Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов. Сапух, Татьяна Викторовна бесплатно
9:58 PM
Скачать Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов. Сапух, Татьяна Викторовна бесплатно
Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов

Диссертация

Автор: Сапух, Татьяна Викторовна

Название: Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов

Справка: Сапух, Татьяна Викторовна. Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2004 182 c. : 61 04-13/1613

Объем: 182 стр.

Информация: Оренбург, 2004


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме активизации речевой деятельности
11 Речевая деятельность как объект исследования
12 Диалог - форма речевой деятельности
13 Полемический диалог как специфическая форма убеждения в речевой деятельности
Выводы по первой главе
Глава И Опытно-экспериментальная работа по активизации речевой деятельности студентов на основе полемического диалога
21 Результаты констатирующего эксперимента
22 Организация экспериментальной работы по использованию полемического диалога для активизации речевой деятельности
23 Педагогические условия активизации речевой деятельности студентов
Выводы по второй главе

Введение:

Система высшего образования находится сегодня в процессе глубокого преобразования. Идет поиск наиболее эффективных путей дальнейшего развития российской высшей школы, оптимальных условий и возможностей ее интеграции в европейское образовательное пространство. В этой связи иностранный язык занимает значительное место в подготовке квалифицированного специалиста. Поэтому первостепенная задача высшей школы - научить студента владению иностранным языком в сфере профессиональной деятельности, а также повседневным и деловым разговорным языком.
Развитие образования, условия общей кризисной социокультурной ситуации требуют от каждой личности умения учиться, отыскивать эффективные формы развития творческого и критического мышления, формирования самостоятельности ума, способности в максимально короткое время получать максимальную информацию, самообучаться. Вот почему процесс обучения в вузе все более опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студента.
Основная задача преподавания иностранных языков в России в настоящее время - это обучение иностранному языку как реальному и полноценному средству общения. Однако содержание образовательных программ и способы обучения иностранным языкам пока не в полной мере удовлетворяют предъявляемым требованиям.
Актуальность избранной темы сопряжена с важной педагогической проблемой - активизацией речевой деятельности, а также обусловлена рядом нерешенных проблем: неумением говорить в деловой и неформальной обстановке, неумением выразить свои мысли, выбрать правильную манеру разговора, отсутствием системы работ по активизации речевой деятельности студентов. В системе высшего образования организации речевой деятельности отводится важная роль при изучении предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую она играет в становлении и развитии личности. Обеспечивая активизацию речевой деятельности, мы, таким образом, создаем условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития студента, готовим его к деятельностному участию в общественной жизни.
Актуальность проблемы активизации речевой деятельности студентов на занятии по иностранному языку обусловлена рядом противоречий:
• между накопленным объемом знаний о значении речевой деятельности для развития личности и недостаточной разработанностью средств практического становления речевой деятельности в образовательной практике;
• между осознанием преподавателями необходимости целенаправленной активизации речевой деятельности и недостаточной разработанностью средств, ориентированных на активизацию речевой деятельности студентов;
• между стремлением студентов изучать иностранный язык и недостаточной готовностью вузовских преподавателей удовлетворить эту актуальную потребность.
К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для решения исследуемой проблемы: Это исследования:
• в области теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина);
• исследования вопросов о развитии личности (Л.И. Анцыферова, А.С. Гаязов, Э.В. Ильенков, Н.В. Кузьмина, В.Л. Сластенин, Н. Ф. Талызина);
• исследования, посвященные теории общения (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик);
• теоретические выводы И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, А.А. Миролюбова по проблемам психологии и методики обучения иностранным языкам;
• подходы к саморазвитию личности, связанные с учебной деятельностью, общением, речевой деятельностью (Т.К. Ахаян, М.Р. Гинзбург, Е.С. Заир-Бек, А.В Кирьякова, Е.А. Крюкова, А.Н. Ксенофонтова, А.П. Тряпицина). Настоящее исследование опирается на теорию становления и конструирования речевой деятельности школьников в педагогическом процессе, разработанную А.Н. Ксенофонтовой, а также на опыт по активизации речевой деятельности студентов средством диалога.
В новых общественных и образовательных условиях именно активизации речевой деятельности должно быть уделено повышенное внимание. Должны измениться цели и сам характер обучения, от развития навыков и умений репродуктивного характера следует переходить к активизации субъектной позиции студентов, к развитию творческих умений и навыков.
Основываясь на этом, мы предлагаем один из возможных способов активизации речевой деятельности студентов — полемический диалог.
Необходимость, значимость, актуальность изучения рассматриваемой проблемы с одной стороны и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность с другой послужили основанием для выбора темы исследования: Полемический диалог как средство активизации речевой деятельности студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности полемического диалога как средства активизации речевой деятельности студентов.
Объект исследования: процесс активизации речевой деятельности студентов.
Предмет исследования: виды полемического диалога в речевой деятельности студентов.
Гипотеза исследования: активизация речевой деятельности студентов будет успешной, если:
• определяется ценностно-смысловое единство всех функций полемического диалога;
