Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Педагогическое сопровождение детского лидерства. Уманский, Александр Львович бесплатно
4:54 AM
Скачать Педагогическое сопровождение детского лидерства. Уманский, Александр Львович бесплатно
Педагогическое сопровождение детского лидерства

Диссертация

Автор: Уманский, Александр Львович

Название: Педагогическое сопровождение детского лидерства

Справка: Уманский, Александр Львович. Педагогическое сопровождение детского лидерства : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Кострома, 2004 318 c. : 71 05-13/126

Объем: 318 стр.

Информация: Кострома, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА КАК ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15
§ 1 Лидерство как динамическая характеристика малой группы 15
§ 2 Проблема лидерства как предмет психологопедагогического исследования 34
§ 3 Дифференциация лидерства 50
Выводы по I главе 57
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА 60
§ 1 Сущность педагогического сопровождения детского лидерства 60
§ 2 Закономерности и принципы педагогического сопровождения детского лидерства 82
§ 3 Реализация лидерского потенциала ребенка как цель педагогического сопровождения 105
Выводы по II главе 118
ГЛАВА III ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ 123
§1 Модель педагогического сопровождения детского лидерства 123
§ 2 Организация педагогического сопровождения реализации лидерского потенциала различных категорий детей в условиях оздоровительно-образовательных лагерей 146
§ 3 Содержание опытной работы по апробации условий эффективности педагогического сопровождения детского лидерства 163
§ 4 Анализ результатов опытной работы 183
Выводы по III главе 196

Введение:

