Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка. Касицин, Александр Вадимович бесплатно
3:22 AM
Скачать Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка. Касицин, Александр Вадимович бесплатно
Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка

Диссертация

Автор: Касицин, Александр Вадимович

Название: Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка

Справка: Касицин, Александр Вадимович. Поэтика очерковой прозы Бориса Пильняка : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01, 10.01.10 / Касицин Александр Вадимович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов] - Москва, 2010 - Количество страниц: 152 с. Москва, 2010 152 c. :

Объем: 152 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИКИ ОЧЕРКА
ГЛАВА ВТОРАЯ СТРУКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ОЧЕРКОВОЙ ПРОЗЫ БА ПИЛЬНЯКА
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ АВТОРСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОЧЕРКОВОЙ ПРОЗЕ БАПИЛЬНЯКА

Введение:

Творчество Б.А. Пильняка на долгое время было вычеркнуто из истории советской литературы. Возвращение писателя произошло только во второй половине 1980-х годов. Благодаря этому литературоведение обогатилось новым понятием -пильняковедение.
На сегодняшний момент определена роль Пильняка в становлении советской литературы, и детально изучено все, что входит в понятие «авторского почерка». Особое внимание исследователей обращено на то, как Пильняк осмыслил результаты первых революционных «шагов» страны, и что обусловило его метафизическое художественное видение.
Тенденция к метафизическому восприятию заметна уже в первых текстах Пильняка, когда он создает новые образы стихийности и хаоса. «Рваная» структура романов Пильняка, ломаная стилистика (фрагментарное переключение, «монтажность», бессюжетность), его гиперболизированный авангардизм вызывали неодобрительные дискуссии в критике тех лет. С осторожностью к нему относились как последователи традиционной литературы, так и новаторы.
В послеоктябрьском творчестве Пильняка продолжается эволюция «авторского почерка». Переход от экспериментов над собственным стилем к художественному постижению социально-психологических причин революции. Следующим этапом станет воплощение собственного понимания последствий «народного бунта», что и приводит к целенаправленному использованию жанра очерка.
Последующая эволюция очеркистики приводит Пильняка к теме роли народа, вовлеченного в гражданскую войну. В этих рамках писатель переключает внимание на трагедию отдельно взятого человека, который не смог перестроиться под новые приоритеты. Если у Пильняка образы «загнивающих» классов получаются натурально-реалистические, то в отношении образа фанатичного революционера в кожаной куртке, писатель не может создать четко прописанный внутренний мир героя.
Авангардистские и художественно-философские поиски Пильняка были продиктованы самим временем — хаотичность текста как художественная парадигма была созвучна хаосу эпохи 20-х годов XX века. Смена культурно-социальных парадигм в течение десятков лет приводила к смене приоритетов в сознании, морали, а как следствие - к изменениям в литературно-художественном спектре культуры.
Пильняка интересуют человек в своем бытии и специфика русского национального самосознания. Писатель обращается к истории, к былинам, славянской мифологии, к традициям других культур (соотношение Запад - Восток и место России в этом вечном противостоянии). Пильняк выделяет для себя категорию «исторической правды», что в первую очередь обусловило его отношение к очерку. Как известно, основой любого очерка является документальность и факт.
Стремление освободиться от идеологического контроля обусловило некоторое отчуждение Пильняка от «чистой» литературы, что стало еще одной причиной прихода к очерку. Историческая правда заставила писателя не только вводить очерки в структуру своих произведений, но и придавать им публицистическую направленность.
Преображение фактического материала не является для Пильняка отступлением от правды происходящего. Публицистика Пильняка не копирует действительность, а углубляет знания читателя о ней. В этом очерк Пильняка выполняет свою познавательную роль.
