Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 10 » Скачать Педагогические возможности экономического образования в современной школе. Зайченко, Наталья Алексеевна бесплатно
12:34 PM
Скачать Педагогические возможности экономического образования в современной школе. Зайченко, Наталья Алексеевна бесплатно
Педагогические возможности экономического образования в современной школе

Диссертация

Автор: Зайченко, Наталья Алексеевна

Название: Педагогические возможности экономического образования в современной школе

Справка: Зайченко, Наталья Алексеевна. Педагогические возможности экономического образования в современной школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 1998 274 c. : 61 98-13/755-3

Объем: 274 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Экономическое образование как составная часть общего образования
1 Экономическое образование в контексте понятия обновление содержания образования»
11 Проблемы обновления содержания образования ":
12 Педагогические цели и педагогические возможности нового предмета «Экономика» в системе содержания образования 2 Предмет экономической науки и детерминанты содержания довузовского экономического образования
2' 1 • Предмет экономической науки как базисная составляющая экономического образования в современной школе
22 Экономика в контексте образовательных областей в структуре базисного плана) '
23 Детерминанты содержания экономического образования
Глава 2 Потенциал экономического образования в современной школе 1 Теоретические предпосылки содержания экономического образования в западной и российской школе 2 Ретроспективный анализ экономического образования в американских и европейских школах 3 Этапы развития и подходы к практической реализации экономического образования в современной российской школе
Глава 3 Организационно-педагогические условия реализации педагогических возможностей экономического образования в современной школе
Опыт петербургской школы) 1 Стандарт экономического образования как основа формирования и развития содержания экономического образования 137 & 2 Учебно-методический комплект как фактор реализации стандарта экономического образования 3 Кадровый потенциал экономического образования 188 & 4 Ретроспективный анализ опыта создания системы экономического образования в Петербурге

Введение:

