад ученого-педагога в теорию педагогики и школьную практику, в совершенствование форм работы школы с родителями, показана целесообразность организации "педагогической школы" для родителей, "психологических семинаров" для учителей и необходимость специально организованной психолого-педагогической подготовки шестилетних детей к обучению в школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке, научном обосновании и апробации методических рекомендаций по использованию педагогического наследия В.А. Сухомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания, в которых раскрывается содержание работы школы с родителями И система организации совместной деятельности школы и семьи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
Теоретические положения и обобщения, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы работниками народного просвещения для совершенствования воспитательного процесса; научными работниками, разраба ты вашими проблемы совместной воспитательной деятельности школы, семьи И общественности; преподавателями высших и средних специальных учреждений при чтении лекций по педагогике и истории педагогики, в лекциях и на семинарских занятиях системы повышения квалификации педагогических работников, а также представителями широкой общественности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В.А. Сухомлинский создана оригинальная, целостная, эффективная система школьно-семейного воспитания;
2. Жизненность системы школьно-семейного воспитания обусловлена тем, что она предусматривает и в условиях нашей современности систематическую работу по повышению уровня психолого-педагогической подготовки учителей и родителей;
3. Творческое использование рекомендаций В.А. Сухомлинского по вопросам школьно-семейного воспитания обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Достоверность выполненной работы обеспечивается применением комплекса научных методов, соответствующих поставленным задачам; опорой на факты и данные, полученные в процессе историко-теоретического анализа, проведенного соответственно с принципами марксистско-ленинской методологии; положительной оценкой практических работников и применением на практике разработанных автором методических рекомендаций.
Апроба ция результатов исследования осуществлялась путем публикаций в научно-педагогических журналах, обсуждения на заседаниях отдела методологии и истории педагогики НИИ педагогики УССР, педагогических советах ряда школ гг. Киева и Черкассы, на конференции молодых ученых НИИ педагогики И НИИ психологии УССР "Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебно-воспитательном процессе" (1980 г.), на отчетной научной конференции НИИ педагогики УССР "Научные основы повышения эффективности обучения и коммунистического воспитания учеников в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (5-7 апреля 1983 г.).
Автор выступал на конференциях, посвященных 65-летию со дня рождения В.А. Сухомяинского в г. Кировограде ("Проблемы формирования всесторонне развитой личности в педагогическом наследии В.А. Сухомяинского и практике работы современной школы" - 28 сентября 1983 г.) иг. Полтаве ("Творческое использование идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомяинского в формировании педагогического, мастерства" - 29 октября 1983 г.), на курсах повышения квалификаций учителей, директоров школ и их заместителей, заведующих методическими кабинетами, которые организовывались Министерством просвещения СССР и Министерством просвещения УССР на базе областных, Центрального институтов усовершенствования учителей и педагогических институтов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 179 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30