Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России. Волошин, Сергей Викторович бесплатно
0:31 AM
Скачать Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России. Волошин, Сергей Викторович бесплатно
Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России

Диссертация

Автор: Волошин, Сергей Викторович

Название: Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России

Справка: Волошин, Сергей Викторович. Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России : диссертация кандидата юридических наук : 23.00.02 Ростов-на-Дону, 2006 168 c. : 61 06-12/1197

Объем: 168 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2006


Содержание:

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОНАСНОСТЬ КАК НОЛИТИКО-НРАВОВОЙ ФЕНОМЕН
§1 Социальная безопасность в современном обществе: теоретико-методологический анализ
§2 Угрозы и вызовы социальной безопасности
§3 Социальная правовая политика и безопасность общества
§4 Право собственности и социальная безопасность
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОНАСНОСТЬ В СОВРЕМЕН-НОЙ РОССИИ: НОЛИТИКО-НРАВОВОВЫЕ ИНСТИТУТЫИ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
§1 Правовое регулирование рынка социальных услуг
§2 Социальная безопасность и демографическая политикагосударства: правовые аспекты
§3 Идея народосбережения в системе государственныхприоритетов

Введение:

Актуальность темы исследования. В современных средствах массовой информации, в научных и публицистических статьях можно найти множество предельно негативных оценок российской социально-экономическойсистемы и весьма пессимистических прогнозов на будущее. Аналитикамипредрекаются дальнейшее падение жизненного уровня большинства россиян,утрата технологической независимости, вымирание значительной части населения. В результате радикальных либеральных преобразований резко сокращается промышленное и сельскохозяйственное производство, происходитматериальное и духовно-нравственное обнищание народа. Низкий уровеньматериальной обеспеченности ведет к недопотреблению продуктов питания,ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конченомсчете - к деградации человека. Все это - последствия игнорирования социального фактора при проведении рыночных реформ. Как выяснилось, провозглашенное в Конституции РФ социальное государство не может сочетаться с ортодоксальным либерализмом.Такая оценка процессов модернизации российского общества сформировалась вследствие затянувшейся кризисной социально-экономическойситуации в стране, социально-правовой незащищенности рядовых граждан.Несовершенство социального законодательства, слабая социально-правоваязащита не только тормозят процессы стабилизации в государстве, но и непосредственно влияют на состояние национальной безопасности, так как всоциальной сфере фокусируются все ее проблемы: военная безопасность зависит от демографической ситуации, деморализации армии и состояния тыла, экономические успехи предопределены трудоспособностью и активностью граждан, их трудовой мотивацией и состоянием здоровья. Между темколичество внешних и внутренних угроз социальной безопасности приближается к катастрофической отметке.Социально не защищенные слои становятся носителями угрозы стабильности, а следовательно, и безопасности, как национальной, так и между- •народной. Все крупные угрозы: коррупция, организованная преступность,терроризм, неконтролируемая миграция, экологические катастрофы — связаны с социальным фоном, который обусловлен эволюцией современного общества. Эти обстоятельства предполагают координацию усилий по созданиюинституциональной базы социальной безопасности личности.Самый пессимистический сценарий становления российской государственности вполне реален в том случае, если не будет создано целенаправленное управление социально-экономическим развитием с целью обеспечения социальной безопасности граждан. Для этого необходим комплекс неотложных политико-правовых мер, направленных на разработку программыэффективного управления социальной сферой, правового обеспечения социальной защиты, законодательного регулирования рынка социальных услуг.Степень научной разработанности темы исследования.Анализ состояния проблемы социальной безопасности позволяет сделать вывод о том, что недостаточное исследование ее политико-правовых аспектов наряду с отсутствием концептуальных и институциональных разработок ее законодательного обеспечения негативно сказывается на государственно-правовом развитии страны, регулировании социальной сферы, а такжена формировании стратегии правового обеспечения национальной безопасности Российского государства.Понятие «социальная безопасность» появилось в российской гуманитарной науке сравнительно недавно. Однако все больше исследователей социальной политики государства используют его для концептуализации проблем в социальной сфере и обоснования доктрины социальной государственности в России. Так, научные труды М. Масановой, Г. Пирогова, Е.В. Бричевского посвящены разработке методологии социальной безопасности, концептуализации подходов к этому понятию, описанию ее внутренних и внещних угроз. Авторам монографического исследования «Социальная безопас4ность России» в.в. Серебрянникову и А.Т. Хлопьеву удалось дать развернутую характеристику наиболее типичных угроз, возникших или принципиально способных возникать в социальной области, и предложить методики ихдиагностики, измерения и моделирования, СИ. Барзилов и Е.Н. Барябина отразили в своих работах региональный аспект социальной безопасности. Авторы учебного пособия М.И. Дзлиев и А.Д. Урсул «Основы обеспечениябезопасности в России» посвятили рассмотрению социальной безопасностиотдельную главу. По их мнению, социальная безопасность россиян являетсяважнейшей предпосылкой обеспечения обш;ей национальной безопасности.Социальная безопасность все чаш;е анализируется в контексте глобализации тех вызовов и угроз национальным, экономическим и социальнополитическим системам, которые сопровождают процесс распространения западного капитала и влияния транснациональных корпораций. Данные аспектысоциальной безопасности исследовали В.