Важно отметить, что в последние два десятилетия значительно активизировались исследователи поэтики Пильняка. Пильняковедение постоянно пополняется новыми работами, в которых рассматривается экспрессионистское начало в поэтике Пильняка, интертекстуальность, орнаментальность, ритмическая организация его текстов и др.1
Что же касается поэтики очерковой прозы Пильняка, то это обширная сфера в его художественной системе до сегодняшнего дня изучена недостаточно. Между тем еще В.Б. Шкловский наметил перспективы научного понимания журналистского
2004.; Крючков В.П. О «праздной мозговой игре» в «Санкт-Питер-бурхе» Б. Пильняка.
2005.; Крючков В.П. Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов (мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах). — Саратов, 2005.; Анпилова JI.H. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов. Опыт русского экспрессионизма. — М., 2008.; Шайтанов И.О. Пильняк Б.А. // Русские писатели XX века. Биографический словарь. — М., 2009 и др. Перечисленные исследовательские работы обращены к вопросам поэтики Б. Пильняка, отражению в его творчестве литературных традиций русской классики и мировой литературы, творческим взаимоотношениям с современниками, философии творчества писателя. творчества писателя. Самым важным для нас является то, что «факт для отдельного отрывка Пильняку нужен «газетный», то есть «значимый». Художественные тексты Пильняка Шкловский рассматривает как «сожительство нескольких новелл», которые можно «разобрать» и «склеить» из них новое произведение.2 А. Кацев, анализируя стиль Пильняка, также акцентирует внимание на фактографической основе, документальности произведений писателя, которая по мысли исследователя явилась данью эпохе.3
Рассматривая интертекстуальность в творчестве писателя, В.Б. Шкловский уловил то, что в текстах Пильняка достоверность - это, с одной стороны, публицистическая фантазия писателя, которая воплощается через очерковую жанровую форму, а с другой стороны, Пильняку понадобился факт в качестве «отдельного отрывка». Если такой факт «дается как отдельный «сюжетный момент», то писатель «приводит его как цитату, используя литературную традицию».4 Именно такое понимание поэтики Пильняка является методологической формулой и для нашего изучения. Особенности художественных конструкций Пильняка, его стремление к жанровому расширению и к текстовому синтезу Шкловский вписывал в общий литературный контекст смены «русского сюжета». «Для Пильняка, - пишет Шкловский, — основной интерес построения вещей состоит в фактической значимости отдельных кусков и в способе их склеивания».5
Важно отметить, что способы творческой «обработки» документа порождают два типа художественно-документальной
2 Шкловский В.Б. Пять человек знакомых. - Тифлис, 1927. - С. 74.
3 Кацев А.С. Факт, домысел и вымысел в произведениях Б. Пильняка первой половины 20-х годов // А.С. Кацев Факт, домысел, вымысел в литературе: межвуз. сб. науч. тр. -Иваново, 1987.- С. 109-116.
4 Шкловский В.Б. Пильняк в разрезе. - М., 1990. — С. 262.
5 Там же:-С. 261. прозы. В первом документальность проявляется через художественное воплощение сцен и эпизодов. При этом факт служит основой изображения, но пересоздается он по законам художественного творчества. Во втором повествование ведется преимущественно с опорой на неоспоримые факты, с точным указанием на их источники. Факт становится стержнем произведения. Возникшие в результате анализа документов версии и предположения представляются как результат исследовательской деятельности писателя.
Отсутствие четких границ между разновидностями литературы, возможность реализации документализированного или беллетризованного варианта повествования в пределах художественно-документальной прозы предполагает взаимодействие художественного и документального начал в рамках одного произведения.
Цель моего исследования - рассмотрение очерка в качестве самостоятельного текста, включая способы его синтеза с крупными жанровыми формами. Главным объектом изучения станет поэтика очерковой прозы Пильняка во всем ее структурном диапазоне.
Методологические принципы диссертационной работы обусловлены тем пониманием поэтики, которое было предложено Б.В Томашевским и В.М. Жирмунским, «Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование»6, - указывал Б.В. Томашевский. По его классификации, публицистические произведения (и научные