Глубокие изменения в различных сферах общественной жизни современной России обусловливают интенсивные поиски путей повышения эффективности деятельности основных социальных институтов общества, среди которых значительное место занимает система образования.
Система образования, как и другие сферы общественной жизни, претерпевает существенные изменения как по содержанию, так и по структуре; изменился и основной спектр задач, которые требуют первоочередного решения. Одной из таких задач является педагогическое сопровождение детского лидерства. Современное образование направлено не только на то, чтобы человек получил качественные знания, востребованные в жизни умения и навыки, но и на развитие личности в целом, таких ее качеств и черт, которые позволят каждому успешно адаптироваться в условиях самостоятельной жизнедеятельности. Наиболее актуальной проблемой в данном аспекте является проблема обеспечения условий реализации имеющегося у человека лидерского потенциала.
Выявление и реализация лидерского потенциала традиционно исследуются в контексте детства. Это закономерно, поскольку без знания динамики представлений о детском лидерстве как феномене взаимодействия субъектов совместной групповой деятельности невозможно построение концептуальных моделей сопровождения реализации имеющегося у человека лидерского потенциала.
Исследовательский интерес к проблеме детского лидерства в зарубежной науке и практике отмечается стабильностью на протяжении всего XX века; что касается отечественной психолого-педагогической науки и практики, то он носит неоднозначный характер. Всплеск интереса к данной проблематике в 30-е годы сменяется его ослаблением вплоть до конца 60-х - начала 70-х годов. Сегодня этот интерес значительно возрос в связи с происходящими в обществе изменениями, но решение проблемы реализации лидерского потенциала в детской среде, а также педагогического сопровождения данного процесса осложнено существованием ряда противоречий.
Можно выделить противоречие, существующее в практике и проявляющееся в том, что реализация лидерского потенциала ребенка объективно обусловлено совместной деятельностью и взаимодействием в различных группах, с одной стороны, с другой отсутствуем педагогических механизмов, позволяющий стихийный процесс сделать управляемым.
Существует противоречие и в самой теории, заключающееся в том, что по прежнему популярен подход, обосновывающий коллективистические основы жизни человека, хотя все большее развитие получают индивидуальные и дифференцированные отношения людей друг с другом в процессе их жизнедеятельности и отношений, основой которых является успешность выполнения конкретной деятельности и рефлексия происходящего?
Существует противоречие между теорией и практикой: для эффективного решения задач педагогического сопровождения детского лидерства практика испытывает потребность в новых технологиях, методическом обеспечении данного вида деятельности в различных условиях.
Названные противоречия позволили нам определить направление научного поиска и обозначить проблему исследования, а именно: каковы теоретико-методические основы педагогического сопровождения детского лидерства в условиях модернизации системы образования и расширении возможностей оздоровительно-образовательных центров для решения актуальных педагогических задач на основе включения детей в отвечающую их интересам разнообразную деятельность, в ходе которой реализуются имеющиеся у них потребности в самоактуализации, общении, самовыражении и обеспечиваются условия рефлексивного отражения происходящего.
Данная постановка проблемы позволила следующим образом сформулировать цель исследования: разработка теоретико-методических основ педагогического сопровождения детского лидерства и обоснование рефлексивно-деятельностного подхода к организации процесса сопровождения.
Объект исследования: процесс педагогического сопровождения детского лидерства.
Предмет исследования: теоретико-методические основы педагогического сопровождения детского лидерства.
В своем исследовании в качестве основания педагогического сопровождения детского лидерства мы рассматриваем рефлексивно-деятельностный подход, сущность которого заключается в том, что для успешной реализации имеющегося у ребенка лидерского потенциала он включается в различные виды содержательной деятельности, которая протекает в разнообразных ситуациях, требующих от подростка мобилизации и реализации вовне различных потенциальных ресурсов, а также формирования рефлексивной позиции, то есть умения адекватно оценивать происходящее, свою роль и позиции в различных условиях.
Гипотеза исследования:
Педагогическое сопровождение детского лидерства, базируясь на рефлексивно-деятельностном подходе, будет эффективным при реализации следующих условий:
• создания и подбора комплекса ситуаций от экстремальных до повседневных, в которых решаются задачи различного характера и разного уровня сложности;
• субъектного включения ребенка в вариативное поле лидерства на основе полноправного авторства содержания данного поля;
• рефлексивного взаимодействия детей и взрослых на основе интереса к позиции других людей в процессе совместной деятельности;
• вербализации смысла совместных действий своих действий и действий, других членов группы, переживаний, связанных с решением задач, требующих решения в различных типах ситуаций.
Цель и гипотеза исследования определили комплекс задач, решаемых в его ходе:
1. Определить сущность феномена детского лидерства и понятие «лидер» в малой группе.
2. Обосновать и разработать классификацию ситуаций, жизнедеятельности малой группы и соответствующих типов лидерства, которое может быть как универсальным, так и ситуационно обусловленным.
3. Определить рефлексивно-деятельностный подход как основу педагогического сопровождения детского лидерства.
4. Выявить закономерности и раскрыть принципы педагогического сопровождения детского лидерства.