К. Левашов и Р.Г. Яновский. Угрозыи вызовы социальной безопасности в современном глобализируюп];емся мире сточки зрения постиндустриального развития стали также объектом изучениязарубежных и отечественных ученых-экономистов и политологов: М.Г. Делягина, В.Л. Иноземцева, А. Каллиникоса, Н. Хомского, И. Валлерстайна,А.С. Панарина, М. Хардта, А. Негри.Работы многих современных авторов связаны с исследованием проблематики социального государства, правовой политики государства в социальной сфере. Для концептуально-правового анализа социальной безопасности особый интерес представляют публикации теоретиков и философов права: Е.А. Лукашевой, В.Я. Любашица, А.В. Малько, Л.С. Мамута, В.Е. Чиркина, в которых разрабатываются вопросы соотношения правового и социального государства, либеральных реформ, частной собственности и постиндустриального общества в контексте идеи социальной справедливости и государства всеобпдего благоденствия.Государственно-правовая система социальной защиты и социальногострахования рассматривалась Г.А. Коробовым, СЮ. Яновой. Перспективам5становления социального права уделили внимание Е.Е. Мачульская и Т.К. Миронова. Теоретические и институциональные взгляды на формирование социального правового государства в современной России представлены в работах В.Г. Вишняковой. Между тем различные аспекты конституционныхгарантий социальных прав явились предметом исследований А.Е. Козлова,И.А. Ледях, Н.В. Путило, Д. Соловьева. Вопросы судебной защиты социальных прав в деятельности Конституционного Суда РФ изучались в монографии и статьях Н.С. Бондаря.Социальные последствия радикальных либеральных реформ подверглись критическому осмыслению в трудах А.Г. Дугина, А.А. Контарева,Л.И. Никовской, Ю.С. Пивоварова, А.В. Ципко и других. Роль государства вмеханизме социального партнерства оценили в своих работах М.А. Лушникова,А.Ф. Нуртдинова, Г.Ю. Семигин.Работы Н.М. Римашевской, И. Ильина, Пронина, В. Люблинского, Р. Цвылева, в которых рассмотрены вопросы стратегии социальных реформ, модели социальной политики, формирования ее экономических основ,функционирования механизма экономического обеспечения социальных гарантий, были использованы автором для изучения институциональной базысоциальной защиты.В диссертации использованы также программы политических партий,содержащие анализ социально-демографической безопасности в России. Монографии и статьи А.С. Акопяна и В.И. Стародубова, посвященные здравоохранительной проблематике, позволяют наметить направления совершенствования медицинской сферы социальных услуг.Несмотря на то, что разработка проблем социальной безопасности ужеведется, ее институционально-правовое измерение в концептуализированномвиде еще не выделено в качестве отдельного политико-правового исследования. Несоразмерным значимости и важности вопроса следует признать количество работ в отечественной науке, раскрывающих роль права в обеспечении социальной безопасности населения.6Объектом исследования является социальная политика Российскогогосударства, а предметом выступают политико-правовые технологии и юридические механизмы обеспечения социальной безопасности российских граждан как важнейшей составляющей национальной безопасности.Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационногоисследования состоит в анализе политико-правовых механизмов иинститутов, обеспечивающих социальную безопасность в современномРоссийском государстве.Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся ирешаются следующие задачи:- определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию социальной безопасности, показать роль права в ее обеспечении,проанализировать ее соотношение с национальной безопасностью;- вьывить основные угрозы социальной безопасности в процессах модернизации российской государственности, рассмотреть влияние глобализации на социальную политику в современном обществе;- проанализировать юридические механизмы обеспечения социальнойбезопасности в контексте социальной правовой политики России;- рассмотреть правовые аспекты соотношения частной собственности исоциальной безопасности населения в условиях рыночной экономики;- дать характеристику политических и правовых средств обеспечениядемографической безопасности в контексте социальной политики.Научная новизна диссертационного исследования заключается вследующем:- определены основные характеристики социальной безопасности какполитико-правового института;- выделены и проанализированы основные угрозы и вызовы социальной безопасности в контексте модернизации российского общества и процессов экономической и культурной глобализации;- проанализированы концептуальные основания, принципы и институты обеспечения социальной безопасности в правовой политике государства;- дана характеристика юридических механизмов и технологий социальной защиты в условиях рыночной экономики;- показаны социальные предпосылки и особенности политикоправового обеспечения демографической безопасности российского народа;- выявлены основные тенденции институционального развития и предложены технологии оптимизации политико-правового регулирования рынкасоциальных услуг;- систематизированы ценности и принципы государственной идеологии и программы народосбережения, а также роль права в ее реализации.