6 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Изд. 5-е. - Л., 1930. - С. 3. сочинения) принадлежат к «первому классу».7 Принимая во внимание, что «каждое произведение сознательно разлагается на его составные части», по, Б.В. Томашевскому, вполне применим «способ комбинирования словесного материала в художественные единства», которые являются «прямым объектом поэтики».
Б.В. Томашевский выделяет поэтику «общую» и поэтику «нормативную». «В «общей» поэтике, — пишет Томашевский, -изучается художественная функция поэтических приемов. Каждый прием рассматривается с точки зрения его художественной целесообразности. Задачей же «нормативной» поэтики является не объективное описание существующих приемов, а оценочное суждение о них».8
В.М. Жирмунский,, определяя сферу интересов поэтики, пишет: «Поэтика, опираясь на основные выводы теории литературы, изучает систему средств выражения, которыми пользуется поэзия».9 Это определение является для нас методологическим ориентиром. В соответствии с именно таким пониманием поэтики в диссертации реализован принцип структурного анализа текстов, что не исключило обращение к имманентному анализу, позволяющему исследовать очерк в качестве «текста в тексте».
Вместе с творческим развитием Пильняка меняется его очерк. Вначале очерковая форма в литературном тексте выполняла функции «второстепенного» текста (пояснения, отступления, подробное описание событий и т.д.), позднее очерк стал играть структурообразующую роль. Пильняк улавливает то,
7 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Изд. 5-е. - JL, 1930. - С. 5.
8 Там же: — С. 6.
9 Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. — СПб, 1996. - С. 227. что очерк может добавить в художественный текст документальность публицистической журналистики и остроту реакции на происходящие события.
Подробное изучение публицистических отступлений, структуры очерка, журналистской стилистики, синтеза очерка с романной прозой Пильняка определяет новизну и актуальность данной работы. Еще одна цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировать феномен поэтики очерка Пильняка, а также выявить структуру всей очерковой прозы писателя, включая очерковые фрагменты в составе разных литературных форм.
Данная работа нацелена на определение места и значения Пильняка как писателя, которому удалось найти для себя оптимальную форму, позволяющую объединить литературные жанры с журналистским текстом. Уже на этапе сбора информации писатель использует принципы поиска и компоновки материала, свойственные журналисту. В подготовке фактической информации будущих произведений Пильняк выступает в качестве наблюдателя. Материал для очерка становится основой для романа.
Такой стиль сбора и компоновки материалов во многом приводил к бессюжетности в романах Пильняка. Манеру структурной компоновки материала Пильняка можно представить в виде «хоровода». В романах писателя нет четкого определяемого стержня. Существует идея, которая обрамляется сплавом литературно-художественного текста с публицистикой (эссе, очерк), поэтическим слогом (ритмика белого стиха): «Март. В соснах — поселок, за холмами — город, в лощине — завод»10), ассоциациями, символами и метафорами. Соединение материала происходит посредством причинно-следственной связи между вводимыми и ключевыми эпизодами. Для синтеза эпизодов
10 Пильняк Б.А. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. - М., 2003. - С. 38.
Пильняк использует принцип обрамления (основной текст прерывается на публицистическое отступление, далее следует возврат к «ведущему» эпизоду), сцепление (логический переход от одного эпизода к другому), чередование (возврат к теме предыдущего эпизода). Как отмечает Т.А. Беневоленская, публицистические отступления - «это не только связки, мосты, но и самые исконные элементы очерковой ткани, «плоть» очерка, жанра, которому, в силу его краткости, присуща фрагментарность, эскизность».11 В свою очередь эпизоды объединяются в циклы, которые интуитивно распознаются читателем и поддаются аналитическому описанию.
