Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Природа государственной власти субъекта федерации. Юлчурин, Салават Азатович бесплатно
11:21 PM
Скачать Природа государственной власти субъекта федерации. Юлчурин, Салават Азатович бесплатно
Природа государственной власти субъекта федерации

Диссертация

Автор: Юлчурин, Салават Азатович

Название: Природа государственной власти субъекта федерации

Справка: Юлчурин, Салават Азатович. Природа государственной власти субъекта федерации : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Уфа, 2003 189 c. : 61 03-12/968-3

Объем: 189 стр.

Информация: Уфа, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы государственной власти субъекта фе- 14 дерации
11 Субъект федеративного государства: понятие, признаки и право- 14 вой статус
12 Понятие государственной власти и принципы ее разделения по 45 вертикали
13 Соотношение федеральной государственной власти и государст- 71 венной власти субъекта федерации
14 Правовые механизмы взаимодействия между федеральной госу- 89 дарственной властью и государственной властью субъекта федерации
Глава 2 Организация и осуществление государственной власти субъ- 110 екта федерации
21 Организация законодательной власти и правотворчество субъекта 1 10 федерации
22 Организация и функционирование исполнительной власти субъ- 133 екта федерации
23 Судебная власть субъекта федерации

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.
После распада институтов советской государственности началось становление принципиально новой системы органов государственной власти. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила ее федеративное государственное устройство, способствовала возникновению качественно иных по сути органов государственной власти. В ходе государственного строительства в России произошло создание новых государственно-политических институтов, формирование иной системы взаимоотношений между центром и регионами в лице их органов государственной власти, становление системы правовых и институциональных механизмов их взаимодействия.
К сожалению, это происходит очень часто непоследовательно и противоречиво, в значительной степени определяясь логикой и перипетиями происходящего политического противостояния между различными политическими силами.
Теоретический анализ государственной власти вообще, и ее российской модели в частности, исследование всего накопленного наукой и практикой позитивного и негативного опыта федеративного строительства, позволяет не только выявить чужие ошибки, но и в максимальной степени уяснить специфику российских условий в процессе осмысления основополагающих институтов федерализма.
Известный французский философ и политолог Р. Арон отмечает, что одним и наиболее сложных моментов в изучении федерализма является переход от идеологического исследования к исследованию конкретному, и выбору реальностей, выделению частных и общих, насущных и второстепенных проблем1.
В этой связи принципиально важным представляется исследование политико-правовой природы системы государственной власти субъектов Российской Федерации, как важнейшей составляющей федерализма. Известно, что только реальное разделение властных полномочий между различными уровнями государственного управления превращает политические декларации о федерализме в объективную политико-правовую действительность. Лишь это обеспечивает, с одной стороны, единство и целостность всего государства, с другой стороны, относительную самостоятельность образующих его территориальных единиц, позволяет более эффективно и оперативно управлять ими, учитывать своеобразие региональных условий.
Актуальные исследования правовой природы системы государственной власти субъекта и её взаимоотношения с федеральными органами власти усугубляется тем, что неоднократные попытки урегулирования конфликта между ними чаще носит политико-административный, а не правовой харак2 тер .
Только в том случае, когда органы государственной власти субъекта федерации действительно наделены определенным объемом собственных и легитимных властных полномочий, а так же обладают необходимой правовой базой и институциональной инфраструктурой, можно говорить о реальном, а не сугубо декларативном федерализме.
Наличие государственной власти в субъектах федерации, кроме всего прочего, способствует развитию демократических начал во всей системе государственного управления, что представляется принципиально важным в контексте осуществляемых в российском обществе и государстве политических реформ. Именно это является не только основой укрепления государст
1 Арон Р. Как исследовать федерализм// РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право. - 2002. №1. - С.19. Абдулатипов Р. Поиск перспектив российского федерализма // Экономика и управление. - 2002. №3. - С.П. ва и повышения эффективности государственного управления, но и обеспечения демократии, соблюдения прав, как отдельного человека, так и всех народов России.
В связи с вышеизложенным, принципиально важным направлением теоретико-правового исследования российской модели федерализма представляется изучение политико-правового статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, существующей системы правового и институционального их обеспечения.
Степень изученности проблемы.