Основные положения, выносимые на защиту:1. Под социальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения ее жизненно важныхинтересов в области социальных прав и свобод: права на жизнь, на труд и егооплату, на бесплатное или доступное образование, лечение, отдых, гарантированную социальную защиту со стороны государства. Социальная безопасность населения России является важнейшим компонентом (подсистемой)системы национальной безопасности и входит в число базовых положенийобщественного договора, закрепленного Конституцией РФ. Социальнаябезопасность предполагает защиту и обеспечение социальных гарантий (институциональной среды) социуму (субъекту) от негативных последствий модернизации экономики и рыночной организации труда в целом. Если рассматривать социальную безопасность в качестве объекта, то институциональной средой выступает при этом социальное законодательство, особеннов системе социальной защиты и сфере организации труда.2. Доминирующая в современных индустриально развитых государствах неолиберальная идеология не позволяет осуществить юридические ограничения на действие рыночного механизма, в котором регуляторами выступают спрос-предложение, выгода, прибыль, что крайне необходимо в усло8ВИЯХ социальных, экологических, энергетических, сырьевых проблем. Процесс распространения западного капитала и влияния транснациональныхкорпораций, вытесняющих национальные элиты и не учитывающих региональные и местные интересы, отрицательно сказывается на социальной безопасности населения, так как навязываемый ими проект глобализации влечетразрушение национальной экономики, ограничение суверенитета, социальную поляризацию государств, фиктивность международного права, биосферно-экологический кризис.3. Социальная безопасность в современном обществе - это приоритет,отражающий интересы большинства нации. ОбеспеЧ1ение социальной безопасности является основной функцией социальной правовой политики. Социальной правовой политикой является деятельность государственной властипо формированию правовой системы в целом, а также ее отдельных отраслей, в частности, с целью обеспечения социальной безопасности населения.С институциональной точки зрения эта деятельность связана с созданиемюридических механизмов реализации социальных обязанностей участниковэкономического оборота, построением социально ориентированной хозяйственно-экономической системы, обеспечением социальных прав и выполнением государством социальных гарантий.4. Избирательный принцип социальной правовой политики предполагает: юридические гарантии наиболее социально уязвимых групп населения;перераспределение ресурсов, выделяемых на социальную политику, в пользуособо нуждающихся категорий населения; регионализацию и муниципализацию социальной политики за счет передачи значительной части полномочийпо определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровни; стандартизацию социальных услуг ипомощи населению со стороны государства. Государственные гарантии (минимальная зарплата и пенсия, здравоохранение, образование) призваны обеспечить минимум условий для жизнедеятельности всех членов общества, создания равных возможностей, социального страхования коммерческих рисков9начинающих предпринимателей. Под государственным минимальным социальным стандартом понимается фиксированный законом наименьший требуемый уровень обеспечения социальных гарантий.5. Социальная безопасность в условиях рыночной экономики обусловлена различными аспектами правового регулирования общественных отношений, возникающими в сфере частной собственности, что предполагает ограничительное интерпретирование права частной собственности с учетом еесоциальных функций. К недостаткам в правовом регулировании общественных отношений в сфере частной собственности следует отнести: отсутствиеограничений права частной собственности в пользу общественных интересов(общего блага), недостатки в конституционном регулировании участия народа в управлении государственной собственностью, отсутствие в КонституцииРФ указания на место и роль различных форм собственности в обеспечениисоциальных задач государства.6. Сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности зависит от эффективности социально-демографической политики,основными направлениями которой выступают: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; стимулирование рождаемости и укрепление семьи; упорядочение миграции и расселения. Под социально-демографической безопасностью следует понимать состояние защищенности семьи и детства в государстве, которое обязано обеспечивать реализацию права на материнство, отцовство и создание семьи на уровне, необходимом для поддержания и повышения репродуктивной способности населения.Формирование правовой политики в сфере социальной и демографическойбезопасности предполагает институционализацию идеи народосбережения вкачестве главного ориентира государственного развития на современномэтапе.Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные методы системно-структурного, институционального, парадигмального анализа, а также подходы и принципы политической и юридической10конфликтологии, истории и теории права, государственно-правовой компаративистики, применяемые при изучении процессов институционализации социальной безопасности. Отраслевые методы юридической науки привлечены дляисследования юридических механизмов реализации определенных стратегий иинститутов социальной правовой политики в сфере конституционного, семейного, трудового и гражданского права.Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.Предпринятый в диссертации институциональный анализ политикоправовых технологий социальной безопасности позволит создать доктринусоциальной безопасности, улучшить социальную ситуацию в государстве,скорректировать и оптимизировать реформы современной российской государственности, критически оценить процессы, протекающие в социальнойсфере, показать конструктивную роль права в предупреждении социальныхконфликтов и построении социального государства, предложить пути решения «социального вопроса» посредством юридических технологий. Материалы исследования могут быть использованы в качестве опорных источниковпо теории государства и права, политологии, юридической конфликтологии,социологии права, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран.Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на двух всероссийских и межрегиональных научнопрактических конференциях и «круглых столах», проводившихся в Ростовском юридическом институте МВД России, и отражены в четырех публикациях автора общим объемом 1,1 п.л.Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.Структура работы обусловлена целью и задачами исследования ивключает в себя введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список литературы.И

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 184 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031