По поводу способов компоновки материала, сюжетов и смысловой насыщенности произведений Пильняка для нас особенно важно мнение В.Б. Шкловского, который писал, что у Пильняка «разбросанная конструкция не объясняется желанием исчерпать всю революцию. Причина особенности конструкции Пильняка - глубокие изменения, сейчас происходящие в русском сюжете. И сюжет у него заменен путем связи частей, через повторение одних и тех же кусков, становящихся протекающими образами. Эти связи очень приблизительны и скорее сигнализируют единство вещи, чем его дают. Основная особенность построений Б. Пильняка — их сборность, в них мы можем как будто проследить процесс образования романа».12
В подтверждение «сборности» крупных прозаических текстов Пильняка достаточно вспомнить «Голый год», который включил в себя новеллу «Былье», сохранив внутреннюю организацию текста. Очерк «Таджикистан - седьмая советская», повести «Заволочье» и
11 Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 1998. - С. 81.
12 Шкловский В.Б. Пять человек знакомых. - Тифлис, 1927. - С. 73.
Иван Москва» Пильняк соединяет в романе «Двойники». Для связи частей писатель пользуется параллелизмом. Шкловский, обращая внимание на такой способ, пишет что параллели «держатся на очень примитивной идеологии, на утверждении что Россия - Азия, а I революция - бунт». Продолжая разбор творчества Пильняка, Шкловский пишет следующее: «Синтеза у Пильняка не получается За композиционным сумбуром автор намекает на какое-то смысловое его разрешение. Между тем разрешения этого нет , художественной формы не получается. Модернизм формы Пильняка чисто внешний, очень удобный для копирования Элементарность основного приема делает Пильняка легкокопируемым, чем, вероятно, объясняется его заразительность для молодых писателей.
Пильняковский способ писания спекулирует на невозможности для читателя разделить конструкцию. Между тем эта конструкция элементарна Но нужно указать на заслугу Пильняка. Она состоит в том, что он осознал и использовал несвязанность своего письма. Читая один отрывок, мы воспринимаем его все время на фоне другого. Нам дана ориентация на связь, мы пытаемся осмыслить эту связь, и это изменяет восприятие отрывка. Сами же идеи, которыми Пильняк связывает куски конструкции, слишком механичны, слишком ярко оказываются оговорками, словесным сведением концов. Для увеличения напряженности чтения Пильняк пользуется различными, типами «невнятицы» употребляя традиционные переходы от одной линии повествования к другой, он часто, не упоминает в какую линию ты попал, не озаглавливает ее».14
Научная концепция диссертационного исследования состоит в том, что в ней представлена поэтика очерка Пильняка не как хаотичное собрание очерков, эссе, заметок, наблюдений, а показано,
13 Шкловский В.Б. Пять человек знакомых. - Тифлис, 1927. — С. 75.
14 Шкловский В.Б. Пять человек знакомых. — Тифлис, 1927. — С. 76—77. каким образом писателю удается организовать структуру своего текста с очерковой детализацией и склонностью к документальности в отношении фактов. Мы стремились доказать, что очерк для Пильняка -это не только осознанный выбор, но и часть четко организованной художественной системы. Интерес писателя к очеркистики определяется влиянием сложившихся социально-исторических факторов, которые влияют на информационные потребности Пильняка. Анализ очерковых отступлений Пильняка дополняет информацию в области исследований особенности «творческого почерка» писателя, что может быть в дальнейшем использовано при анализе других особенностей поэтики его произведений.
В научных исследованиях Пильняк рассматривался исключительно как писатель. Мы же делаем акцент на деятельность Пильняка как журналиста, что и определило обращение к теории очерка в аспекте журналистского понимания.
Говоря о методологии изучения очерка Пильняка, мы обращаемся не только к теории литературы, но и к журналистике. Такой подход объясняется тем, что Пильняк был журналистом. Поэтому литературные принципы влияли на его журналистское творчество, так же как журналистская деятельность влияла на создание художественных текстов.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава «Теоретические аспекты изучения поэтики очерка» посвящена теории публицистики с упором на проблемы очерка как жанра, в которой рассмотрен главный вопрос: какое из существующих определений очерка наиболее полно отражает его жанровую природу? Предпринята попытка найти опору в энциклопедической трактовке очерка: «в художественной литературе один из разновидностей рассказа отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30