Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого : Князь Серебрянный, драматическая трилогия. Григорьева, Наталья Геннадьевна бесплатно
11:28 PM
Скачать Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого : Князь Серебрянный, драматическая трилогия. Григорьева, Наталья Геннадьевна бесплатно
Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого : "Князь Серебрянный", драматическая трилогия

Диссертация

Автор: Григорьева, Наталья Геннадьевна

Название: Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого : "Князь Серебрянный", драматическая трилогия

Справка: Григорьева, Наталья Геннадьевна. Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого : "Князь Серебрянный", драматическая трилогия : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Нижний Новгород, 2005 216 c. : 61 05-10/1274

Объем: 216 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2005


Содержание:

Введение С
Глава 1 Некоторые вопросы характерологии Историческая концепция АК Толстого и ее отражение в художественном творчестве писателя С
11 Характер реальный и характер героя литературного произведения С
12 Характер, герой, образ, персонаж, тип С
13 Характер и тип художественного мышления (метод) С
14 Характер, литературный род, литературный жанр С
15 Характер и обстоятельства С
16 Характер и авторское мироощущение С
17 Способы создания характера С 39 Историческая концепция АК Толстого С
Глава 2 Приемы создания характеров в романе «Князь Серебряный»
21 Роль литературной традиции С
22 Фольклорная традиция в романе С
23 Характер и обстоятельства С
24 Воссоздание внутреннего мира героя С
241 Речь героя как средство создания романтического характера
242 Лирическое начало С
243 Сравнение как один из характерологических приемов С
25 Контраст в системе образов как способ характерологии С
26 Обращение к таинственному как черта романтизма С
27 Пространство как средство характерологии С
28 Топос дороги и его влияние на формирование характера С
29 Своеобразие портретирования в романе С
210 Действующее лицо как выразитель авторской идеи
Глава 3 Особенности создания характеров в трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»)
31 Контраст в системе характеров С
32 Сопоставление в системе персонажей С
33 Речь персонажей как один из способов характерологии С
34 Поступки героев в их отношении к развитию действия С
35 Пространство как средство характерологии в драматической трилогии
36 Таинственное и его функции в трилогии С
37 Любовная тема как средство характерологии и компоновки сюжета

Введение:

Творчество A.K. Толстого - особая страница в истории русской литературы. Свою эстетическую позицию сам писатель определил в программном стихотворении «Господь, меня готовя к бою.» (1857). Его произведения представляют собой попытку объективного осмысления действительности, прошлого, истории России и вместе с тем глубокие размышления о судьбе художника, поиск религиозно-нравственных основ бытия. Все это сделало творчество Толстого необычайно популярными в русском обществе. Однако долгое время наследие этого писателя не становилось предметом должного научного изучения. Можно назвать лишь несколько работ, посвященных его произведениям. Следствием этого стало то, что в массовых изданиях Толстому приписывались взгляды, которых он не исповедовал, а художественные идеи писателя соотносили только с современной ему действительностью, видели в них по преимуществу критику общественного строя XIX столетия, недовольство политикой царя. Проблемы поэтики этого выдающегося мастера оставались в тени.
Объектом диссертационного исследования является роман Толстого «Князь Серебряный» и драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Для сопоставительного анализа нами привлекались произведения писателя из его поэтического наследия, а также -«Юрий Милославский» М.Н. Загоскина, «Борис Годунов» A.C. Пушкина, «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Предметом исследования являются принципы создания художественного характера в названных произведениях А.К. Толстого.
Актуальность работы связана прежде всего с историко-литературным аспектом темы и определяется необходимостью более тщательного изучения творчества А.К. Толстого, которого до сих пор рассматривают с точки зрения реалистического метода, а не как яркого и самобытного художника-романтика. Диссертация призвана восполнить этот пробел, исследуя конкретный раздел его поэтики - своеобразие характеров в «Князе Серебряном» и драматической трилогии в их внутреннем единстве, что до сих пор не было предпринято в отечественной науке.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка анализа характеров, созданных Толстым с точки зрения оригинальной исторической концепции писателя и целостного осмысления его творчества.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении своеобразия принципов создания характеров в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» и драматической трилогии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать понятие «литературный характер»;
• рассмотреть историческую концепцию Толстого и ее отражение в создании характеров романных и драматических произведений писателя;
• выявить типологию характеров, изображенных Толстым;
• определить специфику художественного изображения характеров реально существовавших исторических лиц в романе и драматической трилогии А.К. Толстого;
• показать зависимость характера героя от пространственно-временной организации повествования.
В процессе анализа творчества Толстого применяются методы исследования, связанные с использованием историко-литературного, типологического, сравнительного подходов к изучению художественного произведения.
Теоретической основой нашего исследования являются труды М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, C.B. Владимирова, В.М. Волькенштейна, H.H. Воробьевой, Л.Я. Гинзбург, E.H. Горбуновой, В.А. Грехнева, В.В. Кожинова, С.М. Кургинян, В.Е. Хализева, Е.Г. Холодова.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использовать его материалы в вузовской практике изучения истории литературы, а также спецкурсов, посвященных исторической прозе, исторической драматургии XIX века и творчеству А.К. Толстого.
Апробация работы проведена на Международной научной конференции в Санкт-Петербурге «IV Славистические чтения, посвященные памяти профессора П.А. Дмитриева и профессора Г.И. Сафронова» (Санкт-Петербург, 2000), на научных конференциях в Пскове (2002, 2003, 2004), на Всероссийской конференции «Жизнь провинции как феномен русской духовности» (Н. Новгород, 2003), на Международной научной конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, 2003), на V Всероссийских чтениях «Оптина пустынь и русская культура», посвященных братьям Киреевским (Калуга, 2004). По теме диссертации опубликовано восемь работ.
Положения, выносимые на защиту, обусловлены научной новизной и сводятся к следующему ряду вопросов:
1. Характер в произведениях А.К. Толстого как приверженца романтизма обладает своими особенностями, заключающимися в преувеличении некоторых черт персонажа и в их отборе, создающем отчетливые характерологические доминанты, а также в обращении к таинственному, столь свойственному этому литературному методу. Некоторые исследователи (Л.М. Лотман) видят в трагедиях А.К. Толстого реалистические характеры, что представляется весьма спорным, так как подобная «реалистичность» обусловлена скорее природой драматического искусства (резким контрастом в системе образов, выбором необыкновенной личности, находящейся в центре каждой из трагедий, а главное - непосредственно развертывающимся действием, происходящим на сцене как некая реальность на глазах у зрителей, и длящимся в момент восприятия события зрителем), но не романтическими приемами создания характера, присущими А.К. Толстому как в прозе, так и в драматургии.
2. А.К. Толстой использует понятие «характер» в письмах и в проектах постановки двух первых частей драматической трилогии, имея в виду не просто действующее лицо, а персонаж, воспроизведенный в многоплановости и взаимосвязи его психических, личностных черт с их неповторимыми индивидуальными особенностями, то есть в том аспекте, в каком в теоретическом плане этот термин истолковывается в работах В.А. Грехнева и В.Е. Хализева. Писатель старается так строить сюжет, чтобы события служили проявлению характеров героев, и в то же время отражали историческую специфику эпохи.
3. При создании характеров романа «Князь Серебряный» А.К. Толстой опирается на сложившуюся традицию исторического повествования и в первую очередь на «Айвенго» В. Скотта и «Юрия Милославского» Н.М. Загоскина. В романе писателем используется целый комплекс художественных средств характерологии: портрет, поступки героя, его мысли, чувства, переживания, речевая характеристика, взаимоотношения с другими героями, отношения других персонажей к герою, авторское повествование. Толстой дает развернутые описания действующего лица, стремится запечатлеть во внешних проявлениях внутреннюю работу его души.
4. В драматической трилогии значимыми для Толстого в раскрытии характера оказываются: речевая характеристика в разных выражениях (диалог, монолог), речевая оценка, даваемая герою другими персонажами; авторские ремарки. Как и в романе, здесь широко используется принцип контраста (в группировке персонажей, в отдельных характерах), мотивы таинственных предсказаний, осуществляемых затем в самом действии. Точно так же, как и в романе, ряд характеров разрабатывается автором не только по принципу противо-положения, айв сопо-ставлении, в сопряжении; повторения возникают в разных индивидуальных обличиях, то есть создаются характеры близкие по своим нравственным чертам и даже сюжетообразующим функциям в качестве характерологических параллелей, подкрепляя друг друга, увеличивая свою значимость.
5. Сравнительный анализ принципов характерологии в романе и трилогии А.К. Толстого дает основание сделать вывод о существовании художественного цикла, объединяющего прозаическое («Князь Серебряный») и драматические («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») произведения писателя.
Структура работы
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы, делится на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 196 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031