• разрабатывается и внедряется комплекс диалогических заданий на основе процессов восприятия, выражения и воздействия с учетом индивидуальных особенностей и интересов студентов;
• актуализируется субъектная позиция личности студента и формируется ценностное отношение к изучению иностранного языка;
• создается благоприятная эмоциональная атмосфера.
Цель, объект и предмет обусловили следующие задачи исследования:
1. изучить состояние исследуемой проблемы в теории и определить понятийный аппарат исследования;
2. выявить особенности полемического диалога как средства активизации речевой деятельности студентов;
3. разработать модель активизации речевой деятельности студентов на основе полемического диалога;
4. обосновать содержание научно-методического обеспечения по использованию полемического диалога в обучении иностранному языку.
Методологической основой исследования активизации речевой деятельности явились положения о сущности, структуре, основных процессах речевой деятельности, ее роли в развитии личности (Н.А. Жинкин, В.А. Звягинцев, А.Н. Ксенофонтова; А.А. Леонтьев, Э.С. Маркарян, С.Л. Рубинштейн); общие принципы развития и активизации речевой деятельности (Т.А. Ладыженская, Г.И. Щукина и ее научная школа), концептуальные положения психолого-педагогической теории диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.Я. Буш, А.Б. Добрович, Г.В. Левин).
Методы исследования: логика построения исследовательской работы обусловила применение системы методов, дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ учебных планов, программ, учебно-методических пособий по английскому языку; анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение; самоанализ и самооценка студентами своей речевой деятельности; беседы, письменный и устный опрос, тестирование студентов; педагогический эксперимент; анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования: факультет филологии, факультет гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета.
Логика и этапы исследования:
Исследование осуществлялось в период с 2001 года по 2004 год и включало несколько этапов.
Подготовительная работа, начатая в 2001 году, была направлена на определение исходных позиций будущего исследования. Для этого изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, психолингвистике, языкознанию, раскрывающие основные теоретические вопросы. Цели будущего исследования обсуждались с преподавателями-практиками. В результате был обозначен круг философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы, послуживший основой для определения сущности, структуры, процессов речевой деятельности, а также особенностей диалога вообще и полемического диалога в частности. Сформулирована рабочая гипотеза. Была определена база исследования.
Второй этап исследования (2001-2002) включал в себя разработку методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов, уточнение гипотезы исследования.
На третьем этапе (2002-2003) основной работой явилось проведение формирующего эксперимента, проверка предложенной организации учебной деятельности.
Заключительный этап (2003-2004) был посвящен анализу, систематизации и интерпретации результатов исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования: - уточнено понятие полемический диалог с точки зрения активизации речевой деятельности;
• выявлены особенности полемического диалога как средства активизации речевой деятельности студентов;
• разработана модель активизации речевой деятельности студентов на основе полемического диалога.
• обосновано содержание научно-методического обеспечения по использованию полемического диалога в обучении иностранному языку;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают научно-педагогические представления о теоретических основах речевой деятельности; вносят определенный вклад в теорию обучения студентов иностранному языку; позволяют расширить педагогически управляемую сферу индивидуального речевого развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное научно-методическое обеспечение по использованию видов полемического диалога может быть применено в широкой образовательной практике активизации речевой деятельности.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, разнообразными источниками информации, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в экспериментальной работе, проверкой выявленных педагогических условий, соотнесением полученных результатов с данными других психолого-педагогических исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
• полемический диалог, являясь одной из форм речевой деятельности, представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов речевой деятельности, обеспечивающее ее структурные компоненты и позволяющее реализовать воздействующую функцию речи;
• активизация речевой деятельности студентов как процесс становления субъектной позиции осуществляется на основе конструирования полемического диалога, специально организованного при помощи процессов восприятия, выражения и воздействия, усложнения различных вариантов речевого общения преподавателя и студентов;
• полемический диалог является средством активизации речевой деятельности студентов при следующих педагогических условиях: определение ценностно-смыслового единства всех функций полемического диалога; разработка комплекса диалогических заданий на основе процессов восприятия, выражения и воздействия с учетом индивидуальных особенностей и интересов студентов; влияние полемического диалога на становление субъектной позиции студента; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных научно-практических конференциях, на аспирантских семинарах, на заседаниях кафедры педагогики высшей школы, кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета.
Личный вклад автора состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы активизации речевой деятельности студентов; в организации и проведении экспериментальной работы, систематизации полученных данных; в обосновании педагогических условий, которые позволяют активизировать речевую деятельность студентов. Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 184 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031