модели образования. В «рефлексивном образовании» акцент смещается с усвоения учащимися знания на высвобождение творческого потенциала мышления, привитие навыков самостоятельного, критического и обоснованного анализа проблем и ситуаций с тем, чтобы рационально принимать решения в условиях ограниченных средств для достижения поставленных целей. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между социальными целями обновления содержания образования, ориентированными на обеспечение . социальной мобильности личности и педагогическими возможностями введения нового предмета - экономики, содержание которого адекватно данной цели; между педагогическими целями обновления содержания образования, ориентированными на обеспечение равных образовательных возможностей личности и педагогической действительностью, детерминированную ограничениями материальных, финансовых, временных ресурсов; между потребностью школы в содержании экономического образования, адекватном поставленным социальным и педагогическим целям и неопределенностью педагогических возможностей для его реализации; между педагогической действительностью - наличием нового предмета - экономика в образовательных программах школ и педагогической возможностью -неопределенностью его статуса в содержании общего образования; многообразием подходов к определению предмета экономической науки и необходимостью его конкретизации в школьном образовании. Необходимо определить педагогические возможности экономического образования, исходя из формирующихся концепций образования и условия реализации этих возможностей. Существуют исследования по проблемам экономического образования (Л.А.Азимов, Е.И.Иванова, С.А.Равичев, У.Уайтхед), но материалы этих исследований лишь частично отражают проблемы развития экономического образования в российской школе.
Существует опыт западной школы, анализ которого существенно дополняет и активизирует представления о возможностях, сущности и необходимости экономического образования в средней школе.
Есть петербургский опыт, в известной мере опережающий массовую практику и который необходимо исследовать.
Цель исследования состоит в разработке теоретических и организационно- педагогических основ формирования содержания экономического образования в современной школе на основе анализа его педагогических возможностей.
Объект исследования - содержание экономического образования в современной школе.
Предмет исследования - педагогические возможности экономического образования в современной школе и организационно-педагогические условия их реализации.
Общая гипотеза исследования - педагогические возможности экономического образования можно выявить с необходимой полнотой, если само образование рассматривать как процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе деятельностного знания (социального и личного опыта,).
Типологию проблем,' являющихся предметом. анализа экономических дисциплин, можно разработать, если построить интегрированную матрицу содержания экономического образования.
Можно предполагать, что в практике современной школы педагогические возможности экономического образования реализуются лишь частично, ибо это образование преимущественно ориентировано на достижение традиционных учебных результатов. В связи с этим увеличение объема экономических знаний не оказывает существенного влияния на уровень образованности учащихся, Для более полной реализации педагогических возможностей экономического образования необходимо создание организационно-педагогических условий. Главными из них являются: формирование стандарта экономического образования; создание учебно-методических комплектов, обеспечивающих возможность реализации вариативных программ, с учетом интересов и потребностей учащихся; формирование уровня квалификации учителя, адекватного целям экономического образования, ориентированного на взаимосвязь образовательных областей.
Допустимо предполагать, что технология организации перехода педагогических возможностей в педагогическую действительность содержания экономического образования может служить универсальной моделью для организации содержания и внедрения любого нового предмета в содержание общего образования . Цель исследования и его гипотеза определили следующие задачи исследования:
• проанализировать экономическое образование как составную. часть .общего образования и выявить возможности экономического образования в реализации целей общего образования;
• описать систему экономического образования в американской, европейской и российской школе; выявить уровень реализации педагогических возможностей экономического образования и факторы, определяющие данные возможности;
• определить организационно-педагогические условия реализации педагогических возможностей экономического образования в цехербургской школе и способ управления содержанием экономического образования в современной школе.
Теоретико - методологические основы исследования:
• философские концепции понятий «содержания», «образования», «возможности», «действительности» (А.Гелен, Г. Ихгейзер, И.Кант, С. Кьёркегор, М.Шелер, М.Экхарт); философско - педагогические концепции понятий «содержание» и «образование», рассматривающие содержание образования как фактор социализации личности (С.И.Гессен, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо)