Проблемам становления и развития российского федерализма посвящено значительное количество работ, как юристов, так и специалистов в иных областях науки.
Анализом различных аспектов данной проблемы, в том числе и возможности радикальной автономизации российской государственности, занимались ученые-юристы «серебрянного века»: H.H. Алексеев, Н.М. Коркунов, А. Котляревский, Б.А. Кистяковский,Ф.Ф. Мартене, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, E.H. Трубецкой, A.C. Ященко и др. В последние десятилетия открылись ранее неизвестные работы мыслителей российского зарубежья, таких как H.A. Бердяев, H.A. Ильин, П.А. Сорокин, Г.П. Федотов и др., также изучавших проблемы федеративного развития России.
Для анализа проблем развития современного государства, исторически сложившейся российской модели разделения государственной власти, ее особенностей и тенденций развития имеют важное значение фундаментальные труды таких ученых, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, H.H. Барциц, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, К.С. Гаджиев, В.Г. Графский, В.Е. Гу-лиев, А.И. Денисов, Б.Л. Железнов, A.B. Зиновьев, Д.Л. Златопольский, Т.Д. Зражевская, В.В. Иванов, Г.В. Игнатенко, И.П. Ильинский, К.В. Калинина, Л.М. Карапетян, A.A. Кененов, Д.А. Керимов, В.А. Кряжков, O.E. Кутафин, К.Т. Курашвили, Б.Л. Лазарев, А.Н. Лебедев, И.А. Ледях, О.Э. Лейст, А.И. Лепешкин, В.О. Лучин, A.B. Малько, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Mapченко, М.А. Митюков, H.A. Михалева, М.О. Мнацаканян, JI.A. Морозова, Т.А. Морщакова, И.Ш. Муксинов, Ф.Р. Муратшин, Ф.Х. Мухаметшин, Н.М. Мухарямов, B.C. Нерсесянц, Ж.И. Овсепян, Ф.М. Раянов, Ф.М. Решетников, П.И. Савицкий, В.К. Самигуллин, М.В. Столяров, Б.А. Страшун, Э.В. Таде-восян, Ю.А. Тихомиров, К.Б. Толкачев, Б.А. Топорнин, В.А. Туманов, И.А. Умнова, А.Г. Хабибулин, О.И. Чистяков, С.М. Шахрай, К.Ф. Шеремет, Б.С. Эбзев, И.С. Яценко и др.
В отечественной литературе уже существует ряд исследований посвященных общим проблемам федерализма, иностранным моделям федеративных государств, а также сравнительному анализу российской и зарубежных федераций, авторами которых являются Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, М.С. Саликов, М.В. Столяров, М.Х. Фарукшин, В.Е. Чиркин и др.
Различные теоретические и прикладные проблемы организации и деятельности органов государственной власти, федерального и регионального уровней, рассматриваются в работах С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, И.А. Бачило, Д.Л. Златопольского, М.Н. Губогло, JI.A. Морозовой, А.Г. Хабибул-лина и др.
Проблемы взаимодействия различных органов государственной власти, в том числе и разного их уровня, исследуются в работах Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, JI.M. Энтина, Г.В. Мальцева и др.
Исследованию процесса становления и эволюции системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации посвящены работы H.A. Богдановой, O.E. Кутафина, В.А. Лебедева, М.К. Маликова, A.A. Мишина, Д.Л. Суркова, С.М. Шахрая, Ш.Ш. Ягудина.
Выводы и обобщения, сделанные перечисленными авторами во многом послужили теоретической базой данного диссертационного исследования.
Вместе с тем следует отметить, что при всем обилии имеющейся литературы по проблемам российского федерализма все еще недостаточно исследованной остается природа государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная проблема в юридической литературе лишь отчасти затрагивается в контексте изучения иных проблем российского федерализма. Исследователи освещают лишь отдельные ее аспекты, не уделяя вместе с тем должного внимания целостному, комплексному ее рассмотрению, что затрудняет понимание ряда важных характеристик и особенностей российского федерализма.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является сущность, характер, система органов государственной власти субъекта федеративного государства, правовое и институциональное обеспечение их деятельности.
В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются становление и развитие системы федерализма, особенности их проявления в России, проблемы совершенствования федеративных отношений на современном этапе, природа государственной власти субъекта федерации, а также пути гармонизации отношений между федеральными и региональными органами государственной власти.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном теоретико-правовом исследовании природы государственной власти субъектов Российской Федерации. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: раскрыть принцип единства государственной власти в федеративном государстве при многообразии ее носителей; рассмотреть российскую модель построения системы разграничения властных полномочий между органами государственной власти различных уровней - федерального и субъектов федерации; исследовать и обобщить сложившуюся практику правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти как федеральных так и субъектов Российской Федерации; раскрыть правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации; выявить основные тенденции развития властных взаимоотношений федерального центра и субъектов федерации в контексте осуществляемого в настоящее время реформирования системы государственного управления в России; сформулировать практические рекомендации по оптимизации и совершенствованию существующей системы вертикального разделения государственной власти в России.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Автор для решения поставленных в данной работе гносеологических и практических задач опирался на такие общепризнанные принципы познания политико-правовых явлений и процессов, как принципы развития, единство абстрактного и конкретного, исторического и логического, общего и особенного и др. Для анализа поставленных проблем в диссертации использовались системно-структурный, системно-функциональный, исторический и сравнительно-правовой методы.