5. Выявить, изучить основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического сопровождения детского лидерства и обосновать критерии эффективности изучаемого процесса.
6. Обосновать и разработать инвариантные и вариативные компоненты технологии педагогического сопровождения детского лидерства.
7. Разработать модель педагогического сопровождения детского лидерства.
Выполненное диссертационное исследование основывается на идеях научной школы, сложившейся в Ярославском педагогическом и Костромском университетах под руководством профессора М. И. Рожкова. В исследованиях этой школы разрабатываются проблемы экзистенциальной педагогики, в которых изучение обращено к человеку, его индивидуальному осмыслению ситуаций жизнедеятельности, своего поведения и позиции в них, а также поведения и позиции других участников взаимодействия. Профессор М. И. Рожков и его ученики, к плеяде которых относится и автор выполненного диссертационного исследования, изучают онтологический примат возможности по отношению к действительному необходимому. В своем исследовании мы рассматриваем его в аспекте возможности реализации имеющегося у подростка лидерского потенциала в ходе педагогического сопровождения данного процесса.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются следующие научные подходы и конденции: деятельностный подход к развитию личности (А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн); программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива М. Г. Ярошевского; параметрическая концепция или концепция групповой активности JI. И. Уманского, экзистенциальный подход к проблемам формирования и развития личности растущего человека, позволяющий рассматривать ситуацию рефлексивного выхода как ситуацию личностного развития (Н. А. Бердяев, Ж.-П. Сартр, В. Франки, О. С. Гребенюк, М. И. Рожков).
В качестве теоретической основы мы опирались на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались:
• различные теории лидерства: К. Бэрд, JL Первин, О. Джон (теория черт лидерства), Е. Хартли (ситуационная теория лидерства), Р. Бейлс, Ф. Слеттер, Ф. Фидлер (системная теория лидерства);
• вопросы соотношения руководства и лидерства (Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, Н. С. Жеребова, JL И. Уманский, Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник);
• проблема выявления ситуационного лидерства в ходе принятия решений (А. В. Карпов);
• проблема типологии лидерства (Б. Д. Парыгин, JI. И. Уманский, М. И. Рожков, К. Левин);
• вопросы педагогического сопровождения (М. Р. Битянова, Е. А. Козырева, О. С. Газман, А. Д. Андреева, Н. Г. Чанилова, В. Ю. Ромайкин, В. А. Лазарев);
• проблемы педагогических технологий (М. И. Махмутов, В. А. Лазарев, Т. Сакамото).
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов: теоретический анализ и синтез данных психолого-педагогической, философской, социологической, литературы, абстрагирование, конкретизацию, аналогию и моделирование; эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить две группы: рабочие, или частные (изучение документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос устный и письменный, метод экспертных оценок, тестирование); комплексные, или общие (обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа).
Базой исследования являлись детские и молодежные объединения, использующие программу «Лидер» СПО-ФДО, авторские лагеря Костромской области «Комсорг», «Кентавр», «Соколенок», «Мир людей», ЗАО «Синие дали», специализированные смены СПО-ФДО на базе «Орленка» и «Артека», лагеря актива Курской и Ярославской областей, Всероссийский конкурс-фестиваль лидеров и организаторов детских и молодежных объединений «Лидер XXI века», историко-педагогический факультет и институт педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова.
Опытная апробация условий эффективности педагогического сопровождения детского лидерства и его технологии в 2004 году осуществлялась на базе оздоровительно-образовательных лагерей «Кентавр», «Соколенок», «Синие дали».
Основные этапы исследования:
Первый этап (1990-1992 гг.) - экспериментально-поисковый - включал изучение источников по проблемам детского лидерства, особенностям педагогической деятельности с лидерами детских групп, разработку основных концептуальных идей для различных детских объединений, внедрение в их практику комплексной исследовательской программы «Лидер», проведение первичного анализа педагогических основ работы с лидерами, выявление существенных связей, обеспечивающих социальное становление ребенка-лидера, разработку приемов и методов реализации различных подходов к такой работе.
Второй этап (1993-1996 гг.) - концептуально-аналитический — был посвящен обобщению и систематизации накопленного теоретического и эмпирического материала по реализации в массовой практике детских объединений программы «Лидер», опытно-экспериментальной работы в авторских лагерях, школах, профессионально-технических училищах, вузах. Результаты исследования изложены в кандидатской диссертации «Педагогическое стимулирование лидерства в группах учащихся», ряде методических, научно-теоретических пособий, адресованных организаторам и лидерам детских объединений. Продолжено изучение исследуемого процесса.
На третьем этапе (1996-2003 гг.) - теоретико-методологическом -обобщались полученные данные, разрабатывались теоретические основы и технологии педагогического сопровождения лидерства, формулировались выводы, осуществлялась апробация основных идей и результатов исследования, материалы докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, курсах переподготовки кадров, проводилось литературное оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, рассмотрением в динамике; использованием комплекса методов исследования; определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижении целей исследования. Результаты получены на основе комплексного исследования, включающего многолетнюю опытную работу, анализ собственной практической деятельности, а также изучение проблемы в историческом и современном аспектах.