• .философско- экономические исследования модели «экономического человека», предмета экономической науки (В. С. Автономов, Дж.Бентам, А.Вагнер, Л.Вальрас, К.Книс, К.Маркс , К.Менгер, Дж.С.Милль, Л.Роббинс, А.Смит); философско - педагогические исследования проблем образования (В.И.Гинецинский, Э.Гросс, С. Гессен, Дж. Дьюи, П.Липман, М.Притчард, М.Рубинштейн, С.Холл, Г.П.Щедровицкий, Фребель); педагогические исследования в области содержания образования (В.И.Гинецинский, Л.Я.Зорина, Е.И.Казакова, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, И.Я.Лернер, В.С.Леднев, Л.М.Перминова,
Н.Ф.Радионова, Н.И.Роговцева, М.Н.Скаткин А.П.Тряпицына, Г.П.Щедровицкий,); социологические, педагогические, психологические исследования по проблемам экономического образования (Л.А.Азимов, А.Ю.Архипов, А.А.Аузан, Дж.Зигфрид, Е.В.Иванова, Я.И. Кузьминов, Б.Т.Мешарон, П.Сандерс, С.Хадкинсон, Д.Дж.Уайтхед, Кл. Парлимент, В.Б. Волстед); научно-исследовательские разработки в области системного исследования, педагогических систем .и педагогического проектирования (Р.Ф.Абдеев, С.И.Архангельский, Р.Акофф,
В.П.Беспалько, А.М.Дреер, Е.С.Заир-Бек, М.С.Каган, О.Е.Лебедев, Л.П.Малков, У.Портер, В.Е.Радионов, Г.Н.Рузавин, Уинч.П., В.А.Ядов, С.Янг)
Опытно- экспериментальная база исследования:
1. Общеобразовательные школы, лицеи и гимназии Санкт-Петербурга - всего 132 образовательных учреждения
2. Общеобразовательные школы, лицеи и гимназии Кыргызстана - всего 11 образовательных учреждений
3. Центр развития альтернативного образования Комитета по образованию Санкт - Петербурга: курсы подготовки учителей экономики 216 преподавателей
Комиссия аттестации учителей экономики 42 преподавателя
Состав эмпирических материалов, использованных в исследовании, характеризуется следующими данными'.
1. Материалы социологических исследований по состоянию преподавания экономических дисциплин в Санкт-Петербургской школе в период 1992 - 1997 гг. (более чем в 130 школах) ежегодно
2. Материалы региональных экономических олимпиад школьников от 5 до 11 классов за период 1992- 1997 гг. - около 26.000работ
3. Материалы анкетирования и опросов учащихся и учителей - 2300 ответов
4. Материалы анкетирования родителей -110 ответов'
5. Материалы экзаменационных работ учащихся 11 классов - 240работ
6. Разработки уроков, учебных программ, и других учебно- методических материалов в системе повышения квалификации - 56разработок
7. Контрольные задания и тесты для экзаменов , зачетов и промежуточной аттестации учащихся - более 3000 заданий
8. Материалы экспертизы образовательных программ • экспериментальных площадок лицеев, гимназий и пр.) - 16 программ
9, Материалы Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга (информационные бюллетени и нормативные документы по вопросам экономического образования в средней школе) - 27 материалов Логика исследования включала в себя следующие этапы:
1 этап (1991 -1993 гг.) Анализ педагогических, методических, психологических аспектов проблемы организации и содержания экономического образования за рубежом на основании изучения исследований по данному виду образования в Великобритании, США, Швеции, Дании, Германии, Голландии.
• анализ и экспертиза учебных программ по экономическому блоку дисциплин на уровне города (Санкт- Петербург);
• разработка концепции программы социально- экономического образования школьников в* Санкт- Петербурге
2 этап (1993-1995 гг.) Реализация концепции программы социально-экономического образования школьников посредством организации системы экономического образования в Санкт- Петербурге , включающей в себя:
1) разработку учебных программ и учебно-методических пособий для основной и средней школы и их апробация;
2) разработку методики проведения крупномасштабных разновозрастных экономических олимпиад и их проведение;
3) разработку концепции подготовки преподавателей экономических дисциплин на разноуровневых курсах и семинарах , их организация и реализация концепции;
4) анализ международных программ экономического • образования школьников, их интеграция в единую систему экономического образования школьников Санкт-Петербурга;
5) анализ новых теоретических источников по проблеме исследования.
3 этап (1995- 1997г.г)
• разработка, оформление и. апробация концепции стандарта экономического образования школьников основной и средней школы;
• анализ взаимосвязей между содержательной, воспитательной, информационно- технологической компонентами стандарта экономического образования и концепциями образовательных программ школ различного профиля и уровня образования;
• формулирование выводов и рекомендаций по внедрению стандарта как основы организации и управления содержанием экономического образования в современной школе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• раскрыто понятие «содержание экономического образования в школе»;
• описана система экономического образования в современной школе, дан сравнительный анализ этапов развития системы экономического образования в школе США, Западной Европы, России,Санкт-Петербурга;
• выявлены вариативный и инвариантный детерминанты содержания школьного экономического образования;
• выявлены возможности экономического образования по образовательным областям базисного учебного плана;
• описан модульный принцип технологии изготовления учебно-методических комплектов по экономике для средней и основной школы и модульный принцип Подготовки учителей экономики для школы.;
• установлена связь между формированием экономических знаний и уровнем образованности учащихся;