Диссертация основана на теоретико-методологических разработках отечественных и иностранных правоведов, политологов, социологов, этнологов, конфликтологов, специалистов в области теории управления и иных областях научного знания, занимающихся исследованием различных аспектов проблем федерализма.
Эмпирической базой исследования является разнообразный нормативный материал, в своей совокупности отображающий реально существующий в Российской Федерации статус органов государственной власти ее субъектов - Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, правовые акты Правительства РФ и федеральных органов государственной власти, конституции (уставы) и законы субъектов федерации, решения органов конституционной юстиции, Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, конституции ряда зарубежных государств и др.
Научная новизна диссертационного исследования.
В работе предпринята попытка осмысления всего комплекса теоретических и прикладных проблем природы государственной власти субъекта федерации. Диссертация открывает новое и весьма перспективное направление изучения правового статуса субъекта федерации.
Природа государственной власти субъекта федерации исследуется в контексте общемировых тенденций гармонизации федеративных отношений, с учётом специфики существующей и динамично развивающейся российской правовой практики. Автор попытался не просто осмыслить существующие модели организации государственной власти субъектов федерации, но и наметить возможные направления ее развития.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В отличие от административных единиц унитарного государства субъект федерации обладает признаками государства и, соответственно, государственной властью. По своей природе власть субъекта федерации относится к категории государственной власти. Об этом гласит и п.2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает знак равенства между республикой и государством, признавая равнозначность этих двух категорий. Поэтому нельзя согласиться с некоторыми высказываниями в официальных кругах и прессе об отсутствии и невозможности существования каких-либо признаков государства и суверенитета у субъектов, входящих в состав Российской Федерации.
2. Природа государственной власти субъекта федерации не может рассматриваться в отрыве от природы государственной власти федерации в целом, и это логично, так как сохраняется единство государства и государственной власти федеративного государства. Следовательно, правильным будет и утверждение, что попытки изменения природы государственной власти субъектов федерации и создание системы, отличной от единой государственной власти федерации, то есть нарушающей единство государственной власти федеративного государства, не получат одобрения федерального центра и будут обречены на провал.
3. Категориальный аппарат, используемый исследователями для анализа системы вертикального разделения государственной власти в федеративном государстве, и, в частности, такие категории, как федеративная форма государства, субъект федерации, компетенция органов государственной власти, вертикальное разделение государственной власти и некоторые другие, нуждаются в некоторой корректировке и уточнении для единообразного понимания сути процессов. Так, используемые в диссертации понятия подразумевают, что:
A. Федеративное государство следует рассматривать как союз обладающих государственностью субъектов с целью образования единого государства при сохранении своих прав.
Б. Государственность субъекта выражается в наличии своей территории, населения, системы органов государственной власти, законодательства, а главное в обладании полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации.
B. В федеративном государстве государственный суверенитет является свойством федерации в целом, а реализуется как на федеральном, так и на региональном уровнях в пределах, установленных Конституцией для соответствующих органов государственной власти.
Г. Государственный суверенитет является производным от народного суверенитета и в настоящее время ограничивается международным правом.
Д. Признание известной суверенности государственной власти субъекта федерации вовсе не исключает ее ограничений: государственной властью федерации извне и волей народа изнутри. Источником государственной власти и федерации в целом и субъекта является народ.
Е. Федерация как форма государственного устройства расширяет возможности населения субъектов реализовать свою власть и через федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта федерации.