Научная новизна исследования: 1
1. Определены сущность феномена детского лидерства и понятие «лидер» в малой группе.
2. Обоснована и разработана классификация ситуаций жизнедеятельности малой группы и соответствующих типов лидерства, которое может быть как универсальным, так и ситуационно обусловленным.
3. Обоснован рефлексивно-деятельностный подход как основа педагогического сопровождения детского лидерства.
4. Выявлены закономерности и раскрыты принципы педагогического сопровождения детского лидерства.
5. Выявлены и изучены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического сопровождения детского лидерства и обоснованы критерии эффективности изучаемого процесса.
6. Обоснованы и разработаны инвариантные и вариативные компоненты технологии педагогического сопровождения детского лидерства.
7. Разработана модель педагогического сопровождения детского лидерства.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методологии педагогической науки, разработкой проблемы педагогического сопровождения детского лидерства и условий, обеспечивающих его эффективность, а также в дополнении теории воспитания научными представлениеми о ситуациях жизнедеятельности ребенка и возможностях проявления лидерского потенциала конкретного подростка, о коррекции проявления негативного лидерского потенциала ребенка в различных, либо типичных ситуациях.
Практическая значимость исследования:
• разработана и апробирована технология педагогического сопровождения детского лидерства;
•разработано программное обеспечение реализации всех компонентов технологии педагогического сопровождения детского лидерства;
• разработаны методические материалы для реализации лидерского потенциала ребенка в условиях оздоровительно-образовательных лагерей;
•разработаны шкалы экспертной оценки для изучения эффективности педагогического сопровождения детского лидерства;
• создан клуб «Лидер» и его филиалы на базе различных учреждений образования для закрепления положительной динамики реализации ребенком лидерского потенциала, полученной в условиях оздоровительно-образовательного лагеря;
• разработан и используется для обучения студентов вузов по педагогическим специальностям, а также в системе повышения квалификации педагогов спецкурс «Педагогическое сопровождение детского лидерства и особенности технологии его реализации».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие педагогического сопровождения детского лидерства, рассматриваемое как процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого ребенка и создания условий, обеспечивающих его реализацию в ситуациях, дающих максимальный эффект для проявления имеющихся у ребенка сочетания личностных и индивидуальных качеств.
2. Обоснование рефлексивно-деятельностного подхода к процессу педагогического сопровождения детского лидерства, сущность которого заключается в том, что не смотря на вариативный характер сопровождения, определяемый особенностями различных детских групп и спецификой происходящих в них процессов, инвариантом сопровождения остается -ориентация на формирование рефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их включения в те или иные виды деятельности, осуществляемые в различных ситуациях и обеспечивающие возможность реализации имеющегося у ребенка лидерского потенциала.
3. Закономерности организации педагогического сопровождения детского лидерства: зависимость результатов педагогического сопровождения от уровня сформированности психологической готовности к реализации имеющегося у субъекта лидерского потенциала, взаимозависимость результатов педагогического сопровождения детского лидерства и реализации в его процессе рефлексивной позиции участников данного процесса, взаимосвязь и взаимозависимость эффективности сопровождения и учета особенностей возрастного развития ребенка, сформированности детских интересов, имеющихся у детей потребностей и приоритетных предпочтений в выборе видов деятельности и направлений общения; принципы, на которых данный процесс базируется (принцип персонофикации процесса педагогического сопровождения, принцип бинарности, принцип опосредованных воздействий в процессе педагогического сопровождения детского лидерства, принцип включенности детей в социальные личностно-значимые отношения, принцип самореализации ребенка в позиции лидера).
4. Технология педагогического сопровождения детского лидерства включает в себя инвариантные и вариативные компоненты. К инвариантным компонентам относятся: подготовка педагогов к обеспечению процесса сопровождения, формирование психологической готовности к выполнению лидерских функций у детей, конструирование поля лидерства, формирование рефлексивной позиции у ребенка.
Вариативные компоненты определяются в зависимости от особенностей контингента детей, с которыми организуется работа (возраст, имеющиеся у ребенка поведенческие и эмоциональные проблемы, особенности детской категории, участвующей в работе, условия работы, возможности специалистов, данную работу организующих). В ходе нашего исследования в качестве таких вариативных составляющих были выделены: коррекционная работа и реабилитационный процесс.
Личный вклад автора в исследовании:
• обоснованы и разработаны педагогические основы сопровождения детского лидерства;
• разработан рефлексивно-деятельностного подход один из теоретических подходов к проблеме лидерства как феномена группового взаимодействия;
•методически обоснована реализация инвариантных и вариативных составляющих технологии педагогического сопровождения детского лидерства;
• обоснованы модель педагогического сопровождения детского лидерства и условия эффективности, обеспечивающие результативность реализации процесса сопровождения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 320 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031