• определены организационно- педагогические условия реализации , педагогических возможностей экономического образования в современной школе. На защиту выносятся следующие положения:
1) - понятие "содержание экономического образования" в школе может быть определено как "лйчностно ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний и умений, ценностного осмысления мира, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств для их решения"
2) - содержание экономического образования в средней школе зависит от двух комплексных детерминант: инвариантного детерминанта, в котором ведущие функции экономической дисциплины (познавательные, коммуникативные, преобразовательные, ценностно-ориентационные) наполняются инвариантом состава содержания (знаниями, опытом осуществления известных способов деятельности - умениями, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений), необходимого для достижения определенного уровня образованности учащегося;
•' вариативного детерминанта, включающего семь элементов: 1)спрос на экономическое образование, 2) цели и ценности образовательной программы, 3) цели экономического образования, 4) учебно-методические пособия, 5) учебный план, 6) педагогические кадры, 7) образовательный стандарт , определяющих содержание, достаточное для достижения определенного уровня образованности в условиях конкретного образовательного учреждения;
3) - экономическое образование может быть реализовано через изучение различных экономических дисциплин и входить в состав различных образовательных областей»: общественные дисциплины, естественнонаучные дисциплины, математические дисциплины, технологии;
4) - факторами, определяющими педагогические возможности экономического образования в школе являются : -инвариантный детерминант - на уровне теоретических возможностей; -вариативный детерминант - на уровне педагогических возможностей; -комплекс организационно-педагогических условий экономического образования - на уровне реальных возможностей; - реализация стандарта - на уровне действительности. Практическая значимость работы состоит в том, что на ее основе разработаны :
• концепция программы социально-экономического образования в современной школе;
• модель экономического образования в специализированном бизнес-лицее;
• учебно-методические комплекты по экономике и бизнесу для основной и средней школы, включающие. дидактические и методические материалы для учителя и учебные пособия учащихся от 5 до 11 классов ( общий объем - 45 печатных листов, изданы в 1995,1996,1997годах);
• модель подготовки учителя экономики для средней школы;
• программы по спецкурсам ( основы маркетинга, основы менеджмента, страховой цортфель) экономического бизнес - блока дисциплин для средней школы (изданы в 1996 г.);
• программа экономического образования в профтехучилищах и лицеях издана в 1996г.);
• программа «Основы экономической теории» для средней школы;
• Петербургский стандарт экономического образования ( издан в 1995, вторая редакция -1996, третья редакция -1997);
• методика проведения крупномасшабных разновозрастных экономических олимпиад для школьников основной и средней школы; •
• проект -.формирования заочной экономической школы для детей и юношества;
• программы курсов разноуровневой подготовки учителей экономики для школы на 20,60,120 и 340 часов;
• рекомендации для преподавателей по составлению программ, ее структуре;
Достоверность и обоснованность основных положений и результатов работы обусловлены адекватным выбором методологических позиций, системным подходом к изучению предмета исследования, опорой на целостные теории и современные исследования содержания образования; использованием в ходе исследования методов, соответствующих и адекватных его задачам и специфике этапов исследования (статистический, • социологический, аналитический, экспериментальный), валидностью данных исследования, проводимых лично автором исследования в течении 5 лет в более чем 200 школах города, Центре развития альтернативного образования ( на курсах подготовки учителей) и подтверждением полученных выводов эмпирическими исследования. Внедрение результатов работы выражается в следующем:
1) - создана и функционирует, согласно технологической схеме, система экономического образования на уровне сверхкрупного города (Санкт-Петербурга);
2) - утвержден Экспертным Советом Комитета по образованию и рекомендован к использованию «Петербургский стандарт экономического образования школьников» ;
3) - опубликованы, апробированы и переизданы учебно-методические комплекты по экономике и бизнесу для основной и средней школы (511 классы, в общем объеме 40 печатных листов)
4) - опубликованы материалы экономических олимпиад статистического и содержательного характера для администраторов и учителей школ;
5) - организованы и функционируют разноуровневые курсы для подготовки и повышения квалификации учителей экономики;
6) - опубликованы статьи и тезисы докладов к конференциям по вопросам экономического образования, содержания образования, образовательных стандартов, методических проблем в преподавании экономики, учебно-методических пособий в общем объеме более 30 печатных листов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована 19 таблицами, 17 схемами, 4 диаграммами, 5 матрицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 166 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30