4. Одним из основных постулатов федеративного государства является идея об объективном существовании взаимных прав, обязанностей и ответственности федеративного государства и образующих это государство субъектов.
5. Основным критерием истинно федеративного устройства государства нужно считать степень сформированности политической и экономической свободы субъекта федерации, обуславливающую возможность реализации прав и свобод гражданина федеративного государства.
6. Реальное разделение властных полномочий между различными уровнями государственной власти федеративного государства превращает политические декларации о федерализме в объективную политико-правовую действительность. Оно позволяет обеспечить, с одной стороны, единство и целостность государства, с другой стороны, относительную самостоятельность его образующих субъектов, позволяет эффективно и оперативно управлять страной, учитывая своеобразие региональных условий.
7. Важнейшим принципом построения системы органов государственной власти в федерации является принцип разделения государственной власти на ветви как, в горизонтальном отношении (законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали: федеральная власть и власть субъектов федерации. Вертикальное разделение государственной власти является неотъемлемым признаком федеративного государственного устройства.
8. Симметричное построение федерации не является теоретическим идеалом и подлежит постепенному преодолению, так как круг вопросов, находящихся в совместной компетенции субъекта федерации и центра, должен постепенно сокращаться. Ибо при их решении трудно, если вообще возможно, обеспечить равенство сторон этого правоотношения.
9. Неурегулированность многих вопросов взаимоотношений центра с оформленными в качестве субъектов федерации территориальными общностями приводит к тому, что регионы в ряде случаев вступают в договорные отношения друг с другом. Этот процесс следует рассматривать как компенсационный, дополнительный.
10. Наблюдаемый в последнее время курс российского федерального центра на укрепление властной вертикали, обеспечение единства политического, правового и экономического пространства является реакцией на реально существовавшую угрозу конфедерализации государства. Предполагая укрепление целостности государства, вместе с тем, он не означает отказа от федеративной природы государства. Продолжает сохраняться и не оспаривается существующее вертикальное разделение государственной власти, значительный объем властных полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем, именно в России, существует вероятность дальнейшего увлечения централизацией, опасного для федеративной формы ее государственно-территориального устройства. В связи с этим, важнейшей задачей российского государственного строительства является необходимость разработки концепции развития федеративных отношений для поиска оптимального сочетания централизации и децентрализации в системе вертикального разделения государственной власти.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Сформулированные в данном диссертационном исследовании теоретические положения дополняют и конкретизируют ряд разделов теории государства и права, конституционного права, политологии и иных наук, в которых изучается федеративная форма политико-территориального устройства. Они позволяют глубже понять природу федерализма вообще, и его российской модели, в частности, реальный правовой статус органов государственной власти субъектов федерации, принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти федерации и ее субъектов, технологии разрешения возникающих противоречий между ними.
Положения диссертации могут явиться основой для дальнейшего теоретического осмысления российского федерализма, лежащей в его основе системы вертикального разделения государственной власти, деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изложенные диссертантом предложения и рекомендации могут быть использованы в совершенствовании федеративного и регионального законодательства, правоприменительной деятельности органов государственной власти различных уровней при разрешении возникающих и потенциальных коллизий.
Материалы диссертационного исследования также могут быть использованы в ходе учебного процесса в высших учебных заведениях при изучении курсов теории государства и права, политологии, конституционного права Российской Федерации, конституционного права зарубежных стран, политической социологии и др.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре теории и истории государства и права института права Башкирского государственного университета и рекомендована к защите.
Выводы и основные положения диссертационного исследования получили апробацию в научных публикациях диссертанта, а также в выступлениях и сообщениях автора на ряде научно-практических конференций международного, всероссийского, регионального и республиканского уровня, таких как:
П-я международная конференция «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» (СА5С2002), (Москва, 2002);
Научно-практическая конференция «Государственная и муниципальная служба в системе управления регионом» (Тверь, 2002)
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, логикой раскрытия поставленной проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 188 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30